|
Женщины и власть в США и Канаде
Н.А. Шведова
(полностью опубликовано: Шведова Н.А. Гендерный аспект политической
жизни в США и Канаде. // США-Канада. Экономика, политика, культура.
№3 2004 с. 19-35)
"Прорыв" женщин США и Канады в область политики
на всех уровнях власти - от местного до федерального - произошел
в период "Десятилетия женщины" (1976-1985), объявленного
ООН. Хотя это решение само по себе отражало изменение статуса женщин
как социальной группы в мире, однако его принятием, которое не было
бы возможным без существенного влияния женского движения, международное
сообщество проявило политическую волю к осуществлению шагов по улучшению
явно дискриминируемого положения женщин даже в странах "устоявшейся
демократии".
Изменение статуса женского населения как социальной
группы в экономике1 и "прорыв" женщин в политическую
сферу - две переплетающиеся тенденции, свойственные обеим странам
- США и Канаде, где наблюдается действие одних и тех же механизмов
преодоления гендерного дисбаланса власти и достижения гендерного
равенства с некоторой поправкой на темпы и скорость запуска этих
механизмов. Что первично, а что вторично - трудно судить. Ясно одно:
две тенденции взаимно увязаны и дополняют друг друга.
В той и другой стране в целом развивается долгосрочная
и стабильная тенденция к росту числа женщин на выборных постах высшего
эшелона исполнительной и законодательной власти как на уровне общегосударственного
(федерального), так и второго эшелона (штатного и правительств провинций)
власти, а также к росту числа политических назначенцев на высокие
посты в руководстве государством.
В Канаде в 1980-х годах все территории и провинции увеличили
представительство женщин в законодательных органах регионов. Их
число колебалось от 25% (Юкон) до 3,8% (Ньюфаундленд). Заметное
число женщин было назначено на государственные посты на уровне регионов.
Участие женщин в местных органах власти, особенно в больших городах,
значительно. Девять из 12 крупных канадских городов имели больше
25% женщин в городских органах власти. А город Эдмонтон стал своего
рода рекордсменом по представительству женщин - в городском совете
было почти 54% женщин (в том числе мэр - Жанна Ример). Женщины активно
борются за выборные должности - с 1974 по 1988 год их доля среди
кандидатов в высший законодательный орган страны выросла с 9,4 до
19,2%, т.е. более чем удвоилась. Им удалось завоевать в середине
1980-х годов 12 новых мест в Палате общин Канады, доведя свое представительство
до 27.
И в США в период с 1971 по 1989 год в 3 раза увеличилось
представительство американок в законодательных собраниях штатов,
составив в среднем по стране 16%. В 1988 году женщины были избраны
на пост губернатора в штатах Небраска и Вермонт (до 1974 года не
было ни одной женщины-губернатора). Но из ста сенаторов Конгресса
США в 1988 году было только две женщины - не больше, чем в 60-х
годах. Лучше обстояло дело в Палате представителей, где женщинам
принадлежало 5% мест. В результате в период 1974-1990 годов число
женщин, занимавших выборные должности, выросло на 300% в законодательных
органах штатов, на 50% - в государственных органах и на 60% - в
Конгрессе. Если в 1973 году женщины составляли 5,6% состава законодательных
собраний штатов, то в 1983 году - 13,3%, а в 1992 году - 20,4%2.
В конце XX века женщины занимали 12% мест в Конгрессе
106-го созыва, 22% в законодательных собраниях штатов, 6% губернаторских
кресел, 36% постов вице-губернаторов, 27% других высокопоставленных
выборных должностей на уровне штатов, 29,8% высоких должностей в
штатах, назначаемых губернатором, 19% мэров городов с населением
больше 30 тысяч жителей и 13,9% федеральных судей3.
В Конгрессе США 107-го созыва (2002 год) женщинам принадлежало
13,6% (или 73 из общего числа 535 депутатских мест). В Сенате их
было 13% (13 сенаторов из общего числа 100) и 13,8% (60 из общего
числа 435) в Палате представителей4, где они представляли 27 штатов;
причем 42 из них были выбраны от Демократической партии, а 18 -
от Республиканской.
