|
Модель потребления алкоголя в России
Н.В. Горячева1
(Опубликовано в социологическом журнале №4 2003)
Существует миф о так называемом специфическом российском
пьянстве, неотъемлемой черте русской нации; Россию иногда рассматривают
как самую пьющую страну в мире. В 1990-е годы резкое увеличение
доступности спиртных напитков на фоне снижения формального контроля
над их изготовлением, продажей и потреблением привело к росту негативных
последствий алкоголизации. Ежегодное потребление спиртного в современной
России оценивается на уровне 10 литров абсолютного (100%) алкоголя
на человека в год, а по самым высоким оценкам достигает 14-16 литров2.
Большое значение имеют не столько сам уровень потребления, сколько
паттерны (модели) алкоголизации. Например, во Франции, Португалии,
Испании на человека приходится более 15 литров в год, однако правительства
этих стран не видят в этом серьезной угрозы для здоровья нации и
экономики государства3.
В советское время тема потребления алкоголя была закрыта
для исследований; в постперестроечный период предпринимались лишь
редкие разрозненные попытки обращения к ней. Поэтому несомненный
научный интерес представляют материалы Санкт-Петербургского исследования4,
проведенного по адаптированной методике финских популяционных опросов5.
Формирование российской модели алкоголизации.
Потребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю.
Славяне, а еще ранее скифы использовали для получения спиртных напитков
березовый сок, который позднее был вытеснен питейным медом и пивом.
В XV веке был изобретен принципиально новый напиток, получавшийся
не на основе брожения, а с помощью дистилляции (перегонки), - хлебное
вино, впоследствии названное водкой. Новый продукт в предельно короткие
сроки завоевал популярность: он был дешев и легко доступен, так
как в отличие от предшественников его производство было возможно
в течение всего года, а при транспортировке на большие расстояния
и при длительном хранении он не терял своих потребительских качеств.
Уже в 1478 году государство попыталось взять рынок нового напитка
под свой контроль, объявив его производство и продажу государственной
монополией6.
Массовое распространение хлебного вина (водки) имело
далеко идущие последствия: произошло коренное изменение модели алкоголизации
- от эпизодического, часто ритуального потребления слабоалкогольных
напитков к потреблению крепкого алкоголя, которое зачастую сопровождалось
тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением. Б. Сигал считает,
что данный паттерн, сформировавшийся во времена освобождения Руси
от татаро-монгольского ига, без существенных изменений сохранился
до конца ХХ века7. С преобладанием крепких
спиртных напитков алкоголизация населения стала угрожать экономическому
развитию страны и сохранению здоровья нации. В отдельные, как правило,
"смутные" исторические эпохи потребление спиртных напитков
принимало характер эпидемии. Например, во второй половине 1640-х
годов летописи зафиксировали срыв посевных в течение нескольких
лет по причине пасхального пьянства8.
В научной литературе принято выделять два главных паттерна
потребления алкоголя. Для первого характерно частое употребление
спиртного, преимущественно вина, в небольших дозах. Процесс алкоголизации
интегрирован в повседневную жизнь, не создает больших социальных
проблем и не вызывает резкого осуждения со стороны общества. Этого
паттерна придерживаются в основном жители южных винопроизводящих
стран (Франция, Испания, Португалия, Греция и др.). Второму паттерну
свойственно более редкое потребление спиртного, в основном крепкого,
обычно сопровождаемое тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением,
что вызывает негативную реакцию общества и заставляет жестко контролировать
процесс алкоголизации населения. К странам с северным паттерном
потребления относят Финляндию, Швецию, Норвегию, прибалтийские государства,
Польшу, частично Германию, Россию, Украину и Белоруссию.
В течение ХХ века многим государствам Северной Европы,
прежде всего Дании, Англии, а затем и Скандинавским странам, благодаря
целенаправленным усилиям со стороны государства и общества, удалось
перейти от преимущественного потребления крепких спиртных напитков
к более безопасному потреблению пива и несколько снизить напряженность
алкогольной ситуации. В целом же результаты последних кросскультурных
исследований свидетельствуют о нарастающей тенденции к сглаживанию
национальных особенностей потребления спиртного в условиях глобального
общества: в южных регионах пьют все меньше вина, в северных - крепких
спиртных напитков; при этом объем продаж пива неуклонно возрастает9.
