|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Таджикистан: роль и статус женщин в домохозяйствах мигрантов
Олимова С.К.1
(Опубликовано в журнале "Диаспоры", 2012, №2, с. 86-123)
Когда говорят о гендерном измерении трудовой миграции,
как правило, имеют в виду женскую миграцию. Однако эта тема значительно
шире демографического состава миграционных потоков. Трудовая миграция
— это не только экспорт рабочей силы и денежные переводы, это ещё
и социокультурный процесс, который находится под воздействием культурной
парадигмы2, в рамках
которой гендер играет исключительно важную роль. Хотя трудовая миграция
чаще изучается в пространстве экономических и политических теорий,
её гендерные аспекты все чаще привлекают внимание исследователей.
Эта тема представляет особый интерес в рамках изучения постсоветских
миграций, т.к. их гендерное измерение не только заполняет лакуны
в истории и теории гендера, но и даёт богатый материал для изучения
социокультурных трансформаций.
В начале 1980-х гг. антропологи выдвинули следующую идею: в то
время как макроструктурные изменения определяют масштабы и направления
международной миграции, домашние хозяйства под давлением социокультурных
факторов решают, какие члены домохозяйства отправятся в дорогу,
как лучше использовать их денежные переводы, как будут перераспределяться
обязанности мигрантов среди оставшихся членов домохозяйств3.
Одним из основных каналов, через которые трудовая миграция оказывает
воздействие на домохозяйства, являются гендерные отношения, которые
напрямую отражаются на ключевых сферах принятия решений о ходе процесса
миграции, включая и возвращение4.
Гендер — один из основных факторов организации социальной жизни,
и он не может рассматриваться в изоляции от экономических, политических
и социальных процессов. Однако, хотя интерес к проблеме гендера
в миграционных исследованиях возник ещё в 1970-х гг., гендерные
аспекты миграции до сих пор изучаются во многом изолированно от
иных связанных с ней проблем.
Значительной трудностью здесь является выбор методологии, поскольку
количественные методы, наиболее популярные в миграционных исследованиях,
не могут обеспечить необходимой глубины анализа. В свою очередь
качественные методы, которые чаще всего используются в гендерных
исследованиях, обеспечивают постижение того или иного феномена,
но не дают достаточно верифицированных и надёжных данных о больших
группах людей — трудовых мигрантах или оставленных ими домохозяйствах
в целом.
Всё это заставило нас избрать комплексный подход. Эмпирической
базой для данной статьи послужили результаты двух научных проектов,
осуществлённых автором в 2006 и 2010 гг. при под поддержке Международной
организации по миграции (МОМ). В рамках первого исследования в декабре
2006 г. силами интервьюеров из Центра «Шарк» было проведено 200
интервью с главами домохозяйств мигрантов и 40 интервью с жёнами
мигрантов в следующих районах Таджикистана: Бободжон Гафуровский
и Канибадамский районы Согдийской области, Бохтарский и Темурмаликский
районы Хатлонской области, Вахдатский и Файзабадский в Районах центрального
подчинения5, Рошткалинский
район Горно-Бадахшанской автономной области. Все интервью прошли
на родном языке респондентов. Полученные материалы были переведены
Шоирой Юсуповой на русский язык. Кроме того, в Канибадамском и Вахдатском
районах автор провела 10 экспертных интервью с руководителями местной
власти и представителями женских неправительственных организаций.
В Вахдатском и Бохтарском районах состоялись две дискуссии с жёнами
мигрантов в формате фокус-группы. Отчёт об этом исследовании был
издан в Душанбе в 2007 г.6.
В феврале-марте 2010 г. было проведено второе исследование, в ходе
которого было опрошено 350 мигрантов в тех же районах. Мы также
посетили те 40 домохозяйств, в которых работали в 2006 г., и опросили
жён мигрантов.
Кроме описанных полевых материалов, в ходе подготовки статьи были
использованы данные других исследований о влиянии миграции на социальную
и экономическую жизнь в Таджикистане, осуществлённых автором в 2006-2010
гг.7.
Гендер и миграционное поведение домохозяйств
Почему миграция из Таджикистана на 93% состоит из мужчин? Что заставляет
их отправляться за границу в поисках работы? Способствуют ли этому
гендерные стереотипы, бытующие в нашем обществе или распространённые
среди работодателей в России, где трудится подавляющее большинство
мигрантов из Таджикистана?
Ряд исследователей полагают, что половую структуру миграции в первую
очередь определяют гендерные идеологии в странах приёма, т. к. они
формируют решения предпринимателей о том, кого брать на ту или иную
работу. Следовательно, представления о половых ролях, о том, что
является «мужской» и «женской» работой в странах приёма, оказывает
решающее влияние на половую структуру привлекаемых иностранных работников8.
С этой точки зрения можно легко объяснить специфику таджикской
трудовой миграции. Согласно ряду исследований, она характеризуется
преобладанием мужчин молодых возрастов, с довольно высоким уровнем
образования, сезонно занимающихся тяжёлым и малоквалифицированным
трудом в России9.
Судя по запросам российских работодателей10,
наиболее востребованными работниками являются строители, бульдозеристы,
газоэлектросварщики; грузчики, слесари; работники нефте- и газопромыслов,
транспорта; чабаны и сельские механизаторы. Все эти специальности
в России традиционно считаются мужскими. Профессиональная специализация
таджикской миграции также предполагает преимущественно мужскую занятость:
среди граждан Таджикистана, работающих в России, преобладают строители
— 66% и грузчики — 10% всех мигрантов.
Зависимость половой структуры миграции от потребностей рынка труда
принимающей страны можно видеть на примере изменений доли женщин
в общем количестве трудовых мигрантов из Таджикистана (РТ). Если
по результатам исследования 2002 г. женщины составляли 15% мигрантов
из РТ и работали в основном в челночной торговле11,
то сокращение этой сферы занятости12
привело к уменьшению доли женщин в общем объёме миграции до 4-5%.
После кризиса 2008-2009 гг. доля женщин начала расти, достигнув
7,8% в 2010 г.13.
Исследования также показывают, что гендерные стереотипы отпускающего
общества в той же степени влияют на половую структуру эмиграции,
что и представления принимающего общества. Об этом говорят различия
в половой структуре разных страновых потоков мигрантов, работающих
в одной профессиональной сфере. Если среди таджикских строителей
доля женщин минимальна, то среди молдавских — она гораздо больше14.
Особенности половой структуры миграции из разных стран можно объяснить
несколькими причинами: демографической структурой отпускающих обществ,
профессиональной специализацией мигрантов из тех или иных стран;
особенностями их экономики и рынка труда. И всё же гендерные идеологии,
господствующие в странах исхода, играют не последнюю роль. Прежде
всего, они влияют на выбор домохозяйств, которые определяют, кого
предпочтительно отправить на заработки за рубеж — мужчин или женщин;
как будут перераспределяться обязанности уехавших между оставшимися
родственниками в семье и семейном хозяйстве; кто и как будет управлять
домохозяйством в период отсутствия его главы.
Глубокое понимание трудовой миграции невозможно без учёта факторов,
определяющих миграционное поведение домохозяйств, в том числе гендерных
идеологий. Однако до сих пор такие исследования в Таджикистане не
проводились15. Именно
поэтому мы поставили цель изучить, как гендерные идеологии в Таджикистане
влияют на трудовую миграцию и, в свою очередь, как трудовая миграция
влияет на гендерные отношения, как меняются семейные, половые роли,
функции и социальный статус женщин в отпускающих мигрантов домохозяйствах.
Мы исходим из предположения, что в постсоветский период в Таджикистане
произошёл частичный возврат к традиционной патриархальной организации
общества и соответственно — к традиционным гендерным идеологиям.
Применительно к трудовой миграции мужские и женские роли выглядят
так: мужчины, независимо от того, где они находятся — на заработках
или на родине, стремятся к наиболее адекватному выполнению мужской
роли гаранта материального обеспечения семьи. Женщины, оставаясь
на родине, поддерживают функционирование семейного быта и домашнего
сельского хозяйства (приусадебное хозяйство), при активном участии
мужчин — родственников мужа. При этом последние осуществляют контроль
над поведением женщин и детей в семье отсутствующего родственника-мигранта.
Мы предполагали, что эта модель достаточно устойчива и жизнеспособна
в Таджикистане, однако исследования показали, что трудовая миграция
оказывает заметное воздействие на жизнь домохозяйств, меняя содержание
половозрастных ролей и взаимоотношений в семье. Поэтому мы задались
рядом вопросов: насколько отличается жизнь и модели поведения в
домохозяйствах Таджикистана, отпускающих мигрантов и не делающих
этого? Как миграция влияет на гендерные идеологии? Насколько отлажены
гендерные роли в семье и меняются ли они в домохозяйствах с мигрантами?
Эти вопросы заставили нас сфокусировать внимание на гендерных отношениях
в Таджикистане в целом и конкретно в обследованных семьях.
Полученные данные показали, что в таджикском обществе, включая
домохозяйства с мигрантами16,
доминируют гендерные идеологии, согласно которым содержание семьи
— исключительная обязанность мужчин. При этом мужчина обязан содержать
собственную семью, материально поддерживать родителей и оказывать
поддержку младшим членам родительского домохозяйства. Эти представления
объясняют данные о семейном статусе мигрантов: как правило, на работу
за рубеж отправляются сыновья глав домохозяйств — 62% мигрантов,
но также и сами их главы — 26%. Доля других членов семьи в составе
мигрирующего контингента — таких как жёны, дочери, внуки, зятья,
невестки и т.д. — невелика и составляет всего 12%17.
