Модернизация российского здравоохранения началась с создания нового современного законодательства
Доступное, высококачественное и эффективное здравоохранение - одна изважнейших составляющих благополучия каждой семьи, необходимая социальная гарантия современного общества. Однако пока российское здравоохранение не отвечает всем ожиданиям граждан, нуждается в системной и последовательной модернизации. А для нее необходимо создать не только материальные возможности, но и современное эффективное законодательство. О том, как строилась эта работа в Государственной Думе пятого созыва, рассказала "РГ" председатель думского Комитета по охране здоровья Ольга Борзова.
Ольга Георгиевна, какую главную цель ставили перед собой члены комитета, работая над законопроектами, связанными со здравоохранением?
Работа нашего комитета в прошедшем созыве была направлена на создание законодательной базы для комплексной модернизации здравоохранения. По сути, целью законодательных инициатив стало создание предпосылок к переходу от "лечения" к "охране здоровья", то есть усилению профилактического направления в здравоохранении. Комитет проделал колоссальную работу. За отчетный период было проведено более ста заседаний, на которых было рассмотрено более восьмисот вопросов. Мы организовали и провели 8 парламентских слушаний, почти двадцать "круглых столов". Свыше 80 раз собирались наши экспертные советы и рабочие группы. Сколько всего законопроектов было подготовлено в комитете?
Мы были ответственными за более чем сто законопроектов. Еще около двухсот комитет вел как соисполнитель. Важнейшие социально значимые законопроекты были приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом.
Первым таким законом, направленным на модернизацию законодательной базы в нашей отрасли, стал Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", основные положения которого вступили в силу 1 сентября 2010 года. Усилен контроль за обращением лекарственных средств органами управления здравоохранением на местах. Была также введена чрезвычайно важная в условиях наших обширных территорий норма, разрешающая продажу лекарств медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и центров семейной практики населению, проживающему в сельских поселениях, где нет аптек. Известно, что этот закон способствовал более эффективному использованию средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение необходимыми лекарствами льготных категорий: инвалидов, пенсионеров, людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями...
Да, больные, страдающие заболеваниями, которые требуют дорогостоящей терапии, выделены в отдельную группу, лекарства для них централизованно закупаются на федеральном уровне и поступают в регионы. При этом бесплатно обеспечиваются лекарствами все больные, а не только инвалиды. Причем расходы федерального бюджета по этой статье и количество пациентов, получающих дорогостоящие лекарства, ежегодно растут. В 2011 году на обеспечение более чем 77 тысяч больных было выделено почти 48 млрд рублей, что на 3 млрд рублей больше, чем в 2010 году. А в федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрено увеличение финансирования программы "7 нозологий" более чем на 13%, общая сумма превысит 54 млрд рублей. Еще один важный закон, работа над которым шла в комитете, - закон "Об обязательном медицинском страховании". В чем его основные новеллы?
Закон существенно усилил гарантии бесплатной медицинской помощи, гарантии ее равнодоступности. Он предоставил гражданину право выбора и замены страховой медицинской организации. А введение полиса единого образца позволяет получать качественную медицинскую помощь независимо от места проживания. Кроме того, закон направлен на усиление мотивации медиков к более качественной работе. За качественной медицинской услугой в лечебное учреждение придут пациенты, а за ними - деньги за оказанную медицинскую помощь по полному тарифу. Это покроет все затраты медицинского учреждения на лечение больного. Кроме того, закон открыл систему ОМС для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, если они готовы работать по тарифам ОМС. Это, несомненно, создаст условия для развития конкурентной среды. В 2011-2012 годах начата реализация программ модернизации здравоохранения. Что это изменит для нас, обычных пациентов поликлиник и больниц?
Средства, выделенные на модернизацию, идут на ремонт лечебно-профилактических учреждений в регионах и муниципальных образованиях, оснащение их современным оборудованием, увеличение финансирования по стандартам лечения. Часть средств будет направлена на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи и оплату труда узких специалистов амбулаторного звена. Это поможет сократить дефицит кадров в поликлиниках, сроки ожидания приема у врачей-специалистов, то есть повысить доступность специализированной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.
Сейчас акценты в нашем здравоохранении смещаются с лечения на профилактику, вот почему особенно актуальным представляется изменение законодательной базы по формированию здорового образа жизни. Вы имеете в виду закон "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака", который также был принят Думой прошлого созыва?
Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака стала первым международным юридическим документом, целью которого является сокращение потребления табака и снижение смертности от причин, связанных с этим. Положения конвенции устанавливают международные стандарты и принципы борьбы с табаком в таких направлениях, как предупреждение населения о вреде курения, предотвращение продажи табака несовершеннолетним, повышение акцизов на табак, запрещение рекламы табака, защита населения от вреда пассивного курения. Я уверена, что наше законодательство позволяет более эффективно бороться с этой вредной и опасной привычкой, формировать у молодежи принципы здорового образа жизни. В завершение работы Думы пятого созыва был принят важнейший закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Известно, что работа над ним была непростой. Вы и комитет в целом довольны итоговой редакцией?
