Для цитирования: Андреев Е.М., Захаров
С.В. Микроперепись - 2015 ставит под сомнение результативность мер
по стимулированию рождаемости //Демоскоп Weekly. 2017. № 7011-712.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0711/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Микроперепись
- 2015 ставит под сомнение результативность мер по стимулированию
рождаемости |
 |
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Евгений
АНДРЕЕВ
|
Сергей
ЗАХАРОВ
|
|
Сравнение результатов опросов 2002, 2010 и 2015 годов
по основным образовательным категориям
Социально-экономическая дифференциация рождаемости всегда
представляет особый интерес исследователей и политиков, пытающихся
оценить возможное влияние изменений экономических условий жизнедеятельности
семей на результаты их демографического поведения. Особенно востребованы
исследования в этом направлении в периоды активизации семейно-демографической
политики, связанной с усилением использования ее материально-финансовых
инструментов, что характерно для современной России. Более глубокий
анализ социально-экономических аспектов рождаемости по данным Микропереписи
2015 года в сравнении с данными предыдущих исследований, в том числе
организованных Росстатом, еще предстоит выполнить исследователям.
Пока мы предлагаем читателям сравнить результаты опросов о числе
рожденных детей в разрезе основных образовательных категорий населения
России по результатам последних трех опросов, проведенных в рамках
переписей населения 2002, 2010 годов и Микропереписи 2015 года (табл.
5).
Таблица 5. Среднее число рожденных детей в расчете
на одну женщину указанной возрастной группы по основным образовательным
категориям, переписи населения 2002 и 2010 годов и Микропереписи
2015 года
Категории уровня образования
|
20–24
|
25–29
|
30–34
|
35–39
|
40–44
|
45–49
|
Перепись населения 2002 года
|
Законченное высшее профессиональное
|
0,30
|
0,72
|
1,14
|
1,40
|
1,56
|
1,60
|
Среднее профессиональное
|
0,46
|
1,01
|
1,39
|
1,66
|
1,80
|
1,83
|
Среднее общее (полное), включая окончивших ПТУ
|
0,49
|
1,15
|
1,56
|
1,88
|
2,00
|
1,99
|
Перепись населения 2010 года
|
Законченное высшее профессиональное
|
0,25
|
0,68
|
1,11
|
1,33
|
1,43
|
1,51
|
Среднее профессиональное
|
0,45
|
0,98
|
1,32
|
1,51
|
1,63
|
1,75
|
Среднее общее (полное)
|
0,53
|
1,20
|
1.54
|
1,74
|
1,92
|
2,02
|
Начальное профессиональное
|
0,54
|
1,06
|
1,40
|
1,62
|
1,79
|
1,94
|
Микроперепись населения 2015 года
|
Законченное высшее профессиональное
|
0,25
|
0,72
|
1,16
|
1,40
|
1,46
|
1,49
|
Среднее профессиональное
|
0,50
|
1,08
|
1,44
|
1,58
|
1,63
|
1,68
|
Среднее общее (полное)
|
0,51
|
1,35
|
1,70
|
1,84
|
1,86
|
1,93
|
Начальное профессиональное
|
0,63
|
1,19
|
1,48
|
1,65
|
1,71
|
1,79
|
Источник: Рождаемость. М.: ИИЦ «Статистика России», 2005
(Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г., Т. 12); Всероссийская
перепись населения 2010 г. Т. 10. Рождаемость. (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm);
расчеты авторов на основе исходных данных, представленных в деперсонифицированной
базе индивидуальных данных Микропереписи 2015 года, размещенных
Росстатом на официальном сайте: http://vpnmicrodata.gks.ru/webapi/jsf/tableView/tableView.xhtml
(дата обращения 10.01.2017).
Оценки по опросам 2002 и 2010 годов приводятся в соответствии
с официальными публикациями. Оценки для 2015 года произведены авторами
на основе обращения к открытой для публичного доступа официальной
базе Росстата индивидуальных данных Микропереписи. К сожалению,
при официальной публикации данных переписи населения 2002 года лица,
окончившие ПТУ, включались в число лиц, имеющих среднее полное образование,
а в виду отсутствия открытого доступа к индивидуальным данным этой
переписи мы не можем выделить в самостоятельную категорию лиц с
начальным профессиональным образованием подобно тому, как это было
сделано Росстатом в отношении результатов опроса 2010 года. Кроме
того, при ретроспективном сравнении оценок в разрезе образовательных
категорий мы не в состоянии учесть особенности дизайна выборки Микропереписи
2015 года, подобно тому, как уже было оговорено выше в отношении
данных в разрезе национальностей. В связи с этим обстоятельством
мы не можем обеспечить полную методологическую сопоставимость результатов
всех трех опросов по всем образовательным категориям.
Тем не менее, данные, приведенные ниже, представляют,
на наш взгляд, огромный интерес. Они свидетельствуют, что представительницы
основных образовательных категорий (с высшим, средним профессиональным
и средним общим образованием, вне зависимости от включения или не
включения в последнюю лиц с начальным профессиональным образованием)
не продемонстрировали в 2000-х годах прироста среднего числа рождений
в возрастах старше 35 лет (ср. данные опросов 2002 и 2015 годов,
табл. 5).
Имеющиеся сколько-нибудь значимые подвижки в сторону
повышения касаются, во-первых, периода между опросами 2010 и 2015
годов, а, во-вторых, почти исключительно женщин в возрастах до 40
лет. Следует заметить, что имеющиеся приросты крайне невелики, в
среднем менее 0,1 рождения в расчете на одну женщину, что, строго
говоря, не выходит за границы точности оценивания, особенно принимая
во внимание, что среднее число рожденных детей по опросу 2015 года,
как уже было сказано выше, слегка завышено, как минимум, на 0,06.
Наименьшие изменения относятся к женщинам с законченным высшим образованием
(приросты от 0,03 в группе 40-44 до 0,07 в группе 35-39 лет). Наибольший
прирост среднего числа рожденных детей между опросами 2010 и 2015
годов показали тридцатилетние женщины со средним общим образование
(прирост составил 0,15-0,16 рождений на одну женщину). Заметен прирост
у женщин 30-34 лет с начальным профессиональным образованием (на
0,13) и у тридцатилетних женщин со средним профессиональным образованием
(на 0,1-0,12).
Таким образом, если принять во внимание методологические
погрешности количественного оценивания результатов массовых опросов
россиянок различных образовательных категорий, положительные сдвиги
в показателях рождаемости в период действия активной пронаталистской
политики едва просматриваются, и если они и имеются, то касаются
в основном женщин с низким образовательным статусом, что, в принципе,
ожидаемо согласуется с известными экономическими теориями.
|