|
Семейная политика:
что нового принес нам 2005 год |
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук,
Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического
факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Три хорошие новости и одна - не очень
Прошло три года с момента публикации в Демоскопе моих
последних материалов о детских пособиях и налоговых вычетах на детей
в рубрике "Социально-демографическая политика в документах
и комментариях" (№51-52,
№55-56
и №61-62).
Мое последующее молчание объясняется не столько леностью и сверхзагруженностью,
сколько отсутствием значимых поводов для оживления рубрики.
Если что-то и происходило - то только на региональном
уровне. Во многих регионах были приняты концепции, программы, планы
по реализации "Концепции демографического развития РФ на период
до 2015 г.", включившие среди прочего и меры в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи1. Назовем
лишь некоторые из более чем тридцати программ, показывающие как
разнообразие в названиях, так и в периодах их действия:
- Концепция демографической политики в Саратовской области на
период до 2015 г. и План первоочередных мер по стабилизации демографической
ситуации на 2003-2004 гг.
- Программа "Народонаселение Иркутской области" на
период до 2010 г.
- Концепция "Сбережение населения Свердловской области на
период до 2015 г."
- Программа улучшения демографической ситуации Ульяновской области
на 2002-2004 гг.
- Программа улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия
на 2001-2005 гг.
- Программа "Улучшение демографической ситуации в Алтайском
крае на 2002-2006 гг."
- Программа "Государственная поддержка улучшения демографической
ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской
области до 2010 г."
- Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007
гг. … и др.
Что касается активности на федеральном уровне - то тут
можно лишь упомянуть немалое число законодательных инициатив с предложениями
увеличить позорно малые пособия семьям с детьми, которые (инициативы),
впрочем не доживали и до первого чтения из-за отрицательных отзывов,
собираемых в ходе их согласования с правительственными структурами.
Возникало ощущение, что инициаторы (депутаты, губернаторы и др.
общественные фигуры и организации) соревнуются между собой в щедрости
(кто больший рост пособий предложит), не очень-то веря в реальное
воплощение своих инициатив. Не важно, пройдет ли предложенное, а
вот в памяти избирателя борьба за семью и благосостояние детей останется,
да и отчитаться по итогам в своей депутатской (губернаторской) активности
будет чем.
Безусловный лидер здесь - депутат Бабурин, предложивший
увеличить единовременное пособие при рождении 3-го и 4-го ребенка
до… 250 тыс. рублей. Что уж мелочиться! В тех немногочисленных регионах,
где рождение третьих-четвертых детей все-таки наблюдается не столь
редко, как на большей части России, - в них как правило и зарплаты-доходы
невысоки, - там сумму в 250 тыс. рублей (около $ 9000) и представить-то
себе не каждый сможет. На что ж такую прорву деньжищ потратить?
Разве что сразу дом купить или построить.
Три года относительного затишья в области семейной политики
позади. Лед тронулся…
Начало 2005 года подарило три приятные новости (сильно
уступающие размахом депутатским фантазиям, но заслуживающим, тем
не менее, упоминания и комментария) и одну не очень приятную:
1 - См. Доклад о состоянии и тенденциях демографического
развития Российской Федерации. Региональный аспект. М., 2002; Доклад
о состоянии и тенденциях демографического развития Российской Федерации.
Реализация Концепции демографического развития РФ на период до 2015
г. М., 2003.
|