|
|
Трудовые мигранты из Молдавии
и их дети
|
Над темой номера работала
|
|
Марианна БУЧУЧАНУ-ВРАБИЕ
|
|
Дети без родительского попечения - "побочный продукт"
миграции?
Сами дети, чьи родители выехали на заработки за рубеж,
не фигурируют в качестве отдельной единицы статистического учета.
Вместе с тем, миграция родителей в желании заработать деньги для
повышения благосостояния семьи, при всех экономических плюсах имеет
социальные минусы, особенно отрицательно она сказывается на положении
детей. Помимо отсутствия родительского присмотра, сказывается отсутствие
базовых социальных услуг, знаний о проблемах и правах этих детей,
как у родителей, так и у общества в целом.
Изучение и разработка целенаправленных мер по решению
проблем детей мигрантов требует их более детального изучения на
основании достоверных данных. Однако административные источники,
которые в силу функциональных обязанностей должны вести подобный
учет, неполны и часто противоречивы, не содержат разделения данных
по возрасту детей и пр.
Хотя информацию из различных источников трудно сопоставить,
её необходимо использовать, для дальнейшей обработки и анализа.
К примеру, по данным Министерства экономики11,
а также и ЮНИСЕФ12,
количество детей (0-18 лет13),
чьи родители мигрировали, составляет от 198 тысяч в 2008 году до
150 тысячи к 2011 году. В свою очередь, Министерство просвещения
и Совет по защите прав детей представляют данные о детях школьного
возраста (в возрасте 7-18 лет), согласно которым количество школьников,
чьи родители мигрировали, составляет от 110 тысяч в 2005 до 135
тысяч в 2009 году (табл. 3). Эти данные позволяют учесть тенденции
изменения в составе различных возрастных категорий детей, чьи родители
мигрировали.
Сопоставление данных Министерства просвещения о количестве
школьников, чьи родители мигрировали, с информацией об общей численности
школьников за данный учебный год, показывает, что в последние шесть
лет, в среднем, у каждого четвертого школьника, хотя бы один из
родителей находился за пределами страны, тогда как в 2009 году таких
школьников было почти треть.
Таблица 3. Количество детей, у которых хотя бы один
из родителей временно находится за пределами страны в связи с работой
или в поиске работы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Дети в возрасте до 18 лет* (тыс. человек)
|
нет данных
|
177,2
|
200,0
|
197,9
|
157
|
133
|
150
|
Дети школьного возраста (7-18 лет)** тыс. человек
|
110,0
|
94,1
|
99,5
|
110,5
|
135
|
84,2***
|
нет данных
|
Доля детей мигрантов (школьного возраста) по отношению
к общему количеству школьников, в %
|
21,3
|
19,1
|
21,6
|
25,4
|
32,6
|
23,7***
|
|
Источники:
*по данным Национального Бюро Статистики и Министерства
экономики: Отчет о бедности и влиянии политик. Кишинев,
2008; 2009; 2010. Situation Analysis of Vulnerable, Excluded
and Discriminated Children in Moldova. The United Nations
Children’s Fund (UNICEF), November, 2011
**по данным Министерства просвещения.
***по состоянию на 01.04.2010 г.
Отметим, что до 2010 года Министерство просвещения обобщало
данные о количестве школьников, чьи родители, один или оба, выехали
на заработки, на основании информации предоставляемой школами. Обычно
в начале каждого учебного года школы составляли списки таких детей,
которые впоследствии представлялись в районные отделы образования,
а затем, в министерство. Однако, с января 2012 года14
Министерство труда, социальной защиты и семьи создаёт систему учета
детей, чьи родители выехали на заработки за рубеж, в которой также
участвуют Министерство просвещения, Министерство здравоохранения
и Министерство внутренних дел, а также органы местной администрации.
Система позволит получить данные о детях всех возрастов (дошкольного
и школьного возраста), в том числе и данные о лицах, ответственных
за детей в отсутствие их родителей.
Оценка положения детей, оставшихся без присмотра родителей,
должна учитывать, что родители являются законными представителями
ребенка15 и несут
ответственность за физическое, умственное, духовное развитие детей,
имеют преимущественное право на воспитание своих детей по сравнению
с другими лицами, обязаны обеспечить посещение ребенком школы до
окончания учебного года, по достижению им возраста 16 лет. При отсутствии
родителей ребенок должен быть под защитой законного представителя
родителей, либо органов опеки и попечительства.
