| Для цитирования: Махрова А.Г., Бочкарев 
              А.Н. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные // 
              Демоскоп Weekly. 2017. № 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0727/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Маятниковая 
                  миграция в Московском регионе: новые данные | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | Алла МАХРОВА[1]
 | Антон БОЧКАРЕВ[2] |  |  Данные для изучения маятниковой миграции - традиционные 
              и новые Маятниковая трудовая миграция – один из важнейших атрибутов 
              связанности городских агломераций, сложный и многогранный объект 
              исследования. В отличие от практики западных стран в России их исследование 
              затруднено отсутствием качественной статистики: несмотря на масштабы 
              и значимость явления, исследования поездок коммьютеров не проводятся 
              на постоянной основе. Особенно актуальна проблема учета и анализа 
              маятниковых миграций для Московского столичного региона[3], 
              так как это не только ареал самых масштабных возвратных миграций 
              в пределах России, но и место проявления новых трендов в их развитии: 
              именно здесь они наиболее интенсивны и в то же время изменчивы. На этом фоне появление (пока в ограниченном доступе) 
              данных о маятниковых миграциях из принципиально новых источников 
              информации, возникновение которых напрямую связано с информатизацией 
              общества, свидетельствует о быстрой и существенной модернизации 
              методического аппарата их изучения. Один из таких подходов реализован 
              в данной работе, в которой для оценки трудовой маятниковой миграции 
              были использованы данные о передвижениях абонентов сотовых компаний, 
              которые относятся к категории так называемых BigData («большие данные»). Методы изучения и оценка масштабов[4]. 
              Система учета коммьютеров в странах Европы и США развивается с середины 
              XX века, при этом исследования трудовых маятниковых миграций, как 
              правило, проводятся отдельно от общих наблюдений за миграционным 
              движением населения. Так, Бюро цензов США проводит «Оценки дневного 
              населения с учетом маятниковых мигрантов», которые содержат усредненные 
              данные за трехлетний период по территориальным единицам учета с 
              населением не менее 20 тыс. человек, а за пятилетний период – по 
              всем обследуемым территориям[5]. 
              На постоянной основе проводятся исследования маятниковых миграций 
              Национальным статистическим ведомством Великобритании, где они базируются 
              на данных переписей населения, которые привязаны к «Модели маятниковых 
              миграций»[6]. В отличие от зарубежных стран в России нет устоявшейся 
              практики мониторинга данного процесса. Федеральная служба государственной 
              статистики РФ не проводит исследований трудовых маятниковых миграций, 
              а единственным примером их централизованного исследования стала 
              Всесоюзная перепись 1970 г. с данными о направлениях и объемах поездок 
              на меж- и внутрирегиональном уровнях[7]. 
              В рамках переписи 2002 года были проведены пилотные исследования 
              в Преображенском районе Москвы и сельской местности Красногорского 
              района, но из-за их высокой стоимости решено было отказаться от 
              исследований трудовых маятниковых миграций в рамках переписи[8]. Проблема отсутствия централизованных данных компенсируется 
              использованием различных источников информации, каждый из которых 
              обладает своими преимуществами и недостатками. В целом они могут 
              быть поделены на условно прямые (данные официальной статистики, 
              деперсонифицированные данные Пенсионного фонда РФ, результаты социологических 
              опросов и др.) и косвенные, включающие, помимо прочих, данные сотовых 
              операторов связи, которые являются новым источником информации, 
              имеющим свои многочисленные ограничения и допущения (табл. 1).  Таблица 1. Источники данных для оценки маятниковых 
              трудовых миграций 
               
               
                | Условно прямые  | Косвенные |   
                | 1. Данные Пенсионного фонда РФ (предоставляются в деперсонифицированном 
                    виде) | 1. Данные об объемах пассажиропотоков (по числу проданных 
                    билетов в пригородном сообщении) |   
                | 2. Социологические опросы | 2. Сопоставление числа занятых в экономике муниципальных 
                    образований с численностью экономически активного населения |   
                | 3. Баланс трудовых ресурсов | 3. Данные о локализации активности в сетях мобильной связи, 
