Rambler's Top100

№ 637 - 638
6 - 19 апреля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Новые аспекты демографической ситуации в КНР

Взрослый китаец: супергерой или вечный ребенок?

Мировая китайская диаспора и новая миграционная концепция России

Конференция по качеству жизни в странах БРИКС

Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности и потрясений

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности и потрясений

Ходунов А.С.[1]
(Опубликовано в журнале "Азия и Африка сегодня", 2014, №7, с. 26-30)

В Иране демографический переход начался с 1940-х гг. и особенно ускорился с 1950-х гг. Только за период между переписями 1956-1986 гг. население Ирана увеличилось в 2,6 раза - с 18,95 до 49,45 млн[2]. Однако к концу 1980-х гг. пик рождаемости, а значит, и темпов роста населения, был пройден, и в стране началось стремительное снижение рождаемости, которое некоторые авторы называют самым быстрым в мире[3].

С одной стороны, это объясняется такими факторами, как рост урбанизации, увеличение женской грамотности и снижение детской смертности, которые способствовали снижению рождаемости во всем мире[4]. С другой стороны, на снижение рождаемости в Иране мощное влияние оказала введенная в 1989 г. программа планирования семьи.

В начале-середине 1980-х гг. власти Ирана одобряли высокую рождаемость и поощряли ранние браки. Также в условиях длительной войны с Ираком (1980-1988) супружеские пары старшего возраста рожали больше детей, опасаясь гибели своих сыновей на войне. На рост рождаемости (как и на заметное улучшение регистрации рождений) повлияла и система рационирования, при которой большие семьи получали значительное преимущество[5]. В результате этих мер рождаемость резко выросла - до 6,8 детей на женщину в 1984 г. Однако в результате действия модернизационных факторов рождаемость стала медленно снижаться - до 6,3 в 1986 г. и 5,5 - в 1988 г.[6] хотя рост населения оставался все еще высоким.

В конце 1980-х гг. многие высокопоставленные чиновники Ирана выразили свою обеспокоенность тем, что экономика страны, находившаяся в кризисном состоянии, не справится с очень быстрым ростом населения. После ряда совещаний, на которых присутствовали известные врачи и представители высшего духовенства, были составлены основные рекомендации для новой программы планирования семьи, которые вошли в пятилетний план развития, принятый парламентом в 1989 г.

В 1993 г. был принят Закон о планировании семьи. Министерство здравоохранения и медицинского образования получило необходимые полномочия и ресурсы для осуществления программы и начало предоставлять средства контрацепции всем желающим супружеским парам и пропагандировать небольшую семью (2-3 ребенка) как социальную норму[7].

Учитывая большую роль религии в иранском обществе, очень важно было то, что планирование семьи поддержало духовенство. Новая программа планирования семьи значительно усилила действие модернизационных факторов, которые влияли на сокращение рождаемости в Иране, и ее суммарный коэффициент в 1990-х гг. стал стремительно падать: до 2,8 ребенка в 1996 г., а в 2001 г. и вовсе опустился ниже простого воспроизводства - 2,1[8]. Таким образом, всего за 13 лет рождаемость в Иране снизилась почти в три раза (диагр. 1).

Диаграмма 1. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Иране, 1960-2010 гг.

Источник: World Bank. 2013. World development indicators online - http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators

С 2000-х гг. рождаемость в Иране стабильно остается ниже простого воспроизводства. Хотя суммарный коэффициент рождаемости, по данным Всемирного банка, прекратил свое падение в 2006 г. и поднялся в 2011 г. до 1,91 ребенка на женщину, рождаемость продолжает оставаться ниже простого воспроизводства[9].

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Демографический переход, сопровождавшийся очень быстрым снижением смертности и стремительным ростом населения, был характерен не только для Ирана, но и для большинства стран Ближнего Востока и Северной Африки[10]. Резкое снижение смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости привело к тому, что подавляющее большинство рожденных детей стали доживать до трудоспособного возраста.

На этом фоне произошли многие политические потрясения. На Ближнем Востоке и в Северной Африке к таким потрясениям можно отнести "хлебные бунты" в Египте в 1977 г., политические потрясения в Сирии в 1982 г., гражданскую войну в Алжире в 1992 - 2002 гг.[11], а в самое последнее время (с 2011 г.) - революции и социальные взрывы в арабских странах[12]. В самом Иране к этому ряду событий относится исламская революция 1979 г.

