Rambler's Top100

№ 637 - 638
6 - 19 апреля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Новые аспекты демографической ситуации в КНР

Взрослый китаец: супергерой или вечный ребенок?

Мировая китайская диаспора и новая миграционная концепция России

Конференция по качеству жизни в странах БРИКС

Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности и потрясений

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Новые аспекты демографической ситуации в КНР

Баженова Е.С.[1]
(Опубликовано в: Китайская народная республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. М.: ИД "Форум", 2014. С. 192-209)

В области народонаселения на XVIII съезде КПК был подтвержден курс на продолжение политики плановой рождаемости и повышение качественных характеристик новых поколений, что должно способствовать сбалансированному развитию народонаселения КНР в течение длительного периода времени.

В коммюнике Всекитайского комитета по проблемам развития населения и планирования семьи за последние годы отмечалось, что демографическая ситуация должна благоприятствовать социально-экономическому развитию, а политика народонаселения должна быть ее прогрессивной основой[2].

Из 230 государств и регионов мира всего в 12 странах численность населения превышает 100 млн человек. Самая многонаселенная из них страна — это Китай, поэтому демографическая ситуация в Китае оказывает влияние на развитие народонаселения всего мира.

В апреле 2011 г. были опубликованы данные 6-й Всекитайской переписи населения 2010 г., согласно которым численность населения КНР составила 1339,72 млн человек. Эта цифра на 20,28 млн меньше по сравнению с запланированной численностью населения страны на 2010 г. согласно плану на 11-ю пятилетку (1360 млн человек). По сравнению с данными 5-й Всекитайской переписи населения 2000 г., прирост численности населения ежегодно составлял 0,57%, в абсолютном выражении за 10 лет составил 73,9 млн человек. Ежегодный прирост в этот период был на половину меньше, чем прирост населения с 1990 г. по 2000 г. — 1,04%. Это означает, что политика планирования рождаемости имеет хорошие результаты, и численность населения эффективно контролируется. Фактически это отражает то, что в Китае происходит снижение числа рождающихся детей. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составляет 1,6, что ниже оптимального уровня воспроизводства населения — 2,1 (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода, с 15 до 49 лет). В течение последующих 10 лет — с 2010 по 2020 г. предполагается дальнейшее снижение СКР, что будет оказывать свое влияние на динамику численности населения. На период 12-й пятилетки (2011—2015 гг.) запланированы темпы прироста численности населения в размере 0,72%, в абсолютном выражении число жителей Китая в 2015 г. должно составить около 1390 млн человек. Но реально оно может составить 1365—1375 млн человек, что меньше запланированной цифры на 21—25 млн человек[3].

Последняя перепись населения показала ситуацию в области народонаселения, структуру населения, распределение населения по возрастам, особенности семьи. Но есть и угрозы для населения страны. Китай стоит перед двумя серьезными вызовами в области народонаселения: численность населения в детских возрастах снижается, происходит быстрое старение населения.

Коммюнике 6-й Всекитайской переписи 2010 г. (№ 1 от 28.04.2011 и №2 от 29.04.2011) позволяют проанализировать последние данные в области народонаселения за 2000—2010 гг., которые рисуют картину демографической ситуации, в том числе возрастной структуры и структуры по полу, распределения по регионам, городам и поселкам, в области образования, провести сравнение с международными статистическими данными.

Людские ресурсы Китая пока увеличиваются, повышаются и их качественные характеристики. В 2010 г. ВВП возрос до 10%, образовательный уровень населения увеличился на 10%. Имеющих университетское образование было 45,63 млн в 2000 г. и 119,64 млн в 2010 г. Имеющих среднее и среднее специальное образование было соответственно 140,68 млн и 187,99 млн человек (рост на 2,94% в год). По всем этим позициям соответственно 186,31 млн и 307,63 млн в 2000 и 2010 гг.; последняя цифра по величине примерно соответствует численности населения США (313,23 млн человек), которые занимают 3-е место в мире по численности населения. К 2020 г. численность населения с высшим образованием превысит 200 млн человек, а включая получивших среднее образование — 400 млн человек. Эта цифра значительно превышает численность населения США (340 млн человек) и более чем в 2 раза больше численности рабочей силы в США[4].

В условиях, когда экономика Китая движется вперед, роль китайской рабочей силы растет, мировая инновационная мощь увеличивается и в ней все большую роль будет играть рабочая сила КНР.

Таблица 1. Рост уровня образования в КНР. 2000—2010 гг.

 

2000

2010

Среднегодовой прирост получивших высшее образование(%)

Численность получивших высшее образование

45630000

119640000

10.12

Удельный вес в общей численности населения (%)

3,60

8,73

Численность получивших среднее образование

140680000

187990000

2,94

Удельный вес в общей численности населения (%)

11,11

13,72

Численность получивших высшее и среднее образование

186310000

307630000

5,14

Удельный вес в общей численности населения (%)

14,72

22,45

Источник: Гэньцзюй лицы цюаньго жэнькоу пуча шуцзюй цзисуань: [Материалы 5-й и 6-й Всекитайских переписей населения]. Цит. по: 2030 Чжунго: майсян гунтун фуюй: [Китай — 2030: вперед к всеобщей зажиточности] / Центр изучения положения в стране, Университет Цинхуа; под ред. Ху Аньгана, Янь Илуна, Вэнь Сина. Пекин, 2011. С. 287.