                    позволяющие оценить передвижения с разными ритмами |   
                | 4. Данные о временной регистрации | 4. Данные о путях перемещения коммьютеров с применением геоинформационных 
                    систем, включая информацию из социальных сетей (Twitter, Instagram, 
                    Foursquare и др.); |   
              Источник: Аверкиева К.В., Антонов Е.В., Кириллов П.Л., 
                Махрова А.Г., Медведев А.А., Неретин А.С., Нефедова Т.Г., 
                Трейвиш А.И. Между домом и ... домом. Возвратная пространственная 
                мобильность населения России /Ред. Т.Г. Нефедовой, К.В. Аверкиевой, 
                А.Г. Махровой. Москва: Новый хронограф, 2016. На региональном уровне информацию о маятниковых миграциях 
              содержат материалы Обследования населения по проблемам занятости 
              (далее – ОНПЗ), проводимые Росстатом. Первое такое обследование 
              было выполнено в июне 1992 года в Орловской области; сплошное обследование 
              на регулярной основе введено с октября того же года, а с конца 1999 
              года оно проводится ежеквартально. Данные ОНПЗ содержат информацию 
              об объеме межрегиональной трудовой миграции, позволяя таким образом 
              получить оценку количества маятниковых трудовых мигрантов между 
              Москвой и Московской областью. Согласно этим данным, в 2012 году 
              около 41% поездок в Москву совершалось в ежедневном режиме, а из 
              479 тыс. занятых, выезжавших на работу из Московской области, 437,5 
              тыс. работало в Москве[9]. На основе данных ОНПЗ, а также результатов обследования 
              занятости на малых предприятиях, можно рассчитать баланс трудовых 
              ресурсов, который позволяет оценить количество коммьютеров 
              на региональном и муниципальном уровнях. Согласно одной из проведенных 
              оценок, в 2001 году центростремительный поток из области в Москву 
              достигал 1-1,3 млн человек[10]. 
              В целом эти данные подтверждают результаты других исследований, 
              хотя и несколько занижают число маятниковых трудовых мигрантов[11]. Во Всероссийскую перепись населения 2010 года 
              были включены вопросы (номер 11.2 и 11.3 в переписном листе) о нахождении 
              места работы: внутри населенного пункта проживания, внутри своего 
              региона, за пределами своего региона с уточнением субъекта РФ[12]. 
              Дополняя эти данные другой информацией из опросных листов (о поле, 
              возрасте, семейном положении, доходе и др.), можно сформировать 
              «социальный портрет» трудового мигранта, а также выделить по территориальному 
              признаку маятниковых мигрантов. К сожалению, перепись не включала 
              вопрос о периодичности поездок, что затрудняет сопоставление данных 
              с ОНПЗ, где эта информация присутствует. Методология переписи подразумевала возможность заполнения 
              переписных листов на основе административных источников при невозможности 
              личного опроса или отсутствии респондента[13]. 
              При этом пункты 11.2 и 11.3 могли быть оставлены пустыми, либо же 
              указывалось, что респондент работает в пункте проживания, что могло 
              приводить к занижению количества трудовых мигрантов. В то же время, 
              нет причин не доверять информации о респондентах, указавших место 
              работы за пределами населенного пункта проживания. Таким образом, 
              достоверность данных переписи по оценке трудовых маятниковых миграций 
              близка или соответствует ОНПЗ[14]. Транспортная статистика играет вспомогательную 
              роль, позволяя получить представление только об общих показателях 
              маятниковой миграции в регионе. В середине 1980-х годов проводилась 
              оценка их численности на основе данных о количестве купленных абонементов 
              на железнодорожном транспорте, дополненных натурными наблюдениями 
              в пересадочных узлах в часы-пик с пригородных поездов/автобусов 
              на метро. Согласно этому исследованию, центростремительный поток 
              коммьютеров составлял порядка 750 тыс. человек в сутки, а центробежный 
              – около 150 тыс. человек[15]. В настоящее время на основании данных ОАО «РЖД» о месячном 
              пассажиропотоке между Москвой и Московской областью можно оценить 
              лишь примерный объем суточных перемещений пассажиров, так как без 
              данных о пассажиропотоках по времени суток невозможно сделать обоснованную 
              оценку потоков в Москву и из нее. Также ценность железнодорожной 
              статистики нивелируется большим количеством безбилетных пассажиров, 
              или же пассажиров, покупающих билеты, не соответствующие их маршруту. 
