|
Тратить или накапливать?
Структура готовностей идти на жертвы и преодолевать
трудности не исчерпывается описанным выше генеральным (или общим,
универсальным) индексом притязаний. В ходе факторного анализа был
обнаружен и второй фактор (или индекс), более сложный по своей структуре:
одна группа признаков входит в него с положительными, а другая -
с отрицательными знаками. Положительно с фактором связаны готовности
усердно учиться в трудном вузе, выполнять работу с повышенной ответственностью,
переучиваться, осваивать новую профессию, отложить создание семьи,
отрицательно - готовности выполнять работу ниже уровня своих способностей,
выполнять монотонную работу, работать в условиях, вредных для здоровья,
в условиях сурового климата, а также готовность пожертвовать чувствами
при заключении брака.
Общий смысл показателей, связанных с фактором отрицательно
- это готовность человека к физическим (тяжелая работа, условия
сурового климата), информационным (однообразная работа) и эмоциональным
(чувства при заключении брака) лишениям, а также к лишению себя
возможности полностью использовать имеющиеся способности, реализовать
свой потенциал (соответствующий показатель имеет наиболее выраженную
отрицательную нагрузку). Общий же смысл показателей, имеющих по
фактору положительные нагрузки, как раз в том, чтобы накапливать
новые умения и способности (усердно учиться в трудном институте,
осваивать новую профессию), обеспечивать для этого необходимые условия
(откладывать создание семьи) и полностью реализовывать накопленный
потенциал (выполнять работу с повышенной ответственностью).
Эти две группы готовностей как раз и воплощают два типа
жизненных стратегий, о которых шла речь выше. Идя на физически тяжелую,
вредную, монотонную работу или на брак по расчету (симптоматично,
что установки в сферах труда и семейной жизни оказались взаимосвязаны),
на недоиспользование имеющихся способностей, человек тем самым ухудшает
свои физические качества, свое эмоциональное состояние и утрачивает
свои способности как работника (поскольку неиспользуемые знания
и навыки забываются). Соглашаясь же учиться и переучиваться, откладывать
брак или идти на ответственную работу, человек тоже испытывает лишения
(в частности, жертвует отдыхом и досугом), но при этом поддерживает
имеющиеся у него способности и накапливает новые, развивается, сохраняет
и наращивает свой человеческий капитал.
В итоге рассматриваемый фактор можно назвать фактором
взаимно обратных соотношений между двумя стратегиями достижения
успеха - стратегией жертвы своими качествами и способностями и стратегией
сохранения и преумножения своих способностей (человеческого капитала).
Межпоколенная динамика данного индекса оказалась почти
одинаковой в разных городах (рис.8).
Рисунок 8. Факторный индекс "готовность преодолевать
трудности учения и ответственности (+) vs готовность преодолевать
физические, информационные и эмоциональные лишения (-)", средние
значения, 1990 - 2001гг.
С 1990 по 2001г. средние значения данного индекса во
всех исследуемых географических точках неуклонно снижались, и это
означает, что у каждого следующего поколения выпускников школ баланс
все больше сдвигался в пользу стратегии накопления человеческого
капитала12.
Известно, что в советскую эпоху сам по себе квалифицированный
труд, как правило, не обеспечивал работнику высокого уровня благосостояния
- наоборот, квалифицированная часть средних слоев оказывалась "в
наиболее невыгодных условиях"13. Поэтому ухудшение условий и
содержания труда было наиболее распространенным способом заметно
повысить доход. Но в ходе социально-культурных и социально-экономических
трансформаций, стартовавших в конце 80-х годов, ситуация начала
меняться, и общество все в большей степени стало вознаграждать некоторые
виды квалифицированного труда, отказавшись от существовавших ранее
"потолков" заработка и дохода14. Таким образом, у молодых
людей появилась возможность связать перспективу реализации своих
очень высоких притязаний уже не с жертвами "экстенсивного"
характера, присущими прежним временам, а с другими формами своей
активности: мобилизовать энергию и способности на приобретение конкурентоспособной
трудовой квалификации15.
В предшествующих публикациях один из авторов данной
статьи высказывал предположение о том, что в постсоветских России
и Украине стала сильнее вознаграждаться квалификация, только в качестве
гипотезы. Она должна была объяснить рост готовности молодых людей
преодолевать трудности, связанные с получением высшего образования
и последующим выполнением ответственной работы. Но на сегодняшний
день имеются уже серьезные эмпирические доказательства обоснованности
выдвинутой ранее объяснительной гипотезы. Д.Нестерова и К.Сабирьянова,
показали, что в России и в других постсоциалистических странах,
"отдача" на образование в виде прироста заработной платы
на каждый дополнительный год обучения, действительно, заметно выросла
в первой половине 90-х годов по сравнению с временами социализма16.
Впоследствии К. Сабирьянова показала также, что "отдача"
на образование вообще и на высшее образование, в частности, устойчиво
росла на протяжении всего периода 90-х годов и приблизилась к той,
что характерна для экономически продвинутых стран17.
12 - Значимыми являются различия по Москве и
Киеву между оценками 1990-1992 и 1995 гг., по Орлу, Мценску и объединенному
массиву 4-х городов - между оценками 1995 и 2001гг.
13 - Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.
М.: Наука, 1995. С.210.
14 - Некоторое представление об этих видах квалифицированного
труда дают списки профессий, пользующихся наибольшей привлекательностью
для наших респондентов и для других групп молодежи. См. например:
Дубин Б.В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор:
межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические
и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. N
1. С.14-18; Константиновский Д.Л.Динамика привлекательности профессий
и социальные изменения//Профессиональное самоопределение выпускников
общеобразовательных школ. Под ред. В.Н.Шубкина и Д.Л.Константиновского.
М.,1996 и др.
15 - Об усилении ориентации молодежи на квалификацию
и образование свидетельствуют и некоторые факты, полученные другими
исследователями. Одно весьма тонкое наблюдение принадлежит Е.А.Хибовской:
оказалось, что мотивируя свое неучастие в образовательной деятельности
молодые люди (выборка от 16 до 30 лет), опрошенные в 1995 г. лишь
в 15% случаев приводят аргумент "у меня достаточно высокий
уровень образования". Особенно примечательно, что по сравнению
с 1991 г. эта цифра снизилась в три раза. (См.:Хибовская Е.А. Ориентации
молодежи в сфере образования// Экономические и социальные перемены:
мониторинг общественного мнения. 1995. N 5. С.29.) См. также: Харченко
И.И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников:
методология и результаты социологического исследования в Новосибирске//Социальные
изменения в России и молодежь/ Под ред. В.С.Магуна. МОНФ. М.: 1997.
16 - D. Nesterova, K. Sabirianova. Investment in
human capital under economic transformation in Russia. EERC Working
paper series. 1999. No 99 / 04.
17 - Klara Sabirianova Peter. Skill-Biased Transition:
The Role of Markets, Institutions, and Technological Change. Доклад
на конференции "Микроэкономический анализ перераспределения
рабочей силы", Michigan, август 2003 г. - http://www.upjohninstitute.org/confindex.htm
|