Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Thе Guardian" о прогнозах мирового населения
"Время новостей" о рецептах ФАО по противодействию голоду в Африке
"Профиль", "RBC daily" и "Труд" о демографических проблемах России
"Профиль" о проблемах демографии и рынка труда в России
"RBC daily" о перспективах рынка труда в России
"Российская газета" о пенсионном возрасте в России
"Телеграф" о пенсиях в странах ЕС
"The Washington Post" о мужской сверхсмертности в России
"Российская газета" о производственном травматизме
"Новые Известия" о самоубийствах в СНГ
"Новые Известия" о смертности от денатуратов
"Известия" и "Труд" об ограничении потребления пива
"RBC daily" о СПИДе
"Новые Известия" о человеческом потенциале в России
"Новые Известия" о детских пособиях

"Новое время" о рождаемости и материальном благосостоянии
"Зеркало недели" о репродуктивном здоровье мужчин
"The Times" о донорстве спермы
"The Times" и "Московский комсомолец" об усыновлении российских детей иностранцами
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Российская газета" о браках и безбрачии в Японии
"RBC daily" об отношении к мусульманам в Европе
"Время новостей" о национализме и пользе занятий бегом
"Новые Известия" о двойном гражданстве
"Независимая газета" о двойном гражданстве и призыве в российскую армию
"Известия" об украинцах и новациях в системе регистрации в Москве
"Время новостей" о бушизме и миграции США-Канада
"Новые Известия" о потеплении в Арктике

… о браках и безбрачии в Японии

Японки выбирают одиночество

В Стране восходящего солнца обозначилась новая модная тенденция среди представительниц прекрасного пола. Молодые японки с высшим образованием, имеющие хорошую работу по специальности, не хотят выходить замуж. При зарплате не менее трех тысяч долларов, они чувствуют себя экономически независимыми и предпочитают наслаждаться свободой, "продлевать беззаботную юность".
37-летняя Дзюнко Сакаи, автор нашумевшей книги о преимуществах незамужней жизни, заявляет, что современное поколение японок не хочет посвящать себя пеленкам, готовке и уборке, быть бесплатной домашней прислугой для традиционно мыслящих японских мужчин. "Мы слишком умны и хороши собой, чтобы выходить замуж, - заявляет она. - Мы предпочитаем одиночество и не скрываем своего выбора".
По книге Дзюнко Сакаи снят телесериал, который пользуется огромным успехом у женщин. Он безусловно оставил след в общественном сознании. Согласно официальной статистике число незамужних японок в возрасте до 30 лет за последнюю четверть века возросло с 24 до 54 процентов. Средний возраст невест поднялся с 22 до 29 лет.
Поскольку Япония традиционно была "царством мужчин", новая мода равнозначна глубокому социальному сдвигу. Местный "домострой" считал главной женской добродетелью "тройную покорность". Согласно обычаям, японка должна в детстве подчиняться отцу, в замужестве - супругу, а в старости - сыну.
Да и брак до недавних пор был делом не столько личным, сколько семейным или корпоративным. В 60-х годах, когда я работал в Токио и писал "Ветку сакуры", большинство свадеб совершалось по сватовству родителей. Дескать, самому принимать решение о спутнике жизни, когда человек в состоянии влюбленности, рискованно.
Основатель концерна "Панасоник", патриарх японского менеджмента Мацусита ввел в обиход корпоративные браки. Подбирал своим подчиненным невест из штатных сотрудниц фирмы, был на свадьбах посаженным отцом, обеспечивал молодые семьи ведомственным жильем.
На фоне всего этого отказ вступать в брак по рекомендации родителей или нанимателей выглядит революционно. Решающую роль тут несомненно играет финансовая независимость японок. Хотя в высших эшелонах бизнеса и власти женщин пока еще относительно меньше, чем в развитых странах Запада, они стабильно составляют 40 процентов рабочей силы, в частности половину учителей и треть врачей. Особенно велик спрос на женские руки в сфере услуг. При общем старении нации (доля людей, которым за 65, достигла 19 процентов населения) в домах для престарелых появляется все больше высокооплачиваемых женских рабочих мест.
Словом, в Стране восходящего солнца немало женщин, которые не тяготятся, а наслаждаются своим одиночеством.
Местный бизнес чутко уловил новую моду, распространившуюся среди преуспевающих японок. Фешенебельный столичный отель "Кейо-Плаза" начал проект "Целительное одиночество". Незамужней женщине предлагается изысканный ужин, украшенные цветами апартаменты, а наутро - тренажеры, бассейн и массаж в оздоровительном центре. Ведущая ювелирная фирма "Камелия" начала рекламную кампанию под лозунгом: "Женщине лучше самой покупать себе бриллианты".
Так что увидев в японском баре элегантную женщину без спутника, пьющую коктейль или свежевыжатый сок, не спешите принимать ее за "ночную бабочку" и делать соответствующие предложения. Это может быть преуспевающая предпринимательница, которая бросает вызов традиционному представлению о месте женщины в японском обществе.

Всеволод ОВЧИННИКОВ. "Российская газета", 12 ноября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)