Методика и процедура исследования. Популяционное
исследование проведено в октябре декабре 1999 года в Санкт-Петербурге
по стратифицированной серийной выборке с объемом серий не меньше
объема малой выборки, то есть 30 единиц10. Использовались электоральные
списки и выборка бюджетных организаций Петербургкомстата. Конечный
объем выборки составил 1980 единиц. Исследование охватило шесть
районов Санкт-Петербурга, что позволило представить центральную
и периферийную (спальную) зоны города. Опрос проводился по месту
жительства респондентов, анкеты заполнялись в присутствии интервьюера.
Уровень потребления. Расчет среднего уровня потребления
алкоголя основывался на измерении его средней частоты и средней
дозы в течение 12 месяцев, предшествовавших исследованию. Такой
алгоритм расчета носит название QF-измерения (quantity-frequency
measure).
Таблица 1. Потребление спиртных напитков, % от всех
случаев
Пол
|
Возраст
|
Типы спиртных напитков
|
Пиво, Вино, крепкий алкоголь
|
Вино, крепкий алкоголь
|
Пиво, крепкий алкоголь
|
Крепкий алкоголь
|
Пиво, вино
|
Вино
|
Пиво
|
Муж.
|
15–19
|
4
|
4
|
15
|
17
|
7
|
11
|
43
|
20–29
|
3
|
3
|
15
|
18
|
3
|
17
|
41
|
30–49
|
1
|
7
|
13
|
39
|
3
|
10
|
27
|
50–69
|
2
|
6
|
8
|
58
|
-
|
11
|
15
|
Всего:
|
2
|
6
|
12
|
38
|
3
|
11
|
28
|
Жен.
|
15–19
|
2
|
4
|
8
|
13
|
6
|
43
|
25
|
20–29
|
2
|
7
|
3
|
15
|
3
|
49
|
20
|
30–49
|
-
|
8
|
3
|
26
|
3
|
47
|
13
|
50–69
|
-
|
6
|
2
|
37
|
2
|
48
|
6
|
Всего:
|
2
|
7
|
3
|
24
|
3
|
47
|
14
|
Среднегодовой уровень потребления спиртного по результатам
петербургского исследования равен 4 л абсолютного алкоголя, что
составляет около 42% от официально зарегистрированного общероссийского
уровня (9,6 л в 1999 году), причем мужчины выпивают почти в 4 раза
больше спиртных напитков, чем женщины. Различия в оценке потребления
вызваны наличием нелегальной продукции, возможным занижением респондентами
истинного объема потребления, недопредставленностью в выборке тяжелопьющего
населения. Лица, не употреблявшие спиртные напитки в течение последних
12 месяцев, отнесены к абстинентам. Доля трезвенников в Петербурге
составляет 10%. Количество абстинентов с возрастом увеличивается,
а среди женщин трезвенников традиционно больше, чем среди мужчин.
Как правило, первое употребление алкогольного напитка приходится
на 14-16 лет (38%); до 14 лет попробовали алкоголь 23% респондентов,
до 7 лет - менее 3%. В Петербурге мужчины пьют чаще, чем женщины
(таблица 1). По данным исследования, в среднем мужчины потребляют
алкогольные напитки примерно 121 день в году, женщины - 43 дня.
Около 70% мужчин и 33% женщин, потреблявших алкоголь в течение года,
пьют спиртное 1 раз в неделю и чаще; 27% мужчин и 5% женщин - практически
ежедневно (4-5 раз в неделю и чаще) (таблица 2).
Таблица 2. Частота потребления спиртных напитков, %
от числа потреблявших алкоголь в течение последнего года
Пол
|
Возраст
|
Частота потребления*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Муж.
|
15–19
|
19
|
23
|
26
|
13
|
6
|
11
|
1
|
1
|
-
|
20–29
|
22
|
37
|
10
|
12
|
7
|
11
|
1
|
-
|
-
|
30–49
|
30
|
25
|
18
|
9
|
8
|
8
|
2
|
-
|
-
|
50–69
|
32
|
20
|
11
|
9
|
6
|
18
|
4
|
-
|
-
|
Всего:
|
27
|
26
|
16
|
10
|
7
|
12
|
2
|
-
|
-
|
Жен.
|
15–19
|
3
|
12
|
15
|
22
|
11
|
27
|
10
|
-
|
-
|
20–29
|
6
|
13
|
23
|
16
|
17
|
20
|
4
|
-
|
-
|
30–49
|
6
|
13
|
21
|
18
|
16
|
23
|
3
|
-
|
-
|
50–69
|
4
|
7
|
9
|
12
|
16
|
40
|
11
|
-
|
-
|
Всего:
|
5
|
11
|
17
|
17
|
16
|
28
|
6
|
-
|
-
|
*1 - 4-5 раз в неделю и чаще; 2 - 2 раза в неделю; 3 - 1 раз
в неделю; 4 - 2 раза в месяц; 5 - 1 раз в месяц; 6 - несколько
раз в год; 7 - 1 раз в год; 8 - реже, чем 1 раз в год; 9 - никогда.