В 2002 году 27,7% (89 из общего числа 321) высокопоставленных
выборных постов в исполнительной ветви власти на уровне штатов (посты
губернатора, вице-губернатора, секретаря штата, генерального прокурора,
казначея штата, генерального контролера штата и др.) принадлежали
женщинам. На уровне законодательных собраний штатов в 2002 году
женщин было 22,6% (1680 из общего числа 7424 законодательных мест).
Выборы в ноябре 2002 года (следующие выборы состоятся в США в ноябре
2004 года) на уровне штатов оказались успешными для женщин: впервые
шесть женщин стали губернаторами штатов (12% всех губернаторских
постов), увеличив количество губернаторских кресел на одно по сравнению
с предыдущими выборами. Впервые женщины были избраны губернаторами
в штатах Мичиган, Гавайи и Канзас, получив четыре из девяти постов,
за которые они боролись в той кампании; вице-губернаторами - в Дэлавере
и Монтане. Это впечатляющая победа, если напомнить, что восемь из
десяти кандидаток в губернаторы в 1998 году проиграли, а в 1994
году все десять претенденток в губернаторы не добились успеха.
В ноябре 2002 года женщины участвовали в 14 из 30 избирательных
кампаний, борясь за пост вице-губернатора. Они выиграли 12 из них,
и сегодня, перед ноябрьскими выборами занимают 35% существующих
(из 43) выборных постов вице-губернаторов. Кроме того, женщинам
удалось выиграть в четырех (из семи) избирательных кампаниях за
пост генерального прокурора, в 11 - за пост секретаря штата и в
24 (из 36) других состязаниях за высокие посты в правительствах
штатов, в которых они принимали участие.
При этом не обошлось и без потерь: в ноябрьских 2002
года выборах в США женщины проиграли несколько ключевых избирательных
кампаний в высший законодательный орган страны, в которых они имели
хорошие шансы на победу. В результате вопреки оптимистичным прогнозам
о хороших шансах кандидаток значительно увеличить свое представительство
в обеих палатах высшего законодательного органа США, в Конгрессе
108-го созыва (2002-2004 годы) остается то же число женщин, что
и в Конгрессе 107-го созыва - 13,6% (т.е. 73 из общего числа 435).
В целом "стеклянный потолок" на пути к высоким
государственным постам оказался меньшим препятствием для женщин
на уровне штатов, чем на общенациональном уровне. Однако и на общенациональном
уровне происходят позитивные сдвиги с точки зрения представительства
женщин. 12 ноября 2002 года член Палаты представителей Нэнси Пелози
"пробила стеклянный потолок", став лидером демократического
меньшинства в Палате представителей Конгресса США. Она последовательно
защищает личные и гражданские права, отстаивает право женщин "на
выбор"5, которое рассматривается женским движением в качестве
фундаментального гражданского права. Поэтому ее избрание на этот
пост прогрессивная американская общественность посчитала "историческим
событием". Многие женские организации обращаются к ней с призывом
возглавить борьбу в Конгрессе за сохранение права свободы репродуктивного
выбора и оказать сопротивление тем, кто выступает против него.
В Канаде доля женщин в Палате общин федерального парламента
возросла более чем втрое с 1980 по 1995 год. По этому показателю
Канада занимала в середине 1990-х годов девятое место среди промышленно
развитых стран. После федеральных выборов 1997 года представительство
женщин в Палате общин парламента Канады еще больше возросло (с 18
до 21,3%). Правда, в 2000 году оно снизилось до 19,9% членов Палаты
общин6. Однако это не меняет главного направления вектора развития
канадской паритетной демократии.
Таким образом, повышение участия женщин в политической
жизни общества, как в Канаде, так и в США, несомненно становится
заметным. Этому способствовали многие обстоятельства, среди которых
важнейшими являются следующие:
- женское население превратилось в самостоятельную активную часть
электората (так, в 1988 году в президентских выборах женщин участвовало
на 20% больше, чем мужчин. В 2000 году в национальном масштабе
53% женских голосов по сравнению с 44% мужских были отданы за
кандидатов в Палату представителей от Демократической партии США);
- деятельность активного наступательного женского движения в
условиях развитого общедемократического и гражданского общества
(в 1970-х годах американки проявили политическую активность и
стали присоединяться к общественным организациям на местах, например,
к Лиге женщин-избирательниц, к двум основным правящим партиям);
- изменение всей системы отношений политических партий с женской
частью общества как ответ новым требованиям времени;
- включение в предвыборные платформы кандидатов на высшие государственные
посты женских вопросов и требований.
