Rambler's Top100

№ 177 - 178
8 - 21 ноября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Как менялся этнический состав москвичей

Социально-географическая оценка результатов этнической миграции

Сдвиги в системе городского расселения России в трансформационный период

Страна пригородов: «американская мечта» сегодня

Иммиграция в России в новом веке: прогнозы и вызовы для политики

Внутрироссийские миграции: региональный анализ

Иммиграция в России в новом веке: прогнозы и вызовы для политики1

Мкртчян Н.В.
(В основу статьи положен доклад на XI московско-берлинском семинаре по актуальным проблемам миграции: "Миграционные процессы. Прошлое. Настоящее. Будущее". Москва, 21-22 июня 2004 года)

До недавнего времени иммиграция не играла существенной роли в динамике численности и состава населения России в силу "закрытости" СССР для внешних миграций. Обмен же населением между бывшими союзными республиками хотя и был достаточно интенсивен, но для России в условиях естественного прироста населения он не играл существенной роли. В первой половине 90-х гг. ситуация изменилась: миграция в значительной степени стали компенсировать потери от начавшейся депопуляции. В то время мало кто задумывался о России как о потенциальной стране массовой иммиграции, в основном внимание было сосредоточено на гуманитарных аспектах проблем вынужденной миграции, поэтому, видимо, попыток разработки стратегии иммиграционной политики в России не предпринималось.

В самом конце 90-х годов А.Г. Вишневским и Е.М. Андреевым был выполнен долгосрочный прогноз динамики численности России на ближайшие 50 лет2, согласно которому без иммиграции население России к середине нынешнего столетия сократится до 78-113 млн. человек (в зависимости от разных сценариев динамики рождаемости и смертности). Практически в то же время отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад "Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?"3.

Одновременно озабоченность проблемами иммиграции охватила и российские властные структуры. Она выразилась в принятии двух базовых законов в области гражданства и миграции, разработке и утверждении Концепции регулирования миграционных процессов, в изменении институциональной структуры ведомств, ответственных за реализацию миграционной политики. Несмотря на признание важности иммиграционных процессов для экономического и социально-демографического развития страны, современная миграционная политика имеет все черты ограничительной и ставит во главу угла обеспечение безопасности государства, которая понимается в довольно узком плане.

Между тем проблема роли миграции в контексте безопасности России в настоящее время заявляет о себе весьма серьезно4. Не вдаваясь глубоко в указанную проблематику, обозначим основные, на наш взгляд, позиции: как и в абсолютном большинстве развитых стран, в России только миграция в обозримом будущем способна поддерживать численность населения и трудоспособных контингентов, но она несет в себе серьезные угрозы нарушения этнокультурного баланса и имеет огромный конфликтный потенциал.

Какова же была роль миграции в демографическом развитии России в последние годы? Попытаемся проанализировать уже известную и не вполне известную статистику.

По последним опубликованным данным Всероссийской переписи населения 2002 года5, численность населения по переписи отклонилась от данных текущего учета на 1848,7 тыс. человек. В соответствии с позицией Госкомстата России, такая разница сложилась за счет недоучета иммиграции на территорию России, особенно существенного - в последние предпереписные годы6. Согласно данным текущего учета, миграционный прирост населения России за межпереписной период 1989-2002 гг. составил 3730 тыс. человек, исходя же из данных переписи он составил 5560 тыс. человек.

Все это позволило сделать ряд достаточно оптимистичных выводов относительно роли миграции в демографическом развитии страны. В последнее десятилетие Россия стала одной из наиболее миграционно привлекательных стран мира, уступая по показателям ежегодно прибывших (780,7 тыс. человек за 1991-2001 гг.) только таким странам, как США (923,6 тыс.) и Германия (864,8 тыс. в 1999-2001 гг.). Действительно, если бы миграционного прироста у России в последние годы не было, численность населения страны сократилась бы со времени переписи 1989 г. не на 1,8 млн. человек (на 0,1% в год), а на 7,4 млн. и не дотянула бы к началу 2003 года до 140 млн. человек.

Но не все так хорошо, если попытаться оценить динамику иммиграции в Россию. Вся поправка переписи отнесена Госкомстатом России на счет нерегистрируемой миграции из стран СНГ, которая пришлась на 1996-2002 годы. По данным текущего учета, именно в это время происходил резкий спад иммиграции, в результате которого миграционный прирост населения России находился на уровне 70 тысяч в год. Видимо, поправки на недоучет иммиграции следует вносить не с 1995 года, а еще раньше, и, соответственно, уменьшать "вклад" нерегистрируемой иммиграции в последние годы.