Все эти потрясения происходили на фоне долгосрочной тенденции снижения смертности, роста уровня жизни и потребления, ликвидации голода, а в некоторых случаях, и выхода на уровень переедания.

Важную роль в таких потрясениях играл фактор быстрого роста молодежи на фоне урбанизации, что приводило к концентрации большого количества молодежи в городах, причем большое количество молодежи не могло найти хорошо оплачиваемую работу (а часто - и работу вообще)[13]. В частности, в странах "арабской весны" наблюдалась очень высокая доля молодежи 15-30 лет (30-50%), причем молодежь была достаточно высоко образована, что усиливало их недовольство своим положением[14].

В частности, в исламской революции в Иране большую роль сыграли мигранты из деревни, преимущественно молодежь, которая интенсивно переезжала в города во время быстрого экономического роста в первой половине 1970-х гг. Они ожидали улучшения своего положения, но не смогли адаптироваться к новым, городским условиям жизни и столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Многие из них вынуждены были устраиваться на неквалифицированные рабочие места, значительная часть стала безработной[15].

Разумеется, нельзя сводить причины исламской революции и других политических потрясений на Ближнем Востоке в последние десятилетия только к резкому росту числа молодежи. Существовало множество других важных факторов этих политических потрясений, помимо демографического, но демографический фактор оказал очень большое влияние на эти события.

Например, в Иране огромную роль сыграли крайне неравномерное распределение доходов, ухудшение положения трудовых слоев населения в последние годы правления шаха, массовые репрессии, недовольство значительной части населения курсом на вестернизацию страны и прозападной политикой[16].

В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть динамику демографических и экономических индикаторов, влияющих на политическую стабильность Ирана после исламской революции, чтобы определить, насколько велик риск политической дестабилизации в этой стране.

Существует важный показатель, свидетельствующий о потенциальной угрозе политической нестабильности: доля молодежи 20-29 лет во взрослом населении (диагр. 2). Опасный уровень обычно начинается, когда эта доля составляет около 30%[17].

Диаграмма 2. Доля молодежи (в %) в возрасте 20 - 29 лет во взрослом (старше 20 лет) населении Ирана, 1950 - 2010 гг., с прогнозом до 2050 г.

Источник: UN Population Division. 2012. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division Database. World Population Prospects - http://www.un.org/esa/population

В Иране после 1970 г. доля молодежи этого возраста стала быстро расти и достигла максимального значения - 37,5% - в 1980 г. К 1995 г. она опустилась до 34,2%, а затем к 2005 г. снова выросла до 37,6%, но после этого возобновила снижение и составила в 2010 г. 35,6%. В 2015 г. доля 20-29-летних составит 28,9%, а после 2020 г. не превысит 20%, опустившись намного ниже опасного уровня.

Для сравнения - в странах, наиболее сильно затронутых "арабской весной", к 2010 г. доля молодежи этого возраста составила: в Египте - 32,3%, в Тунисе - 28,6%, в Сирии - 36,6%, а в Йемене - 41,9%[18]. В Иране не произошло серьезных политических потрясений. Причины этого будут подробно рассмотрены ниже.

Динамика доли молодежи с начала нынешнего десятилетия не угрожает политической стабильности Ирана, в т.ч. и в долгосрочной перспективе. Напротив, до недавнего времени эта динамика для политической стабильности была довольно неблагоприятной. Например, в 2005 г. доля молодежи 20-29 лет достигла очень высокого уровня, совпадающего со значением, достигнутым накануне исламской революции.

Молодежная безработица также сохранялась на высоком уровне, особенно в городах. С 1997 по 2008 гг. безработица среди мужчин 20-29 лет, в целом, по стране выросла с 17,6 до 23,4% (в т.ч. с высшим образованием - с 18,2 до 22,4%), а среди женщин - с 16,9 до 46,3% (у имеющих высшее образование - с 18,5 до 52,6%)[19].

В странах "арабской весны" также наблюдались высокие значения безработицы молодежи, особенно среди женщин. Безработица молодежи 15-24 лет в Тунисе в 2005 г. составила 31,4% среди мужчин и 29,2% среди женщин, в Египте в 2010 г. - 14,8% мужчин и 54,6% женщин не имели работы, в Сирии в 2010 г. - соответственно, 15,3 и 40,2%, а в Йемене - 27,9% и 43,4 %[20].

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ИРАНЕ

Несмотря на схожесть структурно-демографических рисков Ирана со странами "арабской весны", в Иране после революции и стабилизации политического режима с начала 1980-х гг. не наблюдалось значительных политических потрясений с большим количеством жертв.

