Rambler's Top100

№ 579 - 580
16 - 31 декабря 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Временные трудовые мигранты в России

Четыре канала легальной миграции иностранцев

Из каких стран едут синие и белые воротнички

Иностранные трудящиеся: демографический и социально-профессиональный профиль

Региональные особенности временной трудовой миграции иностранцев

Российские трудовые мигранты и иностранные работники – коллеги? конкуренты?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Временные трудовые мигранты в России

Над темой номера работали

Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Михаил ДЕНИСЕНКО

Никита МКРТЧЯН

Региональные особенности временной трудовой миграции иностранцев

Официально привлеченная иностранная рабочая сила занимает достаточно скромный сегмент на российском рынке труда, 2-3% по отношению к численности занятого населения. В 2007 году, когда установленная квота на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) равнялась 6 млн человек, она составляла 3,1% от занятого населения, впоследствии ее доля сократилась до 1,7% в 2010 году, а в 2012 году составила 2,0%.

Распределение ИРС по регионам не было равномерным. В первую пятерку регионов, где численность иностранной рабочей силы была больше всего, в 2007 году входили Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (в статистике они не выделялись отдельно), Краснодарский край и Ханты-Мансийский АО, куда были привлечены 1285 тысяч иностранных работников, или 58% от их общей численности в России. В последующие годы уровень концентрации официально привлеченной ИРС в этих регионах не опускался ниже 50%. В 2012 году свыше 30% разрешений на работу было выдано в Москве и Московской области, 18,4% - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Краснодарский край (в котором ведется подготовка к олимпийским играм в Сочи) занимает следующую позицию - 4,6% разрешений. От двух до 2,6% трудовых мигрантов едут в регионы добычи нефти и газа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. К сожалению, пока отсутствует статистика распределений по регионам проданных патентов, но, скорее всего, картина была бы очень похожей.

Концентрация ИРС в наиболее развитых в экономическом отношении и сырьевых регионах естественна: здесь разнообразный рынок труда, большое количество рабочих мест в разных секторах экономики, ведется активное строительство и создание объектов инфраструктуры.

По соотношению ИРС к численности занятого населения регионы различаются очень сильно. В 2007 году лидировала Москва, где ИРС составляла 11,5% от численности занятых, за ней следовали Приморский край, Красноярский край, Сахалинская область, Ненецкий АО. В 2012 году лидеры сменились: на первом месте оказался Приморский край, где осуществлялись работы по подготовке к проведению саммита АТЭС и были привлечены огромные инвестиции, далее следовали Ямало-Ненецкий АО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ненецкий АО, Еврейская АО. Московская область и Москва в этом «рейтинге» опустились на 10-е и 12-е места соответственно (рис. 6). Но это не значит, что число иностранных работников в этих регионах так сократилось, увеличилась нелегальная составляющая временной трудовой миграции.

Рисунок 6. Отношение официально привлеченной ИРС к общей численности занятых в регионе, 2012 год, в %

Региональная структура привлечения ИРС меняется не случайно. Она коррелирует с движением инвестиций (в 2012 году сильно поднялись в рейтинге Приморский край, Краснодарский край, Калужская область), что ведет к росту спроса на рабочую силу. В регионах, где осуществляется масштабное строительство (саммит АТЭС, строительство объектов Олимпиады 2014, подготовка к проведению ЧМ по футболу в 2018 году) привлечение ИРС осуществляется в особом порядке13. Но, с другой стороны, влияет и политика выделения квот на привлечение ИРС. Более низкий рейтинг Москвы в 2012 году объясняется именно этим, но реальное присутствие иностранных работников на рынке труда столицы вряд ли произошло, по-видимому, изменились пропорции между ее легальной и нелегальной составляющими.

В 2007 году в 78% регионов, в 2012 году – в 74% регионов соотношение официально привлеченной ИРС и численности занятого населения было ниже, чем в среднем по России. В половине регионов доля ИРС была ниже 1% от общей численности занятых. Мало привлеченной ИРС в бедных и аграрных регионах, например, в республиках Северного Кавказа и других регионах Европейской России, которые, по классификации НИСП14, относятся к регионам-аутсайдерам. Оценки распространенности незаконной трудовой миграции в начале 2000-х годов также свидетельствовали о том, что последние концентрируются в экономически успешных регионах15. Эти регионы часто являются основными регионами-донорами временной трудовой миграции в пределах страны. На востоке страны участие иностранной рабочей силы в экономике в среднем выше, чем в регионах Европейской части, что обусловлено, по-видимому, спецификой отраслевой структуры хозяйства.

По патентам в 2012 году больше всего иностранцев работало в Московской области, Москве, Тульской, Новосибирской, Ростовской областях, а также в других регионах, возглавляемых городами-миллионниками. В сырьевых регионах, где много официально привлеченной ИРС, работающих по патентам не так много, все же работа в частных домохозяйствах востребована в основном в крупных городах. Известно, что патенты приобретают далеко не только в целях работы в частных домохозяйствах, но и в целях частичной легализации, но эти схемы чаще применяются, видимо, также в крупных городах.


13 См., например: ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 июня 2013 г. №108-ФЗ
14 Главным дифференцирующим признаком, позволяющим классифицировать регионы по методике Независимого института социальной политики (НИСП), является уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств, которые оцениваются следующими показателями: душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности. Подробнее см.: Социальный атлас российских регионов, URL http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml
15 Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.: ИС РАН, 2005. С. 194-195

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.