Статистические данные 6-й Всекитайской переписи населения 2010 г. показывают заметный рост численности населения с высшим образованием. В 1949 г. общая численность населения с высшим образованием составляла 185 тыс. человек, в 1978 г. — 4 млн человек, в 2000 г. — 45,71 млн, что близко к численности населения Южной Кореи (46,74 млн человек); в 2005 г. — 67,64 млн, что превышает численность населения Франции (62,91 млн человек); в 2010 г. — 120 млн, что больше численности населения Мексики (113,72 млн человек) и близко к численности населения Японии — 126,48 млн человек.

За период 2000—2010 гг. численность населения с высшим образованием возросла на 73,93 млн человек; за 10 лет поступили в вузы млн (69 % от 73,93 млн); закончили вузы 21,97 млн (29,7 % от млн); самостоятельно сдали экзамены 8,45 млн (11,4 % от млн). (Коммюнике 6-й Всекитайской переписи населения г. от 29.04 2011).

В 2002 г. была провозглашена политика «образовательного дивиденда», когда весь народ должен стремиться к знаниям, а Китай должен стать образованным обществом. В 2002 г. поступали в вузы 15% общей численности населения, в 2010 г. — уже 26,5%. Возрастная структура населения в вузах стала более диверсифицированной по сравнению с предыдущим периодом времени.

Число лиц с высшим образованием более всего концентрируется в крупных городах. Удельный вес лиц с высшим образованием в таких городах, как Пекин и Шанхай, приближается к такому же показателю в других крупных городах мира.

Например, число лиц с высшим образованием:

 

1990 г.

2010 г.

Пекин

1 млн

6,188 млн

Шанхай

870 тыс.

5,053 млн

Тяньцзин

410 тыс.

2,262 млн

Чунцин

870 тыс.

2,493 млн

Среднегодовой прирост числа лиц с высшим образованием в четырех городах центрального подчинения составил 11,15%. Доля населения с высшим образованием в Пекине и Шанхае — на уровне других городов мира.

Выступая с докладом о работе правительства на 2-й сессии ВСНП 12-го созыва 5 марта 2014 г., премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул необходимость усиливать развитие образования, здравоохранения, культуры и других направлений социального строительства в этом году. Он отметил, что важно стимулировать приоритетное и в то же время справедливое развитие образования. Здесь предстоит продолжать увеличивать крен при распределении образовательных ресурсов в сторону центральных и западных регионов страны, в интересах деревни, чтобы можно было стимулировать равномерное развитие обязательного обучения. Важно в полной мере улучшать условия преподавания в слабых школах бедных районов, где есть трудности выполнения программы обязательного обучения. Численность принятых в ведущие вузы из бедных сельских районов планируется дополнительно увеличить более чем на 10 процентов, что позволит еще большему числу сельских школьников поступить в высшие учебные заведения. Усилится формирование контингента сельских педагогических кадров, прежде всего, в окраинных и бедных районах, расширится охват лучшими образовательными ресурсами, улучшится питание сельских детей бедных районов. Пойдет развитие дошкольного воспитания. Будет реализовываться программа подъема специального обучения. Продолжится рост вложений центрального бюджета на нужды образования, повысится эффективность использования отпущенных средств, усилится контроль за их расходованием. Важно углублять комплексную реформу образования, с разумной активностью реформируя порядок вступительных экзаменов и набора, расширяя право провинциальных правительств на единое планирование образования и право вузов на автономию, поощряя создание негосударственных учебных заведений. Ускорится формирование системы современного профессионального обучения, ориентированного на трудоустройство. Нам нужно, чтобы следующее поколение получало хорошее образование и чтобы у детей были равные возможности для развития. Очевидно, что такой прорыв в области повышения качества, прежде всего образовательного уровня населения, даст возможность Китаю решить поставленную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в перспективе и добиться намеченных целей в социальной области и экономике.

По сравнению с предыдущими переписями, данные переписи 2010 г. были более всеобъемлющими и четкими. Во-первых, впервые была дана численность служащих в НОАК — 2,3 млн человек, что говорит о все большей открытости. Во-вторых, в данные переписи были включены сведения о численности соотечественников на Тайване, в Гонконге, Макао, а также находящихся за границей с зарубежными паспортами. В Гонконге насчитывается 235 тыс. китайцев, в Макао — 21 тыс., на Тайване — 170 тыс. Всего за рубежом проживает 590 тыс. человек.

