Rambler's Top100

№ 677 - 678
7 - 20 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Рейтинг устойчивого развития городов России – что нового?

Зачем ставятся вопросы устойчивого развития

Как считался рейтинг

Города Западной Сибири – в лидерах и аутсайдерах

Что влияет на положение городов в рейтинге

Городам требуется гармоничное развитие

Что изменилось за 2012-2014 годы

Возможности использования результатов рейтинга

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Бычков А.П., Долгих Е.И., Ерлич В.А., Кузнецова П.О. Рейтинг устойчивого развития городов России - что нового? //Демоскоп Weekly. 2016. № 677-678. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0677/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рейтинг устойчивого развития
городов России - что нового?

Над темой номера работали

Александр
БЫЧКОВ[1]

Елена
ДОЛГИХ
[2]

Виктор
ЕРЛИЧ
[3]

Полина
КУЗНЕЦОВА
[4]

Зачем ставятся вопросы устойчивого развития

Во всем мире растет число различных инициатив, направленных на устойчивое развитие, ресурсосбережение, стимулирование низкоуглеродного энергопотребления и т.п. Большое значение приобретают инициативы, направленные одновременно на экономическую и экологическую устойчивость.

В 2015 году прошло два масштабных международных форума по тематике устойчивого развития: в сентябре - саммит ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке, в начале декабря - Всемирная конференция по вопросам изменения климата (СОР-21) в Париже[5].

На саммите ООН были приняты 17 целей устойчивого развития на период до 2030 года, которые должны прийти на смену 10 целям тысячелетия. Многие цели касаются устойчивого социально-демографического развития, а именно - ликвидация нищеты и голода, обеспечение продовольственной безопасности, справедливого и качественного образования, качественных санитарных условий, гендерного равенства.

Одна из новых целей - обеспечение открытости, безопасности, устойчивости городов и населенных пунктов - показывает смещение приоритетов в сторону развития городов. Она предполагает обеспечение доступа к качественному, безопасному и приемлемому по цене жилью и основным коммунальным услугам, создание устойчивых транспортных систем (в том числе расширение сети общественного транспорта), уменьшение негативного экологического воздействия городов за счет повышения качества воздуха и налаживания систем удаления и переработки отходов.

Все страны мира охвачены урбанизацией, доля городов в создании глобального ВВП уже превышает 60% и продолжает расти - отсюда и растущий интерес к городскому развитию. Кроме того, в списке обозначены такие непосредственно касающиеся городского развития цели, как обеспечение рациональных моделей потребления и производства и принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.

В последние годы растет внимание к вопросам устойчивого развития и в России. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен в России годом экологии.

Министерство экономического развития РФ разрабатывает и реализует план действий по достижению сокращения объема выбросов парниковых газов. Цель по сокращению выбросов до уровня, не превышающего 75% объема выбросов парниковых газов в 1990 году, установлена Указом президента РФ от 30 сентября 2013 годы №752.

В 2008 году Росгидрометом при участии специалистов РАН и вузов был опубликован первый "Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ", который послужил научной основой Климатической доктрины РФ, утвержденной Президентом РФ 17 декабря 2009 года. С момента подписания в 2009 году федерального закона №261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в стране развернута государственная кампания по преобразованию и усовершенствованию энергетической политики.

В 2015 году в РФ появился первый практический инструмент на пути введения системы регулирования: премьер-министр Д. Медведев подписал концепцию мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов. Несмотря на перенос сроков введения обязательной углеродной отчетности и отмены господдержки проектов по снижению выбросов, большинство участников рынка и экспертов приветствуют появление документа, одновременно отмечая ряд недостатков, в числе которых нечетко прописанная ответственность эмитентов, а также отсутствие данных о выбросах по поставкам топлива.

В России приняты нормативные акты по отдельным аспектам устойчивого развития, многие из которых затрагивают вопросы устойчивого развития в городах. В частности, были приняты Государственные программы РФ "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"[6], "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы[7], "Содействие занятости населения"[8], поправки в закон "Об отходах производства и потребления"[9] и др.

В ближайшие полтора года в России планируется разработать и утвердить важные стратегические документы: "Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года"; "Стратегия транспортного развития Российской Федерации до 2030 года" и др. Важную роль в рамках разработки этих документов должно сыграть активное распространение лучших инициатив в области устойчивого развития.

В 2014 году появились новые инструменты оценки эффективности управления городом. Международной организацией по стандартизации были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления: ISO 18091 и ISO 37120, созданные по аналогии с уже зарекомендовавшими себя стандартами менеджмента качества для корпоративного сектора. В стадии разработки находятся еще несколько международных стандартов в области устойчивого развития населенных пунктов, в первую очередь это базовый стандарт ISO 37101 "Устойчивое развитие поселений" и несколько стандартов, предлагающих систему оценки развития городской инфраструктуры. (СтандартISO 37150 - "Smart community infrastructures" и дополняющие его ISO 37151 и ISO 37152). В России в настоящее время на основе этих международных стандартов разрабатываются национальные стандарты в области устойчивого развития городов.

Стандарт ИСО 18091:2014 "Системы менеджмента качества - руководящие принципы по применению ISO 9001:2008 в системе местного самоуправления" позволяет выстроить систему приоритетов, определить проблемные области, задачи социально-экономического развития городов, предлагает систему оценки четырех основных направлений деятельности администрации, к которым были отнесены развитие институтов управления, экономической и социальной сфер, а также поддержание высокого уровня окружающей среды.

Стандарт ISO 37120:2014 "Устойчивое развитие населенных пунктов - Показатели эффективности работы городских служб и качества жизни"[10] предлагает универсальную систему показателей для оценки эффективности и динамики предоставления муниципальных услуг и качества жизни в городе, состоящую из ста индикаторов (основных и вспомогательных), охватывающих 17 направлений. Этот стандарт дает возможность сравнивать города между собой, выявлять лучшие практики муниципального управления и служит инструментом оценки эффективности деятельности городских властей со стороны федеральных и региональных властей и других заинтересованных сторон.


[1] Бычков Александр Петрович - председатель Совета Директоров Агентства "Эс Джи Эм".
[2] Долгих Елена Ивановна - генеральный директор Агентства "Эс Джи Эм".
[3] Ерлич Виктор Александрович - аналитик Агентства "Эс Джи Эм".
[4] Кузнецова Полина Олеговна - старший научный сотрудник ЦЭФИР.
[5] По итогам Парижской конференции, в которой приняли участие руководители более 100 государств, включая Россию, было заключено климатическое соглашение, которое к 2020 году заменит Киотский протокол.
[6] Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". См.: http://rosenergo.gov.ru/upload/GP%20do%202020.doc
[7] Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы. См.: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130036
[8] Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения". См.: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/1
[9] Законопроект № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации" в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами".
[10] ISO 37120 http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=62436

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.