Таким образом, подавляющее большинство мигрантов составляют мужчины
— главы домохозяйства и их сыновья, которые в будущем будут возглавлять
семьи, т. е. те члены домохозяйств, которые обладают наибольшим
объёмом семейных обязательств. Гендерные стереотипы объясняют масштаб
мужской трудовой миграции при невысокой в целом миграционной подвижности
населения Таджикистана. Трудовая миграция стала восприниматься как
часть образа жизни мужчин, сфера мужской занятости, «мужская работа».
При этом мужчины могут заниматься в странах приёма теми видами
деятельности, которые дома обычно рассматриваются в качестве «женской
работы». Например, таджикские мигранты работают в России доярами
на фермах, тогда как дойка коров в Таджикистане является «женским»
занятием. Есть случаи, когда таджики — практикующие мусульмане,
работают в России на свинофермах.
В ходе исследования мигранты сообщали об изменении социо-нормативного
поведения за рубежом, которое включает возможность заниматься неприемлемой
на родине работой. Мигранты объясняют причины допустимости «недопустимого»
следующим образом: а) «их здесь не знают», т. е. они ощущают себя
вне своего социума, вне социального контроля; б) они занялись «недопустимой
для мужчин работой» из-за экстраординарных обстоятельств — угрозы
голода для семьи, которая заставила их поехать работать за границу;
в) работа за рубежом сама является экстраординарным событием, предполагающим
упразднение многих обязательных норм.
«Чрезвычайность» работы в условиях длительного отрыва от семьи,
общины, родины исключительно широко раздвигает пределы допустимого.
Но всё это приемлемо только для мужчин, т.к. «двойная мораль», доминирующая
в обществе Таджикистана, предполагает более строгое отношение к
социо-нормативному поведению женщин.
Роль женщин в жизни домохозяйств: участие
в миграции мужей
Исследования, проведённые в Таджикистане в последние годы, показали,
что женщины играют значительно более важную роль в домохозяйствах
с мигрантами, чем в тех, которые не являются «отпускающими»18.
Они принимают непосредственное и очень активное участие в подготовке
мужчин к выезду, зачастую вкладывают свои средства в финансирование
поездок, заменяют мужчин в различных сферах деятельности домохозяйств
в период их отсутствия. Однако, несмотря на изменения гендерных
ролей в семьях с мигрантами, нет сомнения, что значительная часть
управления домохозяйством остаётся в руках мужчин. Рассмотрим более
подробно, какую роль играют женщины в трудовой мужской миграции
в Таджикистане.
Принятие решения о поиске работы за рубежом
и выезде мигранта
Принятие решения о миграции является одним из наименее исследованных
моментов миграции. Предположение, что люди решают ехать, потому
что они востребованы на зарубежном рынке труда и просчитали выгоды
от миграции, выглядит очень упрощённым. Наоборот, большинство миграций
начинается с проблем, решение которых не требует обязательного отъезда
за границу. Но затем, пытаясь удовлетворить возникшую потребность,
домохозяйство пробует несколько различных способов и стратегий.
В процессе поисков люди соприкасаются с уже сформировавшимися миграционными
сетями, которые предоставляют домохозяйствам средства и способы
для миграции19.
Таким образом, принятие решения о зарубежном трудоустройстве происходит
не только под воздействием притягивающих и выталкивающих факторов,
но и сформировавшихся сетей миграции, а также вторичных её эффектов
— таких как сложившаяся профессиональная специализация («ниша»)
мигрантов на зарубежном рынке труда, изменившиеся потребительские
привычки, сдвиги в распределении доходов, в землепользовании и т.д.
Образовавшиеся сообщества мигрантов в стране приёма, с одной стороны,
и домохозяйства, родственники и общины на родине, с другой стороны,
обеспечивают мигрантов информационной, финансовой, организационной
поддержкой. Какова же роль женщин в этом процессе?
Согласно полученным данным, решение о поиске работы за рубежом,
как правило, принимается коллективно. Ключевыми фигурами в данном
процессе являются сам потенциальный мигрант и его родители. О том,
что мигрант сам решил поехать работать за границу, сообщили 18%
глав домохозяйств и 43% жён мигрантов. В то же время о том, что
решение приняли мигрант и его родители, сообщили 42,2% глав домохозяйств
и 12% жён мигрантов. В ходе дискуссий в фокус-группах и глубинных
интервью с жёнами мигрантов мы выясняли причину разительных различий
между ответами глав домохозяйств и жён мигрантов. Полученные данные
свидетельствуют о том, что последние часто отстранены от принятия
решений и в домохозяйствах, отправляющих на заработки сыновей, существует
определённая дистанция между главами домохозяйств (свёкрами/свекровями)
и жёнами мигрантов (невестками), занимающими подчинённые позиции
в семейно-ролевой иерархии. Как правило, мужья информируют жён о
планируемом выезде, хотя в принятии решения ключевую роль сыграли
родители. Поэтому с точки зрения жён решение о миграции является
самостоятельным выбором мужа:
«Мой муж решил, что без поездки в трудовую миграцию дальше жить
невозможно. Потому что денег у нас хватало только на покупку продуктов
питания, а на всё остальное — нет. Муж посоветовался с матерью
и братьями и определил день отъезда. Его знакомые работают на рынке
в Москве уже долгие годы. Было решено, что если мой муж поедет к
ним, они найдут ему подходящую работу» (Сафаргуль, 46 лет, среднее
специальное образование, портниха, пос. Нефтяник Вахдатского района).
Часто решение об отправке молодого человека за рубеж принимают
родители, которые не спрашивают мнения сына. Об этом сообщили 17%
глав домохозяйств и 18% жён мигрантов. Как правило, это происходит
по отношению к молодым людям, которые окончили школу, высшее или
среднее учебное заведение и подлежат призыву на военную службу.
Косвенно это подтверждают данные авиакомпаний и Таджикской железной
дороги о распределении пассажиропотоков из Таджикистана по месяцам.
Согласно этим материалам, наблюдается два пика выезда за рубеж —
в феврале-марте, когда на работу отправляются сезонники, и в августе—сентябре,
когда родители отправляют за рубеж сыновей, окончивших школу, не
поступивших в ВУЗ и подлежащих призыву в осенние месяцы20.
Роль женщин в принятии решений о миграции
С кем мужчины обсуждают, на какой срок ехать? Советуются ли с жёнами?
Если да, то какова позиция жён, на какой срок работы мужа за рубежом
они согласны? Принимают ли мужчины во внимание мнение своих жён
в отношении срока работы? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, мы
обнаружили, что роль жён мигрантов в принятии решения о миграции
и в целом в принятии важных семейных решений не слишком велика.
Только 30,9% глав домохозяйств и 37,5% жён мигрантов назвали мнение
жён очень важным, тогда как мнение родителей мигранта назвали очень
важным более 67% респондентов из обеих групп. Отсутствие существенной
разницы между ответами глав семей и жён показывает, что существующее
положение вещей не оспаривается женщинами и воспринимается как социальная
норма.
При анализе имущественного статуса опрошенных домохозяйств обнаружилось,
что чем более обеспеченным и устойчивым в финансовом отношении является
домохозяйство, тем меньше в нём считаются с мнением жён. И, напротив,
чем оно беднее и неустойчивее, тем больше в нём полагаются на мнение
жён. Это можно объяснить тем, что работа женщин в период отсутствия
мужа исключительно важна для выживания бедных и неустойчивых домохозяйств:
«Конечно, мужья слушают нас. Они прекрасно знают, что, когда
они уезжают, все семейные тяготы несём мы, а ведь это нелегко»
(Бозоргуль,48 лет, среднее образование, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
Материалы обсуждений на фокус-группах показали, что независимо
от статуса и позиции, члены домохозяйства вырабатывают согласованное
отношение к миграции, направленное на защиту интересов домохозяйства
в целом. Женщины позитивно относятся к миграции мужей, несмотря
на эмоциональные трудности и увеличение объёма их обязанностей после
отъезда мужа. Они рассматривают трудовую миграцию мужей как необходимую
меру, обеспечивающую домохозяйство средствами к существованию:
«Срок пребывания наших мужей за границей зависит от того, в
каких условиях они работают и какую зарплату получают. Если муж
часто присылает деньги, я заинтересована, чтобы он работал подольше
и заработал побольше. Как я могу сказать ему: “Возвращайся быстрее!”,
если наша семья недоедает» (Садафмох, 31 год, неполное высшее
образование, домохозяйка, Бохтарский район).
Роль женщин в процессе подготовки к миграции
Материалы нашего исследования показали, что помощь семьи, родственников,
соседей, друзей является ключевым элементом успешной миграции, особенно
на первоначальном этапе (см. табл. 1). Семья собирает средства на
дорогу и первичное обустройство в стране приёма (64,9%), друзья
и родственники помогают с трудоустройством (80%). Жёны играют исключительно
важную роль в сборе информации о будущей поездке, условиях работы
и проживания за рубежом -— 56% глав домохозяйств сообщили, что информацию
о поездке собрала жена мигранта. Это происходит потому, что в таджикском
обществе уровень контактов женщин в кругу родственных домохозяйств
очень высок, выше, чем у мужчин — жёны часто посещают семьи соседей
и родственников и собирают информацию.
