Rambler's Top100

№ 727 - 728
1 - 21 мая 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные

Данные для изучения маятниковой миграции – традиционные и новые

Пространственная структура трудовых маятниковых миграций

Сезонные колебания трудовой маятниковой миграции

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Махрова А.Г., Бочкарев А.Н. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные // Демоскоп Weekly. 2017. № 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0727/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные

Над темой номера работали

Алла
МАХРОВА[1]

Антон БОЧКАРЕВ[2]

Данные для изучения маятниковой миграции - традиционные и новые

Маятниковая трудовая миграция – один из важнейших атрибутов связанности городских агломераций, сложный и многогранный объект исследования. В отличие от практики западных стран в России их исследование затруднено отсутствием качественной статистики: несмотря на масштабы и значимость явления, исследования поездок коммьютеров не проводятся на постоянной основе. Особенно актуальна проблема учета и анализа маятниковых миграций для Московского столичного региона[3], так как это не только ареал самых масштабных возвратных миграций в пределах России, но и место проявления новых трендов в их развитии: именно здесь они наиболее интенсивны и в то же время изменчивы.

На этом фоне появление (пока в ограниченном доступе) данных о маятниковых миграциях из принципиально новых источников информации, возникновение которых напрямую связано с информатизацией общества, свидетельствует о быстрой и существенной модернизации методического аппарата их изучения. Один из таких подходов реализован в данной работе, в которой для оценки трудовой маятниковой миграции были использованы данные о передвижениях абонентов сотовых компаний, которые относятся к категории так называемых BigData («большие данные»).

Методы изучения и оценка масштабов[4]. Система учета коммьютеров в странах Европы и США развивается с середины XX века, при этом исследования трудовых маятниковых миграций, как правило, проводятся отдельно от общих наблюдений за миграционным движением населения. Так, Бюро цензов США проводит «Оценки дневного населения с учетом маятниковых мигрантов», которые содержат усредненные данные за трехлетний период по территориальным единицам учета с населением не менее 20 тыс. человек, а за пятилетний период – по всем обследуемым территориям[5]. На постоянной основе проводятся исследования маятниковых миграций Национальным статистическим ведомством Великобритании, где они базируются на данных переписей населения, которые привязаны к «Модели маятниковых миграций»[6].

В отличие от зарубежных стран в России нет устоявшейся практики мониторинга данного процесса. Федеральная служба государственной статистики РФ не проводит исследований трудовых маятниковых миграций, а единственным примером их централизованного исследования стала Всесоюзная перепись 1970 г. с данными о направлениях и объемах поездок на меж- и внутрирегиональном уровнях[7]. В рамках переписи 2002 года были проведены пилотные исследования в Преображенском районе Москвы и сельской местности Красногорского района, но из-за их высокой стоимости решено было отказаться от исследований трудовых маятниковых миграций в рамках переписи[8].

Проблема отсутствия централизованных данных компенсируется использованием различных источников информации, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. В целом они могут быть поделены на условно прямые (данные официальной статистики, деперсонифицированные данные Пенсионного фонда РФ, результаты социологических опросов и др.) и косвенные, включающие, помимо прочих, данные сотовых операторов связи, которые являются новым источником информации, имеющим свои многочисленные ограничения и допущения (табл. 1).

Таблица 1. Источники данных для оценки маятниковых трудовых миграций

Условно прямые

Косвенные

1. Данные Пенсионного фонда РФ (предоставляются в деперсонифицированном виде)

1. Данные об объемах пассажиропотоков (по числу проданных билетов в пригородном сообщении)

2. Социологические опросы

2. Сопоставление числа занятых в экономике муниципальных образований с численностью экономически активного населения

3. Баланс трудовых ресурсов

3. Данные о локализации активности в сетях мобильной связи, позволяющие оценить передвижения с разными ритмами

4. Данные о временной регистрации

4. Данные о путях перемещения коммьютеров с применением геоинформационных систем, включая информацию из социальных сетей (Twitter, Instagram, Foursquare и др.);

Источник: Аверкиева К.В., Антонов Е.В., Кириллов П.Л., Махрова А.Г., Медведев А.А., Неретин А.С., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Между домом и ... домом. Возвратная пространственная мобильность населения России /Ред. Т.Г. Нефедовой, К.В. Аверкиевой, А.Г. Махровой. Москва: Новый хронограф, 2016.

