Алмамбет Шикмаматов, министр юстиции КР, обеспокоился наличием китайцев в Кыргызстане. Об этом он заявил на очередном заседании парламентского комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью.
Чиновник взволнованно вопрошает: “Что мы будем делать, если скоро у нас появятся чайна–тауны? Как мы тогда будем выдворять иностранцев?”. И добавляет: “Есть угроза национальной безопасности”.
Не знаю, как вам, а мне переживания министра кажутся по крайней мере странными. И вот почему. Не секрет, что из республики ежегодно уезжают тысячи кыргызстанцев в поисках работы. Кто в одиночку, а чаще массово, наши сограждане оседают в разных странах мира. И, кажется, ни в одной из них нет даже намека на то, что со временем там появится “кыргыз–таун”.
В чем, собственно, обеспокоенность министра? В том, что на территории нашего государства нелегально трудятся 100 тысяч иностранцев, из них 90 тысяч китайцев (статистика взята из заявления министра)? То есть остальные 10 тысяч приезжих различных национальностей пусть спокойно себе работают.
Я интересуюсь, каким образом велся подсчет нелегалов? Надо полагать, путем хорошо отстроенной работы МВД. Ведь, если я не ошибаюсь, именно это ведомство, за отсутствием в стране миграционной полиции, занимается “оформлением” нелегалов. Ну коли обнаружили нарушителей, начали бы массовую депортацию. Что помешало?
Впрочем, гипотетически на этот вопрос можно ответить самостоятельно. Как ни странно, но в хаосе, который не может одолеть новая власть, всегда найдутся виноватые. То евреи, то русские, то узбеки, а вот теперь и до китайцев добрались. Эти–то чем не угодили? Помнится, в самом конце 80–х, когда Киргизской Советской Социалистической Республикой мы быть уже перестали, а до суверенитета нам еще было как до Луны, 90 процентов кыргызстанцев за счет китайского ширпотреба выжили.
А теперь оказывается, если цитировать господина Шикмаматова: “Мы много говорим о развитии демократии и слишком открыты”.
Можно подумать! Мы так “открыты”, что скоро соседи из ближнего зарубежья, о дальнем молчу, перестанут понимать: что, собственно, мы хотим и какие у нас претензии к мировому сообществу.
Даже не верится, что министр юстиции, человек с высшим юридическим образованием, публично позволяет себе сознаваться в собственной некомпетентности. Надо знать, что трудовые мигранты–нелегалы ни на имущество нашей страны, ни на земли претендовать не могут. Потому как юридически в этом плане бессильны.
А между тем трудовая миграция — это мировая практика по выживанию. Это продвижение внутри страны либо между странами людей с целью поиска и заполнения незанятых рабочих мест. Проще говоря, одни уезжают, другие на их места приходят. Неужели это надо разжевывать министру юстиции?
Думаю, что Алмамбет Шикмаматов о другом сказать хотел. Да только не знал, как подступиться к столь щекотливому вопросу. Ну таки смог: “Помимо работы, нельзя забывать, что некоторые иностранцы заводят здесь семьи, — сказал министр юстиции, — что усложняет депортацию”.
А чего их депортировать, ежели у наших гражданок с их гражданами, или наоборот, все по согласию происходит?
Ну а если серьезно на тему китайцев... Может, я чего не понимаю, но, согласно информации Ван Кайвэня, посла КНР в КР, ежегодно к нам действительно прибывают более 10 тысяч граждан Китая. В основном эти люди задействованы в сфере бизнеса.
Посол также сообщает, что в Кыргызстане зарегистрировано около 200 кыргызско–китайских СП. Кроме этого, китайцы занимаются торговлей, строят ЛЭП “Датка — Кемин” и реконструируют автомагистраль Бишкек — Нарын — Торугарт. Прибывают в КР и студенты на обучение в вузах. А еще посол отметил, что количество китайцев, проживающих на территории КР, уменьшилось, потому как многих напугали беспорядки двухлетней давности.
