|
|
ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
Перевод с английского
Под редакцией: Марджи Педен, Ричарда Скарфилда, Дэвида
Слита, Динеш Мохан, Эднана А. Хайдера, Эвы Джараван и Колин
Мазерс
Москва, "Весь мир", 2004, 280 страниц
|
Смертность в результате дорожно-транспортного
травматизма (на 100 тыс. населения) в регионах ВОЗ в 2002
г. (стр. 39)
Регион ВОЗ
|
Страны с низким и средним уровнем дохода
|
Страны с высоким уровнем дохода
|
Африканский регион
|
28,3
|
-
|
Американский регион
|
16,2
|
14,8
|
Регион Юго-восточной Азии
|
18,6
|
-
|
Европейский регион
|
17,4
|
11,0
|
Регион Восточного Средиземноморья
|
26,4
|
19,0
|
Регион западной части Тихого океана
|
18,5
|
12,0
|
Прогнозируемая смертность в результате ДТП по
регионам (в тыс.), с поправкой на занижение сообщаемых показателей,
1990-2020 гг. (стр. 44)
Регион*
|
Коли-чество стран
|
1990
|
2000
|
2010
|
2020
|
Изменение (%) 2000-2020 гг.
|
Уровень смертности (число смертей на 100 тыс. населения)
|
2000
|
2020
|
Восточная Азия и страны Тихоокеанского региона
|
15
|
112
|
188
|
278
|
337
|
79
|
10,9
|
16,8
|
Восточная Европа и Центральная Азия
|
9
|
30
|
32
|
36
|
38
|
19
|
19
|
21,2
|
Латинская Америка и страны Карибского бассейна
|
31
|
90
|
122
|
154
|
180
|
48
|
26,1
|
31,0
|
Ближний Восток и Северная Африка
|
13
|
41
|
56
|
73
|
94
|
68
|
19,2
|
22,3
|
Южная Азия
|
7
|
87
|
135
|
212
|
330
|
144
|
10,2
|
18,9
|
Страны Африки к югу от Сахары
|
46
|
59
|
80
|
109
|
144
|
80
|
12,3
|
14,9
|
Промежуточный итог
|
121
|
419
|
613
|
862
|
1124
|
83
|
13,3
|
19,0
|
Страны с высоким уровнем дохода
|
35
|
123
|
110
|
95
|
80
|
-27
|
11,8
|
7,8
|
Итого
|
156
|
542
|
723
|
957
|
1204
|
67
|
12,0
|
17,4
|
* Данные приведены в соответствии с региональными классификациями
Всемирного банка
Издержки от ДТП по регионам (стр. 57)
Регион*
|
ВНП, 1997 г. (млрд долл. США)
|
Ежегодные издержки на ДТП (оценка)
|
В % от ВНП
|
Издержки (в млрд долл. США)
|
Африка
|
370
|
1
|
3,7
|
Азия
|
2454
|
1
|
24,5
|
Латинская Америка и страны Карибского бассейна
|
1890
|
1
|
18,9
|
Ближний Восток
|
495
|
1,5
|
7,4
|
Центральная и Восточная Европа
|
659
|
1,5
|
9,9
|
Промежуточный итог
|
5615
|
64,5
|
|
Страны с высоким уровнем автомобилизации**
|
22665
|
2
|
453,3
|
Итого
|
|
|
517,8
|
* Данные приведены в соответствии с региональными классификациями
TRL Ltd, Великобритания
** Австралия, Новая Зеландия, Северная Америка, страны Западной
Европы и Япония.
Сравнение риска попадания в аварию с последующими
травмами в результате превышения скорости и в аварию, произошедшую
в результате опьянения (стр. 86)
Скорость (км/час)
|
Скорость (относительный риск*)
|
Содержание алкоголя в крови (г/дл)
|
Содержание алкоголя в крови (относительный риск**)
|
60
|
1,0
|
0,00
|
1,0
|
65
|
2,0
|
0,05
|
1,8
|
70
|
4,2
|
0,08
|
3,2
|
75
|
10,6
|
0,12
|
7,1
|
80
|
31,8
|
0,21
|
30,4
|
* Относительно трезвого водителя, едущего со скоростью
60 км/ч
** Относительно езды в трезвом состоянии с нулевым содержанием
алкоголя в крови
|
Совместный доклад Всемирной организации здравоохранения
и Всемирного банка. Цель доклада - привлечь внимание к проблеме
усиления безопасности на дорогах и предоставить конкретные рекомендации
по улучшению ситуации в этой области. На примере данных из различных
стран мира рассматриваются как вопросы разработки политики в области
организации автомобильного движения и мероприятия по дорожному воспитанию,
так и вопросы дорожного строительства и использования различных
защитных устройств. Издание предназначено для широкого круга лиц.