Интернационализация китайского населения вышла на новый уровень, но доля его по-прежнему невелика. Лиц из Гонконга, Макао и Тайваня, приезжающих на континент и с иностранными паспортами, немного, это в основном бизнесмены — 205 тыс. человек, работающие — 202 тыс. человек, на учебе — 202 тыс. человек; постоянно проживает 187 тыс. человек.

В КНР проживают иностранцы: корейцы — 120 тыс., американцы — 72 тыс., японцы — 66 тыс., бирманцы — 40 тыс., вьетнамцы — 36 тыс. За рубежом находится 1 млн 020 тыс. китайцев, 0,76% общей численности населения. Это небольшая величина.

По объему внешней торговли Китай занимает 1-е, а по экономической мощи Китай — 2-е место в мире. Сейчас ставится цель достичь более эффективного использования рабочей силы и привлекать ведущих иностранных специалистов в области управления, экономики, рабочая сила становится все более важным резервом роста.

Развитие населения стоит перед лицом важных вызовов: снижения числа детей и старения населения.

Снижение числа детей и старение населения заложены в прогнозах на будущее. Будут происходить большие изменения в возрастной структуре рабочей силы, в соотношении иждивенцев и работающих, развитии поколений. Все это будет оказывать глубокое влияние на экономику.

В Китае быстро идет снижение числа детей в возрасте от 0 до 14 лет (60% от числа детей в Индии). Суммарный коэффициент рождаемости ниже необходимого уровня. В то же время доля детей в возрастной структуре снизилась с 27,7% до 16,6%, что ниже данных ГСУ на 2009 г. — 18,5% (меньше на 2%, или 25 млн человек). Число детей относительно быстро снижается и уменьшается их доля в общей численности населения страны. Хотя численность населения КНР всегда была больше численности населения Индии, но с 1990 г. число детей в Индии стало больше числа детей в Китае: в 2000 г. — в 1,26 раза, в 2010 г. — в 1,69 раза.

Таблица 2. Сравнение числа и доли детей в возрасте 0—14 лет в Китае и Индии (1990—2010 гг.)

Год

КНР

Индия

Индия/КНР

Число детей

Доля детей в общей численности населения (%)

Числодетей

Доля детей в общей численности населения (%)

Отношение числа детей в Индии и КНР

1990

317

27,7

332

38,0

1,05

2000

290

22,9

366

34,7

1,26

2010

222

16,6

375

30,6

1,69

Источник: Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао: [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения]. 28.04.2011; Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision. URL: http://esa.un.org/undp/wpp/index.htm

Такое снижение числа детей в течение длительного времени будет оказывать влияние на устойчивое развитие Китая, но не будет являться решающим фактором. Это означает, что совершенствование нынешней политики ограничения рождаемости будет стабилизировать низкий уровень рождаемости. Демографическая политика, которая продолжалась около 30 лет, привела к низкому уровню рождаемости. По данным профессора Пекинского университета Цзэн И, суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,63, в то время как для воспроизводства населения его величина должна составлять 2,1. Один из серьезных аспектов современной демографической ситуации — небольшое число детей в возрастной структуре населения. Для будущего социально-экономического развития — это неблагоприятный момент в развитии народонаселения.

В Китае уровень старения населения выше, чем в Европе. Удельный вес населения старше 60 лет увеличился со 130,8 млн человек в 2000 г. до 177,6 млн в 2010 г. Среднегодовые темпы прироста этой возрастной группы составили 3,1%, с 2000 по 2010 г. ее доля в возрастной структуре возросла с 10,33% до 13,26%, а в мировой доле — с 21,4% до 23,4%. В Европе численность этой возрастной когорты составляет 161 млн человек.

За этот же период времени число пожилых людей в возрасте старше 65 лет возросло с 88,1 млн до 118,8 млн человек; годовые темпы прироста достигли 3%. Эта цифра близка к числу пожилых людей этого возраста в Европе — 119,6 млн человек. Удельный вес в мировой доле увеличился с 20,9% до 22,7%. В 1990—2000 гг. среднегодовой прирост этой возрастной когорты составлял 3,31 млн, в 2000—2010 гг. — 4,75 млн человек. Согласно прогнозам, прирост в 2010—2015 гг. составит 8 млн человек, а общая численность группы старше 65 лет— 216 млн человек[5].

Эти статистические данные отражают первый пик рождаемости в период 1949—1959 гг., когда родилось 260 млн человек, которые сейчас ушли на пенсию; сформировалась максимальная по численности когорта населения, ушедшего на пенсию.

Кроме того, в Китае существует расхождение по полу, которое продолжается в течение ряда лет. В 2006—2009 гг. соотношение по полу составляло 100:120, что является в определенной мере следствием проведения политики ограничения рождаемости за длительное время. Можно считать, что политика однодетной семьи, которая осуществлялась в течение 30 лет, оказала свое влияние на развитие населения и экономики.

