Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о квотах на временное проживание иностранцев
"Известия" о миграционных квотах
"Liberation" о крепости "Европа"
"Российская газета" о последствиях введения Польшей виз
"Известия" о депортациях нелегалов из Москвы
"МиК" о миграционной политике и национальной безопасности
"Независимая газета" о национальной политике
"Русский журнал" о русском этносе и субэтносах
"Молодежь Эстонии" о кризисе идентичности россиян
"RBC daily" о китайской экспансии
"Gazeta.kz" о Китае и китайских диаспорах
"The Times" о мусульманах во Франции
"Le Temps" об антисемитизме в Европе
"Эхо Москвы" о взглядах кандидата в мэры Москвы на демографические, миграционные и этнические проблемы
"Известия" о горожанах и "недогорожанах"
"Газета" о планируемом увеличении детских пособий

"Новые известия", "Известия" и "Время новостей" о практике российской демографической политики
"Время новостей" о бюджете проблемы отцов и детей в Германии
"Российские вести" о "Смерти запада"
"Независимая газета" о предельной численности населения Земли
"РосБизнесКонсалтинг", "Известия", "Независимая газета", "Время новостей", "ProUa.com" и "Die Presse" о СПИДе
"Российская газета" об онкозаболеваемости в России
"Известия" о перспективах платной медицины
"Зеркало недели" о соцполитике в Германии
"Труд" о жилищной проблеме в России
"Corriere della Sera" о "всеобщем избирательном праве"
"Труд" об особенностях российских декабрьских выборов
"Известия" о конфессиональном ограничителе пенсионной реформы

… о кризисе идентичности россиян

Кто есть мы?

