Rambler's Top100

№ 513 - 514
4 - 17 июня 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья

Учет миграции – дело непростое

Особенности учета международных мигрантов в России

Статистика иммиграции VS статистика эмиграции

Четвертая волна эмиграции

Если смотреть с другого берега ...

Итоги эмиграции 2000-х годов

Кто сейчас уезжает из России?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Питер де Франсия. Эмигранты. Левая часть триптиха. Peter De Francia. The Emigrants. Left side of triptych. (1964-1966)

Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья

Над Канадой небо сине,
Меж берёз - дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия.
Александр Городницкий

Над темой номера работал

Михаил ДЕНИСЕНКО

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Особенности учета международных мигрантов в России

В российских статистических справочниках и других официальных изданиях опубликованные в 1990-е годы сведения о миграции между Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводились преимущественно по данным Министерства внутренних дел. Количество эмигрантов определялось как число лиц, получивших в МВД разрешение на выезд из России для постоянного проживания за рубежом. Количество иммигрантов определялось числом лиц, получивших в МВД разрешение на въезд в Россию на постоянное жительство. Данные МВД России об эмиграции включали в подавляющем большинстве граждан России, а иностранцев - за редким исключением. Среди иммигрантов также преобладали бывшие или действительные российские граждане, а иностранцы были представлены в основном теми, кто вступил в брак с российскими гражданами и получил разрешение на постоянное проживание в России. Информация об эмиграции, полученная из этого источника, до конца 1990-х годов сравнительно хорошо согласовывалась с немецкими, американскими и особенно израильскими данными о приеме иммигрантов из России. В 2002 году этот источник информации прекратил свое существование, поскольку исчезла необходимость в получении разрешения на выезд в органах внутренних дел.

В настоящее время данные по всей международной миграции – как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья - получают по результатам разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС) листков статистического учета прибытий и выбытий, которые составляются при регистрации или снятия с регистрационного учета по месту жительства. Итоги этой разработки представлены в бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», других справочниках и центральной статистической базе данных Росстата, начиная с 1993 года. Однако, система миграционного учета в России несколько раз реформировалась, что отражалось на статистике миграции. После вступления в действие Федерального закона о Правовом положении иностранных граждан и до 2007 года в территориальные органы Росстата поступали листки статистического учета прибытий, составленные при регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства после получения ими вида на жительство. С 1 января 2007 года статистические документы составляются на иностранных граждан и лиц без гражданства, впервые получивших разрешение на временное проживание. В итоге, в результате изменений в системе учета  число прибывших в Российскую Федерацию из-за рубежа увеличилось почти в полтора раза.

Новые изменения в системе учета произошли в 2011 году. С этого года в число мигрантов попадают лица, зарегистрированные в Россию по месту пребывания на срок от 9 месяцев и более, но не получавшие при этом вида на жительство или разрешения на временное проживание. В результате такого нововведения обнаружился феномен, который описан в начале статьи - резкое увеличение миграционного прироста, в том числе за счет стран дальнего зарубежья. Если бы сохранились прежние критерии определения мигрантов (зарегистрировавшиеся по месту постоянного жительства), то общий миграционный прирост в стране был бы в 3 раза меньшим, а миграционный прирост по странам дальнего зарубежья, даже с учетом Грузии и стран Балтии, был бы в 10 раз меньшим (таблица 1). В случае с Германией и Израилем был бы зафиксирован не приток населения из этих стран, а отток. Из таблицы 1 видно, что изменение критериев учета значительно (в случае с Китаем почти в 35 (!) раз) увеличило число прибывших и в гораздо меньшей степени отразилось на количестве выбывших. И российский, и международный опыт показывает, что качество учета выбытий мигрантов представляет отдельную большую проблему. Она существует даже в странах с регистрами населения, где для ее решения численность эмигрантов вынуждены корректировать с помощью специальных процедур. Принималось ли во внимание это обстоятельство при введении нового критерия определения мигрантов России?

Таблица 1. Международная миграция в Российской Федерации в 2010 и 2011 годах

2011

Справочно 2010 зарегистрировано по месту жительства

Всего

в том числе зарегистрировано по месту жительства

число прибыв- ших

число выбыв- ших

миграци- онный прирост (+), сни- жение (-)

число прибыв- ших

число выбыв- ших

миграци- онный прирост (+), сни- жение (-)

число прибыв- ших

число выбыв- ших

миграци- онный прирост (+), сни- жение (-)

Международная миграция

356520

36420

+320100

139312

32583

+106729

191656

33577

+158079

в том числе: с государствами-участниками СНГ

310487

21779

+288708

125220

18797

+106423

171940

21205

+150735

со странами дальнего зарубежья

46033

14641

+31392

14092

13786

+306

19716

12372

+7344

   в том числе:

Германия

4519

3807

+712

2284

3783

-1499

2621

3725

-1104

Греция

614

105

+509

371

105

+266

298

92

+206

Грузия

7318

411

+6907

2984

395

+2589

5245

459

+4786

Израиль

1239

973

+266

646

947

-301

814

947

-133

Канада

192

471

-279

132

469

-337

110

497

-387

Китай

7063

507

+6556

246

207

+39

1380

248

+1132

Латвия

1349

181

+1168

537

178

+359

811

139

+672

Литва

790

173

+617

268

172

+96

433

153

+280

США

941

1419

-478

596

1417

-821

653

1460

-807

Финляндия

266

480

-214

108

478

-370

178

517

-339

Эстония

1587

266

+1321

477

259

+218

637

206

+431

другие страны

20155

5848

+14307

5443

5376

+67

6536

3929

+2607

Источник: Федеральная служба государственной статистики.  Информация о социально-экономическом положении России - 2012 год.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.