|
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА ХРОНИЧЕСКИХ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Перевод с английского
М., Издательство "Весь Мир", 2008, 212 страниц
|
Учитывая трудности компенсации вышеупомянутых
тенденций старения, общее количество смертных случаев в результате
ХНИБ будет расти, но составит примерно 3 вместо 6 млн (как
это следует из исторических тенденций). Для населения в возрасте
до 70 лет данный сценарий означал бы, что процесс старения
будет почти полностью компенсирован*; таким образом, что число
смертей между 2005 и 2015 гг. станет постоянным, вместо того,
чтобы возрасти на 1,5 млн, как подразумевалось на начальном
этапе. В целом за 10 лет во всех возрастных группах может
быть предотвращено примерно 13 млн смертей. Это приведет к
сохранению около 30 млн лет жизни в 2015 г., таким образом,
удерживая число потерянных лет жизни на уровне 2005 г. В приложении
1 содержится более подробная информация об этих оценках. Методы
подобны тем, которые описаны Стронгом с соавторами (Strong
and others, 2005), и, как и в том исследовании, в качестве
единиц измерения выступало число смертей и потерянных лет
жизни, а не DALY. Акцентирование внимания на смертности не
имеет целью уменьшить значимость потенциальных достижений
в сокращении заболеваемости, которое может быть достигнуто
посредством улучшения исходов ХНИБ.
* Речь идет о компенсации негативного влияния процесса
старения на заболеваемость и смертность использованием вмешательств
системы здравоохранения. — Примеч. ред.
Стр. 8-9.
Соотношение «затраты/эффективность»
для некоторых технологий борьбы с ХНИБ (стр. 38)
Технология
|
Затраты на DALY (долл. США)
|
Число предотвращенных DALY на 1 млн долл. США
|
1. Налогообложение табачных продуктов
|
3-50
|
20000-330000
|
2. Лечение острого инфаркта миокарда или приступа стенокардии
недорогими лекарствами (аспирин и бета-блокаторы)
|
10-25
|
40000-100000
|
3. Лечение острого инфаркта миокарда недорогими лекарствами
и стрептокиназой (затраты и число предотвращенных DALY
плюс к тем, что учитывались при лечении недорогими лекарствами)
|
600-750
|
1300-1600
|
4. Пожизненное лечение пациентов, перенесших сердечный
приступ или инсульт, «политаблеткой» (4-5 препаратов
в день для медикаментозной профилактики)
|
700-1000
|
1000-1400
|
5. Аортокоронарное шунтирование или шунтирование в
случаях особого риска, например при поражении левой
главной коронарной артерии (в дополнение к п. 4)
|
>25000
|
<40
|
6. Шунтирование для менее тяжелых поражений коронарных
артерий и продолжительное лечение (в дополнение к п.
4)
|
Очень высоки
|
Очень мало
|
Матрица, иллюстрирующая
экономическое обоснование общественных вмешательств при ХНИБ
(стр. 46)
Уровень медицинской помощи
|
Страны с низким уровнем дохода
|
Страны со средним уровнем дохода
|
Первичная профилактика (первичные немедицинские службы)
|
Имеется достаточное обоснование эффективности введения
налога на табачные изделия и алкоголь, запрет на рекламу
курения и запрет курения в общественных местах.
Также является обоснованным предоставление информации
для улучшения знаний о факторах риска (алкоголь, табак,
диета, физическая активность), с обращением внимания
на доведение этой информации до бедного населения.
|
Имеется достаточное обоснование эффективности введения
налога на табачные изделия и алкоголь, запрет на рекламу
курения и запрет курения в общественных местах.
Также является обоснованным предоставление информации
для улучшения знаний о факторах риска (алкоголь, табак,
диета, физическая активность), с обращением внимания
на доведение этой информации до бедного населения.
Регуляторные меры в отношении состава пищевых продуктов.
|
Вторичная профилактика и лечение (первичные медицинские
службы)
|
Ограниченный набор простых, возможно внебольничных,
малозатратных технологий, которые с большой вероятностью
будут доступны для бедного населения (и не будут чрезмерно
обременять государственный бюджет) являются обоснованными
с точки зрения обеспечения равенства. Например, такие
вмешательства могут быть включены в основной пакет услуг.
Дорогие технологии обоснованы с точки зрения экономической
эффективности (например, с точки зрения решения проблем
страхования), но обеспечить их доступность сложно при
ограниченных административных возможностях и дефиците
общественного бюджета. Кроме того, они вряд ли будут
доступны для бедных, если оказываются в основном в больницах.