В ноябре 2013 г. в КНР состоялся 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва, по итогам пленума было принято два основных документа — Коммюнике 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва и Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ[6]. Решения пленума касались в основном всех важных сторон жизни страны, были связаны с изменениями в экономической, политической, социальной и демографической сферах. Реализация основных решений документов пленума должна привести к качественно новой социально-экономической и политической ситуации в стране к 2020 г. В частности, к этому времени в Китае в результате проводимой земельной реформы будет создана система свободного оборота земли, что приведет к ускорению урбанизации, переезду большого числа сельских жителей в малые и средние города, где они будут заняты вне сферы сельского хозяйства, будет ликвидирована система регистрации и прописки. Предложено сделать послабления в регулировании внутренней миграции из деревень в малые города (снять ограничения для сельских жителей на постоянное проживание в поселках и малых городах). Но в области миграции в средние и особенно большие города будет сохраняться жесткий государственный контроль (упорядоченное снятие ограничений на постоянное проживание в средних городах, создание рациональных условий для проживания в крупных городах, строгий контроль над ростом мегаполисов), что позволит избежать разрастания бедных районов в мегаполисах, типичного для крупных городов Индии, Бразилии или Филиппин.

Таблица 3. Сравнительные характеристики числа пожилых людей в Китае, Европе и в мире (2000—2010 гг.)

 

Возрастная группа старше 60 лет

Возрастная группа старше 65 лет

2000

2010

2000

2010

Численность пожилых людей (млн человек)

Китай

130,8

177,6

88,1

118,8

Европа

147,5

161,1

107,6

119,6

Мир в целом

612,3

758,5

422,5

524,1

Доля Китая и Европы в мировой когорте пожилых людей (%)

Китай

21,4

23,4

20,9

22,7

Европа

24,1

21,2

25,5

22,8

Источник: Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао : [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения]. 28.04.2011; Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision. URL: http: //esa.un. org/ undp/wpp/index.htm

Принято решение о смягчении демографической политики «одна семья — один ребенок» ввиду снижения абсолютной численности экономически активного населения с 2011 г. и быстрого старения населения в результате роста удельного веса населения за пределами рабочего возраста. В этих условиях предложена новая концепция демографической политики «одна семейная пара — два ребенка» при условии, что в семье один из супругов является единственным ребенком. Изменение политики поможет изменить к лучшему демографическую ситуацию в стране, но при этом не вызовет резкого скачка рождаемости. Послабления будут действовать лишь в отношении примерно 1 млн семейных пар, ежегодный прирост населения может увеличиться на 1—2 млн человек. Кроме того, немалые расходы, связанные с рождением ребенка, также влияют на желание китайской молодежи иметь детей, поэтому новая политика не грозит обернуться «демографическим взрывом»[7].

Новый курс демографической политики является заметным шагом вперед по сравнению с ранее проводимой политикой «одна семья — один ребенок» и проводимой до недавнего времени политикой «одна семейная пара — два ребенка» только для тех семей, где оба супруга являются единственными детьми в семье. В середине 1980-х годов был разработан и опубликован первый перечень случаев, при которых семья имела возможность завести второго ребенка. Преференции предоставлялись ввиду особых обстоятельств супружеской пары (состояние здоровья, обстановка в семье, национальная принадлежность), либо особенностей района проживания (сельская местность, отсталые районы приграничной полосы, островные территории). Среди недавних послаблений можно отметить наложение штрафов за внеплановое рождение ребенка лишь на те семьи, в которых ребенок рожден менее чем через четыре года после рождения первого и возраст матери менее 28 лет[8].

Смягчение жесткости политики ограничения рождаемости обусловлено экономическими факторами. Прежде всего принимается в расчет старение китайского общества. В 2012 г. число пожилых людей старше 60 лет составило 193,9 млн человек, 14,3% общей численности населения (что на 0,59% выше показателя 2011 г.). А удельный вес жителей старше 65 лет вырос до 9,4%. Согласно прогнозам, к 2020 г. число пожилых в возрасте 65 лет и старше достигнет почти 250 млн, к 2050 г. — 440 млн человек (на одного пенсионера будет приходиться 1,7 работающего). Нарастание «волны серебряных волос», как называют старение населения в Китае, будет оказывать растущее давление на систему социального обеспечения и на развитие экономики в целом. Кроме того, снижение уровня рождаемости способствует росту стоимости рабочей силы, что связано с конкурентоспособностью экономики. Начиная с 2011 г. доля трудовых ресурсов в общей численности населения страны впервые стала снижаться и в 2012 г. число лиц трудоспособного возраста (15—59 лет) в КНР составило 937,27 млн человек (69,2% общей численности населения), что на 3,45 млн человек (0,6%) меньше показателя 2010 г.[9] Таким образом, старение населения и снижение темпов его прироста вместе могут привести к дефициту дешевой рабочей силы. Для сбалансированного роста численности населения нужно поддерживать коэффициент суммарной рождаемости на уровне не менее 1,8 ребенка на одну женщину фертильного возраста, в то время как в настоящее время этот показатель составляет около 1,6.