Сопоставим три варианта расчета влияния иммиграции и их роль в компенсации депопуляционных потерь России последних лет.

Первый вариант (исходный) базируется на данных текущего учета населения. Второй - на предварительной оценке Госкомстата регистрируемой и нерегистрируемой миграции от предварительных данных переписи населения. Третий - авторская оценка распределения миграционного прироста на основе распределения нерегистрируемой иммиграции.

  1. Из общего числа недоучтенной иммиграции вычленяется недоучет, возникший в результате изменений в регистрации с октября 2000 года, и добавляется к данным за 2000-2002 годы;
  2. Оставшееся число недоучтенных иммигрантов пересчитывается для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Калининградской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев с 1990 года равномерным распределением в зависимости от мощности потока (чем больше поток, тем больше и абсолютные масштабы недоучета), а для остальных регионов - начиная с 1995 года.

Рассчитанный тренд миграционного прироста населения России начиная с 1989 г. показывает, что роль миграции в компенсации естественной убыли населения сокращается, хотя и не так сильно, как по данным текущего учета. Как видно из табл. 1, по текущему учету и пересчетам Госкомстата, миграция ни в один год не компенсировала полностью естественную убыль населения. Согласно расчетам автора, полная компенсация и даже небольшой рост населения были в 1992 и 1994 годах. Кроме того, согласно расчетам Госкомстата, снижение роли иммиграции в динамике численности населения России было плавным и незначительным - с 70,5% в 1992-1998 гг. до 48,3% в 1999-2002 гг.; по нашим расчетам, падение было более резким - с 78,4% до 35,1%.

Таблица 1. Компенсация естественной убыли населения России за счет миграции в зависимости от разных вариантов оценки иммиграции, %

 

1 вариант - текущий учет

2 вариант – корректировка Госкомстатом с учетом данных переписи 2002

3 вариант - корректировка автора с учетом данных переписи 2002

1992

85,1

85,1

113,6

1993

59,7

59,7

68

1994

93,3

93,3

101,1

1995

60,4

60,4

89,9

1996

42,3

62,3

65

1997

47

68,7

69,8

1998

40,9

72,9

61,7

1999

16,7

48,4

28,3

2000

22,4

51

38,4

2001

7,7

46,5

37,4

2002

8,3

47,1

36,1

1992-1998

59,3

70,5

78,4

1999-2002

13,8

48,3

35,1

В соответствии с первым вариантом оценки иммиграции (текущий учет) в 1999-2002 гг. ежегодный миграционный прирост населения России составлял 129 тыс. человек, по второму и третьему варианту - 452 и 329 тыс. человек. Это существенно меньше, чем в 1992-1998 гг. - 416, 495 и 550 тыс. соответственно. Разница в числах прибывших была еще выше, т.к. эффективность миграции в последние годы повысилась. По расчетам автора, только из стран СНГ и Балтии в Россию в 1994 году прибыло более 1200 тыс. человек (по данным текущего учета - 1146,3 тыс.), а в 2003 году - 437 тыс. (177,3 тыс.).

Таким образом, масштабы иммиграции в Россию, даже с поправкой на недоучет, сократились очень существенно. В этой связи не очень понятно, почему в СМИ на протяжении последних лет не спадает ажиотаж по поводу захлестнувшей страну нелегальной миграции7. Даже если принять некоторые, не совсем уже фантастические оценки нелегальной миграции в России, вряд ли суммарные масштабы иммиграции в Россию превышали показатели начала 90-х годов.

Почему в условиях наиболее острой фазы российского социально-экономического кризиса стране удалось относительно безболезненно "переварить" превосходящие объемы иммиграции, а сейчас, на каком уже по счету году экономического роста, "миграционная оккупация" стала губительной для российского рынка труда и нетерпима для большинства российских граждан? Видимо, помимо ряда субъективных моментов, здесь проявилось действие следующих факторов:

  1. Переструктуризация рынка труда (рост производительности труда, снятие "навеса" неполной и малоэффективной занятости) на фоне конъюнктурного увеличения численности трудоспособных контингентов. В этих условиях потребности в дополнительной рабочей силе невелики и носят исключительно структурный характер.
  2. Изменение этнической структуры иммигрантов. Если в начале 90-х годов подавляющее большинство прибывших в Россию из стран СНГ были "титульными" россиянами, то теперь в этом потоке все больше представителей других народов. Иммигранты становятся более "видимым" элементом улиц большинства городов России.
  3. Обострение мирового противостояния по линии "север-юг", выражающееся в большинстве стран Запада в виде "исламской" угрозы, в России - "кавказской", "чеченской". Сказывается и длящаяся уже почти 10 лет малоуспешная война в Чечне.