Самый серьезный эпизод политической нестабильности за последние три десятилетия - массовые протесты недовольных результатами президентских выборов в Иране в июне 2009 г. Но они продолжались недолго - большинство протестов пришлось на период с 13 до 30 июня, а к 2010 г. они практически сошли на нет[21]. Число погибших, по данным оппозиции, составило 72 человека, а по версии Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - 28 человек[22]. Выступления 2009 г., несмотря на очень большую интенсивность, не смогли оказать значительного влияния на стабильность режима, в отличие от выступлений в ходе исламской революции. В феврале 2011 г., в разгар "арабской весны", в Иране прошли протесты оппозиции, но они были намного слабее не только по сравнению с арабскими странами, но и с Ираном в 2009 г.[23]

Чем же можно объяснить длительную политическую стабильность в Иране по сравнению с охваченными революциями странами региона, при сходных структурно-демографических факторах?

Можно предположить, что стабильности способствовали особенности социальной политики в Иране. Но если сравнить Иран с такими странами, как Тунис и Египет, и рассмотреть важные социальные показатели бедности и неравенства (по данным за 2005-2010 гг.), то оказывается, что ситуация в этих трех странах очень близка. Крайняя нищета (менее $1,25 в день) везде практически искоренена (она остается на уровне 1-2%), по уровню более умеренной бедности (доля людей с доходом менее $2 в день: от 4% в Тунисе до 15% в Египте) эти три страны входят в число наиболее благополучных развивающихся государств. Уровень неравенства (индекс Джинни составляет от 30,8 в Египте до 38,3 в Иране) является достаточно умеренным по мировым меркам[24].

Что касается субсидий, в Иране развитая система субсидий существовала с начала 1980-х гг. и до конца 2010 г., когда она начала постепенно отменяться[25]. Субсидировался ряд товаров первой необходимости, включая электроэнергию, топливо и основные продукты питания, такие как хлеб, сахар, растительное масло. Хотя в течение 1990-х гг. субсидии были сильно сокращены, уровень субсидирования продолжал оставаться очень значительным, прежде всего по пшенице, основному продукту в пищевом рационе иранцев - 84%[26]. В декабре 2010 г. цены на эти товары выросли в несколько раз, но государство постаралось смягчить последствия отмены субсидий за счет денежной помощи семьям (за исключением наиболее богатых). Эти выплаты не только в значительной мере компенсировали рост цен, но и способствовали повышению уровня жизни наиболее бедных категорий иранцев и снизили уровень неравенства в стране[27].

Для сравнения, в Египте также существует система субсидий, охватывающая подавляющее большинство населения, которая способствует полной ликвидации голода и недоедания[28].

В Тунисе при президенте З.А. Бен-Али была создана система социальной защиты, направленная, прежде всего, на повышение благосостояния бедных слоев населения. Был открыт специальный Фонд национальной солидарности, формирующийся из пожертвований физических лиц и организаций, средства из которого направляются на различные социальные проекты и развитие отсталых регионов. Благодаря сокращению уровня бедности, поощрению частного капитала и продуманным экономическим реформам средний класс составил большинство населения страны. В целом, по уровню жизни и темпам экономического развития Тунис был одним из самых благополучных арабских и африканских государств[29].

Одним из важных факторов, спровоцировавших "арабскую весну" и усиливших социально-демографическое напряжение в арабских странах, считается также и взрывной рост цен на продовольствие - т.н. агфляция. Первая ее волна в XXI в. пришлась на 2008 г., вторая - на 2010-2011 гг.

В ходе каждой волны за короткое время резко росли цены на продовольствие[30]. Заметную часть продовольствия этим странам приходится импортировать, и в результате резкого роста цен на импортные продукты питания значительное число людей в арабском мире очень быстро опустилось ниже черты бедности, и многие из них присоединились к революционному движению[31]. Таким образом, система субсидирования и помощи бедным все-таки не смогла предотвратить революции в арабских странах.

В то же время Иран, так же как и арабские страны, сильно зависит от импорта продовольствия[32], однако агфляция не оказала здесь существенного влияния на политическую стабильность. В 2011 г. это можно было объяснить тем, что произошел значительный рост уровня доходов бедных иранцев в результате реформы субсидирования, который полностью перекрыл рост цен на продовольствие.