Типы предпочитаемых напитков. Одной из
важных характеристик паттерна потребления является тип алкогольного
напитка, предпочитаемого населением страны. В России самым популярным
напитком по-прежнему остается водка. Согласно официальным статистическим
данным за 1999 год 76% от общего объема проданных спиртных напитков
составил крепкий алкоголь, 15% - пиво и 9% вино11. Однако в нашем
исследовании в Петербурге потребление водки равнялось 52% от всего
объема алкоголя, пива - 30%, вина - 18%. Полученные данные подтверждают
распространенное мнение об изменении российского паттерна за счет
роста популярности пива, особенно среди молодежи (таблицы 2, 3).
Мужчины чаще всего употребляют крепкие напитки и пиво, женщины отдают
предпочтение вину, затем крепкому алкоголю и пиву. И у женщин, и
у мужчин потребление пива выше в молодых группах.
Таблица 3. Уровень потребления спиртных напитков
Пиво
|
Частота употребления
|
Разовая доза употребления
|
Дней в году*
|
% от потребляющих
|
Разовая доза, мл (абс. алк.)
|
% от потребляющих
|
365
|
4,5
|
менее 15
|
22,9
|
234
|
10,5
|
15
|
37,9
|
104
|
21,3
|
22,5
|
7,7
|
52
|
21,5
|
30
|
20,3
|
25
|
11,8
|
45
|
8,1
|
12,5
|
13,1
|
67,5
|
2,4
|
6
|
5,6
|
75
|
0,6
|
3,5
|
6,8
|
150 и более
|
0,1
|
1,5
|
4,9
|
|
|
1,5
|
4,9
|
|
|
0,5
|
-
|
|
|
0
|
-
|
|
|
Всего:
|
100 (53,6)**
|
|
100 (53,6)
|
Мо***
|
52
|
Мо
|
15
|
Вино
|
Частота употребления
|
Разовая доза употребления
|
Дней в году
|
% от потребляющих
|
Разовая доза, мл (абс. алк.)
|
% от потребляющих
|
365
|
0,9
|
менее 16
|
27,1
|
234
|
1
|
28
|
44
|
104
|
4,2
|
56
|
20,1
|
52
|
8,6
|
80
|
5,3
|
25
|
16,2
|
96
|
1,2
|
12,5
|
21
|
112
|
1,7
|
6
|
14,6
|
168
|
0,5
|
3,5
|
23,5
|
224 и более
|
0,1
|
1,5
|
10
|
|
|
0,5
|
-
|
|
|
-
|
-
|
|
|
Всего:
|
100 (64,3)
|
|
100 (64,4)
|
Мо
|
6
|
Мо
|
44
|
Крепкие напитки
|
Частота употребления
|
Разовая доза употребления
|
Дней в году
|
% от потребляющих
|
Разовая доза, мл (абс. алк.)
|
% от потребляющих
|
365
|
2,1
|
менее 16
|
20,3
|
234
|
4,8
|
30
|
22,2
|
104
|
9,3
|
40
|
21
|
52
|
13,4
|
60
|
12,7
|
25
|
13,6
|
90
|
15,1
|
12,5
|
17,2
|
160
|
5
|
6
|
11,8
|
200
|
2,7
|
3,5
|
16,9
|
200 и более
|
1
|
1,5
|
10,9
|
|
|
0,5
|
-
|
|
|
-
|
-
|
|
|
Всего:
|
100 (63,8)
|
|
100 (63,8)
|
Мо
|
12,5
|
Мо
|
30
|
* Частота употребления спиртных напитков оценивалась с помощью
вопроса с порядковой шкалой (употребляю ежедневно, 4-5 раз в неделю…
1 раз в месяц… 1 раз в год и т. д.), категории которой затем были
пересчитаны по определенной схеме (ежедневно - 365 дней, 1 раз
в месяц - 12,5 дней, 1 раз в год - 1,5 дней и т. п.).
