|
Иностранная рабочая сила в экономике России
А.Д. Попов
(Опубликовано в: Миграция населения и перспективы демографического
развития России // Международная научно-практическая конференция
22 ноября 2002 года. Москва, 2003, с. 145-148)
Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной
рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной
российской экономике.
Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум
каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими
предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при
посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений
в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится
в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал - нелегальная
трудовая миграция.
Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано
рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые
в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических
условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и
не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.
Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.
В 2001 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых
среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих,
сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории
России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2001
году трудились 39% привлеченных.
Учет официального привлечения иностранной рабочей силы
ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается
работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как
они распределяются по отраслям экономики и территории России.
Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного
числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане
стран - участников СНГ и 51,2% - из других государств. Бесспорный
лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди
всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%)
- Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует
Турция, но, начиная с 2000 года, ее обошел Китай, а в 2001 году
вплотную к ней приблизился Вьетнам.
Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному
составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины,
причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди
занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из
которых 40 лет не достигали 53-55%.
Главной сферой привлечения иностранцев выступает строительство
(1995 год - 55%, 1998 - 51,5 и 2001 - 39%). В 2001 году в данной
отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик
бывшей Югославии, 79% - из Турции, 65% из Армении, 55% - из КНДР
и 45% - из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая
деятельность (23% в 2001 году). В ней концентрируется большинство
мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2001 году составили 65%
общего официального привлечения в эту сферу экономики.
Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов
России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа,
Приморский край и Московская область), на которые в последние годы
приходится более половины общего привлечения.
Приведенные данные, однако, касаются лишь относительно
небольшой части иностранной рабочей силы, поскольку основным ее
источником, как свидетельствует изучение реальной ситуации, является
нелегальная трудовая миграция.
В связи с этим Госкомстат РФ, начиная с 1998 года, дает
ежегодную оценку использования иностранной рабочей силы с учетом
нелегальной миграции. Делается это в рамках баланса трудовых ресурсов,
где введена новая составляющая трудовых ресурсов под названием "работающие
граждане других государств".
В 1998 году по данным Госкомстата в России работали
549 тысяч иностранцев, в 1999 - 706, в 2000 - 699 и в 2001 году
- 675 тысяч. Причем эти цифры относятся к среднегодовой численности,
тогда как сведения миграционной службы касаются физических лиц.
Учитывая сезонный характер значительной части трудовой миграции,
можно считать, что 700 тысяч работников в среднегодовом исчислении
соответствуют 1,5-2 миллиона физических лиц.
Госкомстат пока ограничивается общей цифрой работающих
иностранцев без распределения их по отраслям экономики. По нашей
оценке, это распределение по своей структуре может отличаться от
соответствующих данных миграционной службы, скорее всего, в сторону
усиления доли строительства и особенно торгово-коммерческой деятельности.
В территориальном распределении работающих граждан других
государств гораздо сильнее, чем в рамках учета официальной миграции,
выделяется Москва. В 2001 году по оценке Госкомстата Москва "отхватила"
64,3% иностранной рабочей силы (по данным миграционной службы только
29,2%) и в результате иностранцы составили более 8% занятых в экономике
Москвы.
Хотя сведения Госкомстата о привлечении иностранной
рабочей силы значительно масштабнее данных миграционной службы,
они, вероятнее всего, занижены. Об этом, в частности, свидетельствует
сравнение соответствующих цифр по ряду регионов. Например, в Московскую
область официально в 2001 году было привлечено 11,5 тысячи иностранцев,
а согласно балансу трудовых ресурсов в среднегодовом исчислении
общее число привлеченных оказалось 8,8 тысячи. В Приморском крае
- соответственно 14,8 и 12,9 тысячи. Балансовая цифра по Москве
в 5,3 раза превышает официальное привлечение иностранцев. Но и она
не бесспорна <…>.
Россия притягивает нелегальных мигрантов по двум причинам:
они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что
в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским
предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате
путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном
рынке труда) и выплаты черным "налом", позволяющей избежать
обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.
Особо притягательной зоной для нелегальной трудовой
миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике
неформального сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов,
в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только
4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в
налоговых органах. Остальные 8 миллионов - это незарегистрированные
предприниматели и работающие по найму у физических лиц. Соответственно
у мигрантов-нелегалов существуют достаточно большие возможности
бесконтрольно заниматься строительством индивидуальных домов, ремонтом
этих домов и квартир, работать по найму на вещевых и продовольственных
рынках, заниматься уличной торговлей. Сокращение этих возможностей
напрямую связано с усилением финансового контроля над неформальным
сектором.
В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается
в том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но
это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме,
составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов
физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю
над ней много места отведено в законе "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации", который действует
с 1 ноября 2001 года. Теперь дело за конкретными механизмами которые
должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание
здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую
силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов.
|