… о конгрессе "Российская
семья"
|
Свадеб не играют
|
За 15 лет их стало меньше на 2 миллиона
Вчера в Москве открылся международный конгресс "Российская
семья". Представители 89 российских регионов вносят последние
коррективы в концепцию проекта закона о семейной политике. Если
закон будет принят, то государство существенно увеличит финансирование
программ, направленных на поддержку семьи.
Россия действительно нуждается в продуманной семейной политике.
Институт брака находится в глубоком кризисе. По сравнению с 1989
годом (данные предыдущей переписи населения), число супружеских
пар в стране сократилось с 36 миллионов до 34. Зато выросло число
разводов - ежегодно расторгается примерно 800 тысяч браков (в 1989
году - 583 тысячи) По сути, Россия превратилась в страну одиноких
женщин. Никогда не состояли в браке 11,3 миллиона россиянок, 11,6
миллиона - вдовы, 7,1 миллиона - разведенные.
К чему это приводит, видно из анализа, проведенного Центром изучения
проблем народонаселения МГУ. С 1990 года детское население России
уменьшилось с 40 до 30 миллионов человек. А через десять лет, по
прогнозу демографов, оно сократится еще на 5 миллионов.
- Ситуацию с рождаемостью можно улучшить только при одном условии:
прекратить экономить на семье, - считает председатель оргкомитета
конгресса, вице-спикер Совета Федерации Михаил Николаев. - В середине
90-х величина ежемесячного пособия на ребенка составляла 70 процентов
от МРОТ (минимального размера оплаты труда). Сегодня МРОТ - 600
рублей, а пособие - 70. Что, скажите, можно купить ребенку на эти
деньги?
В прошлом году на парламентском заседании подобный вопрос задали
министру труда и социального развития Александру Починку. Не добившись
ответа, группа депутатов подарила г-ну Починку 4 памперса - все,
что они смогли купить на 70 рублей. К подарку прилагался чек из
магазина…
По сути, сегодня семейная политика отдана на откуп регионам. В той
же Якутии сельские семьи могут получить кредит на строительство
дома, вложив лишь 40 процентов его сметной стоимости, а потом погасить
задолженность рождением детей. А небогатая Мордовия сумела наладить
выдачу молодым семьям дешевых ипотечных кредитов на покупку квартиры
- под рекордные 5 процентов годовых. (По условиям федеральной программы
"Обеспечение жильем молодых семей" - 15 процентов.) Рассрочка
платежа - 10-15 лет. Для его получения семье достаточно иметь совокупный
доход всего 5 тысяч рублей в месяц. В обоих случаях рождаемость
в регионах резко повысилась, сократился отток трудоспособного населения.
- Благополучие России немыслимо без благополучия каждой семьи, -
заявил Михаил Николаев, обращаясь к делегатам. - Все, что следует
сделать сегодня - направить наш опыт и знания на поиски механизмов
поддержки российской семьи и внедрения их на государственном уровне.
Впрочем, изменит ли государство отношение к семье, - большой вопрос.
По крайней мере, высокие правительственные чиновники (ставшие недавно
и.о.), заявленные как участники церемонии открытия конгресса, сюда
не явились.
Андрей ПОЛУНИН. "Труд", 27 февраля
2004 года
|
Российская семья: десять лет все в том же круге
проблем
|
26-27 февраля в Москве прошел Международный конгресс
"Российская семья". В работе конгресса принимала участие
и тюменская делегация, возглавлял которую заместитель председателя
областной Думы Николай БАРЫШНИКОВ. О работе и итогах конгресса Николай
Павлович рассказывает читателям "Тюменских известий".
- Конгресс проводился по инициативе Совета Федерации, в его работе
участвовали представители исполнительной и законодательной власти
более 80 субъектов Федерации. Были также родители многодетных семей,
члены общественных организаций, которые занимаются вопросами семьи.
Главная цель конгресса - подвести итоги десятилетнего периода с
момента объявления ООН "Года семьи". Для России этот вопрос
очень актуальный. В докладе, с которым выступил заместитель председателя
Совета Федерации М.Е.Николаев, была приведена печальная статистика.
Уменьшается число семей, увеличивается количество разводов, падает
рождаемость.
- Каково ваше главное впечатление о работе конгресса?
- Доклады, с которыми выступили представители федеральной власти,
у меня лично не вызвали удовлетворения, в них не было конструктивного
начала. Да, сделано очень много. Но, оказывается, впереди в этой
работе - субъекты Федерации. Мне особенно понравился опыт Ленинградской,
Калужской областей, Республики Саха. Там делается больше, чем у
нас, в Тюменской области. Например, рождение ребенка дает такие
льготы, как частичное погашение жилищного займа: при рождении второго
- на 20-30 процентов, при рождении третьего долг вообще аннулируется.
То есть значительные средства пущены на жилье. Во многих субъектах
есть целые программы строительства жилья для молодых семей, у нас,
например, такой программы нет, она только готовится.
Если говорить о федеральной власти, то у многих делегатов, в том
числе и у меня, вызвало недоумение, что основная работа ведется
в регионах. В частности, до сих пор не принят закон о молодежной
политике. А ведь именно он должен предусмотреть основные направления
в деле укрепления молодой семьи: образование, здравоохранение, трудоустройство
и, главное, жилье. Прошло десять лет, подводим итоги, и лишь сейчас
предлагается КОНЦЕПЦИЯ закона о семейной политике. Но, наверное,
давно пора было принять такой закон.
- О чем еще говорили представители регионов?
