Эксперты поправили миграционную политику "Стратегии-2020" на 86 млрд рублей
Чтобы организованно привлечь в РФ не только "мускулы" - низкоквалифицированных трудовых мигрантов, но и "мозги" - образованных иностранцев, повысить трудовую мобильность россиян, реформировать неработающий механизм квотирования и создать образ России как миграционно привлекательной страны, нужно 86 млрд руб., подсчитали эксперты в "дорожной карте" "Стратегии-2020".
На прошлой неделе российской трехсторонней комиссией с участием правительства, работодателей и профсоюзов была одобрена Концепция развития миграционной политики до 2025 года. Ее проект Федеральная миграционная служба (ФМС) разрабатывала вместе с группой экспертов по доработке "Стратегии-2020" ("Ъ" писал об этом 22 февраля). Теперь авторы откорректированной стратегии представили "дорожную карту" -- пакет мер, реализация которых необходима как условие новой миграционной политики, а стоимость составит 86 млрд руб.
Самая крупная статья расходов "дорожной карты" (18,5 млрд руб.; при расчете увеличенного на 15% текущего бюджета ФМС на эти цели), по мнению авторов стратегии, борьба с незаконной миграцией. Речь идет о совершенствовании миграционного контроля, дактилоскопии, упрощении процедуры выдачи миграционных карт и создании центров содержания мигрантов, которые подлежат водворению и депортации.
По данным ФМС, в РФ ежегодно от 3 млн до 5 млн иностранцев трудятся без официального разрешения (квота на 2011 год составляет 1,7 млн человек). В то же время, поскольку основной посыл концепции - "мигранты стране нужны" (без миграционного прироста население РФ было бы меньше на 7 млн человек), то предлагается еще 14 млрд руб. потратить на программы по адаптации и интеграции мигрантов (создание центров поддержки мигрантов, курсов изучения языка, истории и культуры РФ).
Также в "дорожной карте" прописаны меры, которые должны реализовать принцип "организованного набора" (когда на работу привлекаются не "мускулы" - дворники и уборщики, а "мозги" -- иностранцы, обладающие востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией). Чтобы привлечь таких специалистов, ФМС нужны спецпрограммы стоимостью 4 млрд руб. (с учетом увеличения бюджета ФМС на 15%). Еще 5 млрд руб. эксперты предлагают потратить на создание нового подразделения ФМС, которое будет придумывать меры, чтобы заинтересовать предпринимателей и инвесторов для переезда в РФ (добиться всего этого предлагается в том числе реформированием выдачи разрешений на временное проживание и вида на жительство и совершенствованием института приобретения гражданства РФ).
Одна из проблем нынешней миграционной политики - отсутствие механизма, который бы грамотно определял потребности рынка в иностранной рабочей силе, уверены авторы "Стратегии-2020". Действующая система квотирования, уже показавшая свое несовершенство, их категорически не устраивает. Они предлагают ее "кардинально" переработать и ввести новые механизмы оценки потребностей - на это выделяется 270 млн руб. Поскольку концепция наделяет частный бизнес правом участвовать в "оргнаборе", на "правовое оформление деятельности негосударственного сектора сферы услуг, оказываемых работодателям в целях подбора и привлечения необходимых работников", предлагается выделить 200 млн руб.; еще 250 млн руб. будет стоить создание за границей центров содействия иммиграции в РФ. Организация "образовательной" миграции (приезд зарубежных преподавателей на работу в РФ), по оценкам экспертов, обойдется в 2 млрд руб. Еще 1 млрд руб. авторы концепции готовы направить на гранты для граждан РФ, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью возвращения их в Россию. На создание образа РФ как "миграционно привлекательного государства" необходимо 200 млн руб.