Однако все это - только "прелюдия" к миграционным проблемам и вызовам нового столетия. Сделаем оценку возможных масштабов внешней миграции.

Если экстраполировать тенденции динамики миграционных процессов в России в последние годы (как это делал до последнего времени Госкомстат), миграционный прирост на обозримую перспективу будет на уровне 100 тыс. человек в год и ниже и его роль в демографическом развитии России будет невелика. Схожие результаты дают и другие прогнозы, основанные на экстраполяции8. Если реализуются именно эти варианты прогноза иммиграции, население страны ждет быстрое сокращение, и оно составит к 2016 году 133-135 млн. человек, а к 2050 году - от 70-80 до 110-120 млн. человек. Единственным "плюсом" для демографического развития России в этом случае видится возможность поддержания относительно стабильной этнической структуры населения страны (статичной она быть не может даже при сценарии "нулевого" миграционного прироста, учитывая различия в возрастных структурах и репродуктивном поведении населяющих Россию народов). Отрицательных последствий куда больше - начиная от очень существенного постарения населения и снижения "поддержки" пожилых работающим населением до резкой потери Россией места в мировой демографической иерархии.

Поэтому иммиграции уготована более важная роль в демографическом развитии страны, и понимание этого есть. Так, например, Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года9 предполагает в числе своих основных задач "регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации".

Какие объемы иммиграции потребуются для этого? Обратимся к основным известным нам расчетам. В уже упоминавшейся работе М.Б. Денисенко приведены расчеты отдела народонаселения ООН, согласно которым для поддержания численности населения на неизменном уровне к 2050 году необходим ежегодный миграционный прирост в размере 498 тысяч человек (если миграционный прирост будет равен 0, население сократится до 121,3 млн. человек). Расчеты Е.М. Андреева и А.Г. Вишневского говорят о необходимости 689-1376 тыс. миграционного прироста в зависимости от сценариев динамики показателей рождаемости и смертности. Расчеты Д.М. Эдиева10, основанные на прогнозах Бюро цензов США, выполненных в 2000 г. (согласно которым население России сократится к 2050 году до 118,2 млн. человек), показывают, что для сохранения неизменным демографического потенциала России на уровне 2000 года, уже с 2004 года потребуется ежегодное дополнительное привлечение 1751 тыс. иммигрантов. Получается, что даже при самом благоприятном, но малореалистичном развитии демографической ситуации в России (вариант ООН), на протяжении первой половины 21 века миграционный прирост населения должен поддерживаться на уровне 1992-1998 годов.

Поскольку миграционный прирост складывается из реальных событий - прибытий (в случае для России как страны - иммиграции) и выбытий (эмиграции), рассмотрим их возможные масштабы11.

1. Иммиграция. Инерционный сценарий (низкий вариант) исходит из гипотезы медленной репатриации русского (русскоязычного) населения из стран СНГ, объемы которой будут сокращаться. По мере исчерпания потенциала преимущественно русскоязычной иммиграции ее место займет въезд на территорию Российской Федерации коренных народов стран СНГ и других (главным образом - приграничных) стран, в относительно небольших масштабах.

В самом распространенном понимании потенциал репатриации оценивается числом русских и иных народов России, имеющих на ее территории национально-территориальные образования и проживающих за ее пределами. На начало 1989 г. за пределами России проживало 25,3 миллиона русских и еще 4 миллиона других коренных народов России. За 1989-2002 годы потенциал репатриации сократился, нетто-миграция только русских в Россию составила (по данным текущей статистики) не менее 3,5 миллионов человек. Суммарные потери диаспор были больше: часть русских из Центральной Азии и Закавказья выехали на Украину и в Белоруссию или в другие страны, кроме того, диаспоры сокращаются вследствие естественной убыли населения. По оценке В.И. Мукомеля, на 2000 год численность русских в бывших республиках СССР составила 20,6 млн. человек, других этнических россиян - 2,2 млн.12 Сейчас их число еще сократилось.