На региональном уровне информацию о маятниковых миграциях содержат материалы Обследования населения по проблемам занятости (далее – ОНПЗ), проводимые Росстатом. Первое такое обследование было выполнено в июне 1992 года в Орловской области; сплошное обследование на регулярной основе введено с октября того же года, а с конца 1999 года оно проводится ежеквартально. Данные ОНПЗ содержат информацию об объеме межрегиональной трудовой миграции, позволяя таким образом получить оценку количества маятниковых трудовых мигрантов между Москвой и Московской областью. Согласно этим данным, в 2012 году около 41% поездок в Москву совершалось в ежедневном режиме, а из 479 тыс. занятых, выезжавших на работу из Московской области, 437,5 тыс. работало в Москве[9].

На основе данных ОНПЗ, а также результатов обследования занятости на малых предприятиях, можно рассчитать баланс трудовых ресурсов, который позволяет оценить количество коммьютеров на региональном и муниципальном уровнях. Согласно одной из проведенных оценок, в 2001 году центростремительный поток из области в Москву достигал 1-1,3 млн человек[10]. В целом эти данные подтверждают результаты других исследований, хотя и несколько занижают число маятниковых трудовых мигрантов[11].

Во Всероссийскую перепись населения 2010 года были включены вопросы (номер 11.2 и 11.3 в переписном листе) о нахождении места работы: внутри населенного пункта проживания, внутри своего региона, за пределами своего региона с уточнением субъекта РФ[12]. Дополняя эти данные другой информацией из опросных листов (о поле, возрасте, семейном положении, доходе и др.), можно сформировать «социальный портрет» трудового мигранта, а также выделить по территориальному признаку маятниковых мигрантов. К сожалению, перепись не включала вопрос о периодичности поездок, что затрудняет сопоставление данных с ОНПЗ, где эта информация присутствует.

Методология переписи подразумевала возможность заполнения переписных листов на основе административных источников при невозможности личного опроса или отсутствии респондента[13]. При этом пункты 11.2 и 11.3 могли быть оставлены пустыми, либо же указывалось, что респондент работает в пункте проживания, что могло приводить к занижению количества трудовых мигрантов. В то же время, нет причин не доверять информации о респондентах, указавших место работы за пределами населенного пункта проживания. Таким образом, достоверность данных переписи по оценке трудовых маятниковых миграций близка или соответствует ОНПЗ[14].

Транспортная статистика играет вспомогательную роль, позволяя получить представление только об общих показателях маятниковой миграции в регионе. В середине 1980-х годов проводилась оценка их численности на основе данных о количестве купленных абонементов на железнодорожном транспорте, дополненных натурными наблюдениями в пересадочных узлах в часы-пик с пригородных поездов/автобусов на метро. Согласно этому исследованию, центростремительный поток коммьютеров составлял порядка 750 тыс. человек в сутки, а центробежный – около 150 тыс. человек[15].

В настоящее время на основании данных ОАО «РЖД» о месячном пассажиропотоке между Москвой и Московской областью можно оценить лишь примерный объем суточных перемещений пассажиров, так как без данных о пассажиропотоках по времени суток невозможно сделать обоснованную оценку потоков в Москву и из нее. Также ценность железнодорожной статистики нивелируется большим количеством безбилетных пассажиров, или же пассажиров, покупающих билеты, не соответствующие их маршруту. Для межсубъектных автобусных маршрутов, помимо проблемы «зайцев», существует также проблема нелегальных маршрутов, а также практика проезда без билета (только по оплате наличными).

Анализ данных Центральной пригородной пассажирской компании и Московско-Тверской пригородной компании показал, что за февраль 2014 года из Московской области в Москву на пригородных поездах было перевезено 14,4 млн пассажиров. Большая часть пассажиропотока (81,6%) формируется на станциях, расположенных в зоне ближних и средних пригородов. При этом крупнейшие станции, пассажиропоток на которых за месяц превышал 10 тыс. человек, суммарно дают более 95% пассажиропотока, а 12 (по официальному территориальному делению – 11 за счет включения Железнодорожного в состав Балашихи) крупнейших центров притяжения формируют порядка 50% пассажиропотока. За исключением Подольска и Раменского эти центры сконцентрированы вблизи МКАД, представляя собой так называемые «окраинные города» (edge cities)[16]. Из них особенно выделяется городской округ Балашиха, образованный в результате объединения городов Балашиха и Железнодорожный в 2015 году, который суммарно дает порядка 10% пассажиропотока области при 6% ее населения. Наибольшее количество крупнейших центров притяжения сконцентрировано на северо-восточном направлении (Мытищи, Королев, Пушкино), откуда едет порядка 14-16% пассажиров.