Неустойчивая социальная идентичность становится нормой в нестабильном социальном пространстве
Будучи существом социальным, человек обладает глубинной потребностью в тесном или менее тесном взаимодействии с другими людьми, одни из которых ему близки, а другие - нет. Именно поэтому в любом обществе размежевание на "мы-они" всегда имеет место. Другой вопрос - насколько в данном обществе люди терпимы или же, напротив, нетерпимы к сообществам иной культуры и образа жизни. Эстонцы и неэстонцы в современной Эстонии хорошо это понимают.
Кризис идентичности россиян как продукт трансформаций
Постсоветский кризис социальной (т.е. групповой) идентичности с ответом на вопрос "Кто есть мы?" - продукт "культурной травмы". Польский социолог Петр Штомпка обозначил таким термином состояние решительно всех граждан посткоммунистических стран как минимум в первые годы начала реформ, преобразований в экономике, политике и иных сферах общественной жизни. С этим утверждением трудно не согласиться.
Трансформации гражданской идентичности - процесс, можно сказать, вовсе парадоксальный. Идентичность "советского простого человека" была надэтнической и утверждала становление "исторической общности советский народ". Около половины населения в поздние 90-е годы отмечали: "Мы - это советские люди".
В 90-е годы наблюдалось возрождение этно-национального самосознания. Начиная с 1994 года наши опросы фиксируют "подтягивание" категории "люди той же национальности" к базисным идентичностям: близкие, семья, сверстники, коллеги. Утрата по сути имперского государства во многом объясняет трудности формирования собственно российской гражданской идентификации.
Южноафриканский психолог ДеПриз после прихода к власти Нельсона Манделы фиксировал необычный феномен социальной идентификации "от противного": чтобы осознать "что мы - белые африкандры", надо сначала понять, кто есть "они" - жившие в бандустанах черные. Примерно то же самое и с русскими в России: свою этничность русским приходится осознавать, вглядываясь в балтов, народы Средней Азии и кавказцев. Причем болезненность самоидентификации в качестве русского этноса оборачивается поиском русской национальной идеи, каковую никому пока что сформулировать не удалось.
В период 1994-1997 годов все параметры гражданской идентификации теряли силу вследствие отчуждения от государственных институтов и недоверия к властным структурам. И все же российские граждане начинают чувствовать себя увереннее, адаптируясь к тому состоянию общества, каковым оно фактически является. Заметный сдвиг произошел в период с 1998 по 2002 год. На вопрос "Кто я?" в 1998 году (опрос проводился до августовского финансового кризиса) отвечали "Я - жертва реформ" 38% из 1600 респондентов. Сегодня таких ответов 27%. Растет и доля определяющих себя как тех, кто добился успеха: в 1998 году - 69%, в нынешнем году - 76%. В 1998 году бедными определяли себя 39%, сейчас на 14% меньше. Правда, число считающих себя обеспеченными практически не изменилось.
В каком социуме адаптируются российские граждане
По фундаментальным показателям состояние, в которое "пришла" к началу нового тысячелетия Россия, опираясь на итоги многолетних дискуссий, можно описать следующим образом.
В экономике стагнация индустриального общества. В идеологии и системе ценностей элит и новых поколений раскол на традиционалистов и прозападников. В политической системе доминирует этатизм: государственные институты довлеют над гражданскими, каковые остаются в зародышевом состоянии. В государственном устройстве тенденция к унитаризму и сдерживание процессов демократического федерализма с достаточной автономией субъектов федерации. В демографических процессах стабилизация неблагоприятных показателей здоровья населения, низкой рождаемости и высокой смертности. В социальном поле высокий уровень имущественного и общекультурного расслоения и крайне низкий уровень социальной защиты. В культуре и образовании тенденции к увеличению разрыва между населением "столиц" и "провинции". В геополитической стратегии государства прагматизм, т.е долгосрочная политика не сформулирована. В гражданской самоидентификации предстоит травма преодоления имперского и великодержавного синдрома.
Итак, россияне адаптируются к тем не лучшим условиям жизни, в которых большинство из них сегодня находится. Это напоминает состояние больного, перенесшего сложную, болезненную операцию, положение которого медики оценивают формулой "состояние стабильное".
Предстоят новые "кризисы" идентичности
Сдвиги в социальных идентификациях российских граждан будут связаны с целым рядом макросоциальных изменений.
Во-первых, на протяжении достаточно продолжительного периода перехода к высоким технологиям. Переход обесценит множество профессий "индустриального общества" и востребует ускоренное производство специалистов, необходимых в обществе "постиндустриальном".
Во-вторых, с резким уменьшением численности населения и ростом доли людей пенсионного возраста, вынужденным привлечением мигрантов из других стран предстоит коррекция в восприятии когорты "стариков", равно как и людей с физическими недостатками. К последним в массовом сознании россиян доминирует не отношение сочувствия и готовности оказать помощь, но, напротив, явно выраженное отчуждение. Ситуация этно-национальной толерантности вовсе отсутствует, так что с притоком мигрантов неизбежно возникает проблема переоценки взаимоотношений "мы-они".
В-третьих, преодоление синдрома "великодержавности" займет длительное время и по-прежнему будет оставаться зоной напряжения в идентификационных предпочтениях.
Мы полагаем, что неустойчивое, лабильное состояние социальной идентичности становится нормой современных обществ. Как замечает Зигмунт Бауман, ситуация в современных обществах существенно отличается от той, что была до середины минувшего века, и важнейшим элементом этой перемены становится приход новой "краткосрочной" ментальности на смену "долгосрочной". Он пишет, что молодых американцев со средним образованием в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест, что применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, "флексибельность". Добавим также, что нынче никого не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом/подругой без регистрации брака и т.д.
Спрашивается: на каком основании мы можем ожидать устойчивых идентификаций? В нестабильном мире принципиально невозможна стабильная социальная идентичность. И тогда то, что мы называем "кризисом идентичности", вовсе не кризис, но нормальное состояние личности, принуждаемой объективными условиями динамичных социальных процессов постоянно "отслеживать" изменения в своем социальном самоопределении и по общественному статусу, и в этно-национальных взаимодействиях (пример: разделение народов на "цивилизованные и нецивилизованные" сообщества), и в области семейных новаций (вплоть до однополых семей), и в гражданских самоопределениях. Сейчас это особо обостренно воспринимается населением стран ЕС, а завтра не менее остро будет затрагивать и россиян по мере того, как государства СНГ будут либо сближаться в более тесное сообщество, либо некоторые из них начнут тяготеть к другим межгосударственным союзам.
Вывод таков. Собственно кризисной идентичностью разумно считать состояние людей, не способных в силу разных причин (в том числе и вследствие психологический ригидности) адаптироваться к меняющимся условиям жизни. В широком же смысле наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний личности. И процесс этот не следует драматизировать, но принимать как социальный факт.
Издание серии статей осуществляется при поддержке Европейского союза и Целевого учреждения по интеграции неэстонцев.

Елена ДАНИЛОВА, Владимир ЯДОВ, Институт социологии АН РФ.
"Молодежь Эстонии", 19 ноября 2003 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most