|
Социально-географическая оценка результатов этнической
миграции (к вопросу о социальной адаптации этнических мигрантов
на примере Тверской области)
Л.П. Богданова1
(Опубликовано в книге: Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты
взаимодействия / Сборник материалов IX Международного семинара по
актуальным проблемам миграции, 23-24 июня 2003 г., Москва, 2003,
с. 90-96)
Для населения Тверской области, как и для многих регионов
Центральной России, проблема межнациональных отношений длительное
время не была актуальна. Население Тверской области можно считать
мононациональным. По материалам переписи 1989 года, 93,5% населения
области составляли русские, доля других этнических групп не превышала
2% (1,7% составляли украинцы, 1,4% - карелы), а в сознании местного
населения миграция никогда не ассоциировалась с представлениями
об этнических мигрантах. Специфическое, имеющее этнический окрас
отношение к карелам, проживающим на тверской земле с XVII века,
православным и русскоговорящим, редко проявлялось среди населения
и то преимущественно на бытовом уровне.
В 90-е годы произошли значительные изменения в объемах,
структуре и направлениях миграционных потоков, которые затронули
и Тверь. При постоянном преобладании русских в составе мигрантов,
прибывающих в Тверь и Тверскую область, к концу 90-х годов стали
проявляться накопительные результаты притока этнических мигрантов
из южных регионов России, а также новых независимых государств Закавказья
и Средней Азии. Если раньше прибытие отдельных семей не создавало
условий для межэтнической напряженности, то увеличение притока и
формирование локальных групп при расселении, наряду с созданием
этой категорией мигрантов специфических сфер занятости, сформировали
устойчиво негативное отношение к ним местного населения.
Целью изучения этой новой этнической составляющей в
формировании населения и пространства, типичного для областного
центра центральной части России, является:
- количественная оценка накопительных результатов этнической
миграции;
- выявление локализации этнических мигрантов в городском пространстве;
- оценка наиболее многочисленных этнических групп по основным
социально-демографическим параметрам.
Для определения вклада этнической миграции в формирование
человеческого потенциала городской общности необходимо иметь представления
об основных параметрах демографического воспроизводства этнических
групп, а также об основных социальных параметрах, определяющих их
ролевые позиции в социальной структуре населения города и совместимость
системы ценностных ориентации и стереотипов поведения с нормативно-ценностными
установками местного населения.
Официальная статистика объективно не отражает ни количественные
параметры миграционных потоков, ни их этническую структуру. По региональной
статистике, самый большой поток этнических мигрантов после представителей
славянских народов составляют азербайджанцы, миграционный прирост
которых в Тверской области за последнее десятилетие официально составил
всего 1073 человека. В то же время при обследовании только шести
общеобразовательных школ в одной Твери было выявлено около 100 азербайджанских
семей, прибывших в город за этот же период.
Поскольку ни государственная, ни ведомственная официальная
статистика не располагают полными данными, потребовался поиск нетрадиционных
источников информации, адекватно отражающих количественные параметры
этнической миграции. В условиях Твери определенные представления
об этнических мигрантах позволила составить информация, собранная
в общеобразовательных школах города. При обсуждении особенностей
демографической ситуации в Тверской области с учителями географии
городских школ проявился повышенный интерес к этнической миграции
и новой для Твери проблеме межнациональных отношений. Из бесед с
учителями было выявлено увеличение доли детей этнических мигрантов
от старших классов к младшим и определены те школы, которые отличаются
повышенным количеством детей из прибывших семей.
Поскольку учителя младших классов имеют, как правило,
более тесные контакты с семьями своих учеников, была разработана
анкета для этой категории учителей и проведено обследование младших
классов четырех школ Московского района города Твери с высокой долей
детей этнических мигрантов (14-35% от общего числа учащихся начальной
школы) и двух школ других районов, где подобная концентрация не
отмечается и дети этнических мигрантов составляют всего 5-7%. Возврат
анкет составил от 61 до 100%. Обследование позволило получить представление
о наиболее устойчивой части этнических мигрантов, которая проживает
в Твери постоянно и представлена полными семьями.
В качестве объекта исследования рассматривались семьи
этнических мигрантов, имеющие детей младшего школьного возраста
и постоянно проживающие в Твери. Причем учитывались только мононациональные
по составу семьи, в которых социально-культурные особенности соответствующей
этнической группы выражены наиболее четко, поскольку смешанные семьи
должны быть объектом самостоятельного исследования, не столько географического,
сколько социологического.
Обработка анкет позволила выявить две наиболее многочисленные
диаспоры - азербайджанскую (61,9% от числа анкет) и армянскую (22,5%).
Анкеты представителей народов Северного Кавказа составили всего
8,2%, народов Средней Азии - 2,0%. Поэтому именно представители
первых двух национальностей в сознании местного населения рассматриваются
как этнические мигранты.
