|
Сколько люди готовы "платить" за достижения
На что нацелены сегодняшние молодые люди, которые завтра
будут отвечать за судьбу страны: на стратегию уступок, снижения
своих притязаний перед лицом возникающих препятствий или на стратегию
их преодоления? На снижение амбиций или на рост "амуниции",
накопление знаний и квалификации, укрепление "человеческого
капитала"?
Чтобы оценить готовность молодежи к самостоятельным
усилиям, старшеклассникам была предложена серия вопросов о том,
согласятся ли они ради осуществления своих жизненных планов терпеть
лишения и преодолевать трудности: разлучаться с семьей, выполнять
физически тяжелую, или вредную, или монотонную работу, трудиться
в условиях сурового климата, жертвовать своим свободным временем,
выполнять работу, связанную с опасностью для жизни, усердно учиться
в "трудном" институте, переучиваться и осваивать новую
профессию и т.п. С каждым из перечисленных действий можно было согласиться
или не согласиться, для чего предлагалось три варианта ответов:
"скорее, нет" (несогласие на трудности и жертвы, оцениваемое
баллом "1"), "трудно сказать" (полусогласие-полунесогласие,
оцениваемое баллом "2") и "скорее, да" (согласие,
оцениваемое баллом "3").
В предыдущих публикациях по данному проекту мы сформулировали
представление о двух типах трудностей и стратегий их преодоления;
первую из них была названа стратегией уступок в качестве жизни,
а вторая - стратегией накопления высокой квалификации ("человеческого
капитала")8.
Ответы показали, что респонденты выражают минимальную
готовность к уступкам в качестве жизни. Они отрицательно реагируют
на предложение работать в условиях сурового климата, в условиях
вредных для здоровья9, выполнять однообразную либо неквалифицированную,
ниже уровня их способностей и умений работу, требующую частой перемены
места жительства и разлуки с семьей. Ни юноши, ни девушки не хотят
также жертвовать чувствами при заключении брака, и, кроме того,
девушки не согласны на физически тяжелую или на опасную работу.
Во всех перечисленных случаях ответ "скорее, нет" является
наиболее частым, и средние показатели степени готовности к преодолению
трудностей не превышают 1,6 балла.
Готовность же к активной достижительной стратегии, к
преодолению трудностей и жертв, которые ведут к саморазвитию, накоплению
и полному использованию человеческого капитала, наоборот, сравнительно
высока: когда респондентов спрашивают о готовности усердно учиться
в "трудном" институте, выполнять работу с повышенной ответственностью
и жертвовать ради нее свободным временем, переучиваться и осваивать
новую профессию, не заводить семью до достижения определенного уровня
образования, материального и социального положения, они чаще всего
дают ответы "согласен" или "трудно сказать".
Во всех перечисленных случаях средние показатели степени согласия
равны или превышают 2 балла10.
Так же, как и частные показатели притязаний, отдельные
показатели готовности преодолевать трудности (всего их было 15)
были подвергнуты классификации с помощью факторного анализа и последующему
объединению в более интегральные индексы. Несмотря на разнородность
исходных показателей, здесь тоже был выделен общий (или генеральный)
фактор, который объединил в своем составе готовности человека самостоятельно
преодолевать разнообразные жертвы и трудности.
На основе этого фактора был построен генеральный индекс
готовности к самостоятельным усилиям и жертвам, который, как бы
суммирует значения 15 частных показателей. Межпоколенная динамика
этого индекса оказалась почти одинаковой в различных городах. Как
видим, в первой половине 90-х годов его средние значения снижались
(рис. 7). При переходе от 1995 к 2001 году направление изменений
интегрального показателя готовности резко изменилось, он начал расти
и в результате у поколения, опрошенного в 2001 году, готовность
преодолевать трудности превысила значения не только 1995 (различия
по объединенному массиву 4-х городов статистически значимы), но
и 1990-1992 годов.
Рисунок 7. Готовность к собственным усилиям и жертвам:
средние значения генерального фактора, 1990-2001 годы
Итак, выпускники школ в середине 1990-х были менее готовы
терпеть лишения и преодолевать трудности, чем их сверстники в начале
1990-х (и тем более в середине 1980-х годов), но затем тенденция
сменилась на противоположную. Учащиеся, оканчивавшие школу в 2001
году, демонстрировали гораздо большую готовность идти на жертвы
и преодолевать трудности, чем их сверстники не только в середине,
но и в начале 1990-х11.
Подобно тому, как "принцип удовольствия" на
начальном этапе быстрых социальных изменений одновременно влиял
и на рост притязаний, и на снижение ожидаемых затрат, ассигнуемых
на их достижение, на более позднем этапе "принцип реальности",
позволяющий более трезво осознавать трудности и ограничения, привел
одновременно и к снижению притязаний, и к росту готовности больше
"платить" за их достижение. Иначе говоря, возросла "удельная
трудоемкость" единицы планируемых достижений.
8 - Магун В.С. Революция притязаний и изменения
жизненных стратегий молодежи в столицах и провинции: от 1985 к 1995
г. В кн.: Куда идет Россия?..Трансформация постсоветского пространства.
Вып. III. Под ред. Т.И.Заславской. М., 1996; 2) Революция притязаний
и изменения жизненных стратегий молодежи 1985-1995гг. В кн.: Революция
притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы.
М.: Институт социологии РАН, 1998; 3) Изменения притязаний и жизненных
стратегий выпускников школ, 1999.
http://2001.isras.ru/Publications/Magun/Magun_Speech2-1999.htm
9 - Старшеклассники не просто не готовы жертвовать
здоровьем: судя по специальному вопросу, который был включен в анкеты
1995 и 2001гг., для 60% респондентов оно входит в число ценностных
приоритетов.
10 - Более высокая готовность к преодолению второго
типа трудностей тесно связана с притязаниями учащихся получить высшее
профессиональное образование, эти притязания характерны для подавляющего
большинства респондентов (для 86% городских учащихся по всем опросам
с 1985 по 2001г.).
11 - В связи с отсутствием первичных данных мы
не имеем возможности вычислить значения интегрального показателя
для киевской выборки 1985г. Но судя по сопоставлениям частных показателей,
полного возврата к уровню 1985 года не произошло: в 10 из 11 случаев
показатели готовности к собственным усилиям были в 1985 году выше,
чем в 2001, а итоговый средний разрыв составил 0,2 балла (что примерно
в 10 раз превышает величину ошибки средних).
|