Не во всех странах СНГ русских можно считать потенциальными репатриантами в Россию. Так, данный подход не вполне применим в отношении русских и других народов России, проживающих в странах Балтии, Белоруссии, Украине. Перепись населения, проведенная в Украине в 2001 году показала, что численность русских там сократилась с 11,4 млн. до 8,3 млн., т.е. на 3,1 млн. человек, но не за счет выезда в Россию, а за счет смены идентичности13. Кроме того, демографическая ситуация в европейских республиках бывшего СССР не лучше, чем в России, они сами в недалеком будущем будут испытывать нехватку трудовых ресурсов, что делает вероятным конкуренцию за иммигрантов между ними (например, между Россией и Украиной).

Русские и другие российские народы будут выезжать из Казахстана, стран Средней Азии и совсем немного из Закавказья. Предельно возможный потенциал русских не превысит 3,5 млн. человек14, 0,5 млн. человек могут дать другие российские народы (оценки В. Мукомеля для 2000 г. еще ниже - 3,1 и 0,4 млн. соответственно15).

Такой сценарий иммиграции, основанный на гипотезе репатриации, реализуется максимум до 2015 года.

Россия может рассчитывать также на потенциал иммиграции коренных народов стран Закавказья и стран Средней Азии. Но демографические ресурсы стран Закавказья близки к исчерпанию, да и рост населения за счет естественных ресурсов сильно ограничен (в Армении и Грузии, если верить имеющимся источникам16, суммарный коэффициент рождаемости в 2000 году был очень низок и составлял 1,1 рождения на женщину, а в Азербайджане он находился на уровне простого воспроизводства).

На иммиграцию казахов (а возможно, и киргизов) рассчитывать не приходится, т.к. им предстоит осваивать свои "бескрайние" просторы. Иммиграционная активность узбеков, туркмен и таджиков пока невелика (правда, у последних она существенно возросла в 90-е годы как вынужденный ответ на ситуацию войны и катастрофического падения уровня жизни). Но в будущем этот компонент в российской иммиграции возрастет.

После 2015 года, исходя из инерционного сценария, т.е. сценария репатриации, иммиграция в Россию не превысит масштабов иммиграции 2003-2015 гг., или будет сокращаться. Это будет обусловлено не только исчерпанием потенциала русской (русскоязычной) иммиграции, но и такими факторами, как:

  • депопуляция в большинстве стран (кроме Средней Азии)
  • более тесное вовлечение таких стран, как Украина, Белоруссия и Молдавия, в миграционную "орбиту" Евросоюза или иных альтернативных региональных объединений (этот же процесс будет характерен и для других стран);
  • этнокультурное отдаление большинства постсоветских стран от России (сужение распространения русского языка, усиление различий в системах образования и т.п.).

Поэтому, исходя из этого сценария, на период 2015-2025 гг. возможные масштабы иммиграции составят 350-400 тыс. в год, в 2025-2050 гг. - 300-350 тыс.

Второй сценарий иммиграции назовем нормативным (высокий вариант). Он основан на допущении, что иммиграция будет единственным источником поддержания численности населения, в т.ч. его трудоспособной части. Для поступательного социально-экономического развития страны будет желателен даже умеренный рост численности трудоспособного населения. До 2006 года он возможен без участия дополнительной иммиграции за счет комбинации поколений. После 2006 года без иммиграции не обойтись, учитывая, что экономический рост потребует дополнительных трудовых ресурсов.

Примерно до 2015 года существенного увеличения масштабов иммиграции не потребуется, т.к. сокращение трудоспособного населения может компенсироваться более рациональным распределением трудовых ресурсов по территории страны, интенсификацией ее межотраслевого перераспределения. Будут задействованы резервы повышения производительности труда - иными словами, осуществится качественный скачок и мобилизация внутренних возможностей. В качестве дополнительного резерва для поддержания занятости может быть использована временная трудовая миграция.