Закон имеет высокую социальную значимость. Он гарантирует качественную и доступную медицинскую помощь, социальную защищенность граждан в случае утраты здоровья, устанавливает ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, определяет основные принципы охраны здоровья граждан. В него включены все основополагающие принципы охраны здоровья. Это приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; приоритет социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет доступности и качества медицинской помощи; а также приоритеты недопустимости отказа в медицинской помощи, профилактики в сфере охраны здоровья и соблюдения врачебной тайны. У многих вызывало возражения то, что в документе узаконено оказание платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Но ведь принцип бесплатности медицинской помощи сохранен?
Закон четко установил бесплатность оказания для граждан всех основных видов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий: первичной медико-санитарной, специализированной (в т.ч. высокотехнологичной), скорой и паллиативной. Кроме того, бесплатной для граждан является замена лекарства на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата и т.д. И, пожалуй, одна из важнейших норм закона - обязательность исполнения порядков оказания медицинской помощи всеми медицинскими организациями страны, оказывающими помощь в рамках программы госгарантий. В течение переходного периода будут реализованы региональные программы модернизации здравоохранения, что позволит к 1 января 2013 года создать во всех субъектах Российской Федерации условия для работы по единым порядкам оказания медицинской помощи. В законе немало и других новелл. Какие из них наиболее важные?
Многое изменится в правах самих медиков, в медицинском образовании. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров будут осуществляться за счет средств работодателя. Кроме того, повышены и требования к системе подготовки медицинских работников. В законе заложены основы саморегулирования в сфере здравоохранения, а также расширены права медицинских профессиональных некоммерческих организаций. Законодательно закреплено понятие экспертизы качества медицинской помощи и право граждан на независимую медицинскую экспертизу. Существенное количество таких поправок было внесено в законопроект на основании предложений, внесенных профессиональными экспертами и общественными объединениями, а также обычными гражданами. Какие задачи стоят перед комитетом по охране здоровья на следующий созыв?
Пока рано говорить о работе над какими-то конкретными законопроектами. Решение о работе над тем или иным законом будет приниматься коллегиально, на заседаниях комитета. Отмечу только, что в перспективе - целый пакет федеральных законов, продолжающих формирование правового поля в сфере здравоохранения, "достраивающих" закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Они будут конкретизировать и уточнять положения базового закона, которые в силу его рамочного характера не могли быть прописаны в нем самом.
Мы готовы работать над законопроектом о донорстве органов и (или) тканей, о биомедицинских технологиях и других, в которых будут изложены правовые, экономические и организационные механизмы реализации тех возможностей, которые дают нашему здравоохранению новые "Основы".
Досье
Ольга Георгиевна Борзова в 1972 году окончила с отличием Ростовский государственный медицинский институт. Более 30 лет работала врачом-педиатром, заместителем главного врача Ростовской областной детской клинической больницы, главным педиатром Ростовского облздравотдела, заместителем директора департамента здравоохранения, главным врачом Ростовской областной детской клинической больницы, которая в 2002 и 2003 годах признавалась лучшей в России. Заслуженный врач Российской Федерации.
В 2004 году защитила диссертацию и получила ученую степень - кандидат медицинских наук. Автор более 100 научных статей по педиатрии и организации здравоохранения.
В декабре 2003 года Ольга Георгиевна Борзова была избрана депутатом Государственной Думы IV созыва, а в декабре 2007 года - депутатом Государственной Думы V созыва и председателем Комитета по охране здоровья. Член Генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Ольга Георгиевна принимала участие в ликвидации последствий террористического акта в городе Беслане, работала в парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения этого террористического акта. Автор девяти федеральных законов и законопроектов, многих поправок к проектам федеральных законов. Награждена орденом Дружбы народов, медалью ордена "За заслуги перед отечеством" II степени. На прошедших недавно выборах в Государственную Думу шестого созыва О. Г. Борзова вновь избрана депутатом.
Кстати
В 2013 году российское здравоохранение перейдет с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС). "В 2013 году госрасходы на медицину возрастут - 250 млрд рублей пойдет на рост зарплат, - заявил директор департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития РФ Владимир Зеленский. - В общей сложности зарплаты врачам к тому времени увеличатся на 60-70%".
В столице по итогам девяти месяцев текущего года средняя зарплата врачей составила 59,4 тысячи рублей, среднего медперсонала - 43,8 тысячи рублей. Предполагается, что к июлю 2012 года средняя зарплата врачей вырастет до 67 тысяч рублей, среднего медицинского персонала - до 48,8 тысячи рублей, младшего медперсонала - до 27,1 тысячи рублей
Справка
По программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (без учета расходов федерального бюджета) подушевой норматив финансирования на 2012 год установлен в размере 7633,4 рубля, из них 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования, 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов
дословно Владимир Путин, премьер-министр РФ:
- В ближайшие два года нам предстоит реализовать масштабный социальный проект, провести коренную модернизацию системы здравоохранения в регионах Российской Федерации... Хочу еще раз подчеркнуть: региональные программы должны быть реализованы максимально тщательно. Их результат люди должны почувствовать на себе по реальным переменам в работе поликлиник и больниц.
Татьяна БАТЕНЕВА. «Российская газета», 20 декабря 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)