… об ограничении потребления
пива
|
Господа сенаторы выбрали позицию
|
Законопроект об ограничении продажи и потребления пива,
проголосованный депутатами Госдумы РФ практически единогласно, был
остановлен сенаторами убедительно - как по количеству голосов, так
и по формулировкам, хотя конкретных поправок члены Совета федерации
не предложили. Тем самым они продемонстрировали, что их претензии
вызвали вовсе не отдельные неточные или неполные формулировки закона,
а его суть - стремление оградить прежде всего молодежь от стремительной
алкоголизации, навязываемой производителями алкоголя. Но раз так,
возникает вопрос: чьи интересы на самом деле выразили господа сенаторы?
Даже самым пассивным людям, не интересующимся ситуацией в стране,
видно: спаивание подрастающего поколения, формирование у него циничного
поведения, символом которого стала бутылка пива в детских руках,
грозят непоправимыми бедами для дня сегодняшнего, и тем более для
завтрашнего. Пожилые сенаторы, давно забывшие о том, что такое физзарядка,
много разглагольствовали о гибели российского спорта из-за запрета
на рекламу пива при проведении спортивных мероприятий, но получается,
что предлагали заплатить за его процветание здоровьем подрастающего
поколения россиян.
В последнее время активно обсуждается, вредно пиво или полезно.
На самом деле проблема гораздо глубже, чем дебаты вокруг пользы
и вреда пива. За "пивной" проблемой скрывается динамично
нарастающая проблема так называемых слабоалкогольных напитков. В
этой тщательно скрываемой от внимания общества и законодательного
регулирования категории "слабого" алкоголя (как алкоголь
может быть слабым или сильным, если он алкоголь, - это вообще отдельная
тема) можно условно выделить три разряда. Это пиво, слабоалкогольные
газированные напитки и слабоалкогольные энергетические напитки.
По данным Госкомстата России, если в 2002 году емкость их рынка
составляла 33 миллиона дал (ведер), то в 2003 году рост составил
40-45% и достиг 45,9 миллиона дал. Этому способствует то, что за
выпуск "слабого" алкоголя основательно взялись производители
водки, пива и безалкогольных напитков. Совершенно очевидно, что
выход на рынок слабоалкогольных напитков позволит им расширить потребительскую
аудиторию за счет молодежи, сгладит традиционный летний спад потребления
ликероводочной продукции.
Например, ликероводочный завод "Топаз" производит коктейль
"Голубой Топаз" с содержанием алкоголя 8,8%, Московский
пивобезалкогольный комбинат "Очаково" - коктейль "Джин-Тоник"
с содержанием алкоголя 9% и 6%, газированный напиток "Сидор"
с содержанием алкоголя 9%, компания "Pepsi-Co" начала
совместный с ЗАО "ОСТ-АКВА" проект - в Подмосковье производит
коктейль "IQ" с содержанием алкоголя 7%. При этом никто
не говорит о том, что благодаря присутствию в слабоалкогольных газированных
напитках двуокиси углерода параметры острой интоксикации этанолом
при их потреблении усиливаются в два раза и быстрее приводят к острому
опьянению. Но это хорошо знаем мы, врачи.
Пятнадцать лет назад на европейском и чуть позже на российском рынке
появились безалкогольные энергетические напитки, которые на дискотеках,
в клубах, барах употребляются вместе с крепким алкоголем. Пределов
"совершенствованию" нет, на смену им пришли энергетические
напитки, содержащие алкоголь. Например, "XXL барбарисовый",
"XXL лимонадный" с содержанием алкоголя 8,9% - это почти
вино. Основной "энергезирующий" компонент таких напитков
- кофеин синтетического или природного происхождения. В научной
литературе есть данные о том, что кофеин, как и другие средства
стимулирующего типа действия, способен изменять некоторые психофизиологические
эффекты алкоголя, что приводит к потере чувства опасности и осторожности,
особенно при вождении автомобиля.