Отдельный блок мер в "дорожной карте" посвящен повышению внутренней трудовой мобильности граждан РФ. Основная статья расходов в нем - стимулирование переселения избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями (7 млрд руб.). Также планируется поддержать предпринимателей, создающих жилищную и социальную инфраструктуру для внутренних мигрантов. Готовы эксперты подкрепить деньгами и действующие программы, которые не набрали особенной популярности: в частности, 10 млрд руб. уйдет на совершенствование госпрограммы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Насколько предложенные в "дорожной карте" меры адекватны и реализуемы, будет решать правительственная комиссия, работа которой пока заморожена.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 19 марта 2012 года
Арифметика миграции
Глава ФМС Константин Ромодановский представил депутатам концепцию миграционной политики в цифрах и фактах
Директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, выступавший вчера на "правительственном часе" в Госдуме, успокоил депутатов - китайской экспансии, которой пугают россиян, на самом деле нет, "все это ужасы и страхи". Но и огорчил - массового притока трудовых мигрантов из Европы, которые могут не только мостить плиткой тротуары, нам вряд ли дождаться
А главное - глава ФМС, наконец, вполне четко сказал, сколько к нам приезжает иностранцев и остается здесь жить и работать. И здесь, как выясняется, у наших страхов тоже глаза были слишком велики. Данные о миллионах оседающих в России мигрантов, по словам Ромодановского, о которых писали средства массовой информации, ссылаясь на разного рода экспертов, не подтверждается собственной статистикой ФМС, где уже четыре года действует информационная система миграционного учета. "Характер миграционных процессов в целом устойчив, и каких-либо существенных изменений не претерпел. Это касается и количественных, и качественных характеристик мигрантов, а также основных государств их исхода", - сообщил депутатам Ромодановский, уточнив, что ежегодно в Россию приезжает около 13-14 миллионов иностранцев. 70 процентов из них - это граждане стран СНГ, 10 - жители стран ЕС. И примерно треть въехавших в Россию остается здесь ненадолго - до семи суток. Постоянно в России проживает 680 тысяч иностранце, это менее половины процента населения. На сегодня в стране находятся девять с половиной миллионов иностранцев, 1,3 миллиона законно работают, 3,7 условно приехали в гости. Из оставшейся категории риска 4,5 миллиона человек, около 3,2 миллиона мигрантов находятся в России более трех месяцев. И для обеспечения своего проживания, предположил Ромодановский, по-видимому, могут нелегально работать, не платя налоги. При этом в целом трудовые мигранты составляют не более 7 процентов от всех занятых в экономике
Депутаты не успели "переварить" эту арифметику, а глава ФМС добавил новые цифры - выходцы из Китая в этом миграционном потоке составляют где-то 3,15 процента и занимают второе место по числу мигрантов из стран с визовым режимом. "В абсолютной цифре это порядка 400 тысяч человек, которые к нам въезжают ежегодно. Районами наибольшего распространения или пребывания граждан Китая являются Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Забайкальский край. Здесь этих граждан больше всего", - заметил Константин Ромодановский, подчеркнув, что большинство граждан Китая "находятся в РФ законно". Беспокоит главу ФМС "тот контингент, который находится незаконно", поскольку он "склонен к созданию анклавов, пребыванию в закрытом режиме и, безусловно, взаимодействие с этим национальным обществом не очень простое".
Об опасности разного рода национальных анклавов, "этнических гетто", где кучно проживают мигранты, говорили и депутаты Госдумы, вспоминая о процессах, происходящих сейчас в Европе. Ромодановский подтвердил, что он "не большой сторонник компактного поселения мигрантов". И даже в тех случаях, когда речь идет о соотечественниках. "Все-таки, лучше нам для такой глубокой интеграции рассеивать эти категории", - считает глава ФМС. Свою позицию он аргументирует тем, что "если приезжает группа соотечественников, то опять появляется какая-то замкнутость, сложность в проникновении наших идей, пониманий, нашей культуры, нашего языка, нашей истории"
Константин Ромодановский проинформировал думцев, что готовится проект, который предусматривает меры "по предотвращению нежелательного компактного проживания иностранных граждан". И "к середине мая" глава ФМС пообещал представить уже согласованный документ.
Была у Ромодановского и другая утешительная новость для депутатов - сокращается число нарушений миграционного законодательства. В прошлом году сами мигранты стали нарушать его на 4 процента реже, а их работодатели - на 23 процента. Снижение нарушений отмечено и в первые два месяца 2012 года, тем не менее глава ФМС не решился говорить об этом, как о "формировании стабильной положительной тенденции". Рано еще. В 2011-м в России зарегистрировано, по словам Ромодановского, 2,5 млн административных правонарушений в области миграционного законодательства, наложены штрафы на сумму 6 млрд рублей, к 1 января 2012 года взыскано 3,5 млрд рублей.