Однако, из-за правовой неграмотности и других причин,
родители, как правило, не доводят до сведения социальных институтов
(школа, органы самоуправления и др.) о своем выезде на заработки
за границу, что вызывает необходимость совершенствования механизмов
по информированию мигрантов, сбору и представлению данных о детях,
оставшихся без присмотра родителей органами местной публичной администрации.
Отсутствие одного или обоих родителей является важным
показателем для оценки положения детей. По существующим данным16,
более чем у одной трети детей мигрантов за пределы страны выехали
оба родителя. Как правило, такие дети остаются на попечении родственников,
соседей, знакомых, других лиц, но без официального оформления. Масштаб
миграции и большое количество детей, чьи родители выехали на заработки,
не обеспечив официальной защиты своих несовершеннолетних детей,
вынудили власти в 2010 году принять Постановление Правительства,
согласно которому при выезде на работу за рубеж родители в обязательном
порядке должны официально решить вопрос о назначении официального
попечителя.
Если в семьях, где мигрировал один родитель, дети имеют
социальную и психологическую поддержку от оставшегося в семье родителя,
то в семьях, где на заработки выехали оба родителя, ситуация гораздо
хуже. В них дети лишены возможности приобретать навыки, способствующие
их социальной интеграции, не умеют управлять своими эмоциями, строить
отношения с друзьями.
Особо неблагоприятная ситуация сложилась в центральной
части республики17:
в 2010 году из общего количества школьников, чьи родители выехали
на заработки, доля оставшихся без обоих родителей составляет 41%
(рис. 11).
Рисунок 11. Распределение школьников, чьи родители выехали
на заработки, по экономико-географическим регионам, 2006-2010 годы,
в %,
Источник. Расчеты автора на основе официальных данных
Министерства просвещения Республики Молдова.
В четырех районах без присмотра обоих родителей осталось
3/4 от общего числа детей трудовых мигрантов, еще в четырёх районах
их доля составляет более половины детей школьного возраста (рис.
12).
Рисунок 12. Распределение детей школьного возраста (7-18
лет), оставшихся без одного или обоих родителей в результате трудовой
миграции, по состоянию на 01.04.2010, %
Источник: Расчеты автора на основе официальных данных
Министерства просвещения Республики Молдова.
Качественные исследования, проведенные международными
организациями18,
показали, что в домохозяйствах мигрантов, в которых проживают несколько
поколений, обязанности по уходу за детьми взяли на себя бабушки
и/или дедушки. Из общего количества исследуемых домохозяйств в 45,1%
случаев ребенок оставался под присмотром оставшегося дома родителя,
а в 51,3% случаев − под присмотром бабушки и/или дедушки.
Неожиданно высоким оказался процент детей оставшихся под присмотром
бабушек и/или дедушек, хотя в семье (дома) остался один из родителей
- 35,6%. Как правило, такая ситуация характерна для семей в которых
на заработки выехали мамы детей. В случаях, когда на заработки выезжают
оба родителя, роль бабушек и дедушек возрастает - в девяти из десяти
случаев (91%) они берут на себя обязанности по уходу за детьми.
Отметим, что только в одной трети таких хозяйств (34,7%) бабушки/дедушки
официально оформили опеку над детьми.
Миграция родителей позволила в определенной степени
повысить уровень благосостояния хозяйств. Полученные деньги позволили
лучше питаться и одеваться (46%), улучшить жилищные условия (21%),
вернуть накопившиеся долги (10%), сделать определенные накопления
(7%), инвестировать в образование детей (5%), решить другие нужды19.
По данным НБС, из общего числа хозяйств с детьми и родителями-мигрантами,
лишь каждое восьмое относится к категории самых малообеспеченных,
тогда как к наиболее обеспеченным - каждое пятое. В домохозяйствах
с детьми, в которых родители не мигрировали, ситуация иная: к категории
малообеспеченных относится каждое четвёртое домохозяйство, а к наиболее
обеспеченным - каждое шестое.
На протяжении последних лет отмечено уменьшение уровня
бедности в домохозяйствах. Уровень бедности детей из домохозяйств,
в составе которых есть мигранты, в 2,7 раза ниже, чем в семьях,
где оба родителя находятся в стране (рис. 13).