Решения пленума по смягчению демографической политики и внутренней миграции не приведут к ускорению темпов прироста населения в граничащих с Россией провинциях КНР или явлениям массовой миграции на российскую территорию. Основными факторами сдерживания рождаемости в настоящее время являются не административные ограничения, а социально-экономические условия жизни населения. Избыточная рабочая сила северо-восточных регионов КНР движется не в северном направлении, а в южные и восточные провинции страны.

Выдвижение «пятым поколением» китайских руководителей комплексных реформ связано с тем, что на протяжении последних лет в КНР нарастала волна экономических, социальных, демографических и политических проблем. Передача власти новому поколению руководства на XVIII съезде КПК (2012 г.) создала кадровые и организационные предпосылки для их решения. Новое руководство оправдало надежды, провозгласив курс на комплексные преобразования, а указанные сроки выполнения этих задач — до 2020 года подтверждают, что в документах пленума представлена долгосрочная программа нового поколения руководителей страны.

Самые быстрые темпы урбанизации в мире

Урбанизация, в качестве движущей силы устойчивого экономического развития является серьезным внутренним фактором ускорения экономического развития страны. В настоящее время урбанизация стала серьезным стимулом в расширении внутреннего спроса и реструктурировании экономики, что является отправной точкой для сбалансированного развития городских и сельских районов.

Демографические процессы современного Китая характеризуются высокими темпами урбанизации, ростом миграционного движения населения. За последние 10 лет значительно увеличилась доля городских жителей. По данным последней Всекитайской переписи населения 2010 г., доля городского населения в КНР достигла 49,68%, в абсолютном выражении 665,57 млн человек; по сравнению с 2000 г. рост на 13,46%. Уровень урбанизации неодинаков в различных регионах страны. В 2009 г. удельный вес городского населения был выше всего на восточном побережье, где он составил 57,0% общей численности населения; 44,3% — в центральных районах и 39,4%, в западных районах КНР. Но вследствие политики ограничения роста мегаполисов и крупных городов и стимулирования роста средних и малых городов в 2009 г., например, численность городского населения на востоке снизилась на 0,21%, а в центральных и западных районах, напротив, возросла — на 0,39% и 0,19% соответственно, что отражало основные направления политики руководства КНР в области урбанизации.

Выступая с Докладом о работе правительства на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил необходимость повышения роли региональной политики. По его мнению, важно рассматривать создание новых региональных экономических поясов как стратегическую опору в стимулировании развития. Углубленно реализуя общую стратегию регионального развития, прежде всего активизировать масштабное освоение западной части страны, полностью возрождать северо-восточные районы страны и другие старые промышленные базы, всеми силами стимулировать подъем центрального региона, активно поддерживать опережающую трансформацию и модернизацию экономики восточного региона, усиливать динамику поддержки бывших революционных опорных баз, национальных, окраинных и бедных районов. Необходимо по-новому планировать региональное развитие, стимулировать ступенчатое развитие, идущее с востока на запад, от морского побережья в глубь континента, вдоль крупных рек и сухопутных коммуникационных магистралей. С опорой на «золотые» водные пути Янцзы создавать региональный экономический пояс. Видя в главных морских и внутриконтинентальных портах опорные точки развития, формировать опорные экономические пояса, которые бы связали морское побережье с юго-западным, юго-центральным, северо-восточным, северо-западным и другими регионами Китая. Важно способствовать региональной экономической интеграции в районе дельты Янцзы, углублять региональное экономическое сотрудничество в районе дельты Чжуцзян и прилегающих районах (так называемый регион пан-дельты реки Чжуцзян), интенсифицировать региональное экономическое взаимодействие в зоне Бохайского залива, а также и в регионе Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй. На основе осуществления дифференцированной экономической политики стимулировать перемещение производств, обеспечивать развитие крупномасштабных межрегиональных коммуникаций и товарооборота, а в итоге создавать новые полюсы роста региональной экономики.

По данным ГСУ КНР, в 2011 г. число городских жителей — 690,8 млн человек впервые в истории страны превысило численность сельского населения — 656,6 млн чел. (51,3% и 48,7% соответственно)[10]. Это означает исторически значимые изменения в социальной структуре населения — перевернута страница, когда деревня занимала преобладающее место в обществе, начинается новое время с доминирующей ролью городов в социальном пространстве. По прогнозам, к 2025 г. число городских жителей в Китае достигнет 915 млн человек, а к 2030 г. составит 1020 млн человек, 70 % общей численности населения КНР. В ряде регионов — дельте реки Янцзы, дельте реки Чжуцзян, зоне Бохайского залива появятся мегаполисы с населением 80—100 млн человек. В Китае создается передовая инфраструктура, в основе которой заложена сеть высокоскоростных железных и автомобильных дорог, связывающих между собой различные мегаполисы с севера на юг и с востока на запад «по двум вертикалям и трем горизонталям».

Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении 5 марта 2014 г. призывал к развитию Шанхайской зоны свободной торговли, поискам нового пути социального управления мегаполисом. Глава китайского государства потребовал усилить социальное управление с внедрением инновационных методов, улучшить обслуживание и управление населением, стимулировать упорядочение миграции населения и взять под контроль общее число жителей мегаполиса[11].

