|
![](img/book04.jpg) |
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
М., ЮНИСЕФ-НИСП, 2011, 272 страницы
|
http://www.unicef.ru/upload/iblock/b6e/b6e95c80c100fe40629a3024b2a59018.pdf
Мнения подростков о
важных проблемах детей в современной России (в порядке частоты
упоминания) (стр. 33)
Фокус-группа 1
|
Фокус-группа 2
|
Ограниченные возможности образования в малых городах,
селах (трудно оплатить языковые курсы, отсутствует доступ
к интернету, математические предметы преподаются слабо)
|
Алкоголизм, курение, употребление наркотиков молодеет.
Нарушаются законы о запрете продажи спиртного детям.
Продажа алкоголя и сигарет в киосках на каждом шагу
|
Дополнительное образование платное
|
Незнание о контрацепции, недоброжелательные аптекари,
отсутствие инфраструктуры планирования семьи приводит
к инфекциям, передающимся половым путем, нежелательной
беременности
|
Коррупция (вузы, карьера, больницы)
|
Проблемы в школе (ученики с асоциальным поведением
срывают учебный процесс, терроризируют учителей и учеников,
но выхода из ситуации нет; хамство и неуважение учителей
и учеников друг к другу; платное образование (учебники,
репетиторы); качество питания и медицинских услуг бывает
низкое; невысокий профессионализм некоторых учителей
связан с низкой зарплатой и моральным износом)
|
Неравномерное развитие регионов
|
Трудно устроиться на работу в летний период (мало предложений,
очень низкая оплата труда)
|
Трудно организовать досуг (некуда пойти)
|
Коррупция (вузы)
|
Поддержка государством семьи и детства намного слабее,
чем в советское время. Государство меньше участвует
в жизни молодежи
|
Формализм в отношении к участию детей в принятии решений
|
Резко прекращается государственная поддержка подростков
в трудных жизненных ситуациях по достижении ими возраста
18 лет
|
Очередь в детские сады
|
Вредные привычки (курение, потребление алкоголя, нецензурные
выражения) распространены среди молодежи. Трудно противостоять
давлению общества (СМИ, окружение)
|
Детский криминал (вовлечение беспризорников)
|
Низкая активность ребят в участии в общественной жизни
и в принятии решений
|
Вовлечение молодежи в националистические движения
|
Компьютерная зависимость
|
Негативные стереотипы в отношении мигрантов, с одной
стороны, и неуважение мигрантами культуры и традиций
принимающей страны — с другой
|
Проблемы в школе (дедовщина, хамство учителей, неуважение
старших, репетиторство, низкий уровень квалификации
учителей, несовершенство ЕГЭ)
|
Дискриминация по отношению к детям-инвалидам (плохая
инфраструктура, отторжение в обществе)
|
«Утечка мозгов» из менее развитых регионов, из страны
|
Неодинаковый доступ к качественной медицине в разных
регионах. Платные операции делают детям, которые не
могут заработать
|
Жестокость по отношению к детям-инвалидам (плохая инфраструктура,
пренебрежительное отношение людей)
|
Трудно организовать досуг
|
Негативные стереотипы в отношении мигрантов, с одной
стороны, и неуважение мигрантами культуры и традиций
принимающей страны — с другой
|
|
Важной особенностью российской ситуации является
высокая и увеличивавшаяся до последнего момента доля социальных
сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности.
Так, в 2006 г. среди выявленных детей-сирот только 17,4% являлись
биологическими сиротами, а к 2009 г. их доля сократилась уже
до 13,6%. В 2010 г. доля биологических сирот в общей численности
выявленных детей-сирот выросла на 1,3 п.п. и составила 14,9%.