Неожиданным результатом, полученным в ходе данного исследования,
стали данные об участии жён в финансировании выезда мужей: 30% глав
домохозяйств указали, что жёны мигрантов дали деньги на дорогу своим
мужьям из собственных средств21,
причём все эти домохозяйства находятся в сельской местности.
Таблица 1. Участие семьи, жены, родителей, друзей, родственников
в процессе миграции (сумма ответов больше 100%) (№= 200 глав домохозяйств,
2006 г.)
|
Дали деньги на дорогу (%)
|
Предоставили информацию (%)
|
Помогли купить билет (%)
|
Устроили на работу (%)
|
Всего (%)
|
Семья
|
64,9
|
14,9
|
20,2
|
-
|
100,0
|
Жена
|
29,9
|
55,9
|
14,1
|
-
|
100,0
|
Родители
|
55,3
|
21,1
|
23,7
|
-
|
100,0
|
Друзья
|
-
|
38,8
|
24,5
|
36,7
|
100,0
|
Родственники
|
3,3
|
36,1
|
17,5
|
43,2
|
100,0
|
Мигранты-родственники, друзья, находящиеся за рубежом на
заработках
|
44,4
|
11,1
|
11,1
|
33,3
|
100,0
|
Почему женщины не мигрируют вместе с
мужьями?
Уровень брачности среди мигрантов высокий: 90,2% респондентов состояли
в браке в 2010 г. Тем не менее, женатые мигранты оставляют жён дома,
на родине. Только 5,9% мигрантов в 2006 г. и 4,9% в 2010 г. ездили
на заработки вместе с жёнами, 2,5% берут жён с собой на короткий
срок или приглашают их погостить.
Специфика работы и пребывания трудовых мигрантов в России заставляет
их работать сезонно. В 2010 г. 67,4% респондентов назвали себя сезонниками.
Они не хотят привозить в Россию свои семьи, т.к. получают очень
низкую заработную плату при том, что должны два раза в год платить
большие суммы за авиабилеты22.
Заработанных денег недостаточно для обеспечения нужд семьи в стране
приёма, но вполне хватает для содержания семьи на родине. Большое
значение имеет также то, что мигранты и их жёны — это, как правило,
сельские молодые люди, имеющие нескольких несовершеннолетних детей.
Даже будучи обременённой малышами, сельская женщина принимает активное
участие в семейном хозяйстве, являясь основным работником в домохозяйстве.
Она ухаживает за скотом и домашней птицей, работает на огороде и
в фермерском хозяйстве, осуществляет переработку сельхозпродукции
(сушка абрикосов, изготовление молочных продуктов и т.д.). В российских
городах, где работает основная часть мигрантов из Таджикистана,
жёны, занятые уходом за маленькими детьми, не могут участвовать
в трудовой деятельности:
«У меня трое маленьких детей, поэтому ехать за границу с мужем
очень сложно. Во-первых, это большие расходы, во-вторых, проблема
с жильем, в-третьих, трудности с пропиской и устройством детей в
садик» (Олима, 31 год, среднее образование, домохозяйка, Вахдатский
район).
Низкая зарплата, нерегулируемый статус мигрантов, неудовлетворительные
жилищные условия, проблемы с устройством и образованием детей в
России способствуют тому, что 83,6% респондентов в Таджикистане
в сложившихся условиях не хотели бы, чтобы жена ехала с ними на
заработки. Работать за границей вместе с супругой хотели бы 11,6%,
остальные не сформулировали определённого мнения по этому вопросу.
В свою очередь, женщины рассматривают трудовую миграцию мужей в
рамках сложившихся гендерных ролей и не претендуют на поездку с
мужьями. В их сферу ответственности входит уход за детьми и престарелыми,
ведение домашнего сельского хозяйства и производство продовольствия
для собственного потребления на приусадебном участке, поэтому они
безропотно остаются дома.
«Дома нужен человек, который бы занимался воспитанием детей,
поэтому мне ни разу в голову не приходила мысль о том, чтобы ехать
с мужем в поисках заработка» (Шахригуль, 42 года, среднее образование,
работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
«Как я могу поехать с мужем в Россию? У нас маленький ребёнок,
приусадебный участок, домашние животные. Кому мы оставим всё это?»
(Саломат, 44 года, среднее образование, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
Обязанности женщины и её роль в семье
в период отсутствия мужей-мигрантов
Полученные данные свидетельствуют, что отъезд мужчин в определённой
степени меняет роль и обязанности женщин в домохозяйствах мигрантов.
Однако в разных сферах деятельности женщин эти изменения различны
по характеру и масштабам (см. табл. 2).
Таблица 2. Оценки изменения роли женщины в малой и большой
семье, в управлении домашним хозяйством и в динамике отношений с
внешним миром во время отсутствия мужей-мигрантов (№=200 глав домохозяйств,
2006 г.)
|
Да (%)
|
Нет (%)
|
Отчасти (%)
|
В отношении детей
|
58,7
|
33,2
|
8,2
|
В отношении управления домашним хозяйством
|
32,7
|
41,3
|
26,0
|
В отношении собственных родителей и родителей мужа
|
20,8
|
66,0
|
13,2
|
В отношении с внешним миром — с соседями, общиной, властью
|
9,3
|
61,3
|
29,4
|
Наибольшее воздействие мужская трудовая эмиграция оказывает на
отношения женщин с детьми: 58% глав домохозяйств и 60% жён мигрантов
сообщили, что роль женщин в воспитании детей в период отсутствия
мужей резко возрастает. В трети домохозяйств считают, что ничего
не меняется, что говорит о том, что обязанности отца по воспитанию
детей перераспределяются между другими членами семей — дедами, братьями,
дядьями, другими родственниками.
Неясным оказался характер изменений роли и обязанностей женщин
в управлении домашним хозяйством в период отсутствия мужа — 32,7%
глав домохозяйств и 22,5% жён мигрантов считают, что роль женщин
в это время меняется; 41,3% глав домохозяйств и 50% жён мигрантов
— не меняется, и 26% глав домохозяйств и 27,5% жён мигрантов — меняется
лишь отчасти. Эта неопределённость ответов заставила нас глубже
изучить вопрос об управлении домохозяйством, о чём пойдёт речь ниже.
Мало меняется роль женщин в отношении к родителям своим и мужа
— только 20,8% глав домохозяйств указали на то, что женщинам приходится
дополнительно к собственным обязанностям выполнять обязанности уехавших
мужей по поддержке родителей.
Наименьшие изменения наблюдаются во взаимоотношениях женщин с внешним
миром — с органами власти, общиной. Только 9,3% глав домохозяйств
и 7% жён мигрантов считают, что в период отсутствия мужа роль женщин
в отношении с внешним миром меняется, тогда как 61,3% глав домохозяйств
и 55% жён мигрантов считают, что она остаётся неизменной и в период
отсутствия мужа. Иначе говоря, характер и частота контактов женщин
с внешним миром мало различается в зависимости от отсутствия/присутствия
мужа дома. Материалы фокус-групп показали, что контакты с внешним
миром — это сфера ответственности главы домохозяйства. В период
отсутствия мужа другой мужчина (сын, брат) выполняет его функции
в общении с внешним миром. Это утверждение выглядит парадоксальным:
с одной стороны, с «внешним миром» общается мужчина, с другой —
женщина является основным собирателем информации. Этот парадокс
можно объяснить тем, что «внешний мир» — органы власти, община представляют
собой публичное пространство, которое является «мужским», тогда
как женщины интенсивно общаются во «внутреннем» непубличном пространстве,
включающем широкий круг женщин, связанных родством и соседством.
Исследование показало, что интенсивность социальных контактов женщин
выше, чем мужчин.
Занятость женщин в мигрантских домохозяйствах.
Кто больше работает — женщины в семьях
с мужьями или жёны мигрантов?
Увеличение доходов домохозяйств с мигрантами за счёт денежных переводов
не ведёт к тому, что их члены перестают работать. Наоборот, в этих
семьях приходится работать значительно больше (в том числе женщинам
и детям), чем в домохозяйствах без мигрантов:
«Если мужа нет дома, жена вынуждена все мужские дела взвалить
на себя: и скот, и двор, и огород и т. п. В семьях мигрантов женщина
однозначно работает больше» (Бибиджамиля, 32 года, среднее образование,
домохозяйка, Вахдатский район).
Более того, если женщины и дети в домохозяйствах с мигрантами работают
значительно больше, чем в домохозяйствах без мигрантов, то мужчины
в первых работают меньше, чем во вторых. Об этом сообщили 68% опрошенных
глав домохозяйств и 75% жён мигрантов. Как правило, вернувшись домой
на зимние месяцы, мигранты рассматривают этот период как время заслуженного
отдыха.
Несмотря на то, что переводы являются основным источником дохода
в семьях мигрантов, их не хватает, и поэтому члены семьи работают
в семейном сельском хозяйстве и ищут оплачиваемую работу. Наш опрос
показал, что 60 % опрошенных жён мигрантов занимаются наёмным трудом
вне дома. При этом 37,5% жён сообщили, что они вынуждены работать,
потому что денежных переводов и иных доходов на жизнь не хватает.
Заработок жены становится необходимостью в чрезвычайных обстоятельствах
— таких как тяжёлая болезнь или смерть кого-либо из членов домохозяйства:
«Конечно, женщины, у которых муж работает далеко от дома, работают
больше. Многие из них вынуждены работать где-то вне дома. Домашнее
хозяйство также лежит на их плечах. Когда мужа нет дома, обязанности
женщины увеличиваются вдвое — ив отношении детей, и в отношении
родителей — своих и мужа, и в отношении хозяйства. Вот у
меня есть скот, за которым надо смотреть. Очень тяжело, но что поделать!»