Пополнение городского населения происходило в основном за счет миграции, которая за годы реформ достигла беспрецедентных масштабов. Число мигрантов к 2010 г. возросло до 261,4 млн человек (более полугода проживают не по месту прописки), что на 117 млн человек, или 81,03% больше показателя 2000 г. В связи с этим в материалах XVIII съезда КПК отмечалось, что в новое время необходимо придавать большее значение научно обоснованному развитию городов, всесторонне повышать качественные стороны городов и урбанизации, стимулировать процветание городской экономики и экологии[12].

В докладе ЦК на XVIII съезде КПК особое внимание уделялось необходимости научного планирования масштабов и размещения мегаполисов (чэншицюнь), усилению развития средних и малых городов и поселков. Поднимались такие важные вопросы как реформа системы прописки (хуцзи), упорядочение миграции сельского населения в города, как можно более полное обеспечение услугами постоянного городского населения. Развитие единого планирования города и деревни будет способствовать уменьшению разрыва между ними, позволит крестьянам участвовать в распределении доходов от модернизации.

В докладе о работе правительства за 2010 г. премьер-министр КНР Вэнь Цзябао наметил новый курс в области урбанизации: довести до конца реформу системы регистрации по месту жительства и неуклонно проводить в жизнь идею превращения сельских мигрантов в городских жителей; обеспечить мигрантам равный доступ к образованию детей, здравоохранению, обеспечению жильем; поддерживать экономику городов, значительно улучшив инфраструктуру и состояние окружающей среды, ввести принцип координированного развития больших, средних и малых городов, придавая равное значение как мега-городам, так и малым городам[13].

Этот курс был продолжен в выступлениях руководителей КНР на 2-й сессии ВСНП 12-го созыва 5 марта 2014 г. Выступая с докладом о работе правительства, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул необходимость продвигать урбанизацию нового типа. Он сказал, что важно неуклонно идти по пути урбанизации нового типа с ее пониманием человека как основы основ, согласованным развитием индустриализации, информатизации, урбанизации и модернизации сельского хозяйства, с ее оптимизированным размещением производств, экологической цивилизацией, наследованием и распространением культуры. Согласно закономерностям развития активно и надежно продвигать урбанизацию, сосредотачиваясь на повышении ее качества. В ближайшем будущем придется специально сосредоточиваться на решении проблемы с тремя группами населения по 100 млн человек каждая: постараться прописать в городах и поселках около 100 млн мигрирующего сельского населения, реконструировать жилье около 100 млн жителей, проживающих в ветхих городских кварталах и «внутригородских деревнях», а наряду с этим урбанизировать вблизи от места жительства еще около 100 млн человек центральных и западных регионов.

Ли Кэцян отметил, что предстоит планомерно продвигать переход мигрирующего сельского населения в состав городского, стимулировать реформу прописки согласно политике дифференцированной прописки в городах разного типа. Притом помогать тем мигрирующим рабочим из крестьян и членам их семей, у которых есть определенные возможности, есть на то желание и которые длительное время работают либо занимаются торговлей в городах, постепенно переходить в состав городского населения. Применительно к не прописанному в городах пришлому сельскому населению предполагается ввести режим вида на жительство. Предстоит включать еще больше детей мигрирующих крестьянских рабочих в программу городского обучения, разрешать им переходить на следующую ступень обучения по месту фактического проживания, а по отношению к самим рабочим-крестьянам осуществлять программу повышения профессиональной квалификации. Надо постепенно и полностью охватывать постоянное городское население основными видами общественных услуг, чтобы мигрирующее сельское и городское население могло сообща создавать современную городскую цивилизацию и вместе пользовалось ее благами. Предстоит увеличить поддержку центральным и западным регионам в осуществлении урбанизации нового типа. Наращивать возможности развития производств и концентрации населения, стимулируя тем самым трудоустройство мигрирующего сельского населения поблизости от места жительства. Продвигать инфраструктурное строительство в таких областях, как коммуникации, ирригация, энергетика и коммунальное хозяйство, наращивая потенциал развития городских агломераций и поселков как центральных, так и западных регионов. Важно оптимизировать комбинацию городов и поселков восточных регионов, продолжая повышать качество и уровень урбанизации.

Ли Кэцян также констатировал, что в ходе урбанизации предстоит усиливать инновации в сфере управления и создание соответствующих механизмов, ускорять более масштабную реконструкцию ветхих кварталов. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы с одной стороны стояли высотные здания, а с другой — трущобы. Руководствуясь государственной программой урбанизации нового типа, надо осуществлять стыковку соответствующих планов. Важно повышать эффективность использования городских земельных участков строительного назначения, ставить во главу угла развитие общественного транспорта, оберегать памятники старины и культуры, природные ландшафты, избегать безликости городов. Усиливать планирование малых городов и сел и управление ими, нащупывать пути к созданию механизма совместного разделения расходов по переводу мигрирующего сельского населения в состав городского, механизма диверсифицированного инвестирования и финансирования на нужды городского строительства, а равно и других механизмов. Посредством повышения уровня строительства и управления делать города и поселки самобытными, благоустроенными и более жизнеспособными[14].

