Семейная политика:
что нового принес нам 2005 год |
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук,
Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического
факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Новость 4-я. Ежемесячное пособие на ребенка впредь устанавливается
законами субъекта РФ и не финансируется из Федерального бюджета
В соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа
2004 г.2 статья 16 Федерального закона
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей")
в новой редакции звучит так: "Размер, порядок назначения
и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами
и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ".
Теперь, с 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает
пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными правовыми
нормами.
В большей части регионов (в том числе в Москве) в 2005
году сохранится прежний размер пособия - 70 рублей в месяц (плюс
районный коэффициент там, где он есть). Примерно в 1/3 субъектов
РФ принятыми на 2005 год нормативными актами пособия увеличены до
80-100 рублей. Максимальной величины (по имеющимся у нас предварительным
данным) ежемесячное пособие достигнет в Ханты-Мансийском автономном
округе - 340 рублей.
Напомним читателю, что до 2001 года ежемесячные пособия
на детей выплачивались за счет региональных и местных бюджетов.
Результат был плачевным. В конце 1990-х стала расти задолженность
по выплате пособий, которая к середине 1999 года превысила 30 млрд.
рублей (сумма, сопоставимая с задолженностью по зарплатам). Только
в трех регионах - Москве, Санкт-Петербурге и Самарской области не
было задолженности. В некоторых областях она достигла 2-3 лет (!).
Начиная с 2001 года средства на текущую выплату пособий
стали выделяться субъектам РФ целевым назначением (в виде субвенций).
Они включались в Фонд компенсаций, финансируемый из федерального
бюджета. Долги стали сокращаться и достигли к апрелю 2002 года 15
млрд. рублей. Быстрому сокращению задолженности способствовало сокращение
более чем в 1,5 раза числа получателей пособий, вследствие перехода
к адресному назначению пособий (не всем детям, а только детям в
семьях с доходами ниже прожиточного минимума). В конце 2004 года
задолженность по пособиям составляла всего около 2 млрд. рублей.
Что будет в 2005 году - неизвестно. Можно предположить,
что не все регионы смогут безболезненно справиться со столь значительной
финансовой нагрузкой для их бюджетов, и задолженность по детским
пособиям вновь может увеличиться. Федеральным бюджетом на 2005 год
предусмотрены субсидии регионам (кому больше, кому меньше) на реализацию
закона о детских пособиях на сумму более 4 млрд.рублей.
Но это меньше, чем 1/4 расходов на пособия в 2004 году.
По нашей оценке, регионы должны будут выделить на детские пособия
17-18 млрд.рублей.
2 - В СМИ и народе ФЗ №122 прозвали
законом о монетизации льгот, хотя его бесконечно длинное название
и содержание прежде всего перераспределяют полномочия и ответственность
федеральных и региональных органов власти. Полное название Закона
№122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ
ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
|