Озабоченность партий проблемой привлечения женщин в
свои ряды, их продвижением по лестнице партийной иерархии и выдвижением
на высокие государственные должности, проявилась, во-первых, в учреждении
в партийных структурах специальных подразделений по делам женщин
(три ведущие политические партии Канады с середины 1980-х годов
имеют в своих структурах специальные подразделения по делам женщин,
и каждая крупная политическая партия Канады создала программы, нацеленные
на продвижение и поддержку женщин-кандидаток на федеральном уровне).
Во-вторых, в применении системы квот при проведении национальных
съездов. Либеральная партия Канады использует новую процедуру -
гендерные квоты, т.е. равное количество мужчин и женщин в руководстве
партии. Впервые такая квота была применена в кампании за лидерство
в партии на федеральном уровне.
В США женщины-республиканки добились одобрения Правила
№32, требовавшего от каждого штата "прилагать усилия"
к достижению равного представительства мужчин и женщин в делегациях
на будущих съездах партии (1971 год), а национальный съезд Демократической
партии поддержал представительство женщин на партийном съезде, основанное
на соотношении числа мужчин и женщин в населении страны. В 1972
году впервые в истории США Джин Уэствуд стала председателем Национального
комитета Демократической партии; Энн Армстронг заняла аналогичный
пост в Республиканской партии в 1971 году. После них, однако, эти
посты вновь преимущественно занимают мужчины.
К общим политическим гендерным тенденциям в Канаде и
США можно отнести и то, что женщины более успешно выступают на местных
выборах. Это можно объяснить рядом причин: на местах избирательные
кампании требуют относительно небольших затрат; федеральные и провинциально-территориальные
кампании предполагают многочисленные поездки по стране, а значит,
пренебрежение семейными обязанностями, что нелегко дается многим
женщинам, в то время как местные выборы не требуют подобных жертв.
Вместе с тем все еще имеются культурные, социологические, экономические
и другие препятствия для достижения женщинами пропорционального
с мужчинами участия на уровне принятия решений. Медленнее всего
женщины завоевывают государственные позиции на федеральном уровне.
Темпы роста числа женщин - кандидатов и избранных в парламент остаются
недостаточными для преодоления неравенства в представительстве женского
и мужского населения страны.
В Канаде самое большое число кандидаток еще в 1980-е
годы выдвинула Новая демократическая партия. В США на федеральном
уровне преобладают женщины - выдвиженки Демократической партии,
а на выборных должностях исполнительной ветви власти на уровне штатов
лидируют республиканки. В законодательных собраниях штатов лидерство
также принадлежит демократкам. На выборных должностях явно больше
небелых женщин от Демократической партии, чем от Республиканской.
Однако в целом в обеих странах количество женщин на
уровне принятия решений обратно пропорционально уровню власти: на
федеральном - в 2 раза меньше, чем на местном и региональном. Причем
в США в некоторых штатах произошел настоящий количественный "прорыв"
женщин во власть. Так, штат Аризона получил сенсационную известность,
став первым штатом, где в результате выборов 1998 года пять высших
постов в правительстве - губернатора, председателя Верховного суда
штата, секретаря штата, генерального прокурора, казначея и главного
государственного инспектора - заняли женщины (в этом штате нет поста
вице-губернатора). А в Канаде еще в 1980-е годы, как уже говорилось
выше, город Эдмонтон стал рекордсменом по представительству женщин
- в городском совете было почти 54% женщин, и женщина занимала пост
мэра.
Считается, что гендерная ситуация изменяется к лучшему,
если число Женщин в парламенте достигает "критической массы"
в 30%. В этом смысле Канадские специалисты, объясняя слабое представительство
женщин в политическом процессе, как правило, указывают на три основные
причины: во-первых, социально-экономические условия, не позволяющие
средней канадке заниматься "большой политикой"; во-вторых,
неспособность политических партий определить в своих концепциях
гендерные роли и женские семейные обязанности в соответствии с требованием
сегодняшнего дня; в-третьих, низкая организационная культура политических
партий, не способствующая участию в них женщин; живучесть патриархальных
предрассудков в высших эшелонах партийной мужской элиты, отталкивающих
женщин.