** В скобках - доля от числа ответивших.
*** Мо (мода) - наиболее часто встречаемое число/ответ.
В ходе интервью респондентам задавались вопросы о последних
случаях употребления алкоголя (не менее 3-х случаев). При детальном
изучении данных можно увидеть следующую настораживающую тенденцию:
пиво не вытесняет крепкие напитки, а соседствует с ними. Данный
феномен отмечается и в Финляндии - стране, где на государственном
уровне была предпринята попытка вытеснения паттерна потребления
крепких спиртных напитков паттерном потребления пива.
Ситуации потребления спиртных напитков. Большинство
случаев потребления спиртных напитков в Петербурге приходится на
пятницу (15%), субботу (22%) и воскресенье (23%), между остальными
днями недели количество случаев распределяется равномерно и составляет
около 10% в день. Петербуржцы отдают предпочтение приватным местам
для приема алкоголя: в половине случаев они выпивают дома, в 23%
- у друзей или знакомых, в 10% - на рабочем месте. Достаточно редко
респонденты посещают кафе, рестораны и другие общественные места
(6%); 7% выпивают на улице.
Опрос проводился в октябре-декабре; вероятно, в летнее
время удельный вес тех, кто пил спиртные напитки на улице, был бы
более высоким. Наиболее распространенное время для приема алкоголя
- вторая половина дня: в 2/3 случаев - с 15 до 20 часов и в 18%
- после 20 часов. В половине случаев процесс потребления алкоголя
занимает от 1 до 3 часов, в трети случаев - 0,5 часа и менее и лишь
в 16% - более 3 часов. 93% петербуржцев не разбавляют спиртные напитки
водой, как это делается, например, в странах Южной Европы. Обычно
прием спиртных напитков происходит в компании от 3 до 10 человек
(около 60% случаев), в 20% случаев - вдвоем, в 14% - в одиночку.
В половине ситуаций распитие алкоголя происходило в семейном кругу
совместно с супругами, родственниками.
Итак, традиционный для России паттерн потребления крепких
спиртных напитков сохраняет доминирующее положение. Главным изменением
в течение последнего десятилетия является увеличение потребления
пива, которое не столько замещает, сколько дополняет потребление
крепкого алкоголя. Сохраняются гендерные различия по количеству,
частоте приема, типам предпочитаемых напитков.
1 - Горячева Надежда Владимировна - аспирант сектора
девиантологии и социального контроля Социологического института
РАН (Санкт-Петербург)
2 - Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность
в России // Население и общество. 1996. N 10
3 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking
patterns, consequences and policy responses in 15 European countries.
ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public
Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A
discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related
harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm:
National Institute of Public Health, European Commission, 2002.
4 - Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность
подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.:
Медицинская пресса, 2001
5 - Mustonen H., Merso L., Paakanen P., et al. Finnish
drinking habits in 1968, 1976, 1984, 1992, and 1996. Tables and
publications based on Finnish drinking habit surveys. Helsinki:
Stakes, 1999
6 - Гурвич И. Исторические тенденции в алкоголизации
населения России: по материалам государственной статистики XIX-XX
вв. // Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая
реальность / Под. ред. Я. Гилинского. СПб.: Медицинская пресса,
2001
7 - Segal B.M. Drinking patterns and alcoholism
in Soviet and American societies: a multidisciplinary comparison
// Psychiatry and psychology in the USSR / Ed. by S.A. Corson, E.
Corson, O`Leary. London: Plenum Press, 1976
8 - Похлебкин В.В. Чай и водка в истории России.
Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995
9 - Alcohol in postwar Europe: Consumption, drinking
patterns, consequences and policy responses in 15 European countries.
ECAS I / Ed. by T. Norstrom. Stockholm: National Institute of Public
Health, European Commission, 2001; Alcohol in postwar Europe: A
discussion of indicators on alcohol consumption and alcohol-related
harm. ECAS II / Ed. by H. Leifman, E. Osterberg, M. Ramstedt. Stockholm:
National Institute of Public Health, European Commission, 2002
10 - Математико-статистическая обработка выполнена
студенткой факультета психологии СПбГУ Д. Федоровой
11 - Российский статистический ежегодник: 2000.
М.: Госкомстат, 2001
|