Но в последнее время в России обострились проблемы внутренней миграции. И прежде всего те, что связаны с заявительным порядком регистрации граждан по месту жительства. Ромодановский привел цифры - на шесть тысяч адресов зарегистрировано более 260 тысяч граждан, получается в среднем по 43 человека на одно жилое помещение. "Там, в этих адресах, безусловно, могут быть разыскиваемые преступники, должники, лица, выписанные из своих квартир мошенниками", - предположил глава ФМС и попросил у депутатов помощи для решения этих проблем. Сам руководитель ведомства предлагает разработать реестр действительных и недействительных паспортов. По мнению Ромодановского, такая база "в значительной степени сократит возможность мошенничества при получении кредитов и создании фирм-однодневок".
Тамара ШКЕЛЬ. «Российская газета», 22 марта 2012 года
Приглашение на балл
Новая система приема мигрантов разрабатывается в России
Ряд новых предложений по работе с мигрантами озвучил глава ФМС Константин Ромодановский. В частности, изучается возможность введения так называемой балльной системы для желающих получить разрешение на временное проживание в России. «Необходимо категориальное разделение мигрантов по принципу полезности, безопасности и необходимости», – говорят эксперты.
В среду глава Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромодановский заявил о том, что продолжается разработка новой системы приема иностранцев.
Отвечая на вопросы депутатов на правительственном часе в Госдуме, глава ФМС отметил, что многие иностранцы, торгующие на российских рынках, на самом деле являются гражданами РФ, которые получили гражданство, чтобы работать, сообщает РИА «Новости».
«В большинстве случаев это граждане РФ. Мы поэтому и вышли с предложением о денонсации российско-киргизского соглашения об упрощенном получении гражданства, потому что люди получили гражданство для того, чтобы иметь возможность осуществлять трудовую деятельность», – передает агентство слова Ромодановского.
Помимо этого, Константин Ромодановский рассказал, что существующая система предоставления иностранцам разрешений на временное проживание (РВП) устарела и требует реформы, передает «Интерфакс».
«Мы предлагаем реформировать РВП. Это предполагает введение нескольких категорий таких разрешений, в том числе с правом работы и без него», – заявил Ромодановский в ходе правительственного часа в Госдуме.
По его словам, в настоящее время ФМС изучает возможность введения балльной системы для предоставления разрешений на проживание в России.
«Действующая сейчас система выдачи РВП не отвечает современным условиям и носит консервативный характер. В свою очередь, двойной объем предоставляемых документов затрудняет и осложняет процесс натурализации иностранцев, чинит им в этом препятствия», – заявил глава ФМС.
Ранее глава ФМС отмечал, что баллы будут начисляться за уровень образования мигранта и его способность к адаптации, причем критерии будут меняться с учетом изменений демографической обстановки и условий на рынке труда.
«Одновременно предлагается упрощение въезда и снятие ограничения для работы и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты», – подчеркивал Ромодановский.
Проект концепции определяет основные направления государственной миграционной политики России на период 2012–2025 годов. Как отмечается в документе, согласно всем известным вариантам демографических прогнозов, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России заметно усилятся.
Ромодановский сообщил также, что принято решение о денонсации соглашения об упрощенном получении российского гражданства гражданами Киргизии.
«Принципиальное решение (о денонсации) уже принято», – сказал он, добавив, что дальнейшее решение будет принято на парламентском уровне, передает ИТАР-ТАСС.
Комментируя инициативы ведомства по изменению миграционной политики, директор Института демографических исследований, главный редактор портала «Демография.ру» Игорь Белобородов заявил газете ВЗГЛЯД, что введение балльной системы отбора мигрантов в настоящее время просто необходимо.
«Идея о балльной системе отбора мигрантов на самом деле не нова. Еще в 2006 году ее предлагал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Тогда его предложение выглядело революционным для России. И потом уже эту систему предложил Константин Ромодановский.
Считаю, что сейчас в балльной системе просто назрела необходимость. Другое дело, все действия по ее введению принимаются крайне медленно. Однозначно могу сказать только одно: необходимо категориальное разделение мигрантов по принципу полезности, безопасности и необходимости», – сказал Белобородов.