Содержание
Вступительное слово
Предисловие
Авторский коллектив
Выражение признательности
Введение
Глава 1. Основные положения
Вступление
Проблема здравоохранения
Случаи смерти, инвалидность и травматизм на дорогах
Социальные и экономические издержки от дорожно-транспортного травматизма
Изменение основных представлений
Предсказуемость и предотвратимость дорожно-транспортного травматизма
Необходимость достоверных данных и научного подхода
Дорожно-транспортная безопасность как проблема социального равенства
Системы, предусматривающие человеческую ошибку
Системы, учитывающие уязвимость человеческого тела
Передача технологии из стран с высоким уровнем дохода
Новая модель
Системный подход
Развитие институционального потенциала
Повышение эффективности
Разделение ответственности
Постановка задач
Партнерства в государственном и частном секторах
Вывод
Библиография
Глава 2. Глобальное воздействие
Вступление
Источники данных
Масштабы проблемы
Глобальные оценки
Распределение по регионам
Оценки по странам
Тенденции в дорожно-транспортном травматизме
Всемирные и региональные тенденции
Тенденции в отдельных странах
Перспективные оценки и прогнозы
Автомобилизация, развитие и дорожно-транспортный травматизм
Общие характеристики жертв дорожно-транспортного травматизма
Типы участников дорожного движения
Профессиональный дорожно-транспортный травматизм
Пол и возраст
Социально-экономический статус и место жительства
Другие воздействия в социальной области, экономике и здравоохранении
Последствия для общества и здравоохранения
Экономическое влияние
Данные и фактическая информация по предотвращению дорожно-транспортного
травматизма
Почему необходимо собирать информацию и формировать базу фактических
данных по дорожно-транспортному травматизму?
Источники и типы данных
анализ данных
Проблемы и вопросы, связанные с данными
Другие проблемы
Ограничения источников информации, использованных в этой главе
Вывод
Библиография
Глава 3. Факторы риска
Вступление
Факторы, влияющие на возникновение риска
Стремительный рост парка машин
Демографические факторы
Планирование транспорта, землепользования и дорожной сети
Растущая необходимость поездок
Выбор менее безопасных способов передвижения
Факторы риска, влияющие на попадание в аварию
Скоростной режим
Пешеходы и велосипедисты
Молодые водители
Алкоголь
Лекарственные препараты и наркотические средства
Усталость водителя
Мобильные телефоны в руках
Недостаточная видимость
Факторы риска, связанные с дорогами
Факторы риска, связанные с конструкцией автомобиля
Факторы риска, оказывающие влияние на тяжесть аварии
Отсутствие устройств внутренней защиты в автомобиле
Неиспользование защитных шлемов пользователями двухколесного транспорта
Неиспользование ремней безопасности и приспособлений для безопасности
детей в автомобилях
Объекты на обочинах дорог
Факторы риска, оказывающие влияние на последствия аварий
Факторы, действующие до попадания в больницу
Факторы, связанные с уходом в больнице
Вывод
Библиография
Глава 4. Практические мероприятия
Система дорожного движения, спроектированная для безопасной и надежной
ее эксплуатации
Управление подверженностью риску дорожно-транспортных происшествий
через систему мероприятий транспортной политики и политики землепользования
Уменьшение масштабов движения автомобильного транспорта
Поощрение пользования безопасными видами транспорта
Сведение к минимуму подверженности населения повышенным рискам
Формирование дорожной сети с целью предотвращения дорожно-транспортного
травматизма
Надежность как важный элемент планирования дорожной сети
Внедрение в методологию проектирования дорог конструктивных особенностей,
обеспечивающих безопасность дорожного движения
Улучшение положения на тех участках дорог, где часто происходят
аварии
Производство хорошо видимых, стойких к ударам, "умных"
автомобилей
Повышение видимости автомобилей
Конструкция автомобилей с противоаварийными устройствами
"Умные" транспортные средства
Разработка важнейших правил безопасности дорожного движения и контроль
за их соблюдением
Введение регламентированного скоростного режима движения автотранспорта
и контроль за его исполнением
Принятие законов о предельно допустимом уровне содержания алкоголя
в крови и контроль за их исполнением
Лекарственные препараты и наркотические средства
Продолжительность фактического времени работы водителей коммерческого
и общественного транспорта в рейсе
Фотокамеры на перекрестках
Принятие законодательства о ремнях безопасности и приспособлениях
для безопасности детей в автомобилях и контроль за его исполнением
Законодательное установление использования защитных шлемов
Роль просвещения, информации и пропаганды
Оказание первой помощи после аварии
Перечень видов помощи пациентам, ставших жертвами дорожно-транспортных
происшествий
Оказание добольничной помощи
Оснащение и оборудование стационаров
Реабилитация
Научные исследования
Вывод
Библиография
Глава 5. Выводы и рекомендации
Главные идеи настоящего доклада
Рекомендации по возможным действиям
Заключение
Статистическое приложение
Глоссарий
Предметный указатель
|