Rambler's Top100

№ 537 - 538
1 - 20 января 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Смертность российских детей от внешних причин

Детская смертность от внешних причин в России высока, а имеющаяся информация неадекватна масштабу проблемы

Отставание от Европы очевидно

Слишком много смертей от непреднамеренных и неопределенных травм

«Сами виноваты»

Самоубийства: печальное антилидерство

Среди детей наибольший риск быть убитым – у младенцев и подростков

Улучшения есть, но они не кардинальны

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Ханс Бальдунг Грин. Рыцарь, девушка и Смерть. Hans Baldung Grien. The Knight, the Young Girl and Death (1505) Смертность российских детей от внешних причин

Над темой номера работала

Ирина ШУРЫГИНА

Ирина ШУРЫГИНА

Самоубийства: печальное антилидерство

В 2009 году у российских детей 10-14 лет на самоубийства приходилось 10% всех смертей, а у подростков 15-19 лет – 21%. Это означает, что каждый десятый умерший ребенок 10-14 лет и чуть более чем каждый пятый умерший молодой человек 15-19 лет погибли в результате суицида. Это не исключительные, но высокие показатели. В Польше вклад самоубийств в смертность детей и подростков ровно такой же, как в России; в западноевропейских странах, выделенных для сравнения, эти показатели для детей 10-14 лет колеблются от 11% в Швеции до 0,5% в Германии, а для подростков – от 15% в Германии до 7% в Италии.

Но главное, это то, что уровень смертности от самоубийств у российских детей и подростков крайне высок (рис. 10).

Рисунок 10. Уровень смертности от самоубийств в России и европейских странах (число умерших на 100000 населения соответствующего возраста), 2009

Первые самоубийства в России фиксируются уже в возрастной группе 5-9 лет. Разумеется, это еще единичные эпизоды. Например, в 2009 году было 10 таких случаев, что составляет 0,1 на 100 тыс. детей этого возраста. Но это и не случайность, как, например, в Польше, где в 2009 году от намеренных самоповреждений погиб 1 ребенок, а в 2008 году – ни одного. Самоубийства детей этой возрастной группы происходят в России ежегодно, что совершенно не характерно ни для «старых» европейских стран, ни для стран Восточной Европы, ни для бывших прибалтийских республик, ни для стран СНГ, ни вообще для всех стран в мире, по крайней мере, из тех, которые предоставляют свою статистику ВОЗ. Единственным исключением является Казахстан, в котором уровень самоубийств детей, включая 5-9-тилетних (0,4 на 100000.), беспрецедентно высок. Россия стабильно занимает по этому показателю второе место после Казахстана.

Уровень смертности от намеренных самоповреждений в этом возрасте в России понижается или повышается примерно в соответствии с колебаниями смертности от самоубийств во всем населении страны, что доказывает, что гибель таких маленьких детей от намеренных самоповреждений не является просто случайностью.

В основном первые самоубийства начинают фиксироваться среди детей 10-14 лет. И в этом случае Россия занимает второе место после Казахстана, далеко опережая развитые европейские страны (рис. 10

Вообще в мире, по-видимому, мало стран, в которых уровень смертности от самоубийств у детей от 5 до 14 лет превышал бы 1 на сто тысяч детей. Россия, в которой этот показатель устойчиво близок к 2, несомненно, входит в число стран с наиболее высокой детской смертностью от самоубийств в этом возрасте, причем даже среди них она занимает одну из лидирующих позиций (рис. 11).

Рисунок 11. Страны с наиболее высоким уровнем смертности от суицидов в возрасте 5-14 лет (число погибших на 100000 населения того же возраста), 2006, некоторые страны - 2005

Источник: база данных по смертности ВОЗ

У российских подростков 15-19 лет уровень смертности от самоубийств в три раза выше среднемирового10 и в пять раз выше, чем в среднем по Европе. С некоторой осторожностью можно сказать, что в 2008 году по суицидальной смертности старших подростков Россия занимала второе место в мире после Казахстана. К 2009 году ее очень ненамного обогнала Литва, причем произошло это не потому, что смертность подростков от самоубийств снизилась в России, а потому, что она резко выросла в Литве. Различия между РФ и Казахстаном также уменьшились – потому, что в Казахстане, в отличие от России, уровень самоубийств в этом возрасте заметно снизился (рис. 12).

Рисунок 12. Уровень смертности от самоубийств в возрасте 15-19 лет в России, Казахстане и Литве (число погибших на 100000 населения того же возраста), 2008 и 2009 годы

Но это то, что касается усредненного по полу показателя. Уровень смертности от самоубийств у российских юношей 15-19 лет в 2008 году оценивали как самый высокий в мире11. Действительно тогда у российских мальчиков этого возраста суицидальная смертность была выше, чем у их сверстников и в Казахстане и в Литве. В 2009 году с Россией с по этому показателю сравнялась Литва.

