… о нелегальной иммиграции
|
За "длинным" рублем или за куском хлеба?
|
Трудовая миграция - явление не новое, хорошо знакомое
во всем мире, в том числе и в нашей стране. Правда, в отличие от
России трудоустройство граждан других стран, как правило, находится
под контролем государства. У нас же в течение более чем десяти лет
после распада СССР процесс вынужденного переселения людей в поисках
работы носил стихийный, никем не контролируемый характер. Наконец
он принял такие масштабы, что власти вынуждены были в срочном порядке
принимать адекватные меры.
В советские времена масштабы трудовой миграции в России
не отмечались такой массовостью, как сейчас, да и сам процесс находился
под строгим контролем государства. После распада Советского Союза,
сопровождавшегося взрывом национализма, вооруженными этническими
конфликтами, политической и экономической нестабильностью, люди
вынуждены были покидать родные места в поисках работы.
Большинство граждан, проживающих на территории бывших
советских республик, мечтают попасть в Россию и готовы дешево продавать
свой труд ради того, чтобы прокормить свои семьи. Но проблема в
том, что значительная часть трудовых мигрантов находится на территории
нашей страны нелегально, а их избыточная концентрация приводит к
тому, что в отдельных регионах нарастает напряжение между местным
населением и приезжими. Наиболее серьезными зонами с точки зрения
возникновения конфликтов являются Ставропольский и Краснодарский
края, Ростовская и Астраханская области, некоторые республики Северного
Кавказа. На фоне устойчивого сокращения численности населения в
регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока наблюдается нарастание
дисбаланса между резким снижением уровня внутренней трудовой миграции
и интенсивным притоком в Россию иностранной, в том числе нелегальной,
рабочей силы. В приграничных районах происходит интенсивное формирование
иностранных общин, которые по своей численности и влиянию постепенно
вытесняют коренное население.
Поток прибывающих в Россию иностранцев достиг 21,2 миллиона
в год, из которых в стране ежегодно оседает свыше 3 миллиона иммигрантов.
За минувшее пятилетие в 10 раз увеличилось число иностранцев, задерживаемых
па государственной границе при попытке ее незаконного пересечения.
Беспорядочный приток иностранной рабочей силы на российский
рынок труда приводит к избытку трудовых ресурсов в ряде регионов
страны. По прогнозам специалистов, к 2010 году численность нелегальных
трудовых мигрантов может увеличиться до 19 миллионов человек, что
создаст прямую угрозу национальным интересам страны, ухудшит демографическую
структуру общества и качество жизни населения.
В результате притока иностранных граждан, лиц без гражданства
или граждан государств - участников СНГ значительно ухудшается криминогенная
обстановка в России. Из общего количества преступлений, совершаемых
иностранцами, более 90% приходится на эту категорию граждан.
Еще одна проблема, связанная с нелегалами, - это уход
от налогов, в результате чего наша страна несет существенные экономические
потери. По данным Центрального банка России, почти 50% всей наличной
валюты приобретается и вывозится по документам иностранцев; в минувшем
году эта сумма составила почти 8 млрд. долларов.
Нелегегальных мигрантов из стран СНГ, трудоустроившихся
в России, насчитывается около 3,8 миллиона человек, а на налоговом
учете состоит только 35 тысяч. В среднем на одного иностранца, находящегося
в России, приходится около 10 рублей налоговых поступлений.
