|
Я б в директора пошел…
Как менялись от поколения к поколению старшеклассников
их жизненные притязания? Рассмотрим вначале некоторые частные показатели
уровня притязаний и начнем с вопроса о том, какой ступени на должностной
лестнице респонденты хотели бы достичь.
На рис. 1 показана динамика ответов на вопрос о должностных
притязаниях (для демонстрации основных тенденций мы ограничились
тремя вариантами ответов из пяти). Как видим, с 1985 по 1995 год
эти притязания резко повысились: судя по графикам, и в Киеве, и
в Москве доля ответов, указывающих на желание юношей и девушек занять
две наиболее высокие позиции в должностной иерархии, значительно
выросла3, а желание стать руководителем небольшого коллектива (т.е.
занять самую низшую из руководящих должностей) стало за эти годы
гораздо менее популярным. Но затем - после 1995 года - и в Киеве,
и Москве тенденция изменилась, рост притязаний прекратился, статистически
значимая динамика уровня притязаний впервые за все время исследования
отсутствует.
Рисунок 1. Межпоколенная динамика ответов на вопрос
"Какую должность вы считаете для себя достаточной?", 1985-2001
годы, % от числа ответивших
Изменения в Орле и Мценске выглядят на графике более
заметными - в обоих этих городах выросла доля тех, кто хочет занять
наиболее высокие должностные позиции, и снизилась доля согласных
быть всего лишь руководителем небольшого коллектива. Но и эти изменения
оказались статистически незначимы, что позволяет распространить
на Орел и Мценск заключение об отсутствии роста притязаний, сделанное
в отношении мегаполисов.
3 - Различия по Москве и Киеву между данными 1990-1992
и 1995 гг. статистически значимы. Здесь и далее статистическая значимость
определялась с помощью процедуры ANOVA (критерий Тамхэна), значимыми
считались различия, при которых вероятность ошибки равнялась 0,05
или ниже. К сожалению, статистическую значимость сравнений с Киевом
1985 года определить таким способом оказалось невозможным, поскольку
первичные данные по киевскому массиву были утеряны, и сохранились
лишь процентные распределения ответов на вопросы.
|