(Зухро, 43 года, среднее специальное образование, медсестра сельского
меддома, район Рудаки).
Где же работают жёны мигрантов? Отвечая на этот вопрос, надо иметь
в виду, что существует разделение на оплачиваемую работу вне дома,
приносящую доход деятельность в семейном хозяйстве (например, производство
и продажа продуктов на рынке) и неоплачиваемый домашний труд, включающий
производство продовольствия и услуг для собственного потребления.
Изучая оплачиваемую работу жён мигрантов вне дома, мы обнаружили,
что чаще всего они работают в фермерских/дехканских хозяйствах —
45% работающих жён мигрантов. Работа в фермерских хозяйствах приносит
не только и не столько заработок, сколько обеспечивает домохозяйство
рядом преимуществ — от этой работы зависят отношения с местными
начальниками, получение земельных наделов, поливной воды, использование
других «общественных ресурсов».
По найму на государственных предприятиях и в организациях (образование,
здравоохранение) работает 21% жён мигрантов; на частных предприятиях,
чаще всего в мелком и среднем бизнесе — 20%; индивидуально подряжаются
на те или иные разовые работы — 12,5%.
Исследование показало, что среди опрошенных жён мигрантов распространена
неполная или частичная занятость. Только 29,2% респонденток работали
постоянно полный рабочий день, 33,3% были заняты неполный рабочий
день, а 37,5% были заняты нерегулярно. Однако сделать вывод о высоком
уровне неполной занятости женщин в домохозяйствах мигрантов в целом
нельзя, поскольку из-за ограниченности выборки полученные данные
могут быть нерелевантными.
Чтобы глубже изучить занятость женщин в домохозяйствах с мигрантами,
мы задали вопрос: «Где обычно работают жёны мигрантов?». Ответы
показали, что наиболее распространённой и важной для респонденток
является приносящая доход деятельность в семейном хозяйстве: 32,5%
сообщили, что обычно жёны мигрантов обрабатывают приусадебный участок;
30% — что женщины имеют своё дело и свой доход (шитьё, приготовление
и продажа молочных продуктов, консервов, готовой еды, выпечки и
т.д.); 10% держат корову. Только 17,5% указали, что жёны мигрантов
трудятся в дехканском хозяйстве и 7,5% — что они работают на государственных
предприятиях.
«У меня есть приусадебный участок, куры, корова. Также я работаю
вместе с детьми в дехканском хозяйстве. Там за наш труд мы иногда
получаем немного денег, а иногда вообще ничего не получаем»
(Саломат, 44 года, среднее образование, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
На вопрос о том, где выгоднее работать жёнам мигрантов, 50% респонденток
ответили, что наиболее выгодным является открытие своего дела либо
производство продуктов и услуг в собственном хозяйстве на продажу
Очевидно, что женщины отдают предпочтение занятости в малом бизнесе
как в форме предпринимательства, так и самозанятости:
«У меня дома есть дойная корова. Пропускаю молоко через сепаратор
и продаю на рынке каймак, кислое и пресное молоко. На вырученные
деньги покупаю то, что нужно по хозяйству. Кроме этого, на приусадебном
участке выращиваю картошку, помидоры и другие овощи, которые мы
едим сами» (Садафмох, 31 год, неполное высшее образование, домохозяйка,
Бохтарский район).
Легко ли найти работу жёнам мигрантов?
Исследование показало, что потребность женщин в рабочих местах,
в оплачиваемой работе вне дома достаточно высока: 65% опрошенных
женщин считают, что жёны мигрантов хотят работать и что они должны
иметь возможность трудиться вне дома. Необходимость поиска работы
становится критической в случае, если по каким-то причинам мигрант
перестал присылать семье деньги. В этой ситуации, как указали 70%
всех респондентов, жена мигранта должна найти работу, а 22,5% отметили,
что на работу за рубеж должен поехать старший сын мигранта.
«Если так случится, что муж перестанет присылать деньги, то
придётся старшего сына послать на работу за границу, а я пойду торговать
на рынке» (Олия, 33 года, образование высшее, воспитательница
детского сада, г. Вахдат).
Исследование показало, что женщинам очень трудно найти достойную
работу помимо работы в сельском хозяйстве, которая рассматривается
всеми респондентами как невыгодная (тяжёлая и низкооплачиваемая).
Выходя на рынок труда, женщины сталкиваются с безработицей и низким
уровнем зарплат, т.е. теми же факторами, которые вытолкнули их мужей
на зарубежные рынки труда.
В то же время существуют и специфические причины, препятствующие
занятости женщин из домохозяйств с мигрантами. Данные официальной
статистики свидетельствуют, что уровень экономической активности
женщин в Таджикистане почти в два раза ниже, чем мужчин23.
В фертильных возрастах (20-49 лет) уровень экономической активности
женщин в 5-6 раз ниже, чем мужчин в соответствующих возрастах24.
Эта закономерность действует и в домохозяйствах с мигрантами, хотя
уровень экономической активности женщин в таких семьях выше среднего
уровня по стране. Так, среди опрошенных жён мигрантов 60% занимались
оплачиваемым трудом вне дома, 8% являлись безработными, ищущими
работу и 32% — домохозяйки, занятые домашним хозяйством, воспитанием
маленьких детей и уходом за больными и престарелыми.
В ходе исследования рассматривались причины слабой экономической
активности женщин из домохозяйств, отпускающих мигрантов. Опрос
глав домохозяйств, жён мигрантов и дискуссии на фокус-группах с
последними показали, что основными причинами слабой экономической
активности являются следующие факторы.
Во-первых, уход за детьми, престарелыми, больными и занятость в
домашнем хозяйстве — так считает 62,5% респондентов. В Таджикистане
нет развитой сферы услуг. Ведение домашнего хозяйства требует больших
затрат ручного труда и времени. Все работы по обслуживанию семьи
лежат на плечах женщин, ведь общество возлагает на женщин ответственность
за ведение домашнего хозяйства, воспитание маленьких детей, поддержание
здоровья членов семьи, уход за престарелыми.
«Женщина рассматривает себя прежде всего в качестве матери и
жены, а во вторую очередь — в качестве работника. Поэтому
возможности мужчин и женщин становятся неравными после рождения
ребёнка. Практически женщина не может продолжать свою работу, так
как она не может одновременно работать, следить за домом и воспитывать
детей» (Акбар, 23 года, сотрудник неправительственной организации,
Душанбе).
Во-вторых, надо отметить отсутствие квалификации и образования
(22,5% респондентов). Согласно Обследованию рабочей силы Госкомстата
Республики Таджикистан, только 9% экономически неактивных женщин
имеют высшее, среднее специальное и начальное профессиональное образование25.
92,5% женщин, опрошенных в ходе данного исследования, сообщили,
что хотели бы приобрести новую профессию. Однако большинство предпочло
бы получить профессиональные навыки из того набора профессий, которые
считаются «женскими» или которые позволили бы вести домашнее хозяйство
более эффективно — это профессии швеи и повара. Несмотря на то,
что в Таджикистане женщины составляют основную часть сельскохозяйственных
работников, только 22,5% респонденток сообщили, что хотели бы освоить
сельхозтехнику. Остальные указали, что в их хозяйствах такая техника
почти не используется, кроме сезона вспашки, когда они нанимают
механизаторов с тракторами:
«Сельхозтехники, как таковой, у нас нет, так что нам и осваивать
нечего. Работаем вручную дедовскими методами» (Зайнура, 38 лет,
высшее образование, учительница в сельской школе, Вахдатский район).
Если в хозяйствах есть техника, то её используют мужчины, а женщины
занимаются ручным трудом.
В-третьих, по мнению 12,5% респондентов, на рынке труда отсутствуют
привлекательные предложения. Крайне низкая заработная плата делает
имеющиеся рабочие места мало заманчивыми для женщин. Кроме того,
в сельской местности очень мало возможностей найти оплачиваемую
работу где-либо, кроме сельского хозяйства. А в город ехать далеко
и дорого:
«Выйти на работу нам мешают не дети и хозяйство. Главное препятствие
— это большое расстояние до тех мест, где есть работа, да ещё
и на транспорт надо тратиться. Невыгодно устраиваться на работу,
зарплаты не хватит оплачивать проезд» (Саломат, 44 года, образование
среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
Семейные роли в домохозяйствах
с мигрантами
Известно, что богатство, в том числе и денежные переводы, является
одновременно и отражением, и каналом реализации власти. Поэтому
для того, чтобы понять, как осуществляется управление в домохозяйствах
мигрантов и как распределены семейные роли, необходимо детально
проанализировать не только вопрос о том, кто зарабатывает деньги,
но и о том, кто ими распоряжается, на что они потрачены; кого затрагивают
решения домохозяйства тратить или не тратить деньги на те или иные
цели.
Прежде всего, необходимо выяснить, кто руководит домохозяйством
в период нахождения мигрантов дома и в период их отсутствия. В нашей
выборке 78,5% домохозяйств с мигрантами возглавляли мужчины, 21,5%
— женщины.
При всей видимой простоте вопрос о том, кто является главой отпускающего
мигрантов домохозяйства, очень сложен. Некоторые из них объединяются
на период отъезда мужчин, образуя многосоставную расширенную семью26.
Но даже если домохозяйство не меняет свой статус и состав, отъезд
мужчин вызывает перераспределение власти и ответственности внутри
него, что может выражаться в виде передачи функций по управлению
домохозяйством либо в их разделении между несколькими членами семьи.