Такой прирост, если он на 60% будет состоять из населения трудоспособного возраста, до 2015 года обеспечит увеличение трудоспособной части населения17 на 4200-4800 тыс. человек (надо иметь в виду, что 800 тыс. обеспечит "фоновая" миграция", т.е. реальная добавка будет 3400-4000 тыс. человек). Это обеспечит, исходя из наших расчетов, компенсацию на 50-60% потерь трудоспособного населения за этот период. Но если рассчитывать население в трудоспособном возрасте исходя из возраста 15-65 лет (весьма вероятно увеличение возраста выхода на пенсию уже в ближайшие годы), то такой миграционный прирост компенсирует сокращение трудоспособного населения на 70-90%, т.е. почти полностью.

После 2015 года объемы иммиграции должны существенно возрасти. Ее основным источником могут стать страны Восточной (Китай, КНДР) и Юго-Восточной Азии, а также, в значительно меньшей степени, - Индия, Афганистан. Возможно, определятся иные страны - доноры, но уже понятно, что это будет население с далекой культурной дистанцией.

По нашим расчетам, в 2016-2025 году сокращение численности трудоспособного населения (15-60(55) лет) составит 9,2 млн. человек (15-65) - 10,0 млн., т.е. 920 и 1000 тыс. в среднем за год. В 2026-2050 гг. и темпы абсолютного сокращения трудоспособного населения несколько возрастут и составят, вне зависимости от изменения границ трудоспособного возраста, 23,5 млн. человек, или 950 тыс. человек, но в относительном выражении они будут нарастать. Для компенсации этих потерь, если лица в трудоспособном возрасте будут давать 60% прироста за счет иммиграции, потребуется в 2016-2025 гг. 15,3-16,7 млн. человек, в 2026-2050 гг. - 39 млн. человек, т.е., суммарно, более 55 млн. человек. Для компенсации потерь численности населения за это время потребуется соответственно 9 и 29 миллионов человек, суммарно - 38 млн.

Таким образом, для поддержания численности населения в 2015-2050 гг. необходим ежегодный прирост населения за счет иммиграции в размере 1050-1100 тыс. человек, с плавным увеличением к концу прогнозного периода, для компенсации абсолютных потерь трудоспособного населения - 1600 тыс. ежегодно.

Даже если привлечение иммигрантов в страну будет полностью управляемо государством, ее колебания из года в год будут диктоваться не колебаниями численности трудоспособного населения, а экономической конъюнктурой, т.е. ситуацией на рынках труда. Поэтому иммиграцию можно прогнозировать лишь с очень небольшим ростом к концу прогнозного периода.

Все эти объемы иммиграции потребуются дополнительно, т.к. будут идти на фоне небольших по масштабам объемов прибытий и выбытий (фоновой миграции), закладываемой в отправные сценарии расчета численности населения. Реально объемы прибытий должны быть увеличены минимум на 15-20% с учетом роста эмиграции, неизбежной в данном случае.

Наконец, промежуточный (средний) сценарий иммиграции предполагает почти полное задействование потенциала репатриации и иммиграции из стран СНГ и Балтии до 2015 года (но ниже, чем в нормативном сценарии) и более умеренные объемы иммиграции из других стран. Компенсация потерь трудоспособного населения будет на уровне 50%. Ежегодные объемы дополнительной иммиграции составят 650-900 тыс. человек в год.

Следует иметь в виду, что для роста иммиграции будет серьезный ограничитель, в качестве которого будет выступать возможность ассимиляции таких больших потоков этнически и культурно чуждой иммиграции. Поэтому такие объемы ежегодной иммиграции представляются более вероятными, чем в высоком (нормативном) сценарии.

4. Вариант ограничительной миграционной политики. Вполне реальный вариант, особенно на среднесрочную (до 2008-2010 гг.) перспективу. Масштабы регистрируемого миграционного притока в случае его реализации будут ниже, чем при низком варианте. Он предполагает неполную реализацию миграционного потенциала русского (русскоязычного) населения в странах СНГ, т.к. последние столкнутся с достаточно жесткими и труднопреодолимыми препятствиями при пребывании на территории Российской Федерации, получении вида на жительство и гражданства.

Видимо, масштабы прибытий в случае такого варианта будут близки к официально регистрируемым данным 2003 года и составят на среднесрочную перспективу (до 2008 г.) 100-150 тысяч человек в год. Переселяться в Россию будут в основном родственники граждан Российской Федерации, имеющие основания для приобретения гражданства в упрощенном порядке, а также, в более ограниченных объемах - потенциальные контрактники российской армии, в том случае, если служба в рядах ВС России будет относительно престижной. Также, возможно, получит большее развитие учебная миграция. Такая "селективность" миграционной политики получит развитие после 2008 г., с этого времени масштабы прибытий могут возрасти до 200-250 тыс. в год.