- Очень выпукло прозвучал во многих выступлениях вопрос о том, что
в России последние три-четыре года идет урезание мер социальной
защиты многодетных, инвалидов, ветеранов. То есть ухудшение положения
этих людей.
- Вы выступали на заседании конгресса?
- Да, у меня было заготовлено выступление. Главное внимание я уделил
анализу работы Тюменской областной Думы в сфере семейной политики.
У нас принято полтора десятка законов, касающихся заботы о семье,
около 20 общеобластных программ. Что это дает? Статистика показывает,
что в области несколько увеличилась рождаемость, повысился процент
браков. Но похвастаться комплексом мер и значительными результатами
мы не можем, хотя положительная тенденция есть.
В то же время я заострил внимание на тех проблемах, которые мы не
можем решить без участия федеральной власти. Главное - о нравственности,
точнее безнравственности, в средствах массовой информации. В каждой
семье есть телевизор, где по всем каналам идет целенаправленный
всеобуч, как убить, ограбить, изнасиловать, как обмануть государство.
Поэтому все другие усилия по воспитанию детей смазываются. Тюменская
областная Дума дважды выходила с законодательной инициативой в Государственную
Думу, с законодательной инициативой проекта Указа Президента о нравственности
в СМИ, кроме этого, мы предлагали поправки к законам о рекламе,
об административной ответственности за определенные виды правонарушений,
но все наши законодательные инициативы не прошли. Мы получили отрицательные
ответы. Я был вынужден обратиться к присутствующим на конгрессе
руководителям Государственной Думы и Совета Федерации, что если
мы не на словах, а на деле собираемся заниматься семьей, то фактор
безнравственной информации нужно устранить. Иначе все наши усилия
будут смазаны.
Второй вопрос, который я вынужден был поднять, - это положение сельских
семей. В России 40 миллионов человек, почти третья часть, живет
в селе. Россия всегда славилась крепкими деревенскими семьями, где
вырастали защитники Родины, организаторы государства, ученые и так
далее. Сегодня молодежных семей в селах нет, потому что молодежь
бежит из села. Причина в том, что у власти, прежде всего федеральной,
отрицательное отношение к селу. Крестьяне сами себя сегодня могут
накормить, не надо их считать иждивенцами, надо просто установить
твердые, гарантированные цены на прием сельхозпродукции. Пока же
крестьяне нарабатываются, но за свой труд не могут получить достойную
плату. Поэтому они вынуждены находиться в роли попрошаек. К закону
о протекционистской политике по реализации сельскохозяйственной
продукции, который мы инициируем, должного отношения у федеральной
власти нет.
Вредит селу и то, что делается сегодня в модернизации социальной
сферы. Закрываются малокомплектные школы, больницы, учреждения культуры.
Это все умерщвляет деревню. Создается впечатление, что ведется умышленная
работа по уничтожению села: за последние десять лет 132 тысячи деревень
уничтожено. Что дальше будет? Если невыгодно содержать село, то
куда деть 40 миллионов человек? В город? А кто их ждет здесь с жильем
и с работой? Надо задуматься над этой проблемой.
Третьим тезисом моего выступления было положение молодой семьи.
Если мы не будем о ней заботиться, то государство лишится будущего.
Нужна специальная программа или закон, который решал бы вопросы
предоставления жилья молодой семье, занятости, образования и здравоохранения.
Примеры были в период советской власти, когда женщинам увеличили
послеродовый оплачиваемый отпуск, единовременное пособие по рождению
ребенка. Теперь же доходит до того, что семью с двумя детьми мы
вынуждены считать многодетной. Многие даже одного ребенка не хотят.
И, наконец, я затронул тему положения пенсионеров на Севере. Заработав
северную пенсию, они ее теряют при выезде в южные районы. Необходимо
законодательно закрепить сохранение северной надбавки при выезде
на юг.
- Что стало итогом работы конгресса?
- Была принята резолюция, в которой среди прочего сказано, что надо
центр тяжести работы с семьей перенести в субъекты и муниципальные
образования. Однако всякая передача полномочий вниз, как сказал
недавно Президент, должна сопровождаться передачей денег. А у нас
наоборот, как получается на примере Тюменской области. Но у каждого
субъекта свои финансовые возможности, а мы хотим, чтобы политика
в отношении семьи была единой государственной. Нам, например, трудно
будет без федерального финансирования исполнять программы по семье,
потому что в последние годы идет планомерное урезание бюджета. А
с 2005 года ждет еще большее уменьшение областного бюджета. Я был
вынужден сказать, что пора прекратить урезание платы за недра, иначе
нам, такому богатому региону, будет не по силам исполнить то, что
делается сейчас в той же Республике Саха.
Не мог я не коснуться и такого вопроса, как насильственное объединение
субъектов Федерации. На первый взгляд может показаться, что он не
имеет отношения к проблемам семьи, но на самом деле имеет. Если
обратиться к истории России, то на всем протяжении существования
государства шло увеличение числа субъектов. Тобольская губерния
простиралась от Урала до Аляски. Потом на этой территории появилось
несколько губерний. В трудном 1944 году образовалась Тюменская область.
С какой целью? Чтобы приблизить власть к месту, для более эффективного
решения вопросов в интересах населения. Сомнительно, что, уменьшив
число субъектов Федерации, мы улучшим возможность для заботы о человеке.
Другое дело, что есть маломощные субъекты, их надо присоединить
к более сильным. Но сильные не следует насильственно присоединять
к другим и тем самым ослаблять. Все эти рассуждения касаются и вопросов
обеспечения семьи. Сильный субъект может позаботиться о положении
семьи, слабый - нет.
Людмила ЗАПРУДИНА, "Тюменские известия",
5 марта 2004 года
|