Тем не менее следует признать, что правящей элите обеих
стран не чуждо понимание модели партнерства как исторической неизбежности
в условиях современного уровня технологического развития.
Кроме того, значительно изменилось настроение широких
кругов общественности и населения в отношении женщин на уровне принятия
решений. В частности, в настоящее время средства массовой информации
США все чаще упоминают о том, что Овальный кабинет Белого дома перестал
рассматриваться как "мужской бастион". Если в 1936 году,
когда Дж. Гэллап впервые провел опрос о том, "проголосуют ли
избиратели за женщину - кандидата на пост президента при условии,
что она будет иметь соответствующую квалификацию"7, значительное
большинство (65%) ответили отрицательно, то в 2000 году уже преобладающее
большинство (90%) американцев, включая мужчин, заявили, что они
готовы поддержать женщину - кандидата на пост президента страны.
В американской печати чаще других в качестве возможных кандидаток
на пост президента страны называют: Кетлин Кеннеди Таунсенд, Хиллари
Родэм Клинтон, Кэй Бейли Хатчисон, Кристин Тодд Уитмен.
Однако, хотя в настоящее время и в Канаде, и в США неуклонно
возрастает роль женщин в политической и государственной структурах
власти, достижение подлинного равенства продолжает оставаться актуальной
задачей. Немалое значение для ее решения, как и в достигнутых позитивных
сдвигах, имеет женское движение, ключевой политический и социальный
фактор проведения государственной политики, нацеленной на изменение
к лучшему положения женщин в обществе.
1 - На Западе освобождение женщин в сфере экономики
началось именно в Соединенных Штатах Америки. К концу XX столетия
женщины составили 46% рабочей силы в США (причем даже среди женщин
с малолетними детьми трудится каждая вторая), канадки также составляют
почти 46% наемных тружеников в стране. И эта доля продолжает расти.
В обеих странах доля работающих женщин выросла до 60%. (The American
Women 1994- 1995. - Where We Stand. New York, London, 1994, p. 281;
Моррис М. Пособие по гендерному анализу. М., 2001, с.35 -42); согласно
данным Бюро трудовой статистики США, в начале 1990-х годов среди
14,2 млн. исполнительных административных работников и управляющих
женщины составляли примерно 40%, что почти в 2 раза больше показателей
начала 1970-х годов ("Monthly Labor Review", vol. 115,
No.12, December 1992); в Канаде в период с 1994 по 1999 г. женское
представительство на уровне старших управленческих позиций увеличилось
с 19,8% до 26,8% (Catalyst Census of Women Corporate Officers m
Canada, 1999).
2 - 2000 Fact Sheet Summaries. State by State Facts
Publications List (http://foundation.verizon.com).
3 - The Patnot News", 3.12.2002.
4 - CAWP. Fact Sheet. June 2002 (www.cawp.rutgers.edu)
5 - "Право на выбор", или вопрос об абортах,
давно приобрел в США политический (к тому же еще и религиозный)
характер и во всех последних избирательных кампаниях стоит очень
остро, хотя формально еще в 1973 году решением Верховного суда аборт
в первые месяцы беременности был легализован. Однако на рубеже второго
и третьего тысячелетий это право американских женщин было поставлено
под сомнение после того, как в 1992 году новым решением Верховного
суда штатам было разрешено вводить различные ограничения на аборты.
В результате к 2000 году таких ограничений стало почти в 3 раза
больше, в Конгрессе этот вопрос вновь был включен в повестку дня.
(Подробнее о борьбе американских женщин на свободное право как распоряжаться
своей судьбой см. в публикации: Шведова Н.А. Северная Америка в
начале XXI века. Женщины и политика. М., ИСКРАН, 2003. - Ред.).
6 - Status of Women Canada. Beijing +5. Women and
Power. Facts and Figures, p. 2. June 2000.
7 - "Newsweek", 26.06.2000, p.22.
|