Rambler's Top100

№ 157 - 158
3 - 23 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Типология регионов России по электоральному поведению

Динамика политических установок населения

Женщины в российской политике

Женщины и власть в США и Канаде

Население СНГ к началу 2004 года – 279 или 276 миллионов человек?

Женщины в российской политике1

Шереги Ф.Э.
(полностью опубликовано в книге: Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования -М.: Центр социального прогнозирования, 2003. с. 329-350)

Шансы кандидатов-женщин

Существует мнение об отрицательном отношении большинства избирателей, особенно мужского пола, к женщинам, занимающимся политикой. Так ли это? Ответ на данный вопрос дают результаты исследования.

Отношение избирателей к движению Женщины России зависит от того, признают или не признают опрошенные целесообразности эмансипации женщин (см. таблицу 1).

Таблица 1. Готовность избирателей голосовать за список кандидатов в Госдуму РФ от тех или иных партий в зависимости от мнения об общественной роли женщин, %

За кандидатов от каких партий и политических движений собираются голосовать в декабре 1999 г.

Позиция избирателей по поводу общественной функции женщин

Женщина должна иметь доступ к любым видам профессий, даже тем, которые традиционно считаются мужскими

Женщина должна иметь право участвовать в благотворительных движениях

Женщина должна иметь право участвовать в любых общественных, правозащитных движениях

Женщина должна иметь право участвовать в политической жизни общества, в работе политических партий и движений

Женщины должны быть представлены во всех структурах власти, наравне с мужчинами

Удел женщины — это семья, и больше ничем, кроме воспитания детей, она не должна заниматься

Женщина должна быть свободна в своем выборе и вести такой образ жизни, какой сама пожелает

Аграрная партия России

2,2

3,2

3,4

2,8

1,4

0

1,5

Движение женщин России

3,6

2,9

5,6

4

4,7

0,9

2,2

КПРФ

16,7

17,3

19,7

19,2

20

23,1

13

ЛДПР

3

3,5

3,8

2,8

3,7

9,5

4,9

Наш дом — Россия

3,3

2,1

2,8

2,2

2,9

1,2

1,9

Народно-республиканская партия

3,8

4,3

2,5

4

3,1

4,9

3,1

Сталинский блок

0

0

0

0

0,4

0

0,2

Яблоко

15

17

13,8

13

15,3

11,1

16,1

Движение в поддержку армии

0

0

0

0

0

0

0,1

Русское национальное единство

0,3

1,1

0

0,6

0,4

0,9

0,3

Движение Правое дело

1,4

1,9

2,2

1,5

1,6

0

1,6

Движение Новая сила

5,7

5,1

5

4

4,3

1,2

4,3

Объединение Отечество

7,1

10,4

8,1

9,3

7,6

6,2

9,5

Объединение Голос России

0

0

0

0

0

0

0

Объединение Вся Россия

0,5

2,4

0,6

1,5

0,8

1,2

1,2

Союз народовластия и труда

1,1

1,1

1,3

0,9

1,2

1,2

0,4

Другие партии

0,5

0,5

0,6

1,5

0,4

1,8

1,9

Ни за какие

9,3

4,8

6,9

6,2

6,3

15,7

7,8

Еще не решили

26,5

22,6

23,8

26,3

25,8

20,9

30,1

Доля готовых голосовать за кандидатов от движения Женщины России среди различных возрастных и социальных групп избирателей не превышает 4%.

Рассмотрим подробнее, какова вероятность у кандидата-женщины быть избранной депутатом Государственной думы РФ.

При равных условиях, из пары соперников кандидату-мужчине отдали бы предпочтение 37,6%, а кандидату-женщине - 35,9% избирателей. Еще 26,5% затруднились ответить. В целом налицо равенство шансов. Однако в зависимости от политических установок избирателей, шансы изменяются.

Посмотрим, за кого проголосовали бы сторонники различных партий при равноценных качественных характеристиках кандидата-мужчины и кандидата-женщины (см. таблицу 2).