Рисунок 13. Доля домохозяйств с детьми, находящихся
ниже черты абсолютной бедности, в зависимости от наличия мигрантов,20
2006-2010 годы, %
Источники: данные исследования Бюджета домашних
хозяйств, Национальное Бюро Статистики (2006-2010 годы).
Хотя денежные переводы способствуют материальному благополучию,
они не восполняют эмоциональные потери и социальные риски детям,
оставшимся без присмотра родителей. Часто дети не умеют распоряжаться
деньгами, правильно использовать свое время, не располагают знаниями
и навыками как действовать в сложных ситуациях. Такие дети не знают,
что делать при несчастных случаях, как просить и предлагать помощь,
у них отсутствуют и другие поведенческие навыки.
Качественные исследования21
выявили, что дети, чьи родители находятся за пределами страны, страдают
от «эмоциональной бедности», их успеваемость ниже, чем у их сверстников
из полных семей, а свое будущее они видят, скорее всего, за границей.
Эмоциональные и социальные изменения в жизни детей мигрантов оказывают
большое влияние на их психологическое состояние. Более 2/3 опрошенных
детей показали, что им не хватает родительской любви и общения с
родителями. При отсутствии обоих родителей или в отсутствие мамы
дети часто находятся в состоянии депрессии. Согласно исследованиям,
эти сложные изменения краткосрочного либо более длительного характера
обусловлены множеством факторов – длительностью отсутствия родителей,
степенью подготовленности ребенка к самостоятельной жизни, взаимоотношениями
ребенка с попечителем и др., а также отношением общества к детям
мигрантов.
Ряд данных, представленных неправительственными организациями,
указывает на то, что часто дети мигрантов подвержены риску насилия,
трафика, вовлечения в преступную деятельность, они раньше своих
сверстников приобретают сексуальный опыт при отсутствии должного
воспитания в данных вопросах, чаще пропускают занятия или вообще
перестают посещать школу и т.д. Низкий уровень эффективности услуг,
оказываемых этой категории детей на уровне учреждений или в населенных
пунктах, не способствует решению проблем, и сохраняют для них высокую
степень риска.
Длительное раздельное проживание семей в связи с миграцией
супругов способствует их отчуждению, часто ведёт к распаду семьи22,
является одним из факторов девиантного поведения и психологических
отклонений у детей. Сложность переживаний детей сказывается на их
моральной, социальной, психологической цельности, порождая для них
долгосрочные отрицательные последствия.
Тревожным сигналом для общества является противоправное
поведение детей, чьи родители выехали на заработки за рубеж. Эти
аспекты можно проследить по статистике подростковой преступности.
Так, по данным органов правопорядка23,
более четверти детей–правонарушителей – это дети, оставшиеся без
присмотра родителей в связи с миграцией последних. У каждого четвертого
из них за пределы страны выехали оба родителя, причем за период
2010-2011 годов отмечена тенденция роста данного показателя.
Помимо роста количества преступлений, совершаемых
детьми (по сравнению с 2009 годом оно увеличилось примерно на 16%
в 2010 году), отмечается рост уровня тяжести совершаемых
преступлений, которые все чаще сопряжены с агрессией, грубостью
и насилием, а также рост количества преступлений совершаемых группой
лиц.
Другим последствием миграции является рост количества
детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Органы опеки
и попечительства выявляют таких детей, берут их на учет и
в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств,
избирают для них форму защиты: установление опеки,
попечительства, в исключительных случаях - устройство в детские
дома семейного типа или различного типа учреждения интернатного
типа и др. По данным Центра по правам человека, в Молдавии
за последние десять лет ежегодно растёт количество детей, взятых
на учёт органами опеки и попечительства (по сравнению с 1996 годом
в 2008 их количество выросло на 33,4%). У взятых на учет в 2010
году детей, у которых мигрировали оба родителя, официальную опеку
над оставшимися детьми выехавшие родители оформили только в 20%
случаев24. В остальных
случаях дети остались под присмотром третьих лиц, без какого-
либо правового оформления.