Более всего это свойственно домохозяйствам сезонников. Такое разделение
может осуществляться различными способами.
-
В виде временной передачи функций главы другому члену домохозяйства
— жене, сыну, матери, брату и т.д. Перераспределение функций
обычно происходит в соответствии с глубоко традиционной иерархией
семейных ролей, согласно которой обязанности главы домохозяйства
возлагаются на старшего по возрасту мужчину, в его отсутствие
— на старшего сына, а в отсутствие последнего — на старшую женщину:
«Когда мужья уезжают, то если мы, невестки, будем жить у свёкра,
то хозяйством распоряжается он сам. Если остаёмся в своих домах,
то хозяйством распоряжаются старшие сыновья. Если нет достаточно
взрослого сына, то жена сама распоряжается хозяйством» (Раъно,
35 лет, образование высшее, учительница в сельской школе, Бохтарский
район).
«У нас в семье, когда мужа нет дома, я не распоряжаюсь хозяйством
по своему усмотрению. У нас глава — свёкор. Я занимаюсь воспитанием
детей, школой, домашними делами и т.д.» (Дильбар, 36 лет, образование
среднее, домохозяйка, Файзабадский район).
«В отсутствие мужа главой нашей семьи становится моя свекровь,
т. е. мать мужа. Мы всё делаем, посоветовавшись с ней. Её голос
является решающим во всех вопросах. Я занимаюсь непосредственно
домашним хозяйством и детьми» (Олия, 33 года, образование высшее,
воспитательница детсада, г. Вахдат).
«Я, как мать, распоряжаюсь всем хозяйством потому, что муж со
старшим сыном уехали в трудовую миграцию, а свёкор и свекровь умерли»
(Саломат, 44 года, образование среднее, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
«В то время, когда муж в отъезде, роль главы семьи переходит
ко мне. Я отвечаю практически за всё. Я и мама, и папа, принимаю
все решения, делаю все покупки — и маленькие, и большие,
занимаюсь воспитанием детей и т.п.» (Бибиджамиля, 32 года, образование
среднее, домохозяйка, Вахдатский район).
-
Разделение функций главы домохозяйства может осуществляться
в виде распределения функций главы домохозяйства между несколькими
его членами при сохранении статуса главы за отсутствующим мигрантом.
В последнем случае мигрант, как правило, участвует в управлении
домохозяйством с помощью мобильной телефонной связи.
«Мой муж работает в России много лет, но остаётся главой нашей
семьи. Он звонит 2—3 раза в день, принимает все решения, отвечает
и за свою мать, которая живёт в кишлаке, и за семью своей сестры-вдовы.
Мелкие покупки я делаю сама, а крупные — по указанию мужа»
(Гульчехра, 35 лет, образование высшее, сотрудница неправительственной
организации, Душанбе).
В ряде случаев в домохозяйствах имеется номинальный глава, чью
роль выполняют престарелые родители мигранта, и реальный глава —
сын, брат или жена мигранта. Чаще всего младший член семьи (мужчина)
фактически берёт на себя обязанности руководителя на период отсутствия
истинного главы семьи. Как правило, эту роль выполняют старшие сыновья
и младшие братья главы домохозяйства или его жены. Этот вывод подтверждают
данные и других исследований27.
Иногда родственник — мужчина, не являющийся членом данного домохозяйства,
выполняет ряд функций его главы — такие как управление денежными
переводами и производство закупок:
«Так как мой муж с сыновьями уехали в трудовую миграцию, я всегда
советуюсь с братом мужа, который живёт со своей семьёй отдельно.
Когда муж посылает нам деньги, деверь получает их, покупает для
нас на базаре всё необходимое, а оставшиеся деньги копит до приезда
мужа» (Бозоргуль, 48 лет, образование среднее, работница дехканского
хозяйства, Бохтарский район Хатлонской области).
Власть и управление в домохозяйствах
с мигрантами: кто управляет семейным бюджетом?
Особенности функционирования отпускающих домохозяйств можно выявить
на примере управления их бюджетом. Как правило, домохозяйства имеют
единый бюджет — об этом сообщили 86% их глав и 87,5% жён мигрантов.
Только в 13% домохозяйств при наличии общего бюджета мужья и жёны
дополнительно имели собственные бюджеты. В 1% домохозяйств мужья
и жёны имеют раздельные бюджеты.
Исследование показало, что управление бюджетом изучаемых домохозяйств
редко находится в руках одного лица. Чаще всего оно разделено между
несколькими ключевыми членами домохозяйства — самим мигрантом, его
родителями, женой, старшим сыном. Иногда в период отсутствия мигранта,
если других взрослых мужчин нет, в управление бюджетом включаются
родственники-мужчины, не являющиеся членами домохозяйства. Зачастую
отсутствующие мигранты также активно участвуют в распределении денег
посредством мобильной телефонной связи.
Как правило, бюджет домохозяйства разделён на две части. Та его
часть, которая включает крупные доходы (в том числе переводы) и
крупные расходы — управляется старшими по возрасту и статусу членами
домохозяйства. Как правило, это сам мигрант и его родители. Только
в четверти обследованных домохозяйств жена играла ключевую роль
в управлении этой частью бюджета, причём это осуществлялось коллективно,
при активном участии самого мигранта и его родственников.
Та часть бюджета, которая включает мелкие статьи доходов (продажа
молока, зелени и т.д.) и текущие расходы, как правило, управляется
жёнами мигрантов.
Мужские и женские роли в управлении бюджетом
и денежными переводами
Получив общее представление о том, кто управляет бюджетом в период
отсутствия мигранта, мы попытались выяснить, каковы мужские и женские
роли в управлении бюджетом и его отдельными частями, кто производит
крупные покупки, а кто повседневные. Полученные данные заметно усложнили
картину.
Основной статьёй доходов в изучаемых домохозяйствах являются переводы
мигрантов. Согласно обследованию домохозяйств, проведённому в 2007
г., переводы составляют 58,9% всех доходов в отпускающих семьях28,
поэтому статус и роль в семейной иерархии во многом основывается
на управлении переводами. Прежде всего мы выяснили, кому мигранты
отправляют деньги и товары для собственного потребления или продажи.
Обследование домохозяйств показало, что более 59% мигрантов-отправителей
переводов посылали деньги родителям и только 2% — супругам. Поскольку
более чем 60% отправителей переводов женаты, это означает, что мигранты
отправляют переводы родителям, которые управляют этими средствами,
покрывая расходы семьи, выделяя долю жёнам и, наконец, сберегая
часть переводов до приезда мигранта29.
Согласно нашему исследованию, управление денежными переводами находится
преимущественно в руках фактического главы домохозяйства, который
постоянно консультируется с другими членами семьи и пользующимися
авторитетом родственниками. Наиболее часто решение об управлении
денежными переводами принимает отец, который может быть или не быть
мигрантом — так ответили 41,5% глав домохозяйств и 42,5% жён мигрантов.
Роль супруги в принятии решений о расходовании денежных переводов
довольно существенна — независимо от того, является ли она главой
домохозяйства в период отсутствия мужа или нет. О том, что жена
мигранта фактически решает, на что будут потрачены переводы, сообщили
33% глав семей и 30% жён мигрантов.
21% глав домохозяйств и 20% жён мигрантов отметили, что денежными
переводами управляет сам мигрант, делая это по телефону. Значительно
реже денежными переводами управляет мать мигранта (4%) или другие
члены семьи (2,5%).
«Когда муж присылает деньги, он звонит и говорит, кому и сколько
нужно дать. В большинстве случаев в нашей семье этими деньгами распоряжается
свёкор. Он выделяет деньги на текущие расходы и т.д. Часть денег
отдают мне на мои личные расходы» (Олима, 31 год, образование
среднее, домохозяйка, Вахдатский район).
«Мой муж прислал деньги и попросил меня купить телевизор. Я
позвонила ему и высказала своё мнение: лучше купить дойную корову.
Он не согласился со мной. Я уступила мужу, и мы купили телевизор.
А коровы у нас до сих пор нет» (Гульсара, 34 года, образование
среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
«Присланные мужем деньги получает его старший брат. Он покупает
всё, что нам необходимо для дома» (Саломат, 44 года, образование
среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
Исследование показало, что решение об использовании переводов на
цели текущего потребления или крупные покупки зависит от того, кто
управляет бюджетом.
Обычно, если мигрант, находясь за пределами страны, сам управляет
бюджетом семьи, он сообщает, какую часть выделить на текущие расходы,
а какую отложить в запас. В ряде случаев мигранты регулярно присылают
переводы, которые предназначены на текущее потребление. О том, что
за годы развития трудовой миграции в Таджикистане сложились стратегии
управления денежными переводами, свидетельствуют данные обследования
домохозяйств в Хатлонской области, согласно которым систематичность
отправления денежных переводов в последнее десятилетие резко возросла30.
Наряду с периодической отправкой небольших сумм, предназначенных
для текущего потребления, мигранты накапливают сбережения, которые
они привозят или пересылают к моменту возвращения домой. Эти средства
обычно предназначены для крупных расходов или откладываются «про
запас»:
«Мой муж присылает деньги каждый месяц с расчётом на наши месячные
расходы, а когда он приезжает домой, то привозит с собой то, что
он накопил за почти 8-9 месяцев. Это сумма, на которую можно купить
что-то крупное, например, мебель» (Бибиджамиля, 32 года, образование
среднее, домохозяйка, Вахдатский район).
