… о смертности от ДТП
|
Бег на "красный"
|
Все больше граждан гибнет под колесами машин
Из 120 тысяч человек, ежегодно погибающих в мире в результате
дорожно-транспортных происшествий (ДТП), более четверти приходится
на Российскую Федерацию. Причем наша "доля" растет: если
в 2002 году в результате дорожно-транспортных происшествий погибли
33234 россиянина, то в минувшем, 2003 году - уже 35605. Представитель
главы Всемирной организации здравоохранения Микко Виенонен заявил:
на дорогах России распространяется "эпидемия смертей".
Как ни странно, эта эпидемия почти не имеет отношения к общему количеству
происшествий на дорогах: здесь наша страна "укладывается"
в общемировые стандарты. Но в России, по данным ВОЗ, смертность
по этой причине составляет 25 человек на каждые 100 тысяч жителей.
Это в 4,8 раза превышает аналогичный показатель по Финляндии - страны
с похожими климатическими условиями. То есть выходит, что примерно
70 процентов россиян, погибающих в ДТП, в другой стране остались
бы живы...
Почему так происходит? Милицейские начальники не устают заявлять,
что виноваты недисциплинированные водители, которых надо строже
наказывать. Но вот некоторые цифры. По данным Минтранса РФ, в прошлом,
2003 году на российских дорогах произошло 186800 ДТП, в которых
пострадали 223500 человек. Погибло, как уже говорилось, больше 35
тысяч.
Причина первая: каждое третье такое происшествие происходит по вине
пешеходов - это данные ГИБДД России. "Проблема с обеспечением
безопасности движения пешеходов остается одной из самых острых",
- утверждают ответственные работники ГИБДД. Причем самая уязвимая
возрастная группа здесь - граждане старше 60 лет: в каждом пятом
случае происшествие с их участием заканчивается трагически. И заметьте:
дорожные службы в общем-то знают, как снизить эту печальную статистику.
Не случайно к Дню пожилых людей (1 октября) главное управление Госавтоинспекции
МВД России проводит специальный рейд "Пешеход", в ходе
которого проверяется обустройство пешеходных переходов, правильность
установки дорожных знаков, нанесение дорожной разметки. В общем,
выполняют свои прямые обязанности.
Причина вторая: к каждому четвертому ДТП приводит отвратительное
состояние дорог. Кто из нас знает, что по стандарту (ГОСТ Р 50597-93)
"проезжая часть дорог и улиц, покрытие тротуаров, пешеходных
и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов,
а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного
полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих
отношения к их обустройству"? Что допустимы лишь отдельные
просадки, выбоины и т.п., "предельные размеры которых не должны
превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см"?
Для кого в том же ГОСТе записано, что на проезжей части "не
допускается отклонение крышки люка смотровых колодцев относительно
уровня покрытия более чем на 2 см"?
Вряд ли кто припомнит, чтобы чиновники, отвечающие за соблюдение
этих самых ГОСТов, действительно ответили за бездействие, хотя бы
карманом или должностью. Хотя должны, очевидно, идти под суд за
несчастный случай на дороге, произошедший из-за отвратительного
состояния дорог.
Причина третья: каждое четвертое ДТП в России совершается водителями
со стажем управления менее 3 лет. То есть люди еще не умеют ездить
по перегруженным магистралям. Но попробуйте в большом или малом
городе найти специально оборудованную площадку, где за минимальную
сумму можно было бы потренироваться...
Причина четвертая: к пострадавшим на дорогах помощь часто приходит
с опозданием. Есть понятие "золотого часа", в течение
которого необходимо оказать помощь людям. В противном случае вероятность
смертельного исхода кратно возрастает.
На фоне этих цифр блекнет даже показатель пьянства за рулем. Согласно
статистике ГИБДД, лишь каждый десятый водитель, совершивший ДТП,
находился в состоянии опъянения. И пресловутое "лихачество",
оказывается, тоже не самый большой порок. К тому же часто оно спровоцировано
дорожной ситуацией, изматывающими "пробками" и... автомашинами
с "мигалками", носящимися по встречной полосе и на красный
свет.
Между прочим, недавно мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг распорядился
снять проблесковые маячки и сирены более чем с 200 автомобилей,
принадлежащих городским властям. Поводом послужила скандальная видеопленка,
где была запечатлена одна из заместительниц мэра, которая включила
спецсигналы и ехала по тротуару. У нас тоже обещают сократить число
спецсигналов, но их становится все больше...
Александр ПРОЦЕНКО. "Труд", 27 февраля
2004 года
|