Rambler's Top100

№ 517 - 518
1 - 19 августа 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Демографическое развитие Москвы на рубеже XIX и XX веков

Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И.М. Маергойза

Статистическое обеспечение миграционной политики РФ

Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей

Государственная политика и проблема хронических неинфекционных болезней

По страницам журналов «Социальные аспекты здоровья населения» и «Акушерство и гинекология»

Содержание журнала «Demographic Research»


Google
Web demoscope.ru

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

М., ЮНИСЕФ-НИСП, 2011, 272 страницы

http://www.unicef.ru/upload/iblock/b6e/b6e95c80c100fe40629a3024b2a59018.pdf

Мнения подростков о важных проблемах детей в современной России (в порядке частоты упоминания) (стр. 33)

Фокус-группа 1

Фокус-группа 2

Ограниченные возможности образования в малых городах, селах (трудно оплатить языковые курсы, отсутствует доступ к интернету, математические предметы преподаются слабо)

Алкоголизм, курение, употребление наркотиков молодеет. Нарушаются законы о запрете продажи спиртного детям. Продажа алкоголя и сигарет в киосках на каждом шагу

Дополнительное образование платное

Незнание о контрацепции, недоброжелательные аптекари, отсутствие инфраструктуры планирования семьи приводит к инфекциям, передающимся половым путем, нежелательной беременности

Коррупция (вузы, карьера, больницы)

Проблемы в школе (ученики с асоциальным поведением сры­вают учебный процесс, терроризируют учителей и учеников, но выхода из ситуации нет; хамство и неуважение учителей и учеников друг к другу; платное образование (учебники, репетиторы); качество питания и медицинских услуг бывает низкое; невысокий профессионализм некоторых учителей связан с низкой зарплатой и моральным износом)

Неравномерное развитие регионов

Трудно устроиться на работу в летний период (мало предло­жений, очень низкая оплата труда)

Трудно организовать досуг (некуда пойти)

Коррупция (вузы)

Поддержка государством семьи и детства намного слабее, чем в советское время. Государство меньше участвует в жизни молодежи

Формализм в отношении к участию детей в принятии реше­ний

Резко прекращается государственная поддержка подростков в трудных жизненных ситуациях по достижении ими возраста 18 лет

Очередь в детские сады

Вредные привычки (курение, потребление алкоголя, нецензурные выражения) распространены среди молодежи. Трудно противостоять давлению общества (СМИ, окружение)

Детский криминал (вовлечение беспризорников)

Низкая активность ребят в участии в общественной жизни и в принятии решений

Вовлечение молодежи в националистические движения

Компьютерная зависимость

Негативные стереотипы в отношении мигрантов, с одной стороны, и неуважение мигрантами культуры и традиций прини­мающей страны — с другой

Проблемы в школе (дедовщина, хамство учителей, неуважение старших, репетиторство, низкий уровень квалификации учителей, несовершенство ЕГЭ)

Дискриминация по отношению к детям-инвалидам (плохая инфраструктура, отторжение в обществе)

«Утечка мозгов» из менее развитых регионов, из страны

Неодинаковый доступ к качественной медицине в разных регионах. Платные операции делают детям, которые не могут заработать

Жестокость по отношению к детям-инвалидам (плохая инфраструктура, пренебрежительное отношение людей)

Трудно организовать досуг

Негативные стереотипы в отношении мигрантов, с одной стороны, и неуважение мигрантами культуры и традиций принимающей страны — с другой


Важной особенностью российской ситуации является высокая и увеличивавшаяся до последнего момента доля социальных сирот (сирот, родители которых живы) в общей их численности. Так, в 2006 г. среди выявленных детей-сирот только 17,4% являлись биологическими сиротами, а к 2009 г. их доля сократилась уже до 13,6%. В 2010 г. доля биологических сирот в общей численности выявленных детей-сирот выросла на 1,3 п.п. и составила 14,9%. Основной причиной социального сиротства является лишение родительских прав — мера, распространенность которой до недавнего времени неуклонно росла (до 76 310 случаев в 2007 г., что соответствует более 60% выявленных в указанном году сирот). Лишь с 2008 г. начала происходить постепенная реструктуризация системы мер в пользу ограничения в родительских правах, однако на долю этой меры к 2010 г. по-прежнему приходится менее 10% от общего числа случаев выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Ощутимый процент социальных сирот составляют также новорожденные дети-отказники, численность которых, по оценкам, составляет около 10 тыс., что связано с неразвитостью системы профилактической работы с женщинами из групп риска. В число последних входят в частности нелегальные мигрантки (вставка 1.3).

Стр. 32.

Что касается неполных семей, ситуация неоднозначна. Большинство неполных семей (более 75%) — это однодетные семьи, проживающие совместно с родителями отца/матери ребенка. Неполные семьи с одним ребенком имеют более низкую вероятность попадания в бедность, чем двухдетные полные семьи, хотя уровень детской нагрузки в этих семьях одинаков (один ребенок на одного взрослого). Ситуация осложняется в случае, если с одним родителем остаются двое и более детей. Такие семьи по характеристикам бедности больше похожи на многодетные полные семьи. Например, в 2009 г. в число бедных попадало 42% неполных семей с двумя и более детьми. Неполные семьи являются уязвимой группой, поскольку существенное значение при формировании доходов таких семей имеют частные социальные трансферты в виде алиментов и содержания на детей. Если алименты не выплачиваются, дети в неполных семьях подвержены высокому риску попадания в бедность.

Стр. 46.

