Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Эхо переписи 

Владимир Соколин: "Экономические реформы на демографию не влияют..."

Иммиграция: угроза или благо?

"Пятая графа" остается основной

Мертвые души

Нас опять посчитали

Какие мифы развеяла перепись населения

Радио "Маяк": передача "Сколько нас?"

"Пятая графа" остается основной

Перепись населения на Северном Кавказе использовали для закрепления власти национальных элит

Предварительные итоги Всероссийской переписи населения на Северном Кавказе, в самом этнически пестром регионе страны, показывают, что воля и интересы властвующих элит оказали определяющее влияние на итоги всероссийского мероприятия. Анонимность привела к необъективности подсчета, проверить эти данные - занятие малоперспективное. Последствия, к которым это может привести в самом нестабильном регионе России, не исключено, окажутся весьма серьезными.
Еще до проведения переписи "НГ" писала о том, что в республиках Северного Кавказа, где едва ли первостепенное значение имеет национальный фактор, выражающийся наиболее зримо в пропорциональном представительстве во властных структурах, окончательные итоги переписи будут вполне прогнозируемы.
Пропорциональная численность народов в структуре населения республик не изменилась ни в одной из национальных республик. В этом плане все усилия Москвы, направленные на унификацию федерального законодательства, снижение роли этнического фактора в региональной политике и на выборах, установления европейских принципов борьбы за власть посредством голосования по мажоритарным округам и партийным спискам, оказались тщетными. В противном случае в регионах пришлось бы менять первых лиц. Вместо этого решили поступить по-восточному мудро - оставить все как есть, найдя нужные цифры.
Как известно, высшие должности в республиках занимают наиболее многочисленные и, как правило, титульные национальности - карачаевцы в Карачаево-Черкесской Республике, кабардинцы в Кабардино-Балкарии, адыгейцы в Адыгее, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины - в Дагестане. Заведомо было ясно, что политическая элита на местах, особенно действующая власть, сделает все, чтобы при всей разнице в приросте населения сохранить пропорции представительства национальностей во власти неизменными. Это свидетельствует о том, что "пятая графа" на Кавказе остается основной.
Единственным исключением в смысле сохранения пропорций национального представительства во власти оказалась Карачаево-Черкесия, где русские уступили первенство карачаевцам. Но это, тем не менее, не изменило и не изменит расклада сил, так как название республике дали титульные карачаевцы и черкесы, а русские, абазины и ногайцы считаются субъектообразующими народами.
Наиболее показательна картина в самом полиэтничном Дагестане, где по-прежнему в первую четверку наиболее многочисленных народов входят аварцы, даргинцы, кумыки и лезгины. Последние не "смогли" догнать кумыков, несмотря на более высокую рождаемость и приток населения в Страну гор из Нового Узеня (Казахстан) и Азербайджана. По другим немногочисленным и соответственно не очень влиятельным народам статистика меняется, так как для руководства это уже не имеет значения - ключевые должности останутся у представителей многочисленных народов. Таким образом, действующие власти в Стране гор, как и в других северокавказских субъектах РФ, сохранили преемственность. В то время как в целом по России в переписных листах появились новые народы, в республиках, наоборот, значительно уменьшилась численность этнических групп, считающих себя самостоятельными народами, например, андийцев, дидойцев, кайтагцев в Дагестане.
Удивительные данные по вайнахам - чеченцам и ингушам. Несмотря на прошедшие после переписи 1989 года две войны в мятежной республике, чеченцы превысили миллионный рубеж, а ингушей за 13 лет в России стало больше почти в два раза - 192%. Если учесть, что из России ингуши, хотя и единицы, скорее выезжают, чем приезжают, а никто, считавший себя ранее представителем другой национальности, не сменил свое этническое самосознание и не стал из русского или осетина ингушем, то можно предположить, что рост обусловлен только естественным приростом. Но его показатель поразителен - 3,6% в год, в то время как очень высоким считается 2% прироста.
Обращает на себя внимание также "взрывной", почти в 4 раза превышающий средний прирост даже кавказских народов, рост численности чеченцев - за счет беженцев из воюющей республики. Занимавшие в 1989 году 9-е место по численности в Дагестане - 3,1% всего населения, сейчас они делят 5-е место с русскими. В КЧР чеченцы на 4-м месте, обойдя ногайцев и абазин. К более чем миллионному чеченскому народу приблизились аварцы (757 тысяч человек), которые впервые вошли в число десяти самых крупных российских народов. При сохранении существующих темпов прироста к миллионному рубежу в ближайшие десять лет приблизятся кабардинцы (520 тысяч), даргинцы (510 тысяч), ингуши и лезгины (по 411 тысяч человек).
Во всех республиках Северного Кавказа отмечен также резкий рост наиболее многочисленных титульных народов на фоне уменьшения доли русских и малочисленных коренных национальностей, что ведет к постепенному доминированию на юге России нескольких крупных народов с преимущественно исламским вероисповеданием и сохраняющимся определяющим значением национального фактора.

Милрад ФАТУЛЛАЕВ. "Независимая газета", 26 ноября 2003 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most