Разумеется, такой высокий уровень суицидов детей и подростков можно попытаться объяснить просто тем, что Россия – это вообще страна с очень высоким уровнем самоубийств12. Однако связь между общим уровнем самоубийств в стране и суицидальной смертностью детей и подростков на самом деле далеко не так прямолинейна.

Масштабы детских и подростковых самоубийств вовсе не обязательно пропорциональны общему уровню смертности от суицидов в стране. На рис. 13-14 показано, как в странах с наиболее высоким общим уровнем суицидов соотносятся между собой детская, юношеская и общая смертность от самоубийств.

Рисунок 13 Уровень детской (10-14 лет) и юношеской (15-19 лет) суицидальной смертности в странах с наиболее высокой общей смертностью от самоубийств (число погибших на 100000 населения того же возраста), 2009

Рисунок 14. Соотношение уровня детских (10-14 лет) и юношеских (15-19 лет) самоубийств с общим уровнем смертности от суицидов в странах с наибольшим уровнем самоубийств, в %, 2009 (отношение чего к чему? год?

Уровень смертности от самоубийств среди детей 10-14 лет составляет 23% от общей смертности по этой причине в Казахстане и 0% - в Эстонии и Латвии, а уровень суицидальной смертности в возрасте 15-19 лет равен в Казахстане 92% общего уровня, а в Венгрии – 34%. Россия, в которой соответствующие показатели составляют 13% и 76%, занимает второе место после Казахстана и по этой характеристике.

Если же выделить для рассмотрения страны с наиболее высокой в Европе смертностью от самоубийств среди подростков (рис. 15-16), то оказывается, что общий уровень смертности от суицидов в этих странах может различаться очень сильно – от очень высокого (Литва, Россия) до относительно низкого (Ирландия, Норвегия).

Рисунок 15. Уровень общей смертности от самоубийств в странах Европы с наиболее высокой суицидальной смертностью в группе 15-19 лет (число погибших на 100000), 2009

Рисунок 16. Соотношение уровня юношеских (15-19 лет) самоубийств с общим уровнем смертности от суицидов в странах Европы с самой высокой суицидальной смертностью среди подростков, в %, 2009

Таким образом, уровень детских и подростковых самоубийств в России нельзя просто списать на то, что в стране вообще очень высока смертность от суицидов, хотя, конечно, было бы ошибкой и сосредотачиваться исключительно на специфических причинах детских и юношеских самоубийств, игнорируя тот факт, что суицидальное поведение вообще очень распространено среди населения России.

Краткий, не претендующий на полноту, анализ реакции специалистов, официальных лиц и общественности на высокий уровень детских и юношеских самоубийств в России показал, что:

  • Специалисты-демографы, занимающиеся изучением смертности (за исключением исследований, специально посвященных подростковой и, в меньшей степени, детской смертности), не рассматривают детские и юношеские самоубийства как специальную проблему, поскольку уровень суицидальной смертности растет с возрастом, и наиболее высока она среди тех, кто старше 85 лет13. На фоне масштабов взрослых самоубийств детские и подростковые просто теряются.
  • СМИ, наоборот, уделяют относительно много внимания проблеме самоубийств среди детей и подростков, но сводится это исключительно к освещению отдельных случаев, каждый из которых рассматривается как своего рода сенсация. В целом СМИ создают впечатление, что самоубийства – это чисто молодежная проблема, что не соответствует истине.
  • Официальные лица разных уровней периодически обозначают проблему высокого уровня юношеских (15-19 лет) суицидов, в основном реагируя на конкретные информационные поводы (например, появление информации ЮНИСЕФ о том, что Россия занимает первое место в мире по числу самоубийств среди подростков, или сообщение о том, что в конкретном регионе уровень подростковых самоубийств особенно высок, или широкое освещение в СМИ нескольких случаев подростковых самоубийств подряд). При этом детские самоубийства теряются на фоне проблемы юношеских самоубийств подобно тому, как подростковые суициды теряются на фоне взрослых.
  • Специалисты, работающие с детьми, и психологи заостряют внимание на чисто молодежных проблемах, более или менее одинаковых для детей и подростков во всем мире: отношения в семье и школе, несчастная любовь, страх перед экзаменами, жестокое обращение, недостаточное внимание со стороны родителей, кризисы взросления и т.п. Но эти объяснения ничего не говорят о том, почему именно в России уровень детских самоубийств так высок.
  • Общественное мнение в целом не слишком озабочено проблемой детских и подростковых суицидов (если речь не идет об обсуждении конкретного информационного повода). Среди причин, наиболее часто называемых во время интернет-обсуждений, фигурируют: дурное влияние кино, телевидения и компьютерных игр; одиночество и отсутствие организованного досуга; насилие - как физическое (обычно упоминаются избиения в школе или дома), так и психологическое (как правило, со стороны родителей, которые требуют от ребенка либо немыслимой успеваемости, либо полного подчинения, либо еще чего-то); плохие отношения в семье (развод родителей, отсутствие любви и доверия между родителями и детьми). Много жалоб на то, что «школа забросила детей» 14.