От себя добавлю: если верить министру юстиции, то китайцы нам не только демографическую проблему решать помогают, но их бизнесмены, студенты и прочие специалисты казну пополняют. Этого мало? Ну извините, бизнесмены и студенты из Катара к нам пока ехать не желают.
И еще. Даже стыдно, ей–богу, от таких чиновничьих заявлений становится. А главное, непонятно, что Алмамбет Шикмаматов этим сказать хотел — может, китайцев обидеть?
Виктория КУРЕНЕВА. «Вечерний Бишкек», 14 марта 2012 года
Как чайна-тауна нардепы испугались
На днях около десятка сайтов, в том числе казахстанские и российские, запустили в Интернет сведения о том, что Алмамбет Шикмаматов, наш министр юстиции, призывает разобраться с проблемой засилья китайцев в КР.
Такое резкое заявление министра показалось корреспонденту “ВБ”возмутительным. И в номере за 14 марта в публикации “Во китайцы попали!” корреспондент предъявила немало претензий в связи с ксенофобскими высказываниями.
Однако уже на следующий день редакции была представлена стенограмма (в основном на кыргызском языке) с заседания парламентского комитета по судебно–правовым вопросам и законности, на котором и были высказаны опасения о скором появлении у нас чайна–таунов. Из стенограммы следует, что подобное заявление имело место быть, но сделал его не министр юстиции. Чтобы не быть голословными, приводим соответствующие цитаты.
А. Шикмаматов: — Сейчас мы передали миграционную службу Министерству иностранных дел, до этого статистику по трудовым мигрантам представляло Министерство труда и миграции. Они каждый год давали квоту для трудовых мигрантов на 10 тысяч человек. Но, по неофициальным данным, количество иностранцев–нелегалов превышает 100 тысяч человек. У нас не было определенных критериев в миграционной политике. Только сейчас начинаем разбираться с этим. МИД имеет четко прописанные права на выдворение граждан, которые не хотят придерживаться законов. А пока они только штрафы платят, но не уезжают.
М. Абдылдаев: — Есть иностранцы, которые живут в нарушение наших законов. 100 тысяч человек — это очень много для Кыргызстана. Вы это сами прекрасно понимаете. Из этих 100 тысяч большая часть приходится на Бишкек, Чуйскую область, Ош и Ошскую область. Правильно? Поэтому вы должны работать в тесной связке с ГКНБ, иначе они нам могут завтра создать какие–то проблемы в плане безопасности, если мы вовремя не усилим защитные механизмы по вопросу, как их выдворять с нашей территории. Тут тоже есть один опасный момент. Дело в том, что иностранцы создают здесь семьи. А потом здесь или на местном уровне начнут диктовать свои условия. Что мы тогда будем делать? Поэтому мы должны задуматься над всеми этими проблемами. Мы очень много говорим о демократии, мы слишком открыты.
А. Шикмаматов: — Да, у нас действительно существует проблема в правовом плане. Поскольку и семьи создают, и легализуются таким образом. Получается, нам нужна миграционная полиция или особое подразделение, или департамент в составе МВД, чтобы только этими преступлениями занимались.
М. Абдылдаев: — Через 10–15 лет у нас тут интересные кварталы появятся, похожие на чайна–таун. А потом не сможем их выставить. Давайте на это хорошо посмотрим, уважаемые депутаты...
* * *
Что и говорить, СМИ отличились, приписав озабоченность о появлении в КР чайна–тауна Алмамбету Шикмаматову, министру юстиции КР. Но тем не менее нелицеприятные высказывания о засилии китайцев принадлежат депутату ЖК. Государственному лицу. Отсюда и интернациональная политика у нас такая, которая никак не красит высокопоставленных чиновников.
Виктория КУРЕНЕВА. «Вечерний Бишкек», 16 марта 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)