Расходы на национальную политику вычеркнули из бюджета на следующий год
В России становится все больше народов, этнический фактор возвращается в активную политическую жизнь, а правительство сокращает расходы на государственную национальную политику. Через год после беспорядков на Манежной площади эксперты пытались определить, улучшаются ли межэтнические отношения в стране.
За год многое изменилось к лучшему, считает глава департамента межнациональных отношений Минрегиона Владимир Журавский: сами проблемы в этой сфере перестали быть табу, и первые лица государства стали уделять им беспрецедентное внимание. 11 февраля в Уфе Дмитрий Медведев провел специальное заседание Госсовета, посвященное этническим проблемам, а 19 июля Владимир Путин на площадке «Общероссийского народного фронта» принял лидеров национальных и религиозных организаций.
В Уфе глава государства сформулировал приоритеты: укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов России и гармонизация межэтнических отношений. Сразу после Госсовета была сформирована межведомственная рабочая группа по межнациональным отношениям под руководством вице-премьера Дмитрия Козака. После июльской встречи Путина с национальными и религиозными лидерами заработал консультативный совет. В каждом регионе созданы подразделения администрации по гармонизации межнациональных отношений, в 60 регионах приняты соответствующие региональные целевые программы. Такой рост интереса к управлению межэтническими процессами вызвал дискуссию о возможном возрождении Миннаца, существовавшего в России до начала 2000-х годов. А затем из федерального бюджета на 2012 год исчезла графа расходов на государственную национальную политику.
Правда, по словам Журавского, это не означает, что денег совсем не останется: «Есть средства федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев», программы поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, плюс средства, которые на государственную национальную политику тратят Минкомсвязи, Минспорттуризма, Минобразования, Минкульт и другие ведомства». Сейчас межнациональный департамент Минрегиона готовит новую ФЦП, направленную на «укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» — она должна заработать с 2013 года. Но даже примерный объем финансирования пока неизвестен.
Эксперты же фиксируют неуклонный рост межэтнической напряженности. Последний российский министр по делам национальностей, а ныне замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин отмечает, что «в 2009-2010 годах вновь произошла политизация этнического фактора». По мнению Зорина, на росте напряженности сказались экономический кризис, ситуация в соседних странах, международный терроризм, а также перепись и выборы, во время которых различные политические группы использовали этническую идентичность как фактор мобилизации сторонников. По словам Зорина, вернулся и сепаратизм, но уже не этнический, как в 1990-е, а региональный экономический, под лозунгами «Хватит кормить Кавказ» или наоборот, Москву.
Перепись 2010 года не принесла шокирующих сюрпризов в части этнического состава: русских в стране по-прежнему около 80%, а в Москве и вовсе 91%. Правда, независимые социологи и демографы не склонны полностью доверять результатам в части меняющегося на глазах этнического облика больших городов. Но из переписи ясны основные тенденции: старение и сокращение русского населения и взрывной демографический рост у некоторых северокавказских народов. Этот «взрыв» происходит в не самых благополучных регионах и вызывает рост миграции, а отличие жизненного уклада этих регионов от привычек обитателей других областей России ведет к росту конфликтности.
Директор центра социальных и экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов отмечает, что за этнический конфликт часто принимают смену парадигмы экономического развития: например, по мере разрушения сельского хозяйства в восточном Ставрополье местные русские оказываются не у дел, а горцы Северного Кавказа, активно заселяющие эту территорию, наоборот, находят экономическую нишу. Впрочем, знание причины не ослабляет напряженности: даже если конфликт не связан с тем, что одни русские, а другие, к примеру, даргинцы, сторонам этого не объяснить.
Эксперты согласны, что рост конфликтности между выходцами с Кавказа и коренным населением городов стал заметной тенденцией, но полагают, что за год после Манежной многих активистов с обеих сторон удалось вовлечь в мирный диалог. Журавский просит не обозначать конфликт как русско-кавказский, поскольку в данном случае одна сторона обозначается как этническая группа, а другая определяется по географическому признаку, и вообще призывает к журналистской ответственности. Председатель гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге в свою очередь считает, что проблема конфликтности выходцев с Северного Кавказа налицо, что конфликтуют они отнюдь не всегда с русскими, и каждый случай должен становиться достоянием гласности.
Перепись 2010 года зафиксировала в России 187 народов, хотя в 1989 году их насчитывалось всего 118. В графе «другие», куда обычно попадают различные хоббиты, джедаи или, к примеру, штукатуры, на этот раз 61 тыс. человек — на 20 тыс. человек больше, чем в 2002-м. Эксперты подчеркивают, что до сих пор не все граждане и даже не все чиновники понимают разницу между этническим и национальным. «Ваша национальность записана у вас в загранпаспорте: Российская Федерация», — лаконично объясняет Журавский.
Иван СУХОВ. «Московские новости», 22 декабря 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)