Rambler's Top100

№ 579 - 580
16 - 31 декабря 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Временные трудовые мигранты в России

Четыре канала легальной миграции иностранцев

Из каких стран едут синие и белые воротнички

Иностранные трудящиеся: демографический и социально-профессиональный профиль

Региональные особенности временной трудовой миграции иностранцев

Российские трудовые мигранты и иностранные работники – коллеги? конкуренты?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Временные трудовые мигранты в России

Над темой номера работали

Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Михаил ДЕНИСЕНКО

Никита МКРТЧЯН

Из каких стран едут синие и белые воротнички

Работающие на основании простых разрешений на работу. Большинство трудовых мигрантов - это граждане стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию. В 2011-1012 годах их доля среди получивших разрешения на работу достигла 83-84%. С учетом проданных патентов для работы в частных домохозяйствах доля разрешительных документов, которые получили граждане безвизовых стран, составила в 2011-2012 гг. примерно 92 процента.

Граждане 10 государств составили почти 95% всего потока. Безусловным лидером остается Узбекистан, на долю которого в 2012 году пришлось около 42% всех выданных разрешений на работу. Число граждан Узбекистана, получивших разрешения, приблизилось к беспрецедентному уровню и достигло почти 590 тысяч человек. С огромным отставанием следуют Таджикистан (218 тысяч) Украина (151 тысяча) и Кыргызстан (около 92 тысяч). В первую десятку вошли страны, никогда не входившие в СССР: Китай (97 тысяч), Северная Корея (37 тысяч) и Турция (26 тысяч разрешений) (табл. 2).

Таблица 2. Количество иностранных граждан, получивших обычные разрешения на работу в РФ, 2008-2012 годы

Страны

Тысячи

% 2012/2011

2008

2009

2010

2011

2012

Разрешения на работу, всего

1353,9

1060,2

864,2

1220

1403,6

115,1

Страны СНГ

985

786

659

1015

1183

116,6

Азербайджан

38,8

28

19,1

26,46

26,54

100,3

Армения

51

37,3

30,7

45,9

46,1

100,4

Казахстан

6,1

5,6

4,2

5,1

0,6

11,8

Киргизия

105,5

71,8

58,5

82,7

91,5

110,6

Молдавия

60,5

48,1

34,9

54,6

60

109,9

Таджикистан

213

171,2

134,6

199,6

218,1

109,3

Туркменистан

1,5

1,2

0,7

0,6

0,7

116,7

Украина

117,8

101,6

86,8

127,8

151,2

118,3

Узбекистан

390,3

320,7

289,7

472,3

588,6

124,6

Другие страны

369,4

274,7

205,0

204,9

220,3

107,5

Вьетнам

48,7

44,2

17,8

14,7

14,8

100,7

Китай

168,8

128,8

117,8

93,2

97

104,1

КНДР

17,7

18,6

19,8

21,6

26,3

121,8

Турция

67,1

30,8

25,1

25,5

36,6

143,5

Сербия

 

 

6,5

7,5

10,2

136,0

Другие

67,1

52,3

18,0

42,4

35,4

83,3

Источник: ФМС России.

Число мигрантов из Узбекистана с 2011 года выросло почти на 25%; на 10% увеличился поток мигрантов из Таджикистана, Киргизии и Молдавии, на 18% - с Украины. Из основных государств вне бывшего СССР наибольший прирост по сравнению с 2011 годом показали граждане Турции (43%) и Сербии (36%). Заметные изменения, которые стоит отметить, произошли в числе мигрантов, прибывших из ряда государств, не входящих в первую десятку, но  на протяжении ряда лет направляющие в Россию статистически значимые потоки (не менее 1000 человек). На 40% увеличилось количество граждан Таиланда. И напротив - значительно уменьшилось число трудовых мигрантов из Франции (на 18%), Германии (на 27%), США (на 33%) и Великобритании (на 35%).

