… о положении евреев
в России
|
Евреи вновь обретают дом в России
|
Многие уезжают из Израиля в Москву, привлеченные новыми
экономическими возможностями и спадом антисемитизма
Михаил Гуревич эмигрировал из СССР в 1991 году, ища
в Израиле свободы и лучшей жизни. Сегодня он успешный интернет-издатель,
ведущий телешоу и консультант по информационным технологиям - в
Москве.
"Я хотел найти хорошую работу, развиваться, делать то, что
я делаю сегодня, но оказалось, что в Израиле это невозможно, - говорит
длинноволосый очкарик Гуревич. - И все-таки, если вам интересно,
кто я, то я израильтянин".
По разным мотивам бывшие советские евреи, вырвавшиеся из СССР, возвращаются
в Россию. В последние годы на этот шаг решились около 50 тысяч человек,
и в эпоху Путина их количество резко возросло.
Некоторые говорят о разочаровании жизнью в Израиле, экономических
трудностях и угрозе терроризма. Другие, как Гуревич, упоминают о
новых возможностях, открывшихся после того, как Россия стабилизировалась,
объединилась с мировыми рынками и вступила в период быстрого экономического
роста.
"Я знал, каково быть евреем в СССР, - сказал Гуревич, который
служил в израильской армии, работал диктором на русскоязычном радио,
а в 1999 году вернулся в Москву. - Но времена полностью изменились,
это совсем другая страна".
Исход 1970-х
Около 1 миллиона советских евреев эмигрировали в Израиль за десятилетия,
прошедшие после того, как в железном занавесе в начале 1970-х годов
появились первые трещины. Исход продолжался в бурные 1990-е, когда
российское общество сползало в анархию и поднимал голову антисемитизм.
Между переписями 1989 и 2002 годов количество евреев в России уменьшилось
с 540 до 230 тысяч. Наблюдатели высказывали предположение, что Россия,
подобно Польше и Германии, может стать страной, где давние еврейские
традиции похоронены в прошлом.
"Столетие назад в Российской империи жило 10 миллионов евреев
(по данным переписи населения 1897 г. в Российской
империи проживало 5,2 млн. евреев. - Демоскоп), и
Россия была центром еврейского мира", - говорит Зиновий Коган,
президент Конгресса еврейских религиозных организаций России, главный
раввин синагоги на Поклонной горе. Но многие эмигрировали в Америку,
3 миллиона советских евреев убили нацисты, и примерно 1 миллион
ассимилировался, чтобы избежать советского государственного антисемитизма,
говорит он.
"В 1980-е и 1990-е годы здесь не было перспектив, только страх,
преступность и хаос, - продолжает Коган. - Но, приехав туда, они
обнаружили, что не знают языка, не могут найти работу, и их считают
русскими, а не евреями. А тем временем жизнь в России улучшилась".
По словам Когана, кое-кто из вернувшихся испытывает смешанные чувства:
"Они хотят быть евреями, испытывают вину за то, что уехали
из Израиля. Наша задача - помочь им примириться со сделанным выбором.
Эти люди прошли нелегкий путь. Они уехали из СССР как евреи, но
приехали в Израиль как русские. Теперь они должны привыкнуть к тому,
что здесь их опять будут считать евреями, а не русскими".
Потоком это не назовешь, но рост обратной миграции вселяет в активистов
общины надежду на то, что присутствие еврейства в России не кончено.
В 2002 году на встрече в Кремле главный раввин России Берл Лазар
сказал президенту Путину, что "в России жизнь еврейства находится
на подъеме. Евреи начинают понимать, что могут остаться здесь и
жить так же, как в любом другом месте".
По израильскому закону, любой, у кого хотя бы один дед или бабка
евреи, может претендовать на гражданство. По этому критерию, в бывшем
СССР есть еще миллионы потенциальных эмигрантов. Израиль обхаживает
российских евреев в надежде, что их приток в страну остановит демографический
кризис, создающий угрозу того, что через несколько десятилетий количество
арабов в Израиле и на оккупированных территориях может превысить
количество евреев.
Замедление
Если в 1990-е годы Россию ежегодно покидало 100 тысяч евреев, то
в прошлом году их количество упало до 10 тысяч, сообщает израильское
посольство в Москве.
Еврейское агентство, подразделение правительства Израиля, главная
задача которого способствовать эмиграции, утверждает, что только
5% бывших советских евреев решили вернуться, и многие их них не
навсегда.
"В Израиле тяжелая экономическая ситуация, уже три года продолжается
интифада, - говорит пресс-секретарь Еврейского агентства в Иерусалиме
Семен Довжик. - Некоторые семьи решают пересидеть это время в России.
Это не страшно".
Многих вернувшихся в Россию привлекли новые возможности в таких
областях, где у россиян мало опыта, например в маркетинге и интернете.
Олег Ульянский уехал из Донецка в 1990 году и, как многие еврейские
эмигранты, вынужден был отказаться от советского гражданства. Уже
два года он живет в Москве как израильтянин и говорит, что его привлекли
главным образом возможности трудоустройства.
"Здесь большой спрос на людей, имеющих западный опыт и говорящих
по-русски, - отмечает он. Ульянский работает специалистом по маркетингу
в ведущей российской страховой компании. - В Израиле трудно конкурировать
за такую работу с коренными израильтянами".
Некоторых, особенно представителей старшего поколения, беспокоит
традиционный российский антисемитизм.
"В России больше нет государственного антисемитизма, но на
бытовом уровне антисемитизм останется навсегда, - говорит Евгений
Арензон, литературовед из московского Института мировой литературы,
который прожил в Израиле два года. - Страшно то, что в любой момент
он снова может стать государственной идеологией".
Коган говорит: "Может быть, через 10 лет еврейская община в
России удвоится. Мы должны привыкнуть к тому, что люди перемещаются
между Россией и Израилем с такой же легкостью, как между двумя станциями
метро. Неважно, где ты живешь, важно, как ты живешь. Где бы мы ни
были, мы должны оставаться евреями".
Фред ВЕЙР. "Christian Science Monitor",
4 марта 2004 года
Перевод с сайта: InoPressa.Ru
|