Данные Пенсионного фонда РФ – один из относительно новых источников данных о маятниковых миграциях. Помимо сложности получения, скорее даже недоступности, основным их недостатком служит то, что страховой номер привязывается к месту его получения, т.е. к месту проживания гражданина на момент регистрации в системе пенсионного страхования. Впоследствии место проживания могло неоднократно измениться, что со временем приводит к нарастанию расхождений с реальным местом регистрации. Так, в Московской агломерации на протяжении последних 30-35 лет пропорция между центробежным и центростремительным потоком сохраняется практически неизменной (80% к 20%). Однако согласно данным Пенсионного фонда за 2014 год это соотношение составило 60% к 40%.[17] Вероятно, центростремительный поток занижен за счет недоучета притока мигрантов, купивших жилье в Московской области, но работающих на столичном рынке труда (они учтены как жители других регионов, работающие в Москве). Также данные Пенсионного фонда отображают москвичей, постоянно живущих и работающих в Московской области, как «ложных» маятниковых мигрантов.

Социологические опросы составляют отдельную группу методов исследования передвижений коммьютеров. Высокая стоимость затрудняет их проведение на регулярной основе, но возможность получения отсутствующей в других источниках информации (пол, возраст, профессия респондента и пр.) делает данные соцопросов весьма ценными для анализа трудовых маятниковых миграций. В качестве примера можно привести социологический опрос, проведенный «Центром экономики инфраструктуры» (ЦЭИ) в 2014 году, который содержал данные и об объемах трудовой миграции[18].

Данные сотовых операторов являются новым источником данных, которые, несмотря на все свои недостатки, зарекомендовали себя как достаточно достоверный источник разной информации, позволяя провести гораздо более детальный и достоверный анализ трудовых маятниковых миграций, чем при использовании ряда других источников данных. Одной из первых работ в РФ в этой области стало исследование, подготовленное к Московскому урбанистическому форуму в 2013 году, когда было изучено перемещение населения в границах Московской агломерации с помощью данных сервиса Геопространственного анализа ОАО «Мегафон»[19].

Еще одним примером работы на основе данных навигационных приложений стало исследование «Дом – работа, работа – дом», проведенное компанией «Яндекс» по данным программ «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты» в ноябре 2016 года. Пользователи приложений имеют возможность сохранять наиболее часто посещаемые адреса в памяти программы для расчета кратчайшего пути на личном автомобиле. Из массива данных были выбраны точки «дом» и «работа»: всего в Москве и ближайшем Подмосковье было выделено 490 тысяч пар таких точек[20]. Как показало это исследование, данные навигационных программ позволяют детально изучить маршруты автомобилистов, в том числе являющихся маятниковыми мигрантами. В то же время, большое число людей пользуется общественным транспортом, они не могут быть учтены в рамках этого подхода.

В данной работе использованы данные Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ), которые собираются с июля 2015 года на основе обезличенной информации об абонентах операторов «большой тройки» («Билайн», «МТС», «Мегафон»).[21] Для определения местоположения абонента используют замер удаленности абонента от трех станций по мощности сигнала от его сотового телефона. В настоящее время сотовая сеть состоит из ячеек 500 на 500 метров, что определяется по наименьшей плотности расположения ретрансляторов сотовых операторов. Данные, поступившие на сервера компаний-операторов, обезличиваются, а затем агрегируются по временным интервалам и по муниципальным образованиям в зависимости от требований формируемого отчета. Также выборка очищается от сигналов модемов, планшетов, а также телефонов, используемых для передачи данных через сеть Интернет (по сути, тех же модемов) и абонентов, которые пользуются двумя и более сим-картами.

Затем специалисты ДИТ формируют отчеты о различных типах перемещений абонентов: в основу данной работы легла матрица корреспонденций «дом-работа». Фактически данные сотовых операторов являются источником информации, позволяющим оценить объемы центростремительного и центробежного потоков, выявить дифференциацию трудовых маятниковых миграций в разрезе муниципальных районов Москвы и муниципальных образований Московской области, аттрактивность главного и локальных центров притяжения, сезонные колебания потоков коммьютеров и ряд других аспектов.

Отсутствие единого источника информации о трудовых маятниковых миграциях ведет к тому, что отечественные исследователи вынуждены интегрировать данные многих ресурсов, приходя к усредненной оценке потоков коммьютеров. Обобщение исследований, выполненных за последние годы в Московском столичном регионе, показывает, что в настоящее время центростремительный поток оценивается в 0,8–1,2 млн человек, а центробежный поток составляет от 0,2 до 0,5 млн человек (табл. 2).