Возрастной состав иммигрантов будет характеризоваться двумя пиками: в ней будет, с одной стороны, больше лиц пожилого возраста (родители граждан России), с другой стороны - лиц в возрасте 17-25 лет (потенциальные контрактники, студенты).

Ограничительная миграционная политика увеличит масштабы нерегистрируемой миграции, поэтому в случае этого варианта не исключено объявление "миграционной амнистии", которая скорректирует масштабы иммиграции в большую сторону. Возможно, следующая перепись населения вновь скорректирует численность населения России в большую сторону.

После 2015 года (или даже ранее) ограничительная иммиграционная политика, скорее всего, приведет к необходимости перехода к политике полной открытости, и чем позднее это произойдет, тем более государство будет заинтересовано в иммигрантах. Масштабы ее будут изменяться скачкообразно, и, вероятно, будут находиться в интервале 650-1300 тыс. в год (0,5-1% населения страны).

2. Эмиграция. До настоящего времени ее масштабы не оказывали существенного воздействия на численность населения России. Эмиграция в основном носила этнический характер, объемы ее регулировались в основном квотами принимающих стран. Возможному увеличению эмиграции будут способствовать следующие факторы:

  • все экономически развитые страны будут нуждаться в притоке населения и рабочей силы вследствие депопуляции. Причем Россия может рассматриваться в качестве наиболее "приемлемого" иммиграционного донора в силу ряда социокультурных (принадлежность большинства населения к европейской культурной традиции) и экономических (относительно высокий уровень образования и квалификации населения) причин.
  • сохраняющийся разрыв в экономическом развитии между Россией и странами - центрами притяжения международной миграции (США, стран ЕС). Даже если в России будут высокие темпы экономического роста и произойдет намеченное "удвоение ВВП", по уровню жизни, по комфорту жизни Россия будет уступать даже новым членам Евросоюза (если не брать обе столицы, уровень жизни в которых уже находится на уровне таких стран, как Чехия).

Теоретически возможен, например, вариант вхождения России в Европейский Союз или развитие каких-то особых отношений в сфере миграции с входящими в него странами. С этим может быть связано определенное увеличение эмиграции за пределы страны.

Ограничивать эмиграцию из России будет депопуляция и внутренний дефицит трудовых ресурсов, что неизбежно вызовет рост предложения рабочих мест, в т.ч. престижных. Кроме того, российским эмигрантам в странах Европы, США предстоит конкуренция с более многочисленными и, возможно, более подготовленными контингентами из стран "третьего мира".

Сейчас объемы эмиграции составляют 50-70 тыс. человек в год в страны традиционного зарубежья (нерегистрируемый выезд может скорректировать эти цифры в сторону увеличения18) и около 50-80 тыс. - в страны СНГ. Эти объемы или сохранятся, или будут испытывать плавный восходящий тренд. Увеличение может произойти за счет выезда в Украину, Белоруссию, страны Балтии. Вероятно повторение ситуации 70-80-х годов прошлого века, но этот вариант также не рассматривается.

Инерционный (низкий) сценарий предполагает стабилизацию эмиграции из России на уровне 2000-2002 гг., т.е. 120-150 тыс. человек в год.

При нормативном (высоком) сценарии объемы эмиграции будут плавно сокращаться до 100 тыс. человек суммарного объема в год на конец прогнозного периода. Но учитывая, что этот вариант предусматривает существенно большие, чем при инерционном, масштабы иммиграции, обязательно вырастет и противоток, так что итоговые масштабы эмиграции будут выше, чем при инерционном сценарии, и, возможно, составят 20% от дополнительной иммиграции, необходимой при данном сценарии, т.е. 200-320 тыс. человек ежегодно.

Предварительные, самые общие результаты прогноза внешней миграции представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сценарные оценки миграционного прироста населения России на период до 2050 года

варианты

2003-2015 годы

2016-2050 годы

Тыс. человек

В среднем за год

Тыс. человек

В среднем за год

Низкий

2500

200

7500-8000

210-230

Высокий

5500-6000

340-370

38500-55500

1100-1600

Средний

3700-3800

280

19500-28000

550-800

Ограничительной миграционной политики

800-1000

60-70

18200

420

При низком инерционном варианте число прибывших и выбывших в Россию в 2003-2015 годах будет на уровне 2000-2002 гг., миграционный прирост составит 150 тыс. человек в среднем за год и будет медленно сокращаться к концу прогнозного периода. В 2015-2050 годах число выбывших возрастет.