              Для межсубъектных автобусных маршрутов, помимо проблемы «зайцев», 
              существует также проблема нелегальных маршрутов, а также практика 
              проезда без билета (только по оплате наличными). Анализ данных Центральной пригородной пассажирской компании 
              и Московско-Тверской пригородной компании показал, что за февраль 
              2014 года из Московской области в Москву на пригородных поездах 
              было перевезено 14,4 млн пассажиров. Большая часть пассажиропотока 
              (81,6%) формируется на станциях, расположенных в зоне ближних и 
              средних пригородов. При этом крупнейшие станции, пассажиропоток 
              на которых за месяц превышал 10 тыс. человек, суммарно дают более 
              95% пассажиропотока, а 12 (по официальному территориальному делению 
              – 11 за счет включения Железнодорожного в состав Балашихи) крупнейших 
              центров притяжения формируют порядка 50% пассажиропотока. За исключением 
              Подольска и Раменского эти центры сконцентрированы вблизи МКАД, 
              представляя собой так называемые «окраинные города» (edge 
              cities)[16]. 
              Из них особенно выделяется городской округ Балашиха, образованный 
              в результате объединения городов Балашиха и Железнодорожный в 2015 
              году, который суммарно дает порядка 10% пассажиропотока области 
              при 6% ее населения. Наибольшее количество крупнейших центров притяжения 
              сконцентрировано на северо-восточном направлении (Мытищи, Королев, 
              Пушкино), откуда едет порядка 14-16% пассажиров. Данные Пенсионного фонда РФ – один из относительно 
              новых источников данных о маятниковых миграциях. Помимо сложности 
              получения, скорее даже недоступности, основным их недостатком служит 
              то, что страховой номер привязывается к месту его получения, т.е. 
              к месту проживания гражданина на момент регистрации в системе пенсионного 
              страхования. Впоследствии место проживания могло неоднократно измениться, 
              что со временем приводит к нарастанию расхождений с реальным местом 
              регистрации. Так, в Московской агломерации на протяжении последних 
              30-35 лет пропорция между центробежным и центростремительным потоком 
              сохраняется практически неизменной (80% к 20%). Однако согласно 
              данным Пенсионного фонда за 2014 год это соотношение составило 60% 
              к 40%.[17] Вероятно, центростремительный 
              поток занижен за счет недоучета притока мигрантов, купивших жилье 
              в Московской области, но работающих на столичном рынке труда (они 
              учтены как жители других регионов, работающие в Москве). Также данные 
              Пенсионного фонда отображают москвичей, постоянно живущих и работающих 
              в Московской области, как «ложных» маятниковых мигрантов.  Социологические опросы составляют отдельную 
              группу методов исследования передвижений коммьютеров. Высокая стоимость 
              затрудняет их проведение на регулярной основе, но возможность получения 
              отсутствующей в других источниках информации (пол, возраст, профессия 
              респондента и пр.) делает данные соцопросов весьма ценными для анализа 
              трудовых маятниковых миграций. В качестве примера можно привести 
              социологический опрос, проведенный «Центром экономики инфраструктуры» 
              (ЦЭИ) в 2014 году, который содержал данные и об объемах трудовой 
              миграции[18]. Данные сотовых операторов являются новым источником 
              данных, которые, несмотря на все свои недостатки, зарекомендовали 
              себя как достаточно достоверный источник разной информации, позволяя 
              провести гораздо более детальный и достоверный анализ трудовых маятниковых 
              миграций, чем при использовании ряда других источников данных. Одной 
              из первых работ в РФ в этой области стало исследование, подготовленное 
              к Московскому урбанистическому форуму в 2013 году, когда было изучено 
              перемещение населения в границах Московской агломерации с помощью 
              данных сервиса Геопространственного анализа ОАО «Мегафон»[19]. Еще одним примером работы на основе данных навигационных 
              приложений стало исследование «Дом – работа, работа – дом», проведенное 
              компанией «Яндекс» по данным программ «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» 
              в ноябре 2016 года. Пользователи приложений имеют возможность сохранять 
              наиболее часто посещаемые адреса в памяти программы для расчета 
              кратчайшего пути на личном автомобиле. Из массива данных были выбраны 
              точки «дом» и «работа»: всего в Москве и ближайшем Подмосковье было 
              выделено 490 тысяч пар таких точек[20]. 