Таблица 2. Оценки потоков трудовых маятниковых миграций
по Москве и Московской области

Источники данных

Год

Оценки, млн. человек

Москва

Московская область

Въезд

Выезд

Въезд

Выезд

Перепись населения (Флоринская и др., 2015)[22]

2010

 

 

 

0,9

Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ)[23]

2012

0,4

 

 

0,4

Баланс трудовых ресурсов (Махрова и др., 2008)[24]

2005

1,2

0,3

0,3

1,2

Баланс трудовых ресурсов Комитета по труду и занятости правительства Московской области (Махрова, Кириллов, 2015)[25]

2014**

 

 

0,2

0,9

Пенсионный фонд РФ, Налоговая служба РФ (Шитова, 2009, Шитова, Шитов, 2013)[26][27]

2001

0,9-1,2

 

 

0,9-1,2

Пенсионный фонд РФ (Махрова и др., 2008; Махрова, Кириллов, 2015)[28][29]

2005

1,2

0,3

0,3

1,2

2014**

0,8

0,5

0,5

0,8

Социологический опрос «Центра экономики инфраструктуры» (Махрова, Кириллов, 2015)[30]

2014***, зима

1,2

0,3

0,3

1,2

2014***, лето

0,3*

 

 

0,3*

Данные операторов сотовой связи (Махрова и др., 2016)[31]

2015***

1,3

0,4

0,4

1,3

* - москвичи, живущие в Московской области и ездящие на работу в Москву
** - Москва в новых границах
*** - Москва в старых границах

Источник: Махрова А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок потоков с использованием данных сотовых операторов // Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82.


[1] Махрова Алла Георгиевна - ведущий научный сотрудник, канд. геогр. н.; Институт географии РАН, отдел социально-экономической географии; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России.
[2] Бочкарев Антон Николаевич - младший научный сотрудник, Институт географии РАН, отдел социально-экономической географии; аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии России.
[3] Здесь и далее под Московским столичным регионом понимается территория Москвы и Московской области.
[4] Авторы благодарят Российский научный фонд, при финансовой поддержке которого был подготовлен раздел «Методы изучения и оценка масштабов» данной статьи (проект № 14-18-00083 «География возвратной мобильности населения в сельско-городском континууме» Института географии РАН)
[5] Commuting in America 2013. National report on commuting patterns and trends // American Association of State Highway and Transportation Officials, October 2013, 32 p. URL: http://traveltrends.transportation.org/Documents/B1_CIA_Overview_web_2.pdf (дата доступа 02.02.2016).
[6] Commuting Patterns in the UK, 2011 // Part of 2011 Census, Origin-destination Statistics on Migration, Workplace and Students for Local Authorities in the United Kingdom Release.
[7] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[8] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции в Подмосковье (на примере г. Дубны) // Проблемы прогнозирования, №4, 2008. С. 112–122.
[9] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
[10] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. ГИС-анализ пространственной структуры и потоков маятниковой трудовой миграции в регионе на примере Московской агломерации // Материалы XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 3-5 апреля 2012 г., ВШЭ, Москва. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/a8cf29519a6283e1882983243c8f6eb22a86e0c5 (дата обращения 07.03.2016).
[11] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[12] Антонов Е.В. Трудовая мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. № 2. С. 54–63.
[13] Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 № 293-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ). Статья 6, п. 3. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Official/fz-293.docx (дата обращения: 03.12.2016).
[14] Антонов Е.В. Трудовая мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010 года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. № 2. С. 54–63.
[15] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[16] Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская агломерация и Новая Москва // Pro et Contra. Москва как физическое и социальное пространство. №6 (57), ноябрь – декабрь, 2012. С. 20-33.
[17] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[18] Для анализа трудовых маятниковых миграций населения в работе были использованы результаты социологического опроса, проведенного Центром экономики инфраструктуры [Махрова, Кириллов, 2015]. Объем выборки составил 1200 респондентов по Москве и 4000 респондентов по Московской области. Выборка строилась пропорционально численности населения и социально-демографическим показателям административных округов города, за исключением Зеленограда, а также аналогичным характеристикам муниципальных образований Московской области.
[19] Богоров В. Новиков А., Серова Е. Самопознание города // Археология периферии. М., 2013. С. 380-405.
[20] Дом – работа, работа – дом. Компания «Яндекс. Интернет-источник, 2016. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/home_work (дата обращения 16.02.2017)
[21] Авторы благодарят Департамент информационных технологий правительства г. Москвы за возможность использовать предоставленные ими данные о передвижениях абонентов сотовой связи для написания данной работы.
[22] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
[23] Труд и занятость. Статистический справочник. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013.
[24] Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
[25] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 125.
[26]Шитова Ю.Ю. Маятниковая миграция в Подмосковье: комплексный социально-экономический анализ. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.
[27] Шитова Ю., Шитов Ю. Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе. Демоскоп Weekly. № 569 – 570. 30 сентября – 13 октября 2013.
[28] Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
[29] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 125.
[30] Махрова А.Г., Кириллов П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 – 125.
[31] Махрова А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок потоков с использованием данных сотовых операторов // Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.