Большая часть семей этнических мигрантов проживает в
Твери не более 5 лет, около 30% семей проживают от 5 до 10 лет и
только 12% - более 10 лет. Следует отметить различия в сроках проживания
между азербайджанскими и армянскими семьями. Если две трети азербайджанских
семей можно считать вновь прибывшими при почти полном отсутствии
семей-старожилов, то среди армянских семей к категории старожилов
можно отнести каждую седьмую семью (см. таблицу 1).
Таблица 1. Распределение семей этнических мигрантов
по продолжительности проживания в Твери (%)
Семьи
|
1-2 года
|
3-5 лет
|
6-10 лет
|
более 10 лет
|
Всех этнических мигрантов
|
20,6
|
37
|
30,3
|
12,1
|
Азербайджанские
|
15,1
|
52,3
|
31,4
|
1,2
|
Армянские
|
25,7
|
28,6
|
31,4
|
14,3
|
Главное отличие семей этнических мигрантов проявляется
в их структуре: во-первых, это почти исключительно полные семьи,
молодые по возрасту родители и отсутствие старшего поколения, во-вторых,
это преимущественно двух-трехдетные семьи. Среднее количество детей
в обследованных семьях всех этнических мигрантов составляет 2,39,
причем в азербайджанских семьях детей больше - более 40% семей имеют
3-4 ребенка, (см. таблицу 2).
Таблица 2 Структура семей этнических мигрантов по числу
детей (%)
Семьи
|
Доля семей по числу детей, %
|
Среднее количество детей в семье
|
1 ребенок
|
2 ребенка
|
3 ребенка
|
4 ребенка
|
Всех этнических мигрантов
|
2,9
|
60,4
|
32
|
4,7
|
2,39
|
Азербайджанские
|
4,4
|
58,9
|
36,7
|
5,5
|
2,54
|
Армянские
|
5,9
|
70,6
|
23,5
|
—
|
2,18
|
На фоне сверхсуженного воспроизводства местного населения
группы этнических мигрантов обладают значительным внутренним потенциалом
демографического воспроизводства. И в будущем можно ожидать изменения
этнической структуры населения города даже при снижении миграционного
прироста.
Тенденция к увеличению доли этнических групп в населении
города заставляет обратить внимание на основные социальные параметры
новых жителей, важнейшими из которых являются уровень образования
и профессиональной подготовки, а также система социально-культурных
ценностей, передаваемых в семье от поколения к поколению.
По уровню образования родителей азербайджанская и армянская
этнические группы значительно различаются. Родители-азербайджанцы
в целом имеют более низкий уровень образования при существенной
разнице между отцами и матерями. Если в азербайджанских семьях 57%
отцов имеют высшее и среднее специальное образование, то среди матерей
этот показатель не превышает 22%. Каждая третья мать-азербайджанка
не имеет даже полного среднего образования. Армянские семьи, наоборот,
отличаются высокими образовательными параметрами и отцов, и матерей.
Высшее образование имеют 44% отцов и 34% матерей, практически нет
родителей без полного среднего образования.
Специфика источника информации (учителя младших классов)
позволяет проанализировать из всей системы наследуемых социальных
ценностей, в первую очередь, особенности отношения семей этнических
мигрантов к образованию своих детей. Наибольшую заинтересованность
в образовании детей проявляют армянские семьи, где родители осуществляют
постоянный контроль за обучением детей и основная часть детей учится
на "хорошо" и "отлично".
В азербайджанских семьях постоянный контроль за обучением
детей распространен в меньшей степени, а заинтересованность в образовании
детей часто носит формальный характер. Многие азербайджанские семьи
могут произвольно прерывать учебный процесс своих детей и на несколько
месяцев уезжать с ними в Азербайджан. В результате четвертая часть
азербайджанских детей успевает слабо.
Если установки семьи на обучение детей во многом определяются
образованием, которое получили их родители, то успеваемость детей
из семей этнических мигрантов в значительной степени зависит от
знания русского языка. Владение русским языком определяет возможности
адаптации этнических мигрантов, обеспечивает условия для восприятия
социально-нормативных установок нового для них сообщества. Кроме
того, степень владения русским языком и детей, и их родителей отражает
их включенность в жизнь городского сообщества. По степени владения
русским языком армянские семьи, как и по образовательным параметрам,
отличаются в лучшую сторону: 75% отцов и 62,5% матерей в обследованных
семьях свободно владеют русским языком. Среди родителей-азербайджанцев
61,2% отцов и только 18,9% матерей говорят по-русски свободно (см.
таблицу 3). Как показывает сравнение степени знания русского языка
детей и их родителей, дети быстрее проходят языковую адаптацию:
если во вновь прибывших семьях только 7% детей владеют русским языком
лучше родителей, то в семьях, проживших в Твери 3-5 лет, доля таких
детей увеличивается в 2,5 раза. Эту особенность социального поведения
детей следует использовать для создания условий более быстрой и
мягкой адаптации детей этнических мигрантов, особенно в школьных
коллективах.
Следует отметить, что даже после длительного проживания
в Твери матери в азербайджанских семьях слабо владеют русским языком.