Выступления 2009 г., напротив, произошли на фоне сильнейшего роста цен на продовольствие (по некоторым продуктам питания на 50-100%), который не был компенсирован ростом доходов[33]. Более того, в Иране, очень сильно зависящем от продажи нефти, мировой финансовый кризис привел в 2009 г. к экономической стагнации[34]. Таким образом, иранцы в 2008 - 2009 гг. пострадали от роста цен сильнее, чем жители арабских стран в 2010 - 2011 гг. Но и на таком кризисном фоне массовые выступления недовольных результатами выборов не привели к нестабильности. Таким образом, фактор социальной политики недостаточен для объяснения сохранения стабильности политической системы в Иране.

Но существует и другой важный политический фактор, с которым, по всей видимости, и следует связать устойчивость политической ситуации в этой стране: высокий уровень развития демократии (хотя и ограниченной высшим духовенством) и легитимности политической системы. Власть в Иране разделена на религиозные и светские органы, избираемые демократическим путем, что помогает поддерживать равновесие внутри системы и способствует сглаживанию внутри власти конфликтов и противоречий[35]. Межэлитный конфликт в Иране существует, однако он не привел страну к серьезному кризису[36].

За более чем 30 лет после революции 1979 г. иранская политическая система показала способность к эволюции. За это время в стране возникла многопартийность, начались либерализация и усиление роли рынка в экономике, усилилась роль светских элементов в управлении страной. При этом большое внимание уделяется обеспечению социальной справедливости[37].

На президентских выборах в Иране, в отличие от стран "арабской весны", наблюдается острая конкуренция кандидатов, и результаты выборов абсолютно непредсказуемы[38]. Поддержка народом исламского режима и возможность влиять на политические процессы способствуют высокому уровню участия населения в выборах.

Например, в последних президентских выборах 2013 г., на которых убедительную победу одержал Х. Роухани, считающийся более умеренным политиком, чем Ахмадинежад, приняли участие 73% населения страны[39]. Для сравнения: в Египте при Х. Мубараке на первых альтернативных президентских выборах в 2005 г. явка составила всего 23%[40]. Это означает, что около 80% людей отказались участвовать в выборах, т.к. они считали, что своим голосом не смогут изменить ситуацию в стране.

* * *

Таким образом, пример Ирана показывает, что и при серьезном демографическом давлении и высокой доле молодежи в населении страна даже при неблагоприятной экономической динамике может оставаться стабильной благодаря наличию эффективно функционирующих демократических институтов и высокому уровню легитимности политического режима.

В странах "арабской весны" демократические институты были развиты недостаточно, и это было очень важным фактором их дестабилизации. Это подтверждает и пример Латинской Америки. В начале-середине 1990-х гг. там также наблюдалась высокая доля молодежи, однако в результате демократизации политическая ситуация там была в это время стабильной[41].

Однако фактор демократизации также не является абсолютным, как и демографический, и в некоторых случаях потрясения происходят, несмотря на наличие демократии. Например, несмотря на развитые демократические институты, политические потрясения произошли в 2013-2014 гг. на Украине, а также в Боснии и Герцеговине, Таиланде[42].