В случае, если бюджетом управляют родители мигранта, его жена,
сын, они также откладывают из переводов сумму, предназначенную для
текущего потребления, а остальное сберегают до возвращения мигранта
либо до того момента, когда по согласованию с мигрантом эти сбережения
будут потрачены на крупные покупки.
«Так как те деньги, которые присылает муж, находятся у свекрови,
она часть расходует, а часть копит. Часть из этих денег расходуется
на детей» (Олия, 33 года, образование высшее, воспитательница
детсада, г. Вахдат).
«Из тех денег, которые муж присылает, я часть откладываю, а
часть расходую» (Дильбар, 36 лет, образование среднее, домохозяйка,
Файзабадский район).
Крупные расходы
Чаще всего крупные расходы финансируются с помощью денежных переводов,
реже — за счёт средств, полученных от продажи скота или большой
партии сельхозпродукции — такой, как, например, сухофрукты, зерновые
или картофель.
Исследование показало, что обычно решение о крупных расходах принимается
коллективно, несколькими наиболее влиятельными членами домохозяйства,
с обязательным учётом мнения мигранта. Чаще всего ответственные
решения о крупных расходах — таких как затраты на ремонт дома, покупку
мебели, скота, — осуществляемых с использованием денежных переводов,
принимают родители мигранта — об этом сообщили 37,9% глав семей
и 32,5% жён мигрантов (см. табл. З). Довольно часто мигранты сами
принимают решение о крупных покупках и сообщают о нём по телефону,
через знакомых, письмом и т.д. (24,2% глав семей и 37,5% жён мигрантов).
Гораздо реже жена мигранта сама принимает решение о крупных затратах,
но она обязательно советуется с мужем по телефону (по мнению 34,3%
глав семей и 27,5% жён). Исключительно редко жёны принимают решения
о крупных расходах самостоятельно (0,5% глав семей и 2,5% жён).
Таблица 3. Управление расходами (2006 г.)
Кто принимает решения о расходах?
|
Главы д/х (№=200,%)
|
Жёны мигрантов (№=40, %)
|
Родители мужа принимают решение о крупных покупках
|
37,9
|
32,5
|
Жена решает, но спрашивает мужа по телефону до того, как
принять решение о крупных тратах
|
34,3
|
27,5
|
Муж принимает решение и сообщает о нём (по телефону, через
знакомых, письмом и т. д.)
|
24,2
|
37,5
|
Жена сама принимает решение о крупных, средних или мелких
тратах
|
0,5
|
2,5
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
Различие мнений глав домохозяйств и жён мигрантов относительно
принятия решения мигрантом либо его женой может указывать на то,
что мигранты в действительности менее склонны советоваться с жёнами,
чем предполагают родные.
«Он — мужчина в доме. Без его указаний не решаемся делать
расходы» (Гульсара, 34 года, образование среднее, работница
дехканского хозяйства, Бохтарский район).
«В нашей семье решение о каких-либо покупках в основном принимает
муж. Но иногда в переговорах по телефону он слушает и мои советы.
Однако только муж имеет решающий голос. Он решает, что покупать,
и сообщает нам по телефону» (Олима, 31 год, образование среднее,
домохозяйка, Вахдатский район).
Исследование показало, что в отсутствие мигранта крупные покупки
делают старшие по возрасту и статусу члены домохозяйства — отец
(27,5%), мать (17,5%), его брат/братья (12,5%). Если таковых нет,
то жена сама осуществляет крупные покупки (в 12,5% домохозяйств),
но, как правило, с участием родственников мужа (см. табл. 4).
«У нас в семье большие покупки делают братья мужа. Муж посылает
деньги, а его братья покупают скот, например, и т.д». (Олия,
33 года, образование высшее, воспитательница детсада, г. Вахдат).
«Мелкие расходы я делаю сама, ни с кем не советуясь, но крупные
приобретения мы обсуждаем с мужем по телефону, и, когда надо купить,
например, шифер, доски, корову, мебель, то я покупаю это вместе
с кем-то из родственников мужа» (Шахригуль, 42 года, образование
среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
Таблица 4. Кто делает покупки? (№= 200
глав домохозяйств, 2006 г.)
|
Большие покупки (%)
|
Повседневные покупки (%)
|
Отец мужа (мигранта)
|
27,5
|
12,5
|
Мать мигранта
|
17,5
|
10,0
|
Жена
|
12,5
|
30,0
|
Брат мужа
|
12,5
|
12,5
|
Дети
|
12,5
|
7,5
|
Родители жены мигранта
|
5,0
|
15,0
|
Другое
|
12,0
|
12,5
|
Всего:
|
100,0
|
100,0
|
Управление текущей частью бюджета
Доходы и расходы женщин
Полученные данные показывают, что роль женщин в управлении текущей
части бюджета гораздо более значительна, чем в управлении бюджетом
семьи в целом. Это справедливо и для формирования доходной части,
и для управления текущими расходами. Вклад женщин в доходную часть
текущего бюджета очень велик. Выше уже говорилось о занятости женщин
из домохозяйств с мигрантами. Однако кроме оплачиваемого труда вне
дома, жёны мигрантов получают доходы от производства товаров и услуг
на дому, работы в частных садах или в подсобном хозяйстве, разведения
домашних животных и птицы. Согласно обследованию домохозяйств, доход
от работы на частной ферме или в саду; от производства фруктов,
овощей, мяса, яиц, мёда в домашнем хозяйстве; от сбора и продажи
дикорастущих растений в отпускающих домохозяйствах составляет 23,3%,
т.е. почти четверть всех доходов31.
Ключевую роль в получении этих средств играют женщины. Наряду с
этим существуют также и личные доходы женщин. В нашем исследовании
все опрошенные жёны мигрантов имели приусадебные участки, на которых
выращивали фрукты, овощи, бобовые и пр., а также разводили скот
и домашнюю птицу. Некоторые оказывали услуги (шитьё, вязание, заготовка
консервов, солений на зиму) соседям и знакомым, которые расплачивались
на бартерной основе. Жёны мигрантов часто продают произведённые
ими продукты — молоко, масло, другие молочные продукты, зелень,
овощи, фрукты, яйца. Кроме того, женщины продают и выращенный ими
скот — коров, овец, коз, птицу. Однако в процессе интервьюирования
возникло много вопросов в связи с личными доходами женщин. Кто продаёт
сельхозпродукцию, произведённую женщинами в домашнем хозяйстве,
кто распоряжается полученными деньгами и на что они расходуются?
Как это влияет на положение женщин в домохозяйстве?
Задавшись этими вопросами, мы обнаружили, что традиционное закрепление
за мужчинами функции осуществления торговых сделок или бартера действует
и в случае, когда женщина продаёт продукцию, произведённую лично
ею. Причём важно, что продажу осуществляют члены домохозяйства или
родственники мужа. В случае, если нет мужчин — родственников мужа,
продукцию, выращенную женой, продают женщины — родственницы мужа.
Только в 27,5% опрошенных домохозяйств женщины сами продавали созданную
ими продукцию. В 30% домохозяйств продукцию, произведённую женой
мигранта, продавали мужчины — родственники мужа (свёкор, братья
мужа, другие родственники). В 17,5% домохозяйств продукцию жены
мигранта продавали всей семьей, в 10% — сыновья, в 7% семей — женщины
— родственницы мужа (свекровь, золовка). И только в 5% домохозяйств
продажу осуществляли мужчины — родственники жены (её братья, другие
родственники).
«Я выращиваю помидоры на приусадебном участке. Продавать помидоры
мне помогают братья мужа» (Садафмо, 31 год, неполное высшее
образование, домохозяйка, Бохтарский район).
«Я выращиваю зелень и сдаю её на рынок оптовикам, которые впоследствии
продают её в розницу» (Нодира, 29 лет, образование среднее,
домохозяйка, Файзабадский район).
«У нас есть участок, где я с детьми выращиваю зелень. Я сама
её продавать не могу, поэтому отдаю соседям, они продают» (Олия,
33 года, образование высшее, воспитательница детсада, г. Вахдат).
Говоря об участии женщин в управлении текущей частью бюджета и
об их роли в управлении собственными доходами, следует отметить,
что эти функции не совпадают. Далеко не всегда женщина, которая
сама распоряжается заработанными деньгами, управляет текущей частью
бюджета домохозяйства. В то же время некоторые женщины, которые
контролируют текущий бюджет домохозяйства, отдают заработанные ими
деньги (чаще всего крупную сумму, полученную от продажи скота или
другой сельхозпродукции), главе домохозяйства для сбережения или
крупных трат.
В ходе исследования выяснилось, что жёны осуществляют текущие расходы
в 30% обследованных домохозяйств, причём они постоянно консультируются
с близкими родственниками, подругами, соседками. Достаточно часто
мужья-мигранты принимают участие в повседневном управлении бюджетом
по телефону.
«Каждый год мы на своём участке сажаем 200 кг картошки. В этом
году у нас не было семенной картошки. Я позвонила мужу и попросила
срочно прислать нам деньги, чтобы мы купили семенную картошку и
вовремя посадили её. После нашего разговора он послал нам деньги,
и мы купили семенную картошку, а также продукты питания. После покупки
я позвонила мужу и рассказала ему, как мы всё сделали. Мы обсуждаем
наши дела и советуемся с ним ради того, чтобы он на чужбине душой
был спокоен, что его зарплата идёт на благо семьи» (Раъно, 35
лет, образование высшее, учительница в сельской школе, Бохтарский
район).