Квалифицированные специалисты. Эта категория работников получает разрешения на работу без учета квот. Она объединяет иностранцев, занимающих должности или имеющих строго определенные профессии, на которые квоты не распространяются. И это единственная категория иностранных работников, наём которых производится в соответствии со специальным списком должностей, или профессий, который утверждается Министерством труда и частично меняется каждый год. В список на 2012 год были включены 41 должность/профессия, а на 2013 год их число достигло 59 за счет включения в него новых позиций, относящихся к театральной и цирковой деятельности. Перечень должностей часто вызывает удивление, поскольку никоим образом не связан с реальными потребностями  российской экономики в работниках отдельных профессий. Пока в России отсутствует практика формирования перечней, аналогичных тем, что используются, к примеру, в Австралии или Великобритании. Из 59 позиций, определенных на 2013 год, 23 должности – это позиции топ-менеджеров разного уровня (руководители, их заместители, директора и пр.), 20 профессий связаны с работой в театре или цирке (это артисты, режиссеры и звукорежиссеры и т.п.). Согласно пояснениям Федеральной миграционной службы, включение этих профессий в список предназначено для иностранцев, приезжающих в Россию на гастроли. Еще 13 позиций списка отведено инженерам разного профиля, и 3 позиции – техникам и технологам.

В 2012 году число лиц, получивших разрешение на работу в рамках этого канала миграции было немного больше, чем в 2011 году, и составило 44,1 тысячи (отметим, что за 11 месяцев 2013 года их количество выросло в 2,6 раза - до 113 тысяч). В перечень основных  стран исхода вошли преимущественно те же самые государства, что поставляют России основной поток трудящихся мигрантов, с небольшими изменениями в рангах (граждане Турции заняли пятое место, а Сербии – седьмое). Больше всего среди квалифицированных специалистов было граждан Узбекистана (почти 30%), Украины (16%), и практически поровну – граждан Китая и Таджикистана (7,5-7,9%). Нужно подчеркнуть, что в отношении определения квалифицированных специалистов нет единого подхода. Далеко не все иностранцы получают разрешение на работу, пользуясь этим каналом. Среди экспертов и практиков давно сформировалось мнение, что России требуется совершенно новый подход к определению категорий работников, которые смогут в упрощенном порядке получать доступ на российский рынок труда. Эти шаги предполагаются в ближайшем будущем.

Высококвалифицированные специалисты (ВКС). Категория высококвалифицированных специалистов была введена с июля 2010 года. Основным критерием до недавнего времени оставался уровень  оплаты труда не менее 2 миллионов рублей в год. В 2013 году перечень условий был расширен. В соответствии с законом высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности10, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере:

  1. не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для научных работников или преподавателей, приглашенных для работы в высших учебных заведениях и научных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также для иностранцев, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей);
  2. в размере не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
  3. без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, привлеченных к работе в инновационном центре «Сколково»;
  4. в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.

За 12 месяцев 2012 года ФМС России высококвалифицированным специалистам было оформлено 11795 разрешений на работу, что на 9,1% больше, чем в 2011 году. Из них – гражданам стран с визовым порядком въезда – 10863 разрешений, и гражданам с безвизовым порядком въезда - всего 932 разрешения. Наибольшее количество разрешений получили граждане Китая -1604, Турции – 1038, Франции – 853, Германии – 822, Великобритании– 679, США – 648, Украины– 622, Вьетнама – 518, Италии– 375, Японии – 319, Республики Кореи – 316, Филиппин – 225, Финляндии – 212, Польши– 183, Индии – 181, Сербии – 170, Чехии – 169, Канады – 168. Этот канал трудовой миграции постепенно развивается: за 11 месяцев 2013 года количество выданных разрешений на работу ВКС по сравнению со всем 2012 годом выросло вдвое и достигло 23,3 тысячи.

Половина ВКС являются руководителями учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб), примерно 10% - это специалисты в области естественных и инженерных наук, практически все прочие на распределены по профессиональным группам и относятся к категории "прочие". Рассмотреть структуру этой совокупности было возможно только по контингенту имевших действующее разрешение на работу в конце 2012 года (12,7 тысяч человек), т.к. по потоку данные были неполными. Всего численность ВКС составила 12,1 тысячи человек, из них мужчин было 11,3 тыс., а женщин - всего 809 человек (7%).