Таблица 2. Какому кандидату, при равенстве качественных характеристик, отдали бы предпочтение избиратели, %

Кандидату-мужчине

Кандидату-женщине

Партии

21,1

57,9

Аграрная партия

5,5

87,3

Движение Женщины России

40,8

37,7

Коммунистическая партия РФ

60,2

23,9

Либерально- демократическая партия

45,5

30,9

Наш дом — Россия

55,7

31,6

Народно — республиканская партия

25

50

Сталинский блок

37,3

34,9

Яблоко

0

100

Движение в поддержку армии

53,8

30,8

Русское национальное единство

25

58,3

Движение Правое дело

48,5

34,8

Движение Новая сила

40,2

38,6

Объединение Отечество

45,7

40

Объединение Вся Россия

40

46,7

Союз народовластия и труда

Таким образом, кандидаты-женщины имеют потенциально высокую поддержку у сторонников движения "Женщины России", Аграрной партии, Сталинского блока, движений "В поддержку армии", "Правое дело", "Вся Россия", "Союза народовластия и труда".

При равных условиях за кандидата-мужчину голосовали бы 46,3% мужчин и 29,2% женщин, за кандидата-женщину - 22,8% мужчин и 48,6% женщин.

Самые молодые склонны голосовать за кандидата-мужчину, а старшее поколение - за кандидата-женщину (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Доля представителей различных возрастных групп, готовых при равных условиях голосовать за кандидата-мужчину или кандидата-женщину, %

По каким причинам избиратели готовы проголосовать за кандидата-женщину?

Первая группа причин, которые назвали примерно две трети готовых голосовать за кандидата-женщину: женщины лучше понимают проблемы женщин, они хозяйственные, ответственнее, умнее, честнее мужчин; более "гибкие", способны заботиться о благополучии народа.

Вторая группа причин, которые выделила четверть готовых голосовать за кандидата-женщину: они умеют заботиться о детях, склонны к разрешению конфликтов мирным путем, лучше понимают людей, добрее мужчин.

Третья группа причин, которые выделила десятая часть готовых голосовать за кандидата-женщину: они не допустят казнокрадства, осмотрительные, дипломатичные, рассудительные, умеют спокойно решать проблемы, в их поступках больше здравого смысла, их суждения более взвешены и объективны, по характеру они сильнее мужчин, справедливые, внимательные к людям, принципиальные, дальновидные, целеустремленные, у женщин больше фантазии, они более надежные, у них слово не расходится с делом, они дисциплинированные, "несут" в себе мир, могут предотвратить войну, не пьют, законопослушные, способны полностью отдаваться делу.

Не желающие голосовать за женщин мотивируют свою позицию в основном следующим: женщина должна заниматься семьей (12,4% среди всех опрошенных), политика - это занятие для мужчин (11,1%), женщинам нельзя доверять, они слишком эмоциональны и слабохарактерны; у мужчин характер сильнее, мужчины умнее, политика - это по традиции мужская профессия; характер мышления, логика женщин не подходит для политики (в целом 14%).

<...>

Отношение к участию женщин в политической жизни

В отличие от женских правозащитных организаций, имеющих сугубо социально-ориентированную направленность и не претендующих на вытеснение из этой сферы мужчин, женские политические организации - явные конкуренты монополии мужской политократии. В ходе исследования прежде всего было выявлено общее мнение избирателей о целесообразности создания новой женской политической организации (см. рисунок 11).

Рисунок 11. Мнение опрошенных о том, целесообразно ли в настоящее время создавать новое женское политическое движение или партию, %

Мнение скорее отрицательное, чем положительное. Посмотрим, какова доля мужчин и женщин, придерживающихся отрицательного мнения (см. рисунки 12, 13).

Рисунок 12. Мнение мужчин о том, целесообразно ли в настоящее время создавать новое женское политическое движение или партию, %

Рисунок 13. Мнение женщин о том, целесообразно ли в настоящее время создавать новое женское политическое движение или партию, %

Как видим, противников создания новой женской политической организации много и среди женщин, однако основную часть противников составляют мужчины.

Сторонников создания новой женской политической организации больше среди избирателей старшего поколения, имеющих среднее образование, среди жителей сел (деревень) и пенсионеров (см. рисунки 14-16).