Подобная ситуация выявлена в 27% семей, проживающих в Твери более
5 лет. Это позволяет сделать вывод о слабой степени включенности
женской половины азербайджанских семей в городское сообщество и
о замыкании их жизненного пространства в пределах своей семьи. Этот
вывод подтверждается данными о занятости матерей, когда в 92 обследованных
азербайджанских семьях работают только три женщины. В отличие от
азербайджанских, в армянских семьях работает каждая шестая мать.
Что касается занятости отцов в семьях этнических мигрантов,
то именно ее специфика во многом объясняет негативное отношение
к ним местных жителей. Волна мелкого торгашества создала значительную
нишу занятости для этой категории мигрантов, где, имея определенный
опыт, они заняли рабочие места в основном в рыночной торговле. В
то же время местные жители в сферу улично-рыночной торговли в большинстве
случаев попали вынужденно, в результате нисходящей мобильности (потери
работы), и заняли места прежде всего наемных работников. Отношения
пришлых хозяев с наемными работниками, особенно, когда последние
более образованны и не удовлетворены своим положением, не способствуют
лояльному отношению к этническим мигрантам.
Таблица 3. Владение русским языком родителями в азербайджанских
и армянских семьях
Родители
|
Свободное
|
Ограниченное
|
Слабое
|
Всего
|
Азербайджанские семьи
|
Свободное
|
17,8
|
17,8
|
25,6
|
61,2
|
Ограниченное
|
1,1
|
16,7
|
20
|
37,8
|
Слабое
|
-
|
-
|
1
|
1
|
Всего
|
18,9
|
34,5
|
46,6
|
100
|
Армянские семьи
|
Свободное
|
53,1
|
21,9
|
-
|
75
|
Ограниченное
|
9,4
|
12,5
|
3,1
|
25
|
Слабое
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Всего
|
62,5
|
34,4
|
3,1
|
100
|
В целом следует отметить повышенную предпринимательскую
активность и одновременно суженную нишу приложения труда этнических
мигрантов. Большая часть из них занята в сфере мелкого предпринимательства,
в основном торговли, где они являются либо хозяевами, либо работают
у представителей своих же этнических групп. Для отцов азербайджанских
семей доля занятых в этой сфере составляет 58%, для армянских -
44%. Кроме того, каждый четвертый-пятый армянин или азербайджанец
работает водителем или в автосервисе. Можно отметить также традиционную
для армян заметную долю занятых в строительстве (12%).
Проведенное обследование позволило выявить особенности
пространственной локализации семей этнических мигрантов. Она определяется
двумя факторами - расположением основных мест приложения труда и
массивов наиболее дешевого жилья. Отмечается концентрация семей
этнических мигрантов также в старом частном секторе. Большая часть
семей этнических мигрантов, несмотря на достаточное наличие материальных
средств, проживает в арендуемом жилье. Доля приобретенного в собственность
жилья небольшая - не более 30% семей приобрели жилье за время проживания
в городе. Причем собственное жилье новой постройки (индивидуальные
дома или квартиры повышенной комфортности) официально имеют только
четыре азербайджанские и две армянские семьи из 126 обследованных
семей этнических мигрантов.
Расселение этнических мигрантов, ориентированных на
ареалы дешевого малокомфортного жилья, накладывается на пространственный
процесс социального расслоения собственного населения города. 90-е
годы отмечены не только формированием богатых городских районов,
но и появлением бедных ареалов с негативным имиджем. Вымывание из
районов малопрестижной застройки семей с более высоким имущественным
статусом приводит к заполнению дешевого жилья малоимущим, часто
асоциальным контингентом. На эти же ареалы ориентируется большая
часть семей этнических мигрантов, с отличными от местного населения
социокультурными установками, стереотипами общественного поведения.
Подобное наложение создает условия для межнациональной напряженности,
различных криминальных явлений и т.д.
Для предотвращения негативных социальных последствий
подобной пространственной концентрации следует учесть, во-первых,
разную степень выраженности национального самосознания в поведении
различных этнических групп и, во-вторых, нарастание этнических элементов
в поведении школьников от младших классов к старшим. Как показали
материалы опроса и многочисленные беседы с учителями тверских школ,
обостренное национальное самосознание проявляется прежде всего в
поведении азербайджанских детей - в меньшей степени в школе и в
значительно большей степени за пределами школы.
Обследование показало, что если мы предполагаем в будущем
получить в качестве результатов этнической миграции социально-культурное
разнообразие, а не межнациональную напряженность, необходимо направить
усилия на интеграцию в местное сообщество прежде всего детей этнических
мигрантов, причем с самого младшего возраста. Следует создать специальную
программу для обучения детей этнических мигрантов русскому языку,
организовать психологическую и образовательную подготовку как детей
этнических мигрантов, так и тверских школьников к толерантному восприятию
иных социокультурных ценностей. То есть использовать известный метод
опережающего обучения.
1 - старший научный сотрудник Тверского
государственного университета, кандидат географических наук
|