Другое. Правительства должны осуществлять мониторинг
и оценку технологий, чтобы выявлять, что работает. Также
возможно проведение переговоров о снижении цен на лекарства,
используемые для лечения ХНИБ.
|
Дешевые простые технологии являются обоснованными с
точки зрения обеспечения равенства (например, они могут
быть включены в базовый пакет услуг) с обращением внимания
на доступность этих технологий для бедного населения.
Существует серьезное основание и для дорогих технологий
(через систему страхования или государственное финансирование).
Однако необходимо стремиться к тому, чтобы эти дорогие
технологии были доступны для бедных, а включение новых
технологий в пакет основных услуг должно проводиться,
если они могут быть оплачены за счет государства.
Другое. Правительства должны осуществлять мониторинг
и оценку технологий, чтобы выявлять, что работает. Также
возможно проведение переговоров о снижении цен на лекарства,
используемые для лечения ХНИБ.
|
В данной главе можно выделить следующие моменты:
- Банк сосредоточит свои политические дискуссии со странами
на тех областях, в которых он обладает сравнительными преимуществами
в отношении профилактики и контроля ХНИБ. Кредитные операции
будут проводиться в соответствие с запросом. В большинстве
случаев они будут осуществляться в рамках программ здравоохранения
и межсекторальных программ, которые влияют на исходы ХНИБ.
- Будет сделан акцент на доступные и высоко эффективные
вмешательства на популяционном и индивидуальном уровнях.
- Дальнейшая поддержка Банком мероприятий по контролю ХНИБ
будет сфокусирована на достижении устойчивых исходов профилактики
и лечения, с акцентом на те аспекты, в которых Банк обладает
сравнительными преимуществами.
- Подход Банка будет избирательным и соответствовать особенностям
каждой конкретной ситуации.
- Важной частью программы действий Банка, направленной на
контроль ХНИБ, является генерирование новых знаний.
Стр. 63-64.
Соотношения «затраты/эффективность»
для мероприятий, направленных на уменьшение злоупотребления
алкоголем в регионах Всемирного банка (стр. 96-97)
|
Охват, % а)
|
Европа и Централь-
ная Азия
|
Латинская Америка и Карибский бассейн
|
Африка к югу от Сахары
|
Восточная Африка и Тихо-
океанский регион
|
Южная Азия
|
Соотношение «затраты/эффективность» при сравнении
с отсутствием вмешательства (долл. США/предотвращенный
DALY)
|
Акцизы на алкогольную продукцию (текущее положение
|
0,95
|
141
|
225
|
104
|
516
|
2671
|
Акцизы на алкогольную продукцию (25%-ное увеличение)
|
0,95
|
127
|
202
|
100
|
447
|
3654
|
Акцизы на алкогольную продукцию (50%-ное увеличение)
|
0,95
|
116
|
184
|
95
|
394
|
4641
|
Ограниченный доступ к алкогольным напиткам в розничной
торговле
|
0,95
|
216
|
340
|
152
|
146
|
827
|
Всеобщий запрет на рекламу алкоголя
|
0,95
|
185
|
380
|
134
|
123
|
1123
|
Исследование содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе
у водителей методом случайной выборки
|
0,80
|
1856
|
1542
|
973
|
984
|
531
|
Короткое консультирование алкоголиков врачом первичного
звена
|
0,50
|
270
|
204
|
502
|
224
|
462
|
Максимальный налог + консультирование врачом
|
Н.Д.
|
216
|
350
|
143
|
269
|
845
|
Максимальный налог + запрет на рекламу + исследование
содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе + консультирование
врачом
|
Н.Д.
|
381
|
546
|
229
|
383
|
707
|
Число предотвращенных DALY на 1 млн долл. США
расходов
|
Акцизы на алкогольную продукцию (текущее положение)
|
0,95
|
7107
|
4435
|
9633
|
1937
|
374
|
Акцизы на алкогольную продукцию (25%-ное увеличение)
|
0,95
|
7847
|
4953
|
10 007
|
2239
|
274
|
Акцизы на алкогольную продукцию (50%-ное увеличение)
|
0,95
|
8590
|
5442
|
10553
|
2536
|
215
|
Ограниченный доступ к алкогольным напиткам в розничной
торговле
|
0,95
|
4638
|
2940
|
6580
|
6856
|
1209
|
Всеобщий запрет на рекламу алкоголя
|
0,95
|
5417
|
2631
|
7442
|
8139
|
891
|
Исследование содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе
у водителей методом случайной выборки
|
0,80
|
539
|
648
|
1027
|
1016
|
1882
|
Короткое консультирование алкоголиков врачом первичного
звена
|
0,50
|
3705
|
1992
|
4891
|
4460
|
2163
|
Максимальный налог + консультирование врачом
|
Н.Д.