Анализируя данные о том, кто распоряжается личными доходами женщин,
выяснилось, что 57,5% тратят заработанные деньги самостоятельно,
но при этом советуются и обсуждают статьи расходов с мужем, родителями
мужа, детьми, другими родственниками; 22,5% отдают свои деньги главе
домохозяйства и только 17,5% опрошенных жён мигрантов управляют
своими доходами самостоятельно, ни с кем не советуясь. В целом решения
о расходах, в том числе и текущих, принимаются женщинами в постоянном
контакте с родственниками, соседками, подругами, коллегами по работе.
В ходе исследования мы изучали вопрос, на что обычно женщины расходуют
свои деньги. Выяснилось, что женщины оплачивают большую часть расходов
на текущее потребление домохозяйства, однако его члены не ощущают
значимости вклада женщин в обеспечение семьи из-за незначительного
объёма и незаметности ежедневных текущих трат. Согласно полученным
данным, 47,5% опрошенных жён мигрантов тратят свои доходы на текущее
потребление (питание, предметы гигиены и санитарии); 17,5% — на
образование детей, т. е. покупку школьно-письменных принадлежностей,
оплату учёбы детей в школе; 17,5% — на лечение; 16,5% — на питание.
И только 1,3% жён мигрантов сообщили, что потратили свои средства
на крупные покупки.
«Я обычно трачу заработанные деньги на продукты, спички, мыло,
стиральный порошок» (Нодира, 29 лет, образование среднее, домохозяйка,
Файзабадский район).
«Я покупаю большую часть продуктов питания, которое потребляет
наша семья. Выбираю продукты сама, исходя из того, сколько денег
у меня есть на руках» (Бозоргуль, 48 лет, образование среднее,
работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
«В нашей семье все дети маленькие, поэтому наряду с продуктами
питания нам приходится покупать им много одежды. У нас большие расходы»
(Дилором, 32 года, образование среднее, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
«Те деньги, которые женщина зарабатывает сама, от земли или
ещё чего-либо, она чаще всего тратит на повседневные расходы, продукты
питания, лекарства и т.д.» (Бибиджамиля, 32 года, образование
среднее, домохозяйка, Вахдатский район).
Хотя участие жён в повседневных тратах значительно выше, чем в
осуществлении крупных покупок, всё же и здесь в более чем половине
обследованных домохозяйств (57,5%) повседневные покупки делали родственники
мужа-мигранта — его родители, братья, мать, сестра, дед. Почти треть
опрошенных жён мигрантов сами делают повседневные покупки (см. табл.
4). В 10% домохозяйств повседневные покупки делали сыновья, в 2,5%
— отцы жён.
«В нашей семье повседневные покупки в основном делают братья
мужа» (Зайнура, 38 лет, образование высшее, учительница в сельской
школе, Вахдатский район).
«Когда мужа нет дома, все закупки делаю сама» (Дилором,
31 год, образование среднее, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
«Лично я сама иду на рынок и покупаю то, что необходимо, потому
что мои сыновья маленькие и они не могут пойти за покупками»
(Гульсара, 34 года, образование среднее, работница дехканского хозяйства,
Бохтарский район).
Выяснилось также, что стоимость товаров для женщин выше, чем для
мужчин. Поскольку женщины имеют ограниченные средства, получаемые
из скромных текущих доходов, они вынуждены покупать товары небольшими
партиями в розничной торговле, где цены значительно выше, чем у
оптовиков. Поэтому они платят за одни и те же товары больше, чем
мужчины, которые предпочитают делать закупки оптом.
В случае, если жёны мигрантов сами делают повседневные покупки,
они часто записывают ежедневные траты, с тем чтобы отчитаться перед
мужьями после их возвращения.
«Когда мой муж уехал работать в Россию в первый раз, я все расходы
записывала. Когда он приехал, показала ему записи. Он даже смотреть
не стал на эти записи и сказал: “Жена, я верю тебе, что ты кроме
блага семьи, ни на что не потратишь деньги”» (Шахригуль, 42
года, образование среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский
район).
«Я тоже веду записи. Эти записи показываю жене деверя и советуюсь
с ней, как правильно вести хозяйство. Думаю, записывать все расходы
полезно. Ведь когда муж приедет, можно перед ним отчитаться. Он
будет больше доверять мне и не беспокоиться, справлюсь ли я с хозяйством»
(Раъно, 35 лет, образование высшее, учительница в сельской школе,
Бохтарский район).
Заключение. Влияние миграции на статус женщины в
домохозяйствах мигрантов
Наши наблюдения показали, что женщины в домохозяйствах с мигрантами
работают больше и интенсивнее, чем женщины в домохозяйствах без
мигрантов. Кроме того, они несут повышенную нагрузку по воспитанию
детей, уходу за престарелыми, обеспечению жизнедеятельности домохозяйства.
В то же время управление домохозяйством и контакты с внешним миром
по-прежнему в большой степени являются сферой ответственности мужчин,
даже в условиях выезда значительной их части за пределы Таджикистана.
Во многом это связано с возрастной структурой трудовой миграции
из Таджикистана, которая характеризуется доминированием молодёжи32.
Соответственно, большинство жён мигрантов также молоды и занимают
самые нижние статусные позиции младших невесток в домохозяйстве33.
Для того, чтобы определить, кто реально управляет домохозяйством
в периоды присутствия и отсутствия мигрантов, мы сравнили ответы
на вопрос, кто глава домохозяйства и кто управляет его бюджетом.
Оказалось, что последняя функция преимущественно находится в руках
мужчин, независимо от того, считают ли их главой домохозяйства и
находятся ли они за границей или нет. Существует глубокая и тесная
связь между мигрантом и его домохозяйством, которая в том числе
выражается в высокой степени участия отсутствующего мигранта в управлении
бюджетом, осуществляемого посредством мобильной телефонной связи.
Участие женщин в управлении домохозяйствами с мигрантами не адекватно
их трудовому вкладу. Статус жён мигрантов мало отличается от статуса
остальных женщин. Большинство опрошенных жён мигрантов сообщили,
что их уважают не за то, что они трудятся больше других женщин и
берут на себя больше ответственности в период отсутствия мужей,
а за то, что они — жёны ответственных и динамичных мужчин — успешных
мигрантов. Поэтому они чувствуют уважение к себе со стороны окружающих
тогда, когда их мужья возвращаются домой, особенно если они привозят
крупные денежные суммы.
«Когда муж возвращается домой, вся атмосфера в доме меняется
к лучшему. Решаются все проблемы с хозяйством, с кормами для скота,
ремонтом хозяйственных построек. Наряду с этим возрастает уважение
ко мне со стороны окружающих» (Бозоргуль, 48 лет, образование
среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский район).
«В семье, хотим — не хотим, отца никто не заменит. Жить
за спиной мужчины — это всегда было прилично, и так будет
во все времена» (Раъно, 35 лет, высшее образование, учительница
сельской школы, Бохтарский район).
Тем не менее, нельзя не видеть, что в домохозяйствах с мигрантами
доля женщин, управляющих бюджетом домохозяйства на постоянной основе,
а не только в период отсутствия мужа, значительно выше, чем в целом
по стране34. Кроме
того, в одной области семейных отношений статус жён мигрантов повышается
— это отношения женщин и детей. Мать, которая в период отсутствия
отца несёт гораздо больший груз обязанностей и практически всю ответственность
по воспитанию детей, становится для них главным лицом. В таких домохозяйствах
роль матери заметно более важна, чем в домохозяйствах без мигрантов,
при этом влияние матери растет по мере взросления детей:
«Даже когда муж находится дома, дети по-прежнему спрашивают
у меня разрешение купить какую-то вещь или пойти на улицу. Большинство
дел в доме решается только после моего вмешательства. Однако голос
мужа — все-таки решающий в семье» (Бозоргуль, 48 лет,
образование среднее, работница дехканского хозяйства, Бохтарский
район).
В то же время отцы испытывают трудности в общении с детьми, особенно
подростками. В ряде случаев отцы полностью теряют контакт с детьми.
Поэтому некоторые мигранты прекращают работать за рубежом для того,
чтобы восстановить контроль над взрослеющими детьми, особенно мальчиками.
В некоторых семьях мужья-мигранты, вернувшись домой и, признав
вклад жены в благополучие домохозяйства, начинают относиться к жёнам
с гораздо большим уважением, чем раньше:
«После возвращения мужа из миграции, мой авторитет перед мужем
и детьми вырос, потому что восемь месяцев я сама кормила и содержала
детей» (Дилором, 32 года, образование среднее, работница дехканского
хозяйства, Бохтарский район).
Тем не менее, хотя роль женщин в домохозяйстве в период отсутствия
мигрантов резко возрастает, всё же значительная часть управления
остаётся в руках мужчин — самого мигранта и его ближайших родственников.
Пытаясь выяснить причину низкого статуса женщин в домохозяйствах
с мигрантами, мы нашли, что неадекватный трудовому вкладу женщин
денежный эквивалент их труда способствует недооценке женщин в домохозяйствах
и в обществе в целом. Большинство женщин из отпускающих домохозяйств
работает в сельскохозяйственной сфере, где самый низкий в Таджикистане
уровень оплаты труда35.
К тому же зарплату часто задерживают. Широко распространена натуроплата.
Важными мотивами для почти неоплачиваемой работы на сельскохозяйственном
предприятии (дехканское хозяйство, колхоз) для женщин является получение
стажа, необходимого для оформления пенсии в будущем; перспектива
получения земельного участка; улучшение доступа к воде, выпасам,
снабжение топливом.