При высоком (нормативном) варианте до 2015 года число прибывших также уменьшится в сравнении с последним межпереписным периодом, а число выбывших за пределы будет на уровне последних трех лет. Объемы выезда могут быть и выше, т.к. обычно, чем больше прибытие, тем больше и обратный поток, но на этот период мы будем исходить из посылки, что вообще объемы выезда без учета этого правила должны были бы снижаться. В результате, по высокому варианту, миграционный прирост в среднем за год превысит значения 1989-2002 годов, но еще раз стоит подчеркнуть, что это максимально возможный приток, и без учета возможного увеличения эмиграции из России. Масштабы иммиграции будут возрастать после 2010 года, до этого времени миграционный прирост будет на уровне 300-350 тысяч в год.

Нормативный прогнозный сценарий предполагает, что до 2015 года полностью реализуется потенциал русской репатриации и будет значительная по масштабам иммиграция в Россию коренных народов стран СНГ. При этом варианте доля русских и других титульных народов России составит в миграционном потоке около 50% (в настоящее время, по данным текущей статистики - около 80%).

После 2015 года масштабы иммиграции будут увеличиваться, и очень скоро достигнут уровня 1300-1950 тыс. человек в год. Возможно, увеличение произойдет и раньше, тогда оно будет более плавным. Возрастут и масштабы эмиграции - до 250-350 тыс. в год, т.е. интенсивность международной миграции будет в целом высока. Население России за счет миграции будет прирастать ежегодно на 1100-1600 тыс. человек, но этого будет достаточно только для того, чтобы компенсировать сокращение численности населения или, в максимальном вариантном значении - численности трудоспособного населения на неизменном уровне.

При среднем варианте до 2015 года масштабы иммиграции и эмиграции будут существенно ниже, чем в последний межпереписной период. Миграционный прирост не позволит компенсировать ни сокращения численности населения, ни его трудоспособной части. И после 2015 года миграция обеспечит только 50% компенсацию потерь этих групп населения, хотя масштабы иммиграции будут впечатляющими: 700-1000 тыс. в год с ростом к концу прогнозного периода.

При сценарий ограничительной миграционной политики до 2015 года объемы иммиграции и иммиграции будут сведены к минимуму, как и компенсаторная роль миграции. После 2015 годы ограничительная политика, видимо, будет более мягкой, но она будет исходить из формирования ежегодных, достаточно высоких иммиграционных квот, одним из ориентиров при формировании которых будет недопущение "обвальной" иммиграции, которая бы превысила возможность абсорбировать миграционный поток (например, 0,5% от численности населения). При этом, скорее всего, не удастся компенсировать ни сокращения численности трудоспособного населения, ни всего населения России.

После 2015 года, а может быть, и раньше, когда потребности экономики вызовут необходимость проведения активной иммиграционной политики, Россия столкнется с основными трудностями. Причем чем позднее начнется такая политика, тем больше ежегодно потребуется иммигрантов и тем большими трудностями она будет сопровождаться. Прежде всего потому, что чем дальше, тем большие объемы иммиграции потребуются, да и возможности "селективного" отбора иммигрантов сократятся. И иммигранты будут уже не те, что сейчас, и тем более не те, что в 90-х годах прошлого века.

Конечно, процесс изменения этнического состава населения не обойдет стороной ни одну из развитых стран мира. Многочисленные диаспоры турок, выходцев из стран Ближнего Востока, Южной Азии есть в странах Европы, растет расово-этническое разнообразие США и Канады. Не минует этот процесс и Россию. По расчетам Е.М. Андреева и А.Г. Вишневского, при объемах иммиграции, способных стабилизировать численность населения страны на современном уровне, к 2050 г. 34,6% жителей страны будут являться иммигрантами или их потомками (имеются в виду иммигранты после 2002 г.)19. В подавляющем большинстве своем эти контингенты составят не "русскоязычные" и даже не выходцы из бывших республик СССР, а бывшие жители других стран Азии.

