Rambler's Top100

№ 55 - 56
18 февраля - 3 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях

Хватит ли средств фонда социального страхования на запланированное увеличение материнских пособий?

Приведет ли увеличение материнских и детских пособий к росту рождаемости? (интерактивный опрос)

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Хватит ли средств фонда социального страхования на запланированное увеличение материнских пособий ?

11 февраля 2002 года Президент РФ подписал Федеральный закон Российской Федерации № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". (Принят Государственной Думой 18 января, одобрен Советом Федерации 30 января 2002 года)
Закон вступил в силу с 1 января 2002 года.

Статья 4 этого закона предусматривает направить в 2002 году на выплату пособий 76151,5 млн. рублей, в том числе:
- на выплату пособия по беременности и родам - 6501,5 млн. рублей;
- на выплату единовременного пособия при рождении ребенка - 5540,4 млн. рублей;
- на выплату ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 5130,0 млн. рублей.

Комментарий.

Мы уже комментировали в №51-52 Демоскопа Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 181-ФЗ от 28 декабря 2001 года.

Напомним, что в соответствии с этим законом в 2002 году единовременное пособие при рождении ребенка увеличено с 1500 до 4500 рублей (в 3 раза), а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 200 до 500 рублей (в 2,5 раза).

Получается, что средств из бюджета Фонда социального страхования на выплату единовременного пособия при рождении ребенка хватит не более, чем на 1,231 миллиона родившихся детей (5540,4 млн. рублей : 4500). В тоже время, в 2002 году, по предварительным данным, число родившихся составило 1,309 миллиона (в 2000 - 1,267, в 1999 - 1,215 миллиона). Продолжающийся рост численности молодых матерей позволяет надеяться, что в 2002 году число родившихся будет больше, чем в 2001 и достигнет 1,350 миллиона. Это означает, что реальные расходы должны быть выше запланированных примерно на 10%, а с учетом региональных коэффициентов в районах Севера и приравненных к ним - еще выше. Намечаемый дефицит частично будет смягчен, тем, что, судя по отчетным статистическим данным за последние годы, не все 100% матерей получили данное пособие. В причинах этого еще предстоит разобраться.

Что касается ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, то расходы на него должны составить 6000 рублей в расчете на 1 мать, находящуюся в отпуске (500 руб.х12 мес.) и около 12 млрд. рублей всего, в расчете примерно на 2 миллиона матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет. Поскольку продолжительность оплачиваемого отпуск по уходу за ребенком лишь у части женщин составляет максимально возможный срок - до 1,5 года, а также по ряду других причин (младенческая смертность), реальные расходы, судя по отчетным статистическим данным за последние годы, составляли около половины от расчетного максимума с явной тенденцией к уменьшению. Возможно, это связано с тем, что часть матерей была вынуждена выйти на работу до окончания оплачиваемого отпускного периода из-за дефицита доходов. Размер оплаты отпуска в 1987-2000 годах составлял 167 рублей в месяц и не менялся в течение четырех лет. В то же время прожиточный минимум вырос за этот период более, чем втрое (!). Если в январе 1997 года 167-рублевое пособие покрывало около 40% прожиточного минимума взрослого, то к концу 2000 - лишь 12%, а в конце 2001 - 11,7% (!). Отсюда и объяснение непрерывно снижающейся продолжительности пребывания в отпуске по уходу за ребенком и, соответственного сокращения расходов из Фонда социального страхования. Можно предположить, что увеличение пособия до 500 рублей в месяц (почти 30% от прожиточного минимума) приведет и к увеличению числа матерей, которые воспользуются отпуском в течение большего числа месяцев, что увеличит расходы на выплату пособия.

И, наконец, расходы на выплату пособия по беременности и родам. Это единственная статья, расходы по которой росли все эти годы. Этим пособием пользуются практически все, по крайней мере, - работающие и учащиеся. Предусмотренные расходы - 6501,5 млн. рублей, в расчете на 1,35 миллиона матерей составят около 5 тысяч рублей на оплату отпуска в 140 дней (70 - до и 70 после родов) или примерно 1070 рублей в расчете на один календарный месяц. При этом заметим, что среднемесячная зарплата составила в январе 2002 года 3860 рублей. Конечно, не все молодые матери, уходящие в отпуск по беременности и родам, имеют до ухода в отпуск зарплату, близкую к средней. Кто-то, уходит в отпуск с зарплаты в 500 рублей, кто-то - 5000, а кто-то из молодых матерей, возможно, получал до ухода в отпуск и куда большую заработную плату - 10000 рублей или более. Для этой категории матерей цитируемый нами Федеральный закон № 17-ФЗ содержит ограничение. Так, Статья 15 предусматривает, что "максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11700 рублей". При этом в районах, где применяются коэффициенты, максимальный размер пособия будет определяться с учетом этих коэффициентов. Так, что пусть "богатые тоже плачут" - Фонд социального страхования не желает платить больше, чем 11700 рублей (около 400 $) в месяц. Вряд ли эти слезы вызовут сострадание у миллиона низкооплачиваемых матерей, для которых эта максимальная сумма равна их годовой или полугодовой зарплате, но законность такого ограничения сомнительна - ведь страховые взносы платятся со всех зарплат - малых и больших, и сверхбольших.

Для справки:
Расходы на семейные и материнские пособия (1997-2000)

 

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

2002(*)

Совокупные расходы на семейные и материнские пособия
(млн. руб., 1997 г. - млрд. руб.).

По беременности и родам

1868,789

1984,628

2439,52

3675,239

 

6501,5 (*)

При рождении ребенка

1588,325

1593,016

1548,708

1533,364

 

5540,4 (*)

По уходу за ребенком до 1,5 лет

2141,286

1956,168

1901,619

1757,095

 

5130,0 (*)

Размер единовременного пособия (руб., 1997 г. – тыс. руб.)

1252

1252

1252

1252

1500

4500

Размер оплаты отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет
(руб., 1997 г. – тыс. руб.)

167

167

167

167

200

500

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике
(руб., 1997 г. – тыс.руб.)

950,2

1051,5

1522,6

2223,4

3282**

3860***

Число родившихся (тысяч)

1259,9

1283,3

1214,7

1266,8

1308,6**

1350****

Источники: Российский экономический ежегодник. М., 2001, с.36,198, 530,
Демографический ежегодник России. 2000. М., 2001, с.55.

(*) Средства, предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования РФ на 2002 г. (Статья 4). См. Федеральный закон РФ от 11.02.2002 г. № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 г. Принят Государственной Думой 18 января 2002 г. Одобрен Советом Федерации 30 января 2002 г.
(**) Предварительные данные.
(***) Данные за январь 2002 г. Среднегодовой показатель составит около 4500 руб.
(****) Прогнозная оценка.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most