[1] Ходунов А.С. – аспирант, Российский государственный гуманитарный университет.
[2] Натайедж-е колли-йе саршомари-йе омуми-йе нофус-о маскан -1385 (Результаты Всеобщей переписи населения и жилого фонда 1385 (2006) г.). Тегеран, Статистический центр Ирана. 2009, с. 37
[3] Abbasi-Shavazi M.J., McDonald P., Hosseini-Chavoshi M. The Fertility Transition in Iran: Revolution and Reproduction. New York, Springer. 2009, p. 1.
[4] Bongaarts J. Completing the Fertility Transition in the Developing World: The Role of Educational Differences and Fertility Preferences // Population Studies. 2003. Vol. 57, p. 321-335; Коротаев А.В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М., Либроком/URSS. 2009. С. 20.
[5] Abbasi M.J. [et al.]. Revolution, war and modernization: population policy and fertility change in Iran // Journal of population research. 2002. Vol. 19, N 1, p. 25-46
[6] Воронов С.С. Некоторые политико-экономические составляющие всеобщей переписи населения Ирана 2006 г. - http://www.nmes.ru/rus/stat/2006/31-10-06.htm
[7] Abbasi M.J. [et al.]. Op. cit.
[8] Воронов С.С. Указ. соч.
[9] World Bank. 2013. World development indicators online -http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
[10] Ibidem
[11] Коротаев А.В. (и др.). Законы истории. Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития. 3-е изд., сущ. перераб. и доп. М., ЛКИ/URSS. 2010, с. 159-180.
[12] Серегин О. Прогноз конфликтов от ВШЭ: где ждать "следующую Сирию" - http://moskva.bezformata.ru/listnews/vshe-gde-zhdat-sleduyushuyu/14925319/
[13] Коротаев А.В. (и др.). Указ. соч., с. 197-207.
[14] Васильев А.М. Цунами революций // Азия и Африка сегодня. 2011, N 3. (Vasilyev A.M. Tsunami revolyutsiy // Aziya i Afrika segodnya. 2011, N 3) (in Russian).
[15] Kamrava M. Revolution in Iran: The Roots of Turmoil. London, 1990, p. 14.
[16] Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки /под ред. А.З. Арабаджяна/ М., Наука, 1989.
[17] Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-Системы. Исследование кондратьевских, жюгляровских и вековых циклов, глобальных кризисов, мальтузианских и постмальтузианских ловушек. М., Либроком/URSS. 2012, с. 288.
[18] Там же.
[19] Salehi-Isfahani D. Iranian Youth in Times of Economic Crisis -http://belfercenter.ksg.harvard.edu/files/Salehi-Isfahani_DI-Working-Paper-3_Iran-Youth-Cr isis.pdf
[20] World Bank. 2013. World development indicators online...
[21] Филин Н.А. Динамика массовых выступлений в Исламской Республике Иран (1989-2010 годы) - см.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 года (ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов). М., ЛКИ/URSS, 2012, с. 334-377
[22] Месамед В. Иран: репрессии против деятелей оппозиции - http://www.e-ices.Org/russian/publications/textid:1241/
[23] Антиправительственная акция прошла в Тегеране, есть погибший и раненые - http://ria.ru/incidents/20110215/334374815.html
[24] World Bank. 2013. World development indicators online...
[25] Мансури З. Почему провалилась иранская монетизация льгот -http://slon.ru/world/pochemu_provalilas_iranskaya_monetizatsiya_lgot-909172.xhtml
[26] Ульченко Н. Ю., Мамедова Н. М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М., Городец. 2006, с. 187
[27] Salehi-Isfahani D. The impact of Iran's subsidy reform on households: Evidence from survey data - http://filebox.vt.edu/users/ salehi/Iransubsidy_v.3.pdf
[28] Зинькина Ю., Коротаев А. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ - http://polit.ru/article/2011/ 03/04/egyrev/
[29] Зудина Л.П. Вопросы укрепления внутренней безопасности: социальный аспект (опыт Туниса) // Ближний Восток и современность. Выпуск 27-й [сост. А.О. Филоник]. М., 2006, с. 264-272
[30] http://www.imf.org/external/np/rcs/commod/index.aspx; www.fao.org/fileadmin/templates/worldfood/Reports_anddocs/Foodprice_indices_data_deflated.xls
[31] Коротаев А. В. Истоки и смысл арабской революции -http://polit.ru/article/2011/06/07/korotayev/
[32] Ульченко Н.Ю., Мамедова Н. М. Указ. соч., с. 187
[33] Тер-Оганов Н.К. Экономическое положение в Иране -http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/16-05-08a.htm
[34] World Bank. 2013. World development indicators online...
[35] Дунаева Е.В., Мамедова Н.М. Особенности формирования внешней политики ИРИ - http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/14-02-11.htm
[36] Филин Н.А. Межэлитный конфликт в Иране http://www.intelros.ru/pdf/svobodnay_misl/2012_10/1.pdf
[37] Дружиловский С.Б. Иран: эволюция "исламской модели развития" // Полития, 2007, N 4
[38] Филин Н.А. Каждый из кандидатов на пост президента Ирана имеет шансы победить - http://rus.ruvr.ru/2013_06_04/Kazhdij-iz-kandidatov-na-post-prezidenta-Irana-imeet-shansi-p obedit-3974/
[39] Пчельников Л. Президентом Ирана избран реформатор Роухани - http://www.rg.ru/2013/06/15/prezident-site.html
[40] Мамед-заде П.Н. Об итогах первых альтернативных президентских выборов в Египте - http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/22-09 - 05.htm
[41] Коротаев А. Арабская весна - http://polit.ru/article/2013/ll/ 10/arabskaya_vesna/
[42] Goldstone J. Protests in Ukraine, Thailand and Venezuela: What unites them? - http://www.russia-direct.org/content/protests-ukraine-thailand-and-venezuela-what-unites-them

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.