… о кризисе идентичности
россиян
|
Кто есть мы?
|
Неустойчивая социальная идентичность становится нормой
в нестабильном социальном пространстве
Будучи существом социальным, человек обладает глубинной потребностью
в тесном или менее тесном взаимодействии с другими людьми, одни
из которых ему близки, а другие - нет. Именно поэтому в любом обществе
размежевание на "мы-они" всегда имеет место. Другой вопрос
- насколько в данном обществе люди терпимы или же, напротив, нетерпимы
к сообществам иной культуры и образа жизни. Эстонцы и неэстонцы
в современной Эстонии хорошо это понимают.
Кризис идентичности россиян как продукт трансформаций
Постсоветский кризис социальной (т.е. групповой) идентичности с
ответом на вопрос "Кто есть мы?" - продукт "культурной
травмы". Польский социолог Петр Штомпка обозначил таким термином
состояние решительно всех граждан посткоммунистических стран как
минимум в первые годы начала реформ, преобразований в экономике,
политике и иных сферах общественной жизни. С этим утверждением трудно
не согласиться.
Трансформации гражданской идентичности - процесс, можно сказать,
вовсе парадоксальный. Идентичность "советского простого человека"
была надэтнической и утверждала становление "исторической общности
советский народ". Около половины населения в поздние 90-е годы
отмечали: "Мы - это советские люди".
В 90-е годы наблюдалось возрождение этно-национального самосознания.
Начиная с 1994 года наши опросы фиксируют "подтягивание"
категории "люди той же национальности" к базисным идентичностям:
близкие, семья, сверстники, коллеги. Утрата по сути имперского государства
во многом объясняет трудности формирования собственно российской
гражданской идентификации.
Южноафриканский психолог ДеПриз после прихода к власти Нельсона
Манделы фиксировал необычный феномен социальной идентификации "от
противного": чтобы осознать "что мы - белые африкандры",
надо сначала понять, кто есть "они" - жившие в бандустанах
черные. Примерно то же самое и с русскими в России: свою этничность
русским приходится осознавать, вглядываясь в балтов, народы Средней
Азии и кавказцев. Причем болезненность самоидентификации в качестве
русского этноса оборачивается поиском русской национальной идеи,
каковую никому пока что сформулировать не удалось.
В период 1994-1997 годов все параметры гражданской идентификации
теряли силу вследствие отчуждения от государственных институтов
и недоверия к властным структурам. И все же российские граждане
начинают чувствовать себя увереннее, адаптируясь к тому состоянию
общества, каковым оно фактически является. Заметный сдвиг произошел
в период с 1998 по 2002 год. На вопрос "Кто я?" в 1998
году (опрос проводился до августовского финансового кризиса) отвечали
"Я - жертва реформ" 38% из 1600 респондентов. Сегодня
таких ответов 27%. Растет и доля определяющих себя как тех, кто
добился успеха: в 1998 году - 69%, в нынешнем году - 76%. В 1998
году бедными определяли себя 39%, сейчас на 14% меньше. Правда,
число считающих себя обеспеченными практически не изменилось.
В каком социуме адаптируются российские граждане
По фундаментальным показателям состояние, в которое "пришла"
к началу нового тысячелетия Россия, опираясь на итоги многолетних
дискуссий, можно описать следующим образом.
В экономике стагнация индустриального общества. В идеологии и системе
ценностей элит и новых поколений раскол на традиционалистов и прозападников.
В политической системе доминирует этатизм: государственные институты
довлеют над гражданскими, каковые остаются в зародышевом состоянии.
В государственном устройстве тенденция к унитаризму и сдерживание
процессов демократического федерализма с достаточной автономией
субъектов федерации. В демографических процессах стабилизация неблагоприятных
показателей здоровья населения, низкой рождаемости и высокой смертности.
В социальном поле высокий уровень имущественного и общекультурного
расслоения и крайне низкий уровень социальной защиты. В культуре
и образовании тенденции к увеличению разрыва между населением "столиц"
и "провинции". В геополитической стратегии государства
прагматизм, т.е долгосрочная политика не сформулирована. В гражданской
самоидентификации предстоит травма преодоления имперского и великодержавного
синдрома.
Итак, россияне адаптируются к тем не лучшим условиям жизни, в которых
большинство из них сегодня находится. Это напоминает состояние больного,
перенесшего сложную, болезненную операцию, положение которого медики
оценивают формулой "состояние стабильное".
Предстоят новые "кризисы" идентичности
Сдвиги в социальных идентификациях российских граждан будут связаны
с целым рядом макросоциальных изменений.
Во-первых, на протяжении достаточно продолжительного периода перехода
к высоким технологиям. Переход обесценит множество профессий "индустриального
общества" и востребует ускоренное производство специалистов,
необходимых в обществе "постиндустриальном".
Во-вторых, с резким уменьшением численности населения и ростом доли
людей пенсионного возраста, вынужденным привлечением мигрантов из
других стран предстоит коррекция в восприятии когорты "стариков",
равно как и людей с физическими недостатками. К последним в массовом
сознании россиян доминирует не отношение сочувствия и готовности
оказать помощь, но, напротив, явно выраженное отчуждение. Ситуация
этно-национальной толерантности вовсе отсутствует, так что с притоком
мигрантов неизбежно возникает проблема переоценки взаимоотношений
"мы-они".
В-третьих, преодоление синдрома "великодержавности" займет
длительное время и по-прежнему будет оставаться зоной напряжения
в идентификационных предпочтениях.
Мы полагаем, что неустойчивое, лабильное состояние социальной идентичности
становится нормой современных обществ. Как замечает Зигмунт Бауман,
ситуация в современных обществах существенно отличается от той,
что была до середины минувшего века, и важнейшим элементом этой
перемены становится приход новой "краткосрочной" ментальности
на смену "долгосрочной". Он пишет, что молодых американцев
со средним образованием в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей
мере 11 перемен рабочих мест, что применительно к рынку труда лозунгом
дня стала гибкость, "флексибельность". Добавим также,
что нынче никого не удивляют краткосрочные браки или совместное
проживание с другом/подругой без регистрации брака и т.д.
Спрашивается: на каком основании мы можем ожидать устойчивых идентификаций?
В нестабильном мире принципиально невозможна стабильная социальная
идентичность. И тогда то, что мы называем "кризисом идентичности",
вовсе не кризис, но нормальное состояние личности, принуждаемой
объективными условиями динамичных социальных процессов постоянно
"отслеживать" изменения в своем социальном самоопределении
и по общественному статусу, и в этно-национальных взаимодействиях
(пример: разделение народов на "цивилизованные и нецивилизованные"
сообщества), и в области семейных новаций (вплоть до однополых семей),
и в гражданских самоопределениях. Сейчас это особо обостренно воспринимается
населением стран ЕС, а завтра не менее остро будет затрагивать и
россиян по мере того, как государства СНГ будут либо сближаться
в более тесное сообщество, либо некоторые из них начнут тяготеть
к другим межгосударственным союзам.
Вывод таков. Собственно кризисной идентичностью разумно считать
состояние людей, не способных в силу разных причин (в том числе
и вследствие психологический ригидности) адаптироваться к меняющимся
условиям жизни. В широком же смысле наступает эпоха нормализации
неустойчивых социально-идентификационных состояний личности. И процесс
этот не следует драматизировать, но принимать как социальный факт.
Издание серии статей осуществляется при поддержке Европейского союза
и Целевого учреждения по интеграции неэстонцев.
Елена ДАНИЛОВА, Владимир ЯДОВ, Институт
социологии АН РФ.
"Молодежь Эстонии", 19 ноября 2003 года
|