              Как показало это исследование, данные навигационных программ позволяют 
              детально изучить маршруты автомобилистов, в том числе являющихся 
              маятниковыми мигрантами. В то же время, большое число людей пользуется 
              общественным транспортом, они не могут быть учтены в рамках этого 
              подхода. В данной работе использованы данные Департамента информационных 
              технологий города Москвы (ДИТ), которые собираются с июля 2015 года 
              на основе обезличенной информации об абонентах операторов «большой 
              тройки» («Билайн», «МТС», «Мегафон»).[21] 
              Для определения местоположения абонента используют замер удаленности 
              абонента от трех станций по мощности сигнала от его сотового телефона. 
              В настоящее время сотовая сеть состоит из ячеек 500 на 500 метров, 
              что определяется по наименьшей плотности расположения ретрансляторов 
              сотовых операторов. Данные, поступившие на сервера компаний-операторов, 
              обезличиваются, а затем агрегируются по временным интервалам и по 
              муниципальным образованиям в зависимости от требований формируемого 
              отчета. Также выборка очищается от сигналов модемов, планшетов, 
              а также телефонов, используемых для передачи данных через сеть Интернет 
              (по сути, тех же модемов) и абонентов, которые пользуются двумя 
              и более сим-картами.  Затем специалисты ДИТ формируют отчеты о различных типах 
              перемещений абонентов: в основу данной работы легла матрица корреспонденций 
              «дом-работа». Фактически данные сотовых операторов являются источником 
              информации, позволяющим оценить объемы центростремительного и центробежного 
              потоков, выявить дифференциацию трудовых маятниковых миграций в 
              разрезе муниципальных районов Москвы и муниципальных образований 
              Московской области, аттрактивность главного и локальных центров 
              притяжения, сезонные колебания потоков коммьютеров и ряд других 
              аспектов. Отсутствие единого источника информации о трудовых маятниковых 
              миграциях ведет к тому, что отечественные исследователи вынуждены 
              интегрировать данные многих ресурсов, приходя к усредненной оценке 
              потоков коммьютеров. Обобщение исследований, выполненных за последние 
              годы в Московском столичном регионе, показывает, что в настоящее 
              время центростремительный поток оценивается в 0,8–1,2 млн человек, 
              а центробежный поток составляет от 0,2 до 0,5 млн человек (табл. 
              2). Таблица 2. Оценки потоков трудовых маятниковых 
              миграций по Москве и Московской области
 
               
               
                | Источники данных | Год | Оценки, млн. человек |   
                | Москва | Московская область |   
                | Въезд | Выезд | Въезд | Выезд |   
                | Перепись населения (Флоринская и др., 2015)[22] | 2010 |   |   |   | 0,9 |   
                | Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ)[23] | 2012 | 0,4 |   |   | 0,4 |   
                | Баланс трудовых ресурсов (Махрова и др., 2008)[24] | 2005 | 1,2 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |   
                | Баланс трудовых ресурсов Комитета по труду и занятости правительства 
                    Московской области (Махрова, Кириллов, 2015)[25] | 2014** |   |   | 0,2 | 0,9 |   
                | Пенсионный фонд РФ, Налоговая служба РФ (Шитова, 2009, Шитова, 
                    Шитов, 2013)[26][27] | 2001  | 0,9-1,2 |   |   | 0,9-1,2 |   
                | Пенсионный фонд РФ (Махрова и др., 2008; Махрова, Кириллов, 
                    2015)[28][29] | 2005 | 1,2 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |   
                | 2014** | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 0,8 |   
                | Социологический опрос «Центра экономики инфраструктуры» (Махрова, 
                    Кириллов, 2015)[30] | 2014***, зима | 1,2 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |   
                | 2014***, лето | 0,3* |   |   | 0,3* |   
                | Данные операторов сотовой связи (Махрова и др., 2016)[31] | 2015*** | 1,3 | 0,4 | 0,4 | 1,3 |  * - москвичи, живущие в Московской области и ездящие 
              на работу в Москву ** - Москва в новых границах
 *** - Москва в старых границах
 
              Источник: Махрова А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые 
                трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок 
                потоков с использованием данных сотовых операторов // Региональные 
                исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82. 
 [1] Махрова Алла Георгиевна 
              - ведущий научный сотрудник, канд. геогр. н.; Институт географии 
              РАН, отдел социально-экономической географии; Московский государственный 
              университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра 
              экономической и социальной географии России.[2] Бочкарев Антон Николаевич 
              - младший научный сотрудник, Институт географии РАН, отдел социально-экономической 
              географии; аспирант, Московский государственный университет имени 
              М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической 
              и социальной географии России.