Слабоалкогольные напитки быстро и прочно стали элементом культуры
молодых людей от 15 до 30 лет. Причины ясны: дешевизна, возможность
их приобретения в любом месте и любое время, формирование привлекательного
имиджа средствами рекламы, низкая информированность о его вреде
и т.д. Привыкая потреблять эти напитки, молодые люди подчас не представляют,
что постепенно погружаются в бездну алкоголизма, из которой не всегда
есть выход. Мы регистрируем неуклонный рост злоупотребления алкоголем
среди подростков: в 1999 году на 100 тысяч подростков 1198,4 злоупотребляли
алкоголем, а в 2003-м - 1270,9. Растет и собственно алкоголизм в
этой возрастной категории: в 1999 году зарегистрировано 23,9 больных
алкоголизмом на 100 тысяч подростков, а в 2003 году их уже 39,5.
Производители алкогольных напитков, рекламщики, не выходя за рамки
действующих законов, решают лишь одну задачу - увеличивают собственные
сверхдоходы. И их не волнует, что цена этому - здоровье молодых
россиян, по сути детей. Неужели мы будем ждать, чтобы к пьянству
их приобщали чуть ли не с колыбели? И при этом с трагическими нотами
в голосе рассуждать о тяжелой демографической ситуации в нашей стране.
Геннадий ОНИЩЕНКО, главный государственный санитарный
врач РФ. Известия, 23 ноября 2004 г.
|
Без торга и проволочек
|
Депутаты Госдумы считают, что "антипивной"
закон должен вступить в силу в ближайшее время
Похоже, все идет к тому, что законопроект "Об ограничении
розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах
пива и напитков, изготавливаемых на его основе", не окажется
"под сукном" из-за его отклонения Советом Федерации. По
мнению спикера Государственной Думы Бориса Грызлова, существующие
разногласия между депутатами и сенаторами будут устранены в ноябре
- начале декабря, и закон начнет действовать уже в этом году. "Откладывать
его нельзя", - подчеркнул Б. Грызлов в беседе с журналистами.
Другие депутаты были более категоричными и даже резкими. "Совет
Федерации не хочет, чтобы у нас было здоровое поколение, здоровая
молодежь", - заявила первый вице-спикер Думы Любовь Слиска
по окончании заседания верхней палаты Федерального Собрания.
Как известно, на минувшей неделе сенаторы 73 голосами против 40
(при 5 воздержавшихся) отправили закон об ограничении продажи пива
на доработку. Они поддержали концепцию закона с точки зрения его
"нравственного содержания", но нашли в нем много недоработок.
В частности, законом не предусмотрено никаких санкций за его нарушение.
Не совсем ясно, что подразумевается под "напитками, изготавливаемыми
на основе пива". Не понятно, что относить к территориям, прилегающим
к образовательным, детским и медицинским учреждениям, где продажа
пива должна быть запрещена. По мнению членов Совета Федерации, "белых
пятен" достаточно, чтобы отправить закон на доработку.
По имеющимся сведениям, сенаторы были готовы в целом одобрить закон
и проголосовать за его принятие, однако их мнение поменялось после
выступлений представителя президента в верхней палате Александра
Котенкова и представителя правительства Андрея Яцкина (напомним,
что из Белого дома пришло отрицательное заключение на законопроект).
Как считают наблюдатели, не обошлось и без воздействия "пивного
лобби". Понятно, что представители практически всех пивоваренных
компаний положительно восприняли отклонение закона сенаторами. Другого
и нельзя было ожидать. В прошлом году россияне выпили пива на 5,2
млрд. долларов. По данным маркетинговых исследований, до 15 процентов
любителей пива обычно пьют его в общественных местах. По подсчетам
самих пивоваров, запрет на распитие пива на улицах обернется для
них ежегодными потерями в 1,5 млрд. долларов. От таких доходов просто
так не отказываются.
Показательно, что "антипивной закон" пользуется поддержкой
в обществе. По данным одного из соцопросов, 72 процента россиян
неодобрительно относятся к росту потребления пива в стране. Это
при том, что пиво у нас любят, а многие предпочитают наименее накладный
способ его потребления - купить и тут же выпить. Получается, что
массовые настроения были учтены депутатами. Кстати, сам закон об
ограничении продажи и распития в общественных местах пива был принят
благодаря настойчивости депутатов от "Единой России",
рекомендовавших его к рассмотрению, несмотря на отрицательный отзыв
правительства. Не исключено, что и сенаторы в ближайшем будущем
смогут договориться с коллегами из нижней палаты парламента. Тем
более что концепция закона в целом, как сказано, их устраивает.
Евгений СТОЛЯРОВ. "Труд", 16 ноября
2004 года
|