По возрастному составу ВКС были "старше" остальных трудовых мигрантов, модальный возраст для мужчин был 40-49 лет, а для женщин 30-39 лет.

Работающие на основании патентов для работы у физических лиц. Этот канал трудовой миграции получает в России все большее распространение. Число проданных в 2012 году патентов составило 1279 тыс. или почти на 50% больше, чем в 2011 году. Данный вид разрешительных документов для иностранных работников (из стран с безвизовым въездом в Россию) также был утвержден в июле 2010 года и к настоящему времени стал наиболее динамичной и расширяющейся практикой для этой части трудовых мигрантов. Стоимость патента составляет 1000 рублей. Ежемесячное или ежеквартальное внесение 1000 рублей на счет налоговой службы продлевает действие патента, подтверждением годности патента является квитанция об оплате. За 11 месяцев 2013 года ФМС продала на 9 процентов больше патентов, чем за весь 2012 год, что говорит о растущей популярности данного механизма легализации пребывания и работы на территории нашей страны.

В 2012 году почти половина (47%) патентов была куплена гражданами Узбекистана, 22% - Таджикистана, около 9% - Киргизии, по 5% пришлось на граждан Азербайджана и Украины, 4% - на граждан Молдавии. Т.е. граждане Узбекистана в совокупности получили в России почти 1,3 миллиона разрешительных документов, граждане Таджикистана – свыше 500 тысяч, и Киргизии – 170 тысяч. Всего выданных разрешений на работу и патентов в 2012 году было выдано около трех миллионов. Хотя закон допускает наличие у одного работника одновременно разрешения на работу и патента, это не является распространенной практикой. По сведениям, полученным по запросу из ФМС России, в конце 2012 года патент имели около шести процентов иностранцев с действующими разрешениями на работу, а в начале ноября 2013 года - всего 3,2 процента. В 2012 году чаще других получали оба документа граждане Армении и Узбекистана - соответственно 14% и 9% лиц с действительными разрешениями на работу. В ноябре 2013 для граждан Армении показатель составил 9,4%, а для граждан Узбекистана - 4%.

Патенты по-прежнему широко используются для упрощенного получения легального статуса для пребывания в России. В отличие от иностранцев, получающих первично разрешение на работу, и обязанных по истечении трех месяцев предъявить в миграционную службу контракт с работодателем или покинуть Россию, закон не требует подтверждения трудовой деятельности владельца патента, и не ограничивает его права на длительное пребывание в России. При наличии квитанции об оплате ежемесячного «взноса», иностранец с патентом может пребывать в России без ограничений. Существует мнение, что многие из таких мигрантов, не имея постоянной работы, получают возможность  оставаться в России, не теряя легального статуса. По данным социологического опроса, проведенного в 2011 году Центром Ю. Левады для НИУ-ВШЭ, 61,5% мигрантов с патентами не имеют никакого опыта работы у физических лиц.

Еще одним важнейшим обстоятельством является возможность не зависеть от системы квот11, в которой в настоящее время развилась коррупционная составляющая. Многие работодатели и иностранные работники не могут на законных основаниях взаимодействовать из-за того, что квоты в регионах становятся предметом бизнеса фирм-посредников. Этот вид злоупотреблений получил распространение в последние годы. Выдавая себя за реальных работодателей, фирмы-посредники участвуют в заявочной кампании для формирования квот на следующий год, а впоследствии перепродают выделенные квоты тем, кто действительно нуждается в работниках, получая за каждое разрешение на работу до 25 тысяч рублей. В настоящее время ФМС России разрабатывает предложения, которые помогут устранить эту практику и вывести недобросовестных посредников с рынка иностранной рабочей силы.


10 В законодательстве отсутствует требование документально подтверждать  наличие этих навыков.
11 См. Верховская М., Семенова А., Синяева Ю. Гастарбайтеры оформляются частным образом /Известия, 20 марта 2012 года http://izvestia.ru/news/518845

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.