Комбинированный подход к определению бедности, в разрезе типов поселений, 2010 г., % (стр.60)


Типы поселения

Все типы поселения

Областной центр

Город

ПГТ

Село

Семьи без детей до 18 лет

Бедные по доходу

5,3

11,9

20,6

30,0

14,0

Бедные по лишениям

29,2

33,6

32,1

31,9

31,3

Бедные по субъективной оценке

29,1

36,5

45,0

47,5

36,5

Бедные хотя бы по одному из критериев

43,5

51,9

65,0

62,8

51,7

Бедные по доходу, лишениям и субъективной оценке

2,8

6,8

6,7

12,6

6,6

Семьи с детьми до 18 лет

Бедные по доходу

9,7

27,9

55,9

51,1

28,3

Бедные по лишениям

17,4

19,0

17,6

25,1

19,9

Бедные по субъективной оценке

35,8

39,7

39,9

52,0

41,4

Бедные хотя бы по одному из критериев

42,2

57,6

77,2

71,7

56,3

Бедные по доходу, лишениям и субъективной оценке

3,9

7,6

10,2

13,3

7,8

Число детей-инвалидов, получающих ежемесячные денежные выплаты, социальную пенсию, и средний размер социальной пенсии в 2005–2009 гг. (стр. 151)

 

2005

2006

2007

2008

2009

Численность детей-инвалидов, получающих ежемесячные денежные выплаты, тыс. человек

594,0

581,2

561,7

545,6

538,9

Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, на 10 тыс. детей до 18 лет

205,0

205,0

200,2

197,6

199,7

Средний размер назначенных социальных пенсий, рублей в месяц

2084,3

2262,5

3400,1

3901,5

5553,1

Соотношение среднего размера на­значенных пенсий детям-инвалидам и величины ПМ ребенка, %

71,1

68,8

88,8

87,2

112,8

Источник: данные ФСГС.

Приняв Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений. После начала рыночной трансформации в 1990 г. Россия столкнулась с масштабными экономическими, политическими и социальными переменами, которые имели в основном негативные последствия для благополучия детей. Последовавшее улучшение экономической конъюнктуры в 2000-х гг. благотворно отразилось на положении детей, однако другие группы населения гораздо лучше воспользовались плодами экономического роста.

В данном докладе предпринята попытка оценить положение детей на основе концепции социальной исключенности, предполагающей анализ возможностей и ограничений в доступе к материальным благам, неденежным ресурсам развития и правам человека. Специальным фокусом доклада является проблема участия детей в жизни общества.
Данный доклад является результатом работы группы российских экспертов под эгидой Независимого института социальной политики.

Содержание

Вступительное слово
Резюме доклада
Введение

ГЛАВА 1. ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

1.1 Демографические тенденции
1.1.1. Сокращение численности населения
1.1.2. Сокращение удельного веса детей и старение населения
1.1.3. Изменение структуры семей
1.1.4. Рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Динамика доходов и доходной бедности
1.2.1. Доходы населения и их компоненты
1.2.2. Детская бедность по доходам
1.2.3. Региональный аспект бедности
1.3. Многокритериальные оценки бедности и благосостояния
1.3.1. Комбинированный подход к оценке бедности
1.3.2. Индексный метод оценки благосостояния
1.3.3. Оценка семейного неблагополучия в контексте профилактики социального сиротства
1.4. Основные рекомендации

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

2.1. Развитие системы социальной поддержки
2.2. Расходы на социальную поддержку семей с детьми и уровень социальных гарантий
2.3. Социальная поддержка семей с детьми в регионах
2.4. Оценка эффекта мер государственной поддержки семей с детьми
2.4.1. Реформа денежных трансфертов для семей с детьми 2007 г.
2.4.2. Меры государственной поддержки домохозяйств в период текущего кризиса
2.4.3. Политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.5. Основные рекомендации

ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

3.1. Общая характеристика состояния здоровья детского населения
3.1.1. Детская и материнская смертность
3.1.2. Здоровье и заболеваемость детей
3.1.3. Уровень детской инвалидности
3.2. Политика государства в области охраны здоровья детей и матерей
3.2.1. Доступность и качество медицинской помощи
3.2.2. Меры по охране здоровья матерей, детей и подростков
3.2.3. Система поддержки детей-инвалидов
3.3. Основные рекомендации

ГЛАВА 4. ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Основные характеристики системы образования в России
4.1.1. Дошкольное образование
4.1.2. Начальное, основное и среднее общее образование
4.1.3. Профессиональное образование
4.1.4. Дополнительное образование
4.2. Политика государства в области поддержки образования
4.2.1. Проблемы доступности образования
4.2.2. Меры, предпринимаемые в области поддержки образования
4.3. Обеспечение информационной среды, благоприятной для развития ребенка
4.4. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья
4.4.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе образования
4.4.2. Финансирование образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
4.4.3. Проблемы оценки качества образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
4.5. Основные рекомендации

ГЛАВА 5. УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ

5.1. Участие детей в принятии решений: основные определения и подходы к анализу
5.2. Правовая база, регламентирующая вопросы привлечения детей к участию в принятии решений в России
5.3. Развитие процесса участия детей в принятии решений в России
5.3.1. Формы и модели участия детей в принятии решений
5.3.2. Вопросы жизни города, к решению которых привлекаются дети
5.3.3. Формы и стадии участия детей
5.3.4. Стратегия, план развития участия детей в принятии решений
5.3.5. Портрет детей, участвующих в принятии решений
5.3.6. Отношение взрослых к участию детей
5.3.7. Задачи участия детей в принятии решений в понимании детей и взрослых
5.3.8. Ресурсная обеспеченность процесса принятия решений
5.4. Основные рекомендации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.