Рисунок 14. Доля представителей различных возрастных групп - сторонников и противников создания новой женской политической организации, %

Рисунок 15. Доля противников и сторонников новой женской политической организации в зависимости от уровня образования опрошенных, %

Рисунок 16. Доля представителей различных социальных групп - сторонников и противников создания новой женской политической организации, %

Доля противников создания новой женской политической организации особенно велика в Санкт-Петербурге.

В целом 53,0% избирателей относятся положительно к тому, что женщина является лидером политической партии или движения, отрицательно - 17%, с безразличием - 30% избирателей.
Положительно относятся к женщине-политическому лидеру 40,8% мужчин (отрицательно 35,5%) и 64,9% женщин (отрицательно 24,8%).

Большинство избирателей допускают возможность того, чтобы женщина занимала какой-либо политический пост - депутата Госдумы России (23,5%), депутата органов местного самоуправления (22,3%), депутата областной (краевой) думы (18,5%), президента России (16,8%), мэра города (16,1%), премьер-министра России (10,9%), губернатора (администратора) области, края (8,8%), премьер-министра республики (5,0%), президента республики (4,3%).

Мнение мужчин и женщин по этому поводу схоже (см. таблицу 9).

Таблица 9. Доля мужчин и женщин, одобряющих работу женщин на должности политического характера, %

Мужчины

Женщины

Должности

22,3

24,7

Депутат Госдумы России

22,6

22

Депутат местных органов самоуправления

18,8

18,3

Депутат областной (краевой) думы (совета)

13

20,5

Президент России

12,3

19,8

Мэр города

10,8

11

Премьер-министр России

7,6

9,9

Губернатор (администратор) области, края

4,9

5,2

Премьер-министр республики

4,6

4

Президент республики

По поводу роли в обществе женщин в позиции избирателей проявляется стремление к равенству полов. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о том, какой должна быть роль женщины в обществе:

  • 41,6% - Женщина должна быть свободна в своем выборе и вести такой образ жизни, какой сама пожелает.
  • 22,2% - Женщины должны быть представлены во всех структурах власти, наравне с мужчинами.
  • 17,1% - Женщины должны активно участвовать в благотворительных движениях.
  • 16,6% - Женщины должны иметь доступ к любым видам профессий, даже тем, которые традиционно считаются мужскими.
  • 14,5% - Женщины должны иметь право участвовать в любых общественных, правозащитных движениях.
  • 14,7% - Женщина должна иметь право принимать участие в политической жизни общества, в работе политических партий и движений.
  • 14,8% - Удел женщин - это семья, и больше ничем, кроме воспитания детей, она не должна заниматься.
  • 5,1% - Затруднились ответить.

Различия в позициях мужчин и женщин по этому вопросу также несущественны (см. таблицу 10).

Таблица 10. Мнение опрошенных о том, какими правами должна обладать женщина, %

Мужчины

Женщины

Какие права должна иметь женщина

14,7

18,5

Доступ к любым видам профессий, даже тем, которые традиционно считаются мужскими

18

16,2

Право участвовать в благотворительных движениях

13,7

15,4

Право участвовать в любых общественных, правозащитных движениях

11,3

18

Право принимать участие в политической жизни общества, в работе политических партий и движений

18

26,3

Право быть представленными во всех структурах власти, наравне с мужчинами

20,3

9,3

Удел женщин - это семья, и больше ничем, кроме воспитания детей, она не должна заниматься

38

45,1

Женщина должна быть свободна в своем выборе и вести такой образ жизни, какой сама пожелает

6,2

3,1

Затруднились ответить


1 - Материал основан на данных репрезентативного всероссийского исследования, проведенного Центром социального прогнозирования в преддверии выборов депутатов Государственной Думы РФ 07-18 июля 1999 года в 12-ти территориально-экономических районах страны: Северо-Западном, Северном, Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
По многоступенчатой квотной выборке опрос охватил 11 социальных групп населения: рабочие предприятий, шахт и строек; инженерно-техническая интеллигенция, гуманитарная интеллигенция (преподаватели вузов, ПТУ, ученые, учителя школ), работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса; военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, городские пенсионеры, студенты вузов, безработные. Квоты соблюдались также по этническому признаку (82,5% русских, остальные - представители этнических общностей, населяющих Россию).
Опрос 2200 человек проводился в 68 поселениях пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)