Согласно прогнозам, в ближайшие 20—30 лет до 300 млн человек переедут в города из деревень, что потребует от властей дополнительных усилий по управлению миграционными потоками, обеспечению стабильного развития городской инфраструктуры, в том числе транспорта, пристального внимания к решению социальных проблем мигрантов и охране окружающей среды в городах; очевидно, что в серьезных изменениях нуждается система регистрации.

Урбанизация — не только продукт развития и индустриализации, но и движущая сила изменений в развитии рынка. Урбанизация несет изменения в социальной структуре, особенно в условиях изменения структуры семьи, которая превращается из большой семьи в маленькую семью. В 2000 г. средние размеры семьи составляли 3,44 человека, а в 2010 г. уже 3,10 человека.

Потребности в жилье стремительно возросли к 2010 г. — площадь квартир на продажу составила 930 млн кв. м, что в 3 раза больше, чем аналогичный показатель в США и в 10 раз больше, чем в Японии. Это свидетельствует о росте потребностей, что стимулирует рост цен на жилье.

По мнению известного китайского экономиста Ху Аньгана, сама урбанизация означает изменения в социально-экономической структуре города и деревни, что показывает переход от 2-ярусной к 4-ярусной структуре города и деревни в историческом плане. Это не стандартный путь развития, а 4-ярусная структура, которая включает районы, города и поселки (район с традиционным сельским хозяйством, район с нетрадиционным сельским хозяйством, город с сохранением сельскохозяйственных функций, чисто город). Это особенность китайского пути индустриализации и урбанизации. 180 лет назад Китай прошел путь от традиционной деревни до деревни, переходящей в город; 60 лет назад усилился рост городов, преобразование сел в города; 30 лет назад стали развиваться 3 сектора: современное сельское хозяйство, сельская промышленность, города и поселки. Затем в сельских районах стала развиваться сельскохозяйственная и несельскохозяйственная экономика, а в городских районах — традиционная экономика и нетрадиционная экономика. Это исторические изменения социально-экономической структуры. В будущем процесс должен пойти по пути интеграции 4-х секторов.

Урбанизация и модернизация Китая идет не так, как в развитых странах, и не так, как в развивающихся странах, где идут по пути от 2—3-секторной к 1-секторной экономике. Иными словами, развитие 4-секторной экономической структуры — это особый китайский путь, который состоит в интеграции города и деревни[15].

В период 11-й пятилетки (2006—2010 гг.) развивались тенденции модернизации сельского хозяйства, индустриализации деревни, ухода в города рабочих и крестьян, роста общественных услуг для жителей города и деревни. Китай уже достиг высокого уровня урбанизации: с 1978 г. численность городского населения возросла со 170 до 666 млн человек, что по абсолютной численности равно числу жителей 27 стран Евросоюза. Среднегодовые темпы прироста городского населения за этот период составили 4,32%. В масштабах земного шара Китай стал государством, которое совершило переход — от 10% мирового городского населения в 1980 г. к 17,7% городского населения мира в настоящее время (2010 г.).

Таблица 4. Динамика процесса урбанизации в КНР

Годы

1978

1980

1990

1995

2000

2005

2010

Численность городского населения (млн человек)

172

191

302

352

459

562

666

Доля городского населения в общей численности населения страны (%)

17,92

19,39

26,41

29,04

36,22

42,99

49,68

Доля городского населения КНР в общей численности мирового городского населения (%)

10,0

9,7

13,4

13,9

516,2

17,7

Источник: Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжуяо шуцзюй гунбао, 2011.04.28 : [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения, 28.04.2011]. World Population Prospects; The 2008 Revision and World Urbanization Prospects: The 2009 Revision / Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. URL: http://esa.un.org/wup2009/unup/

Индустриализация и урбанизация не только влекут за собой большие изменения в структуре города и деревни, а также становятся важной движущей силой, способствующей перетоку населения между регионами и изменению экономической географии населения Китая. Хотя миграция населения носит двусторонний характер, однако, основной курс — из отсталых районов, особенно из тех районов где велики масштабы бедности, в развитые районы, в дельту реки Чжуцзян, Янцзы и в зону Тяньцзинь — Пекин. В то же время увеличивается миграция населения между провинциями на работу в города и это приводит к росту численности населения в провинциальных городах. С 2000 по 2010 г. она возросла на 10%. Это Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, пров. Гуандун, 3 города пров. Чжэцзян, Тибет, Синьцзян, Нинся. В Чунцине, Хубэе, Сычуани, Аньхое, Ганьсу — отрицательное сальдо миграций (отток мигрантов больше его притока) в размере около 10%. Максимальный прирост населения за счет мигрантов — в пров. Гуандун, затем идут Чжэцзян, Пекин, Шанхай. А в пяти провинциях численность населения за счет миграции снижается.