Основной причиной социального сиротства является лишение родительских
прав — мера, распространенность которой до недавнего времени
неуклонно росла (до 76 310 случаев в 2007 г., что соответствует
более 60% выявленных в указанном году сирот). Лишь с 2008
г. начала происходить постепенная реструктуризация системы
мер в пользу ограничения в родительских правах, однако на
долю этой меры к 2010 г. по-прежнему приходится менее 10%
от общего числа случаев выявления детей, оставшихся без попечения
родителей. Ощутимый процент социальных сирот составляют также
новорожденные дети-отказники, численность которых, по оценкам,
составляет около 10 тыс., что связано с неразвитостью системы
профилактической работы с женщинами из групп риска. В число
последних входят в частности нелегальные мигрантки (вставка
1.3).
Стр. 32.
Что касается неполных семей, ситуация неоднозначна.
Большинство неполных семей (более 75%) — это однодетные семьи,
проживающие совместно с родителями отца/матери ребенка. Неполные
семьи с одним ребенком имеют более низкую вероятность попадания
в бедность, чем двухдетные полные семьи, хотя уровень детской
нагрузки в этих семьях одинаков (один ребенок на одного взрослого).
Ситуация осложняется в случае, если с одним родителем остаются
двое и более детей. Такие семьи по характеристикам бедности
больше похожи на многодетные полные семьи. Например, в 2009
г. в число бедных попадало 42% неполных семей с двумя и более
детьми. Неполные семьи являются уязвимой группой, поскольку
существенное значение при формировании доходов таких семей
имеют частные социальные трансферты в виде алиментов и содержания
на детей. Если алименты не выплачиваются, дети в неполных
семьях подвержены высокому риску попадания в бедность.
Стр. 46.
Комбинированный подход
к определению бедности, в разрезе типов поселений, 2010 г.,
% (стр.60)
|
Типы поселения
|
Все типы поселения
|
Областной центр
|
Город
|
ПГТ
|
Село
|
Семьи без детей до 18 лет
|
Бедные по доходу
|
5,3
|
11,9
|
20,6
|
30,0
|
14,0
|
Бедные по лишениям
|
29,2
|
33,6
|
32,1
|
31,9
|
31,3
|
Бедные по субъективной оценке
|
29,1
|
36,5
|
45,0
|
47,5
|
36,5
|
Бедные хотя бы по одному из критериев
|
43,5
|
51,9
|
65,0
|
62,8
|
51,7
|
Бедные по доходу, лишениям и субъективной оценке
|
2,8
|
6,8
|
6,7
|
12,6
|
6,6
|
Семьи с детьми до 18 лет
|
Бедные по доходу
|
9,7
|
27,9
|
55,9
|
51,1
|
28,3
|
Бедные по лишениям
|
17,4
|
19,0
|
17,6
|
25,1
|
19,9
|
Бедные по субъективной оценке
|
35,8
|
39,7
|
39,9
|
52,0
|
41,4
|
Бедные хотя бы по одному из критериев
|
42,2
|
57,6
|
77,2
|
71,7
|
56,3
|
Бедные по доходу, лишениям и субъективной оценке
|
3,9
|
7,6
|
10,2
|
13,3
|
7,8
|
Число детей-инвалидов,
получающих ежемесячные денежные выплаты, социальную пенсию,
и средний размер социальной пенсии в 2005–2009 гг. (стр. 151)
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Численность детей-инвалидов, получающих ежемесячные
денежные выплаты, тыс. человек
|
594,0
|
581,2
|
561,7
|
545,6
|
538,9
|
Численность детей-инвалидов, получающих социальные
пенсии, на 10 тыс. детей до 18 лет
|
205,0
|
205,0
|
200,2
|
197,6
|
199,7
|
Средний размер назначенных социальных пенсий, рублей
в месяц
|
2084,3
|
2262,5
|
3400,1
|
3901,5
|
5553,1
|
Соотношение среднего размера назначенных пенсий детям-инвалидам
и величины ПМ ребенка, %
|
71,1
|
68,8
|
88,8
|
87,2
|
112,8
|
Источник: данные ФСГС.
|
Приняв Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация
согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений.