Отдельно стоит выделить исследования, результаты которых говорят о повышенной депрессивности, утрате витальности и специфическом отношении к смерти у российских молодых людей.

В частности, в специальной литературе можно найти ссылки на то, что если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, то в России он близок к 20%15, и на то, что российские подростки не ощущают себя физически здоровыми (исследование самооценок здоровья 15-летних юношей и девушек показало, что считают себя здоровыми: в Швейцарии – 93%; во Франции – 55%; в Германии – 40%, а в России – 28% опрошенных)16. Ощущение физического благополучия – одна из основных составляющих общей витальности, желания жить. Поэтому приведенные данные о самооценках здоровья российских подростков можно рассматривать как проявление низкого уровня витальности у российских очень молодых людей (или как причину утраты ими витальности).

Результаты опроса студентов Тверского государственного технического университета об их отношении к смерти, показали, что у четвертой части опрошенных 18-19-летних молодых людей наблюдается пессимистическое отношение к жизни, а смерть представляется «освобождением от физических и душевных мук» и приблизительно пятая часть из них высказала склонность решать возникающие проблемы самым легким способом: «уйти из жизни». Сравнительный анализ ответов американских студентов, опрошенных по той же методике, показал, что это специфично именно для молодых россиян, а не является свойственным ранней молодости вообще17.

Все эти данные коррелируют с размышлениями некоторых специалистов, изучающих причины российской повышенной смертности в целом, о том, что настолько высокая смертность не может быть полностью объяснена ни одним из обычных факторов, и поэтому ее причины следует искать в особенностях психологии населения страны18 или о том, что высокий уровень самоубийств у подростков России можно рассматривать как следствие отсутствия антисуицидальных барьеров на популяционном и индивидуальном уровнях19.

Разумеется, и эти результаты и размышления не могут претендовать на то, чтобы стать единственным объяснением причин высокого уровня детских и подростковых самоубийств в России. Но очевидно и то, что этот уровень невозможно объяснить и одной только совокупностью безусловно правильных объяснений, предлагаемых психологами, педагогами и общественным мнением, о которых говорилось выше.

По-видимому, следует признать, что в полной мере осмыслить причины высокого уровня самоубийств у российских детей и подростков можно только при междисциплинарном, комплексном и системном подходе к изучению проблемы, который включал бы в себя рассмотрение и общих факторов, определяющих общий уровень суицидов в стране, и специфических для каждой из возрастных групп, и международные сравнения, без которых невозможно вычленить общие и специфические закономерности.


10 Альбицкий В.Ю. и др. Смертность подростков в Российской федерации. М., 2010, с. 5
11 Альбицкий В.Ю. и др. Смертность подростков в Российской федерации». М., 2010, с. 5.
12 Детский суицид, указывает глава Левада-Центра Лев Гудков, «это лишь проявление общего, очень высокого уровня самоубийств в России»//  http://www.ng.ru/politics/2011-10-12/1_youth.html
13 В порядке отступления следует отметить, что проблема самоубийств среди стариков вообще не входит в зону внимания СМИ, общественного мнения и официальных лиц. И это очень показательно, поскольку общество определяется по его отношению не только к детям, но и к старикам.
14 Обзор интернет-обсуждений подготовлен А. Ревтовой.
15 Альбицкий В.Ю. и др. “Смертность подростков в Российской федерации», М., 2010, стр. 5
16 Барканов В.Б. Медико-социальные проблемы насильственной смерти детей и подростков в крупном промышленном центре: Автореф. дис. … канд. мед. наук.– СПб, 2005
17 Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти// Социологические исследования. 2001. № 4. С. 134-136
18 Почему умирают русские. Интервью с Николасом Эберстадтом // Сноб, №06 (9), июнь 2009 года http://www.snob.ru/magazine/entry/id/3603
19 Смертность российских подростков от самоубийств / Иванова А.Е. и др. ЮНИСЕФ, 2011. 132 с.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.