Таблица 5. Изменение численности населения пяти самых многонаселенных провинций КНР (в 2000 и в 2010 гг.)

 

 

1

2

3

4

5

2000

Название провинции

Хэнань

Шаньдун

Гуандун

Сычуань

Цзянсу

Численность населения (млн человек)

92

91

86

83

74

Доля провинции в общей численности населения страны (%)

7,13

7,05

6,67

6,43

5,74

2010

Название провинции

Гуандун

Шаньдун

Хэнань

Сычуань

Цзянсу

Численность населения (млн человек)

104

96

94

84

79

Доля провинции в общей численности населения страны (%)

7,79

7,15

7,02

6,00

5,87

Источник: Диуцы, дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао: [Коммюнике по итогам 5-й и 6-й Всекитайских переписей населения]

Масштабы миграции населения постоянно расширяются. На фоне роста миграции населения рабочая сила становится более мобильной, более концентрированной. Происходит изменение общей численности населения по регионам. Особенно быстро растет численность населения в приморских районах. В 2010 г. число жителей пров. Гуандун достигло 104 млн человек, 7,79% общей численности населения КНР. Гуандун стала экономически развитым регионом; доля ее ВВП составляет более 1% мирового ВВП (1,06%). Численность населения пров. Шаньдун составляет 96 млн человек, это 2-е место по числу жителей в стране; в пров. Хэнань проживает 94 млн человек, это 3-е место по стране.

С точки зрения миграций важно, совпадают ли место проживания и регистрации в городе и деревне. В 2010 г. число мигрантов, проживающих более 6 месяцев без регистрации, составило более 261 млн человек. По сравнению с 2000 г. рост составил 110 млн человек, 81,03%.

Межпровинциальная миграция отразила стремление населения к лучшей жизни. Это называется «принципом Тибо» (человек может голосовать ногами). Это выбор места работы и региона проживания в соответствии с представлениями о лучшей жизни. Большие масштабы миграции являются отражением реформы. Политика запрета миграций ослаблена, что ускорило миграционные процессы, люди стали свободнее выбирать профессию, место учебы.

Статистические данные по итогам переписи 2010 г. дают глубокое понимание изменений в области народонаселения в Китае. Это очень важная информация, которая показывает положительные и отрицательные моменты демографической ситуации в стране. С одной стороны, уровень квалификации рабочей силы и уровень образования растут; происходит рост численности населения с высшим и средним образованием, рост урбанизации, формируется новая карта экономики народонаселения КНР. С другой стороны, все больше вызовов в области народонаселения. Снижается число детей и их доля в возрастной структуре, прогрессирует старение населения, обостряется ситуация с рабочей силой. Возникают новые трудности, несопоставимые с трудностями предыдущего периода.

По мнению китайских экономистов, очень важно путем мер в области снижения рождаемости избежать высокого роста населения, необходимо своевременно регулировать конкретную политику в области рождаемости и ее связь с экономической политикой, смягчать жесткую политику, избегать снижения численности трудоспособного населения[16].

Население должно устойчиво развиваться в течение длительного времени, необходимо сохранить разумные темпы прироста населения, сохранить благоприятную возрастную структуру населения. Политика народонаселения не должна быть неизменной, надо оптимизировать ее в зависимости от демографической ситуации в Китае, надо регулировать ее в соответствии с изменениями движения населения и непрерывно совершенствовать.


[1] Баженова Елена Степановна – к.э.н., ведущий научный сотрудник ИДВ РАН
[2] China Population Today. Vol. 29. N 1. 2012. P. 23
[3] 2030 Чжунго: майсян гунтун фуюй: [Китай — 2030: вперед к всеобщей зажиточности] / Центр изучения положения в стране, Университет Цинхуа; под ред. Ху Аньгана, Янь Илуна, Вэнь Сина. Пекин. 2011. С. 286
[4] 2030 Чжунго... С. 287
[5] 2030 Чжунго... С. 295
[6] Синьхуаю 13.11.2013
[7] URL: http://russian.people.com.cn/31521/8458695.html
[8] См.: У карты Тихого океана. Информационно-аналитический бюллетень № 33 (231) / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Владивосток, 2013. С. 23
[9] У карты Тихого океана... С. 24
[10] Чжунхуа жэньминь гунхэго. 2011 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао: [Statistical communique of the People’s Republic of China on the 2011 National economic and social development] / National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press. Beijing. 2012. С. 1
[11] Синьхуа. 05.03.2014
[12] URL: http://russian.news.cn/importnews/2012-08/14/c_131785157.htm
[13] Чжунхуа жэньминь гунхэго. 2011 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао : [Statistical communique of the People’s Republic of China on the 2010 National economic and social development] / National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press. Beijing, 2012. С. 34
[14] Синьхуа. 05.03.2014
[15] См.: 2030 Чжунго... С. 287
[16] 2030 Чжунго... С. 296

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.