… о правовых основах службы иностранцев
в российской армии
|
Иностранцы в российской армии
|
Плохо подготовленный закон не принесет пользы Российской
армии
В этом году 23 сентября президентом Российской Федерации
в Государственную Думу в качестве срочных внесены проекты федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О гражданстве Российской Федерации"" и "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации".
Последний из законопроектов направлен на создание правовых
основ для прохождения военной службы в Российской Федерации лицами,
не являющимися ее гражданами. Им предлагается служить по контракту
на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами
и старшинами. Общее количество таких военнослужащих, по прогнозам
Генерального штаба ВС РФ, может составить более тысячи человек в
год.
Срок контракта для иностранцев предлагается установить
5 лет (для такой же категории российских граждан сегодня - 3 года).
По истечении трех лет службы иностранные граждане получат право
на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Что
касается гарантий их правовой и социальной защиты, то они во многом
отличны от тех, которыми располагают российские (жилье, право собственности,
образование). Учитывая специфику правового положения иностранцев
в России, это обоснованно.
Идея привлечения к военной службе иностранцев принципиальных
возражений в целом не вызывает. Эффективная ее реализация позволит
ускорить решение проблемы перехода к комплектованию Вооруженных
сил на преимущественно контрактной основе и способна стимулировать
увеличение количества граждан РФ. Это не противоречит и международной
практике. Прохождение военной службы по контракту иностранцами практикуется,
например, в Королевстве Саудовская Аравия, Объединенных Арабских
Эмиратах, Индии, Франции, Великобритании и США.
Тем не менее, предложенная форма реализации такого предложения
далеко не безупречна. Поэтому к обсуждаемому законопроекту имеется
целый ряд вопросов и замечаний.
Например, неясно, чем объяснить, что прием в российское
гражданство в упрощенном порядке предложен только в отношении военнослужащих
из числа граждан "государств, входивших в состав СССР",
в то время как субъектами рассматриваемого законопроекта являются
граждане любых стран. Не учтены и лица без гражданства. Начальник
Генерального штаба Анатолий Квашнин считает, что прием на военную
службу лиц без гражданства законопроектом не предусматривается,
поскольку "с ними могут возникнуть серьезные проблемы в процессе
их изучения и проверочных мероприятий". Но ущемлять их, в соответствии
с международным правом, нельзя.
Одним из требований к поступающим на военную службу
по контракту, предлагается установить факт владения государственным
языком РФ. Вместе с тем в законопроекте ничего не сказано о том,
в каком порядке будет определяться уровень знаний государственного
языка.
Есть у внесенного законопроекта несогласованность и
с действующим Законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с последним увольнение с военной службы осуществляется
только в запас или в отставку. Возникает вопрос: в какую категорию
должны попадать уволенные с военной службы лица из числа не принявших
гражданство РФ?
Законопроектом предлагается не заключать новый контракт
с тем, кто до истечения срока первого контракта не принял российское
гражданство. Но такие лица могут находиться в явном профессиональном
преимуществе перед теми, кто будет заключать контракт о прохождении
военной службы впервые. Отвечая на это вопрос, Генеральный штаб
отметил, что главное в законопроекте - привлечение иностранцев в
российское гражданство посредством военной службы. А зачем вообще
такое посредничество? Представляется, что Генштаб в большей степени
должно волновать вовсе не количество россиян, а качество Вооруженных
сил. Вот его прямая обязанность. Превращение же военной организации
государства в "кузницу" граждан Российской Федерации в
ущерб самой организации, на мой взгляд, не совсем правильный подход.
Требует обоснования и распространение на военнослужащих,
не являющихся гражданами РФ, установленного Федеральным законом
"О статусе военнослужащих" запрета "принимать без
разрешения президента Российской Федерации награды иностранных государств,
международных и иностранных организаций". Согласитесь, что
иностранные граждане, проходя военную службу в России, как минимум
остаются по-прежнему гражданами своих государств. Значит, ограничения
могут распространяться только на их статус в РФ и не должны касаться
их статуса как граждан своих государств.
Еще одна деталь. Не запрещается принимать на службу
по контракту женщин, не являющихся гражданами РФ. Однако не вполне
обоснованным представляется распространение на них льгот, гарантий
и компенсаций в области охраны семьи, материнства и детства в полном
объеме. Это может привести к тому, что фактическая продолжительность
военной службы таких военнослужащих-женщин, имеющих детей, может
быть сведена к минимуму. Заключив контракт, женщина может уйти в
отпуск по уходу за ребенком (3 года) и до его окончания будет иметь
право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке.
Законопроект "сыроват", видно, что подготовлен
"на скорую руку". Однако, если в качестве концепции законопроекта
рассматривать только само предложение привлечь иностранных граждан
к военной службе в РФ по контракту, его можно принять в первом чтении.
А изложенные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта
ко второму чтению.
Андрей НИКОЛАЕВ, председатель комитета Государственной
Думы по обороне, генерал армии.
"Независимая газета", 17 октября 2003 года
|