После начала рыночной трансформации в 1990 г. Россия столкнулась
с масштабными экономическими, политическими и социальными переменами,
которые имели в основном негативные последствия для благополучия
детей. Последовавшее улучшение экономической конъюнктуры в 2000-х
гг. благотворно отразилось на положении детей, однако другие группы
населения гораздо лучше воспользовались плодами экономического роста.
В данном докладе предпринята попытка оценить положение
детей на основе концепции социальной исключенности, предполагающей
анализ возможностей и ограничений в доступе к материальным благам,
неденежным ресурсам развития и правам человека. Специальным фокусом
доклада является проблема участия детей в жизни общества.
Данный доклад является результатом работы группы российских экспертов
под эгидой Независимого института социальной политики.
Содержание
Вступительное слово
Резюме доклада
Введение
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1 Демографические тенденции
1.1.1. Сокращение численности населения
1.1.2. Сокращение удельного веса детей и старение населения
1.1.3. Изменение структуры семей
1.1.4. Рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
1.2. Динамика доходов и доходной бедности
1.2.1. Доходы населения и их компоненты
1.2.2. Детская бедность по доходам
1.2.3. Региональный аспект бедности
1.3. Многокритериальные оценки бедности и благосостояния
1.3.1. Комбинированный подход к оценке бедности
1.3.2. Индексный метод оценки благосостояния
1.3.3. Оценка семейного неблагополучия в контексте профилактики
социального сиротства
1.4. Основные рекомендации
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
2.1. Развитие системы социальной поддержки
2.2. Расходы на социальную поддержку семей с детьми и уровень
социальных гарантий
2.3. Социальная поддержка семей с детьми в регионах
2.4. Оценка эффекта мер государственной поддержки семей с детьми
2.4.1. Реформа денежных трансфертов для семей с детьми 2007 г.
2.4.2. Меры государственной поддержки домохозяйств в период текущего
кризиса
2.4.3. Политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
2.5. Основные рекомендации
ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ
3.1. Общая характеристика состояния здоровья детского населения
3.1.1. Детская и материнская смертность
3.1.2. Здоровье и заболеваемость детей
3.1.3. Уровень детской инвалидности
3.2. Политика государства в области охраны здоровья детей и матерей
3.2.1. Доступность и качество медицинской помощи
3.2.2. Меры по охране здоровья матерей, детей и подростков
3.2.3. Система поддержки детей-инвалидов
3.3. Основные рекомендации
ГЛАВА 4. ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Основные характеристики системы образования в России
4.1.1. Дошкольное образование
4.1.2. Начальное, основное и среднее общее образование
4.1.3. Профессиональное образование
4.1.4. Дополнительное образование
4.2. Политика государства в области поддержки образования
4.2.1. Проблемы доступности образования
4.2.2. Меры, предпринимаемые в области поддержки образования
4.3. Обеспечение информационной среды, благоприятной для развития
ребенка
4.4. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными
возможностями здоровья
4.4.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе образования
4.4.2. Финансирование образовательных услуг для детей с ограниченными
возможностями здоровья
4.4.3. Проблемы оценки качества образовательных услуг для детей
с ограниченными возможностями здоровья
4.5. Основные рекомендации
ГЛАВА 5. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ
ИХ ИНТЕРЕСЫ
5.1. Участие детей в принятии решений: основные определения и
подходы к анализу
5.2. Правовая база, регламентирующая вопросы привлечения детей
к участию в принятии решений в России
5.3. Развитие процесса участия детей в принятии решений в России
5.3.1. Формы и модели участия детей в принятии решений
5.3.2. Вопросы жизни города, к решению которых привлекаются дети
5.3.3. Формы и стадии участия детей
5.3.4. Стратегия, план развития участия детей в принятии решений
5.3.5. Портрет детей, участвующих в принятии решений
5.3.6. Отношение взрослых к участию детей
5.3.7. Задачи участия детей в принятии решений в понимании детей
и взрослых
5.3.8. Ресурсная обеспеченность процесса принятия решений
5.4. Основные рекомендации
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|