За место под "миграционным солнцем" России будут конкурировать не жители стран Закавказья и республик Северного Кавказа, как это происходит сейчас, а жители Китая и мусульманских стран (предвижу обвинения в некорректности термина, но в целях обобщения в данной статье считаю его допустимым). И, скорее, всего, их влияние будет иметь географический характер: в Сибири и на Дальнем Востоке будет преобладать китайский элемент, а в Европейской части страны - полиэтничный "южный", мусульманский. Возможно, на территории России развернется конкурентная борьба этих мигрантских групп.

Поэтому пока у России есть, пользуясь терминологией Д.М. Эдиева20, "окно благоприятных возможностей", необходимо разрабатывать стратегию селективной миграционной политики, модели и схемы полноценной интеграции иммигрантов в российский социум, их культурной ассимиляции. А для этого россиянам нужно самим осознать преимущества широкого спектра своих культурных традиций. Иначе ассимилировать будем не мы, а нас, и мы будем пассивными наблюдателями за борьбой мигрантских групп за контроль над отдельными частями нашей страны.


1 - (статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда - проект №04-02-00090а)
2 - См. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века / Вопросы экономики №1 2001 с. 27-44
3 - Его содержание стало широко известно в России благодаря работе М.Б. Денисенко. См.: Денисенко М.Б. Замещающая миграция / Международная миграция населения: Россия и современный мир // Гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: МАКС Пресс, 2000. с. 92-110
4 - См: Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+, 2000. -341 с.
5 - Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года:
http://www.perepis2002.ru/itogi/index.html@id=39.htm
6 - "О предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года". Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации. Письмо Председателя Госкомстата России от 07.04.03 №ВС-08-20/1328
7 - Подробнее см. Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Миграция // Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. - М.: Книжный дом "Университет", 2002 с. 129-136; Мкртчян Н. Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы // Космополис №3(5) 2003.
8 - Андреев Е., Харькова Т. Споры о прогнозах. Статья первая // Демографический еженедельник "Демоскоп Weekly" №51-52: http://demoscope.ru/weekly/2002/051/tema05.php
9 - Концепция утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 №1270-р
10 - Эдиев Д. Международная миграция как фактор преодоления депопуляции России // Миграция и национальная безопасность / гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: МАКС Пресс, 2003 с. 62-72
11 - В подготовке прогнозных гипотез и расчетов автор опирался на материалы исследования по теме "Методологические рекомендации по систематизации и анализу итогов Всероссийской переписи населения 2002 года во взаимосвязи с текущей статистикой населения в межпереписной период, проведением предпрогнозного анализа и разработкой сценариев демографического развития", выполняемого ИНП РАН под руководством А.Г. Вишневского в 2004 году по заказу Федерального агентства государственной статистики", а также экспертные оценки Ж.А. Зайончковской и Е.М. Андреева.
12 - Мукомель В. Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"? // Демоскоп Weekly №37-38 http://demoscope.ru/weekly/037/tema04.php
13 - Тульский М. Итоги переписи населения 2001 года на Украине // Демоскоп Weekly №113-114 http://demoscope.ru/weekly/2003/0113/analit03.php
14 - Подробнее о составляющих потенциала русской репатриации см. Население России 1999. Седьмой ежегодный демографический доклад / Под ред. Вишневского А.Г. -М..: "Книжный дом "Университет"", 2000. С. 137-138
15 - Мукомель В. Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"? // Демоскоп Weekly №37-38 http://demoscope.ru/weekly/037/tema04.php
16 - Долгосрочные тренды рождаемости в странах СНГ и Балтии / Демоскоп Weekly №63-64 http://demoscope.ru/weekly/2002/063/e_barom01.php
17 - Эти оценки базируются на не опубликованных прогнозных расчетах численности населения России по отдельным возрастам, выполненных Е.М. Андреевым.
18 - Так, по оценкам М.Б. Денисенко, полученным на основании корреспондирующихся данных основных стран эмиграции, реальные масштабы выезда из России в страны традиционного зарубежья могут быть примерно на 20% выше, чем данные российской статистики. Подробнее см. Денисенко М. Эмиграция из России по данным зарубежной статистики / Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 8. Статистика и учет миграции населения. -М.: МАКС Пресс, 2001. С. 11-30
19 - Андреев Е., Вишневский А. Население России через 100 лет. Статья первая // Демоскоп Weekly №151-152 http://demoscope.ru/weekly/2004/0151/tema05.php
20 - Эдиев Д. Международная миграция как фактор преодоления депопуляции России // Миграция и национальная безопасность / гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2003 с. 62-72

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - http://www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)