По словам демографа, если обратиться к западному опыту, то в основном он накоплен странах англо-саксонского мира: США, Австралия, Великобритания. «В Америке существовала программа «Зеленой карты», которая разделяла всех приезжих на ряд категорий. «Имело значение воссоединение семей, то есть наличие родственников на территории США, имел значение брачный статус, который касался граждан США, ходатайства работодателя и т. д. Впоследствии эта программа – балльная система – неплохо зарекомендовала себя в Австралии, где было разграничение всех приезжих на ряд категорий. Критерии, по которым потенциальный мигрант должен был набрать баллы, сводились к знанию языка, к профессиональной квалификации. Огромное значение имеет, к какой возрастной группе относится мигрант. Сейчас то же самое относится к Великобритании. Ранее там существовало порядка 80 категорий трудовых мигрантов и иностранных студентов, причем ссылались они на австралийский опыт, впоследствии была введена балльная система, состоящая из пяти уровней. Первый уровень – инвесторы или ученые. Второй – очень квалифицированные работники, куда входили врачи, учителя, инженеры. Третий – работники низкой квалификации, которые тоже требуются в экономической системе, но только те, по которым была какая-то нехватка. Четвертый – студенты. И пятый – временные работники, например, для сезонных работ в сельском хозяйстве, спортсмены, работающие по контракту и т.д.».
«Балльная система у нас, естественно, востребована, – продолжил он. – Мы должны регулировать эти потоки. Это слишком абсурдно – регистрировать в стране того же Гуса Хиддинка, который, в принципе, по закону является мигрантом, и приезжего строителя из Таджикистана. Совершенно разный вклад в имидж нашего государства на международной арене, совершенно иная полезность для российского общества в целом. Все это должно быть разграничено. Естественно, что интеллектуальная миграция более востребована, чем миграция представителей примитивного труда. Строители, безусловно, нужны, но с помощью метлы, лопаты и кирпичей сегодня нельзя построить инновационную экономику, к чему нас призывает высшее руководство страны. Соответственно, огромное, даже определяющее значение имеет национальный состав мигрантов. Совершенно очевидно, что украинцу или белорусу на территории Центрального федерального округа – а это основная зона притяжения мигрантов – намного легче интегрироваться, чем тем же представителям Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. У всех у них, безусловно, равные права, все они обладают равным человеческим достоинством, ни о какой дискриминации не может быть речи. Речь идет о так называемой социальной безопасности. Эта концепция тоже должна присутствовать при принятии миграционных решений».
«Естественно, любые решения подобного рода должны учитывать культурный аспект, – отметил Белобородов. – Я допускаю, что по ряду критериев будет намного выгоднее принять программистов из Азербайджана или Индии, нежели тех же программистов, скажем, из Молдавии или Болгарии. Должны учитываться качественный, профессиональный аспект, владение языком, потенциальная интегрируемость в российскую культуру, в принимающее общество. Между прочим, семейное состояние – наличие брака, родственных связей с представителями России – тоже может сыграть определяющую роль».
По мнению эксперта, необходимо сочетание балльной системы и квотирования: «Нам нужно приглашение как можно большего числа программистов и людей интеллектуальных, но должен быть предел. Их нельзя селить, например, локально в какой-то узкой зоне, чтобы это не превращалось в формирование замкнутых общин. Все эти критерии очень важны».
«Если балльная система будет заточена только на профессиональные признаки, например если высокий приоритет будет отдаваться людям экономически активным, то есть трудоспособного возраста и низкой квалификации без учета страны исхода и этнической принадлежности, то это превратит страну в миграционную помойку, мы не достигнем стоящих перед обществом целей, более того, криминализируем общество и, кстати, будем способствовать многочисленным межнациональным конфликтам», – подчеркнул он.
«Сама идея, безусловно, заслуживает адекватного к ней отношения, я думаю, мы на пороге принятия этого решения. Очень хотелось бы, чтобы действующему субъекту хватило управленческой мудрости, чтобы мы приняли эту систему в национальных интересах, а не в интересах, например, коррупционного чиновничества и крупного бизнеса, который не всегда беспокоится о целостности государства и в большей степени заинтересован в извлечении максимальной прибыли любым путем», – заключил Белобородов.
Роман КРЕЦУЛ, Елена СИДОРЕНКО. «Взгляд», 21 марта 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)