|
4627
|
2859
|
7016
|
3718
|
1184
|
Максимальный налог+запрет на рекламу + исследование
содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе + консультирование
врачом
|
Н.Д.
|
2621
|
1833
|
4364
|
2612
|
1415
|
Примечание: Н.Д. - не применяется. Жирным шрифтом
выделены наиболее целесообразные с точки зрения соотношения
«затраты/эффективность» стратегии уменьшения злоупотребления
алкоголем, основанные на модели для данного региона.
а) Относится к рассчитанному по модели проценту алкоголиков,
входящих в группу высокого риска, на которых распространяется
мероприятие.
|
Общепризнанно, что неинфекционные болезни (ХНИБ) являются
основной причиной смерти в странах высоким доходом, а также в странах
с доходом выше- и ниже- среднего. К 2015 году они также станут ведущей
причиной смертности в странах с низким уровнем дохода. Помимо смертности,
ХНИБ обусловливают почти половину бремени болезней, которое определяется
через годы жизни с поправкой на нетрудоспособность (DALYs) в странах
с низким и средним доходом, и в будущем прогнозируется значительное
увеличение связанных с ХНИБ DALYs.
Обращения к этой проблеме будет требовать от лиц, принимающих
решения, разработки и осуществления экономических, социальных, политических
мер, а также мероприятий в области здравоохранения, исследующих
связи между ХНИБ и бедностью для минимизации экономических потерь
и в области здоровья среди населения. "Государственная политика
и проблема хронических неинфекционных болезней" предоставляет
систему, которую лица, принимающие решения, могут использовать при
определении своих стратегий. Авторы обращают внимание, что наиболее
эффективный отклик от политики должен быть двойным: учреждение программ
для предотвращения угрожающего роста бремени ХНИБ в рамках возможного,
например, через государственные вмешательства в область здравоохранения
и усовершенствование системы здравоохранения - и вместе с тем подготовить
к экономическому давлению и давлению на систему здравоохранения,
которая должна явиться результатом увеличения ХНИБ, связанных со
старением населения. Эта книга будет представлять интерес для правительств,
международных организация, университетов и исследовательских институтов,
занимающихся вопросами здравоохранения, экономической политики,
общественного здравоохранения и стратегиями сокращения бедности.
Издание адресовано широкому кругу лиц.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Выражение признательности
Список сокращений
Краткое содержание
Глава 1. Введение
Цель
Целевая аудитория
Исходы ХНИБ и возможности их улучшения
Ключевые моменты
Примечания
Глава 2. Улучшение исходов ХНИБ: перспектива для государственной
политики
Экономическое бремя ХНИБ
Экономическое обоснование: эффективность, равенство и распределение
бюджета
Полезность затрат
Оказание медицинских услуг при ХНИБ
Резюме: матрица экономической целесообразности вмешательств при
ХНИБ
Ключевые моменты
Примечания
Глава 3. Программа действий Всемирного банка
Место ХНИБ в деятельности Всемирного банка
Программа действий
Ключевые моменты
Примечания
Приложение 1. Обоснование необходимости государственных
вмешательств по контролю хронических неинфекционных болезней
Сценарий ускоренного сокращения смертности от ХНИБ
Доказательства экономического бремени ХНИБ
Значимость ХНИБ для бедных слоев населения
ХНИБ и финансирование здравоохранения
Примечания
Приложение 2. Доказательства эффективности мероприятий
по профилактике и контролю хронических неинфекционных болезней
Преждевременная смертность
Государственная политика
Профилактика на уровне первичной помощи
Заключение
Примечания
Приложение 3. Проблемы разработки и внедрения программ
борьбы С ХНИБ на примере трех стран
Индонезия: прогнозирование и финансирование потребности в медицинской
помощи в стране со средним уровнем дохода - эпидемиологический
переход в Восточной и Центральной Яве
Грузия: диабет и системные ограничения
Индия: ценность информации о состоянии ХНИБ
Примечания
Приложение 4. Избранные индикаторы ХНИБ
Глоссарий избранных медицинских терминов
Библиография
|