 [3] Здесь и далее под Московским 
              столичным регионом понимается территория Москвы и Московской области.
 [4] Авторы благодарят Российский 
              научный фонд, при финансовой поддержке которого был подготовлен 
              раздел «Методы изучения и оценка масштабов» данной статьи (проект 
              № 14-18-00083 «География возвратной мобильности населения в сельско-городском 
              континууме» Института географии РАН)
 [5] Commuting in America 2013. 
              National report on commuting patterns and trends // American Association 
              of State Highway and Transportation Officials, October 2013, 32 
              p. URL: http://traveltrends.transportation.org/Documents/B1_CIA_Overview_web_2.pdf 
              (дата доступа 02.02.2016).
 [6] Commuting Patterns in the 
              UK, 2011 // Part of 2011 Census, Origin-destination Statistics on 
              Migration, Workplace and Students for Local Authorities in the United 
              Kingdom Release.
 [7] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием 
              дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка 
              // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
 [8] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. 
              Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции в Подмосковье 
              (на примере г. Дубны) // Проблемы прогнозирования, №4, 2008. С. 
              112–122.
 [9] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян 
              Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. – М.: 
              Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
 [10] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. 
              ГИС-анализ пространственной структуры и потоков маятниковой трудовой 
              миграции в регионе на примере Московской агломерации // Материалы 
              XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики 
              и общества, 3-5 апреля 2012 г., ВШЭ, Москва. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/a8cf29519a6283e1882983243c8f6eb22a86e0c5 
              (дата обращения 07.03.2016).
 [11] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием 
              дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка 
              // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
 [12] Антонов Е.В. Трудовая 
              мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 
              года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. 
              № 2. С. 54–63.
 [13] Федеральный закон «О 
              Всероссийской переписи населения» (в ред. Федеральных законов от 
              28.11.2009 № 293-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ). Статья 6, п. 3. URL: 
              http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Official/fz-293.docx 
              (дата обращения: 03.12.2016).
 [14] Антонов Е.В. Трудовая 
              мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 
              года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. 
              № 2. С. 54–63.
 [15] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием 
              дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка 
              // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
 [16] Махрова А.Г., Нефедова 
              Т.Г., Трейвиш А.И. Московская агломерация и Новая Москва // Pro 
              et Contra. Москва как физическое и социальное пространство. №6 (57), 
              ноябрь – декабрь, 2012. С. 20-33.
 [17] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием 
              дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка 
              // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
 [18] Для анализа трудовых 
              маятниковых миграций населения в работе были использованы результаты 
              социологического опроса, проведенного Центром экономики инфраструктуры 
              [Махрова, Кириллов, 2015]. Объем выборки составил 1200 респондентов 
              по Москве и 4000 респондентов по Московской области. Выборка строилась 
              пропорционально численности населения и социально-демографическим 
              показателям административных округов города, за исключением Зеленограда, 
              а также аналогичным характеристикам муниципальных образований Московской 
              области.
 [19] Богоров В. Новиков А., 
              Серова Е. Самопознание города // Археология периферии. М., 2013. 
              С. 380-405.
 [20] Дом – работа, работа 
              – дом. Компания «Яндекс. Интернет-источник, 2016. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/home_work 
              (дата обращения 16.02.2017)
 [21] Авторы благодарят Департамент 
              информационных технологий правительства г. Москвы за возможность 
              использовать предоставленные ими данные о передвижениях абонентов 
              сотовой связи для написания данной работы.
 [22] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян 
              Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский 
              дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
 [23] Труд и занятость. Статистический 
              справочник. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013.
 [24] Махрова А., Нефедова 
              Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и 
              перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
 [25] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под 
              влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению 
              и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 
              125.
 [26]Шитова Ю.Ю. Маятниковая 
              миграция в Подмосковье: комплексный социально-экономический анализ. 
              Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.
 [27] Шитова Ю., Шитов Ю. 
              Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе. Демоскоп Weekly. 
              № 569 – 570. 30 сентября – 13 октября 2013.
 [28] Махрова А., Нефедова 
              Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и 
              перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
 [29] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под 
              влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению 
              и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 
              125.
 [30] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под 
              влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению 
              и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 
              125.
 [31] Махрова А.Г., Кириллов 
              П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые трудовые миграции населения в Московской 
              агломерации: опыт оценок потоков с использованием данных сотовых 
              операторов // Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82.
   |