|
|
Эмиграция из России в
страны дальнего зарубежья
Над Канадой небо сине,
Меж берёз - дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия.
Александр Городницкий
|
Над темой номера работал
|
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
Особенности учета международных мигрантов в России
В российских статистических справочниках и других официальных
изданиях опубликованные в 1990-е годы сведения о миграции между
Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводились преимущественно
по данным Министерства внутренних дел. Количество эмигрантов определялось
как число лиц, получивших в МВД разрешение на выезд из России для
постоянного проживания за рубежом. Количество иммигрантов определялось
числом лиц, получивших в МВД разрешение на въезд в Россию на постоянное
жительство. Данные МВД России об эмиграции включали в подавляющем
большинстве граждан России, а иностранцев - за редким исключением.
Среди иммигрантов также преобладали бывшие или действительные российские
граждане, а иностранцы были представлены в основном теми, кто вступил
в брак с российскими гражданами и получил разрешение на постоянное
проживание в России. Информация об эмиграции, полученная из этого
источника, до конца 1990-х годов сравнительно хорошо согласовывалась
с немецкими, американскими и особенно израильскими данными о приеме
иммигрантов из России. В 2002 году этот источник информации прекратил
свое существование, поскольку исчезла необходимость в получении
разрешения на выезд в органах внутренних дел.
В настоящее время данные по всей международной миграции
– как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья - получают
по результатам разработки поступающих от территориальных органов
Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС) листков
статистического учета прибытий и выбытий, которые составляются при
регистрации или снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Итоги этой разработки представлены в бюллетенях «Численность и миграция
населения Российской Федерации», других справочниках и центральной
статистической базе данных Росстата, начиная с 1993 года. Однако,
система миграционного учета в России несколько раз реформировалась,
что отражалось на статистике миграции. После вступления в действие
Федерального закона о Правовом положении иностранных граждан и до
2007 года в территориальные органы Росстата поступали листки
статистического учета прибытий, составленные при регистрации по
месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства после
получения ими вида на жительство. С 1 января 2007 года
статистические документы составляются на иностранных граждан и лиц
без гражданства, впервые получивших разрешение на временное проживание.
В итоге, в результате изменений в системе учета число прибывших
в Российскую Федерацию из-за рубежа увеличилось почти в полтора
раза.
Новые изменения в системе учета произошли в 2011 году.
С этого года в число мигрантов попадают лица, зарегистрированные
в Россию по месту пребывания на срок от 9 месяцев и более, но не
получавшие при этом вида на жительство или разрешения на временное
проживание. В результате такого нововведения обнаружился феномен,
который описан в начале статьи - резкое увеличение миграционного
прироста, в том числе за счет стран дальнего зарубежья. Если бы
сохранились прежние критерии определения мигрантов (зарегистрировавшиеся
по месту постоянного жительства), то общий миграционный прирост
в стране был бы в 3 раза меньшим, а миграционный прирост по странам
дальнего зарубежья, даже с учетом Грузии и стран Балтии, был бы
в 10 раз меньшим (таблица 1). В случае с Германией и Израилем был
бы зафиксирован не приток населения из этих стран, а отток. Из таблицы
1 видно, что изменение критериев учета значительно (в случае с Китаем
почти в 35 (!) раз) увеличило число прибывших и в гораздо меньшей
степени отразилось на количестве выбывших. И российский, и международный
опыт показывает, что качество учета выбытий мигрантов представляет
отдельную большую проблему. Она существует даже в странах с регистрами
населения, где для ее решения численность эмигрантов вынуждены корректировать
с помощью специальных процедур. Принималось ли во внимание это обстоятельство
при введении нового критерия определения мигрантов России?
Таблица 1. Международная миграция в Российской Федерации
в 2010 и 2011 годах
|
2011
|
Справочно 2010 зарегистрировано
по месту жительства
|
Всего
|
в том числе зарегистрировано по месту
жительства
|
число прибыв- ших
|
число выбыв- ших
|
миграци- онный прирост (+), сни- жение
(-)
|
число прибыв- ших
|
число выбыв- ших
|
миграци- онный прирост (+), сни- жение
(-)
|
число прибыв- ших
|
число выбыв- ших
|
миграци- онный прирост (+), сни- жение
(-)
|
Международная миграция
|
356520
|
36420
|
+320100
|
139312
|
32583
|
+106729
|
191656
|
33577
|
+158079
|
в том числе: с государствами-участниками
СНГ
|
310487
|
21779
|
+288708
|
125220
|
18797
|
+106423
|
171940
|
21205
|
+150735
|
со странами дальнего зарубежья
|
46033
|
14641
|
+31392
|
14092
|
13786
|
+306
|
19716
|
12372
|
+7344
|
в том числе:
|
Германия
|
4519
|
3807
|
+712
|
2284
|
3783
|
-1499
|
2621
|
3725
|
-1104
|
Греция
|
614
|
105
|
+509
|
371
|
105
|
+266
|
298
|
92
|
+206
|
Грузия
|
7318
|
411
|
+6907
|
2984
|
395
|
+2589
|
5245
|
459
|
+4786
|
Израиль
|
1239
|
973
|
+266
|
646
|
947
|
-301
|
814
|
947
|
-133
|
Канада
|
192
|
471
|
-279
|
132
|
469
|
-337
|
110
|
497
|
-387
|
Китай
|
7063
|
507
|
+6556
|
246
|
207
|
+39
|
1380
|
248
|
+1132
|
Латвия
|
1349
|
181
|
+1168
|
537
|
178
|
+359
|
811
|
139
|
+672
|
Литва
|
790
|
173
|
+617
|
268
|
172
|
+96
|
433
|
153
|
+280
|
США
|
941
|
1419
|
-478
|
596
|
1417
|
-821
|
653
|
1460
|
-807
|
Финляндия
|
266
|
480
|
-214
|
108
|
478
|
-370
|
178
|
517
|
-339
|
Эстония
|
1587
|
266
|
+1321
|
477
|
259
|
+218
|
637
|
206
|
+431
|
другие страны
|
20155
|
5848
|
+14307
|
5443
|
5376
|
+67
|
6536
|
3929
|
+2607
|
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Информация о социально-экономическом положении России -
2012 год.
|