Rambler's Top100

№ 149 - 150
8 - 21 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Труд" и "Тюменские известия" о конгрессе "Российская семья"
"Российская газета" о женщине и российской семье
"Парламентская газета" и "Независимая газета" о женском труде
"Родная газета" о демографических проблемах России
"Казахстанская правда" о населении Казахстана
"Труд" о смертности от ДТП
"New Scientist" о защитной роли GBV-C при ВИЧ-инфекции
"Российская газета" о СПИДе и "кому это выгодно"
"Независимая газета" о наркотиках и репродуктивном здоровье мужчин
"Gazeta.kz" о заболеваемости раком молочной груди в Казахстане
"Россiя" о социальной системе Германии
"Известия" о шенгенских визах
"Россiя" о проблеме эмиграции в Польше в свете вступления в ЕС

"Los Angeles Times" о проблеме иноэтничной иммиграции в ЕС
"Известия" о миграционной политике России
"Российская газета" о миграционной "зачистке"
"Независимая газета" и "Российская газета" о положении нелегальных мигрантов в России
"Столичная вечерняя газета" о таджиках
"Gazeta.kz" о казахской диаспоре за рубежом
"Christian Science Monitor" о положении евреев в России
"Tagesspigel", "Независимая газета" и "Известия" о ксенофобии в России
"Российская газета" и "Новая газета" о скинхедах
"Парламентская газета" о языках
"Время новостей" и "Ведомости" о комфортных и некомфортных городах
"Известия" о российских мегаполисах и провинции

… о положении евреев в России

Евреи вновь обретают дом в России

Многие уезжают из Израиля в Москву, привлеченные новыми экономическими возможностями и спадом антисемитизма

Михаил Гуревич эмигрировал из СССР в 1991 году, ища в Израиле свободы и лучшей жизни. Сегодня он успешный интернет-издатель, ведущий телешоу и консультант по информационным технологиям - в Москве.
"Я хотел найти хорошую работу, развиваться, делать то, что я делаю сегодня, но оказалось, что в Израиле это невозможно, - говорит длинноволосый очкарик Гуревич. - И все-таки, если вам интересно, кто я, то я израильтянин".
По разным мотивам бывшие советские евреи, вырвавшиеся из СССР, возвращаются в Россию. В последние годы на этот шаг решились около 50 тысяч человек, и в эпоху Путина их количество резко возросло.
Некоторые говорят о разочаровании жизнью в Израиле, экономических трудностях и угрозе терроризма. Другие, как Гуревич, упоминают о новых возможностях, открывшихся после того, как Россия стабилизировалась, объединилась с мировыми рынками и вступила в период быстрого экономического роста.
"Я знал, каково быть евреем в СССР, - сказал Гуревич, который служил в израильской армии, работал диктором на русскоязычном радио, а в 1999 году вернулся в Москву. - Но времена полностью изменились, это совсем другая страна".
Исход 1970-х
Около 1 миллиона советских евреев эмигрировали в Израиль за десятилетия, прошедшие после того, как в железном занавесе в начале 1970-х годов появились первые трещины. Исход продолжался в бурные 1990-е, когда российское общество сползало в анархию и поднимал голову антисемитизм. Между переписями 1989 и 2002 годов количество евреев в России уменьшилось с 540 до 230 тысяч. Наблюдатели высказывали предположение, что Россия, подобно Польше и Германии, может стать страной, где давние еврейские традиции похоронены в прошлом.
"Столетие назад в Российской империи жило 10 миллионов евреев (по данным переписи населения 1897 г. в Российской империи проживало 5,2 млн. евреев. - Демоскоп), и Россия была центром еврейского мира", - говорит Зиновий Коган, президент Конгресса еврейских религиозных организаций России, главный раввин синагоги на Поклонной горе. Но многие эмигрировали в Америку, 3 миллиона советских евреев убили нацисты, и примерно 1 миллион ассимилировался, чтобы избежать советского государственного антисемитизма, говорит он.
"В 1980-е и 1990-е годы здесь не было перспектив, только страх, преступность и хаос, - продолжает Коган. - Но, приехав туда, они обнаружили, что не знают языка, не могут найти работу, и их считают русскими, а не евреями. А тем временем жизнь в России улучшилась".
По словам Когана, кое-кто из вернувшихся испытывает смешанные чувства: "Они хотят быть евреями, испытывают вину за то, что уехали из Израиля. Наша задача - помочь им примириться со сделанным выбором. Эти люди прошли нелегкий путь. Они уехали из СССР как евреи, но приехали в Израиль как русские. Теперь они должны привыкнуть к тому, что здесь их опять будут считать евреями, а не русскими".
Потоком это не назовешь, но рост обратной миграции вселяет в активистов общины надежду на то, что присутствие еврейства в России не кончено. В 2002 году на встрече в Кремле главный раввин России Берл Лазар сказал президенту Путину, что "в России жизнь еврейства находится на подъеме. Евреи начинают понимать, что могут остаться здесь и жить так же, как в любом другом месте".
По израильскому закону, любой, у кого хотя бы один дед или бабка евреи, может претендовать на гражданство. По этому критерию, в бывшем СССР есть еще миллионы потенциальных эмигрантов. Израиль обхаживает российских евреев в надежде, что их приток в страну остановит демографический кризис, создающий угрозу того, что через несколько десятилетий количество арабов в Израиле и на оккупированных территориях может превысить количество евреев.
Замедление
Если в 1990-е годы Россию ежегодно покидало 100 тысяч евреев, то в прошлом году их количество упало до 10 тысяч, сообщает израильское посольство в Москве.
Еврейское агентство, подразделение правительства Израиля, главная задача которого способствовать эмиграции, утверждает, что только 5% бывших советских евреев решили вернуться, и многие их них не навсегда.
"В Израиле тяжелая экономическая ситуация, уже три года продолжается интифада, - говорит пресс-секретарь Еврейского агентства в Иерусалиме Семен Довжик. - Некоторые семьи решают пересидеть это время в России. Это не страшно".
Многих вернувшихся в Россию привлекли новые возможности в таких областях, где у россиян мало опыта, например в маркетинге и интернете. Олег Ульянский уехал из Донецка в 1990 году и, как многие еврейские эмигранты, вынужден был отказаться от советского гражданства. Уже два года он живет в Москве как израильтянин и говорит, что его привлекли главным образом возможности трудоустройства.
"Здесь большой спрос на людей, имеющих западный опыт и говорящих по-русски, - отмечает он. Ульянский работает специалистом по маркетингу в ведущей российской страховой компании. - В Израиле трудно конкурировать за такую работу с коренными израильтянами".
Некоторых, особенно представителей старшего поколения, беспокоит традиционный российский антисемитизм.
"В России больше нет государственного антисемитизма, но на бытовом уровне антисемитизм останется навсегда, - говорит Евгений Арензон, литературовед из московского Института мировой литературы, который прожил в Израиле два года. - Страшно то, что в любой момент он снова может стать государственной идеологией".
Коган говорит: "Может быть, через 10 лет еврейская община в России удвоится. Мы должны привыкнуть к тому, что люди перемещаются между Россией и Израилем с такой же легкостью, как между двумя станциями метро. Неважно, где ты живешь, важно, как ты живешь. Где бы мы ни были, мы должны оставаться евреями".

Фред ВЕЙР. "Christian Science Monitor", 4 марта 2004 года
Перевод с сайта: InoPressa.Ru

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)