Дети, оставшиеся без родительской (одного или обоих
родителей) заботы, чаще вынуждены выполнять работу, которая не соответствует
их возрасту и уровню общего физического развития. Отмечена также
общая тенденция все большего привлечения детей к выполнению домашних
хозяйственных работ. В зависимости от того, кто из родителей выехал
(отец или мать), дети привлекаются либо к домашней работе (уборка,
приготовление пищи и др.), либо к выполнению других специфических
работ необходимых в хозяйстве. Все большее количество детей младшего
возраста (от 7 до 13 лет) заняты в сельскохозяйственных работах
и ухаживают за домашним скотом.
Сложность воздействия миграции родителей и тенденции,
отмеченные в поведении детей, требуют принятия согласованных и эффективных
решений. Это проблема не только для государственных органов управления,
это - вызов для всего общества, что требует более полного вовлечения
неправительственных организаций и других общественных объединений.
Необходимо отметить, что меры, предпринятые государством
для решения вопросов детей, оставшихся без попечения родителей в
связи с их выездом за рубеж на заработки, хотя и имеют комплексный
характер, сильно запоздали. Только в июне 2010 года было принято
Постановление Правительства №450 «Об утверждении Плана действий
по защите детей оставшихся без попечения родителей, на 2010-2011
годы». План предусматривает развитие, внедрение и мониторинг различных
мер направленных на выявление и защиту таких детей, мер по предупреждению
отрицательных последствий вызванных миграцией родителей, обеспечения
для детей оптимальных условий для всестороннего развития.
Как правило, вопросы детей, чьи родители находятся на
заработках, не представляют сферу основных интересов для местных
институтов, а образовательные и внешкольные услуги системы образования
имеют общий характер и направлены на всех детей, не учитывая специфику
потребностей детей мигрантов. Но поскольку в настоящее время семьи
вынуждены принимать решения о миграции и о разлуке с детьми, а государство,
к сожалению, не может предоставить альтернативы такому выбору, дальнейшее
пребывание всей проблематики детей мигрантов на периферии общественного
внимания, недооценка серьезности проблемы едва ли оправданы.
11 Отчет о бедности
и влиянии политик. Министерство экономики, Кишинев, 2008; 2009;
2010.
12 Child Rights
Information Center, UNICEF, The Situation of children left behind
by migrating partners, 2006; The impact of parental deprivation
on the development of children left behind by Moldovan migrants,
2008. Situation Analysis of Vulnerable, Excluded and Discriminated
Children in Moldova. The United Nations Children’s Fund (UNICEF),
November, 2011
13 Согласно ст.
51 Кодекса о семье: ребенком является лицо, не достигшее возраста
18 лет (совершеннолетия).
14 Совместный приказ
МТСЗС, МП, МЗ, МВД № 22 от 10 января 2012 г.
15 Согласно ст.60
Кодекса о семье Республики Молдова.
16 Данные Министерства
экономики и Министерства просвещение.
17 В административном
плане Республика Молдова подразделена на 32 района и на 6 экономико-географических
региона (Север, Цент, Юг, муниципий Кишинёв, АТО Гагаузия и Приднестровский
регион).
18 Staying behind:
the effects of migration on older people and children in Moldova.
National study produced by HelpAge International and UNICEF. Chisinau,
2010.
19 Данные НБС Исследование
«Миграция рабочей силы», 2009 г.
20 Абсолютная бедность
исчисляется в зависимости от располагаемого дохода на члена
семьи. В 2010 к домохозяйствам находившимся ниже черты абсолютной
бедности относились домохозяйства, в которых располагаемый доход
на члена семьи не превышал 1015,9 леев (примерно 78,8$).
21 Staying behind:
the effects of migration on older people and children in Moldova.
National study produced by HelpAge International and UNICEF. Chisinau,
2010; Child Poverty in Moldova. Expert-Group Report, Chisinau,
2008; Child Rights Information Center, UNICEF, The Situation
of children left behind by migrating partners, 2006.
22 Гагауз О.Е. Трудовая
миграция и стабильность семьи // Экономика и социология. – Кишинев,
2006, №2, с.105-116.
23 Рапорт о подростковой
преступности и деятельности служб по оказанию услуг подросткам за
2010 и 2011 г. Министерства Внутренних Дел // www.mai.md/content/8656
24 Доклад
о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2011 году.
Центра по правам человека, Кишинев, 2012; Доклад
о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2009 году.
Кишинев, 2010.
|