Одной из наиболее проблемных зон за счет постоянного
притока нелегальных мигрантов по праву можно назвать Москву. Молдаване
и украинцы, таджики и узбеки, азербайджанцы и армяне едут в Москву
отовсюду. В столице знающие люди без труда укажут адрес рынка нелегалов,
предлагающих свой труд по сходной цене. Но одно дело, если трудовой
мигрант официально оформлен и работодатель несет за него ответственность,
и совсем другое - нелегал. Для столичного региона характерны те
же проблемы, что и для России в целом - ухудшение криминогенной
обстановки, неуплата налогов, отсутствие социальных гарантий гражданам
этой категории, - и многие другие. С целью изменить сложившуюся
ситуацию столичные власти приняли летом постановление N 615, согласно
которому работодатель должен получить разрешение межведомственной
комиссии, не только приглашая на работу иностранцев, но и нанимая
граждан России - немосквичей. После выхода пресловутого постановления
разразился скандал. Отцов города обвинили в том, что они создают
препятствия для работы в столице не только приезжим из зарубежья,
но и жителям ближнего Подмосковья.
По задумке столичных властей, межведомственная комиссия
должна рассматривать не дела конкретных людей, а целесообразность
привлечения иногородней рабочей силы, то есть рассматривать квоты.
Положительное решение будет принято в случае, если такая рабочая
московская сила не зарегистрирована в федеральной системе занятости.
В свою очередь, Минтруд вынес протест на распоряжение
столичного правительства, заявив, что, для того чтобы принять иногороднего
человека, не имеющего столичной регистрации, никаких разрешений
от городских чиновников работодателям не требуется.
Как всегда в подобной ситуации, работодатели оказались
в затруднительном положении. Если они проигнорируют это постановление,
то при проведении проверок на предпринимателей может быть наложен
существенный штраф за использование труда нелегалов, у работников
могут изъять паспорта, поскольку те не оформлены должным образом,
и так далее...
По данным ГУВД столицы, с момента вступления в силу
федеральном законодательства о правовом положении инстранных граждан
в Москве было выдано 200 тыс. миграционных карт. При ее предъявлении
иностранные граждане могут регистрироваться на территории столицы.
В Москве как в зеркале отражаются проблемы страны: трудовая
миграция, особенно при нынешних экономических реалиях, - непростая
проблема.
Не случайно и другие многочисленные попытки столичного
правительства контролировать и регулировать поток трудовых мигрантов
в Москву вызывали немало сложностей. Тем не менее очевидно, что
проблема существует и ситуация, сложившаяся на сегодняшний день,
требует кардинальных решений.
***
От первого лица
Ждем законов?
Глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор
ОЗЕРОВ:
- Миграционный поток настолько захлестнул Российскую Федерацию,
что возникает реальная угроза не только социально-экономической
стабильности государства, но и национальной безопасности. О динамике
перемещения в страну огромных потоков людей говорит такой пример:
в период с 1991 по 2002 год в Россию въехало более 7 миллионов человек,
а выехало - чуть более 3 миллионов. По разным оценкам, незаконная
миграция составляет сегодня от 1 до 10 миллионов человек, а к 2010
году число нелегалов в стране прогнозируется до 19 миллионов человек.
При этом, по данным Генпрокуратуры, под видом мигрантов в России
находятся 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ. Чтобы
в России успешно управлять миграцией, необходимо в ближайшее время
разработать не менее 20 федеральных законов и иметь более 250 подзаконных
актов.
***
Миграцию - под контроль
Заместитель министра внутренних дел РФ, начальник Федеральной миграционной
службы (ФМС) МВД РФ Александр ЧЕКАЛИН:
- В текущем году МВД РФ выявило 24135 случаев нарушений порядка
трудовой миграции. По нашим материалам судами наложено штрафов на
сумму 7382 тысяч рублей, аннулировано 394 разрешения на работу.
В настоящее время в РФ, по оценке МВД, находится до 5 миллионов
иностранных граждан, не имеющих определенного правового статуса,
а также занимающихся различными видами деятельности, в том числе
с нарушениями российского законодательства. В июне 2002 года для
решения этих проблем была создана Правительственная комиссия по
миграционной политике, главное внимание в работе которой было уделено
совершенствованию законодательства в области миграции, созданию
единой миграционной системы миграционного контроля.
Б. ПУЗАНКОВА. "Экономика и жизнь",
11 октября 2003 года
|