Таким образом, женщины обеспечивают домохозяйство товарами и услугами,
в реальном выражении приближающимися к той сумме денег, которую
присылает мигрант. Однако их вклад почти не ощущается, поскольку
его большая часть оценивается не в денежном эквиваленте. Те небольшие
деньги, которые женщины зарабатывают, идут на текущее потребление
и тратятся незаметно для членов домохозяйства. В то же время мужчины-мигранты
вносят свой вклад в экономику семьи в основном деньгами в виде крупных
сумм. Часто это единственный источник денег для домохозяйства:
«Мы, сельские женщины, несмотря на то, что работаем в сельском
хозяйстве, получаем мизерную заработную плату, а иногда ничего не
получаем. В основном к нам деньги поступают за счёт трудовой миграции.
В семье нет другого источника денег. Обеспечение семьи, управление
хозяйством — всё лежит на плечах мужчин» (Садафмох, 31
год, образование неполное высшее, домохозяйка, Бохтарский район).
Поскольку женщины не приносят в домохозяйство адекватный их труду
денежный эквивалент, то их статус в семьях и в обществе в целом
понижен. Кроме того, на недостаточное участие женщин в управлении
домохозяйством влияют рост дискриминации женщин в постсоветское
время и падение уровня их образования после распада СССР. Доминирующие
в Таджикистане гендерные идеологии ограничивают получение женщинами
образования; нищета усугубляет ситуацию, поскольку семьи с низкими
доходами предпочитают вкладывать деньги в образование мальчиков,
но не девочек. Считается, что образование может помочь мальчикам
найти работу в Таджикистане и за рубежом, с тем, чтобы они в будущем
поддерживали старших членов семьи. Родители не видят пользы в образовании
девочек, т.к. традиционно дочери выходят замуж в молодом возрасте,
обеспечивают жизнедеятельность домохозяйства мужа и не выходят на
рынок труда. В результате родители предпочитают не вкладывать средства
в образование дочерей и как можно раньше выдавать их замуж. Эта
практика особенно распространена в сельских районах. Низкий уровень
образования женщин является одним из основных препятствий для их
контактов с внешним миром и для роста их возможностей повысить свой
статус в домохозяйстве и в обществе в целом.
Таким образом, полученные данные дают основание для вывода, что
управление домохозяйствами в Таджикистане основано на традиционно
сложившемся гендерном распределении ролей и обязанностей и является
глубоко патриархальным. Даже такой важный фактор, как масштабная
мужская трудовая эмиграция, и её следствие — значительное увеличение
спектра обязанностей и трудовой нагрузки на женщин, расшатывает,
но существенно не меняет гендерных характеристик системы власти
и управления в постсоветском Таджикистане.
1
Олимова Саодат Кузиевна - кандидат философских наук, руководитель
Службы изучения общественного мнения Исследовательского центра «Шарк»
(г. Душанбе, Таджикистан). 2
Grasmuck S., Pessar P. Between Two Islands: Dominican International
Migration. Berkeley, University of California Press, 1991. 3
Pessar P. Kinship Relations of Production in the Migration Process:
The Case of Dominican Emigration to the United States. N.Y., New
York University Press, 1982. 4
Grasmuck S., Pessar P. Between Two Islands...; Westwood S., Phizacklea
A. Transnationalism and the Politics of Belonging. L. & N.Y.,
Routledge, 2000. Районы республиканского подчинения — группа районов
в Центральном Таджикистане, которые управляются напрямую центральными
органами власти. 5
Районы республиканского подчинения — группа районов в Центральном
Таджикистане, которые управляются напрямую центральными органами
власти. 6
Olimova S., Quddusov J. Families of Migrants in Tajikistan: Problems
and Ways of their Solution. Analytical survey report. ILO, Project
«Social Consequences of Migration in Tajikistan», in collaboration
with the Scientific Research Center «SHARQ». Dushanbe, 2007. P.
122. 7
Для подготовки этой статьи были также использованы полевые материалы
автора, собранные в ходе следующих исследований. 1) «Влияние переводов
на бедность» (при поддержке Азиатского банка развития). Отчёт об
этом исследовании был издан в 2008 г. См.: Brown R., Olimova S.,
Boboev M. Country Report on Remittances of International Migrants
in Tajikistan // Study on International Migrants’ Remittances in
Central Asia and South Caucasus. Asian Development Bank, Manila;
http://www.adb.org/Documents/Reports/Consultant/40038-REG/40038-04-REG-TACR.pdf.
2) Материалы исследования ВИЧ/СПИД среди мобильного населения. См.:
Олимова С., Курбанова Р. Поведенческое исследование среди мигрантов
Таджикистана по вопросам ВИЧ и ИППП. МОМ, 2006. 8
Mahler S.J., Pessar P.R. Gender Matters: Ethnographers Bring Gender
from the Periphery Toward the Core of Migration Studies // International
Migration Review. 2006. Vol. 40. № 1. P. 30. 9
Justino P., Shemyakina O. Remittances and Labour Supply in Post-Conflict
Tajikistan. IDS Working Paper 388. Institute of Development Studies,
2012. Cm.: http://www.ids.ac.uk/files/dmfile/Wp388.pdf 10
Данные были собраны на основе анализа объявлений о наборе работников
на российские предприятия, опубликованных в таджикских газетах «Реклама»
и «Вечерний Душанбе» в 2012 г. 11
Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. МОМ, 2003.
С.43. 12
По мере развития крупных торговых домов сократился объём торговли
на рынках и, соответственно, масштаб челночной торговли. 13
Материалы обследования домохозяйств, 2012 г., Душанбе, НИЦ «Шарк»
(на правах рукописи). 14
Бучучану-Врабие М. Трудовые мигранты из Молдавии и их дети // Демоскоп
Weekly. №515—516, 18 июня — 31 июля 2012 г. См.: http://demoscope.ru/weekly/2012/0515/tema01.php. 15
В 2008 г. миссия МОМ в Таджикистане осуществила исследование брошенных
жён трудовых мигрантов, однако структура гендерных ролей в семьях
мигрантов не вошла в круг изученных вопросов. См.: Гленн Р. Брошенные
жёны таджикских трудовых мигрантов. Душанбе, МОМ, 2009. 16
Доля домохозяйств с мигрантами в 2011 г. достигла 52%. См.: Материалы
обследования домохозяйств, 2012 г... 17
Brown R., Olimova S., Boboev M. Country Report on Remittances of
International Migrants in Tajikistan... 18
Там же. 19
Rosenbloom J.L. Looking for Work, Searching for Workers. Cambridge
and N.Y., Cambridge University Press, 2002. 20
В Таджикистане студенты ВУЗов на период обучения получают отсрочку
от военной службы. 21
Собственные средства жён — деньги, которые женщины зарабатывают,
получают от своих родственников или государства в виде пособий,
стипендий, пенсий. Эти средства находятся в полном распоряжении
женщин и тратятся на личные нужды. 22
Стоимость авиабилета на рейс Душанбе-Москва в период выезда мигрантов
(февраль-март) составляет около 600 долл. США. 23
Материалы обследования уровня жизни в Таджикистане, проведённого
в 2007 г., показали, что экономически активными были 58,1% всех
мужчин и только 31,1% женщин. См.: Женщины и мужчины Республики
Таджикистан. Стат. сборник. Душанбе, 2010. С. 72. 24
Там же. 25
Там же. 26
Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана... С. 101-102. 27
Олимова С. Денежные переводы трудовых мигрантов и их влияние на
уровень жизни в Хатлонской области Республики Таджикистан. МОМ в
сотрудничестве с НИЦ «ШАРК», Душанбе, МОМ, 2006. С. 58. 28
Brown R., Olimova S., Boboev M. Country Report on Remittances of
International Migrants in Tajikistan... 29
Там же. 30
Олимова С. Денежные переводы трудовых мигрантов и их влияние на
уровень жизни в Хатлонской области Республики Таджикистан... С.49. 31
Brown R., Olimova S., Boboev M. Country Report on Remittances of
International Migrants in Tajikistan... 32
Так, согласно исследованию мигрантов, на долю молодёжи до 30 лет
приходится 46% всех мигрантов, от 30 до 39 лет — 31%, 40 лет и старше
— 24%. См.: Олимова С., Курбанова Р. Поведенческое исследование
среди мигрантов Таджикистана по вопросам ВИЧ... С. 12. 33
В таджикском обществе сохраняется иерархия внутрисемейных статусных
позиций. Младшие невестки занимают в домохозяйстве наиболее низкое
положение. 34
Этот вывод подтверждается результатами исследования «Теневая экономика
в Таджикистане». В домохозяйствах с мигрантами доля женщин, управляющих
бюджетом на постоянной основе, а не только в период отсутствия мужа,
составляет 17%, что в два раза выше, чем в домохозяйствах без мигрантов.
См.: Олимов Дж. Теневая экономика в Таджикистане. ПРООН, Душанбе,
2007. С. 48. 35
В декабре 2006 г. самая низкая заработная плата была у работников
лесного и сельского хозяйства. Она составила 71 сомони ($20). Сравним
со средней зарплатой работников сферы финансов и кредитования за
этот же период — 880 сомони. См.: Социально-экономическое положение
Республики Таджикистан. Январь 2007 г. Статистический сборник. Душанбе,
2007. С. 201. В настоящее время это соотношение в оплате труда сохраняется.
|