|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест
в Республике Узбекистан
Ахмедова М.А.1
- специально для Демоскопа
Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием
эффективности проводимой в стране социально-экономической политики,
рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и
его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются
жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности.
Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших
индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении
развития общества и общественных преобразований.
Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых
ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных
предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости.
Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения
занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры.
Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные
сдвиги.
Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается
быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий
рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012
гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте
и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего
возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на
8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.
В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте
составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя
2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел.
в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости2
населения с сохранением тенденции составил 70%.
Существенно изменилась структура занятости, что во многом
обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе.
Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего
числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%.
Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется
значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2%
в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).
Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана
Показатели
|
2000 г.
|
2005 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.
|
12,7
|
14,8
|
16,9
|
17,8
|
18,1
|
Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения,
%
|
53,5
|
57,5
|
60,5
|
61,1
|
61,6
|
Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему
году
|
3,1
|
2,9
|
3,0
|
4,6
|
2,1
|
Численность занятого в экономике населения, млн. чел.
|
8,9
|
9,9
|
11,6
|
11,9
|
12,2
|
Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему
году
|
1,1
|
3,1
|
2,6
|
2,5
|
2,5
|
Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста
|
70,0
|
68,5
|
68,0
|
67,0
|
67,0
|
Источник: Расчеты по данным Госкомстата и Министерства
труда и социальной защиты населения
С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня
жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала
территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса
на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы
создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.
В результате реализации ежегодных Программ создания
рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной
поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано
около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого
бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках
реализации различных отраслевых программ3,
Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического
и индустриального развития, региональных инвестиционных программ
в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.
Реализация целенаправленной политики по обеспечению
льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса
и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства
направить высвободившиеся средства на развитие производственной
деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест.
При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится
на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.
Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества,
а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству
183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения
с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности,
строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе
кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость
51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного
предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8
тыс. рабочих мест.
Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного
производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация
сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств,
развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили
создание более 105,5 тыс. рабочих мест.
Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского
населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства
на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение
на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и
многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность
заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах
и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой
стаж для назначения пенсии.
Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры,
транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ
по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8
тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной
деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий
- банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих
мест.
Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч
Источник: Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Узбекистан
Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения
занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких
регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская,
Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская
и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы
и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие
содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно
на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около
42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным
рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.
Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы
в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности
населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность
обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве
составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.
На рынке труда республики наблюдается
тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это
обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около
400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев
и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны
государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных
колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке
труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228
тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников,
при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили
производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4%
выпускников ССПО (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей
занятости, в % от общего числа выпускников
Источник: расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз
Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости
населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей
республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости
населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:
- Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных
мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных
технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых
и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
- Повышение уровня занятости на существующих рабочих
местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно
требованиям предприятиям-работодалелям.
- 3. Рост занятости на основе ускоренного развития
сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением
государственной поддержки, в частности, в получении кредитов,
создания налоговых стимулов и т.д.
- 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах,
в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству
и реализации продукции животноводства.
- 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития
транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта
сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники
и пр.
- 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы
ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы
на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве
в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.
Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо
повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке
труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности
подготовки кадров системой профессионального образования с точки
зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их
выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам
которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение
учебных заведений нового типа.
1 Ахмедова Мухаббат
Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
2 Рассчитывается как
отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
3 Программы о приоритетах
развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации,
технического и технологического перевооружения отраслей экономики,
программы локализации производства на 2011-2013 годы.
|