Rambler's Top100

№ 463 - 464
18 апреля - 1 мая 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Здоровье населения и современный экономический кризис

Инвалиды и общество: двадцать лет спустя

Бремя болезней в Европейском регионе

Программы, направленные на снижение смертности приняты. Каковы их результаты?

Поведенческие факторы риска в старших возрастах: сравнительный анализ ситуации в России и европейских странах

Женщины и эпидемия курения: переломить ситуацию

Демографические факторы изменения климата

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Программы, направленные на снижение смертности приняты. Каковы их результаты?1

Е.А. Кваша2, Т.Л.Харькова3 - специально для Демоскопа

Начиная с 2004 г. в России фиксируется (хотя и с разными темпами в разные годы) рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Основной вклад в этот рост (как и в предыдущее снижение) внесли болезни системы кровообращения и внешние причины смерти. Является ли этот рост следствием долгосрочных тенденций, продвижения страны по пути второго эпидемиологического перехода? Или это следствие усилий государства по снижению смертности? Постараемся это оценить.

В последние годы в России руководством страны уделяется повышенное внимание как вопросам охраны и укрепления здоровья населения,  так и снижению смертности от ряда причин. Принято ряд законов об охране здоровья граждан («О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «Об ограничении курения табака», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и т.д.). Указом Президента Российской Федерации №1351 от 9 октября 2007 года  утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Для претворения в жизнь мер первого этапа Концепции (2007-2010 гг.)  распоряжением Правительства Российской Федерации №170-р от 14 февраля 2008 года утвержден план мероприятий на 2008 -2010 годы, включающий комплекс мер по профилактике, диагностике, лечению сердечно-сосудистых заболеваний; по обеспечению оказания своевременной и высококачественной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях; по снижению материнской и младенческой смертности, рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по созданию условий для мотивации к ведению здорового образа жизни и сохранению здоровья населения. Также Правительством Российской Федерации утвержден ряд целевых программ и подпрограмм, направленных на борьбу с социально-значимыми заболеваниями4 (включая подпрограммы по туберкулезу, артериальной гипертонии, онкологии).

С 2008 г. в России в рамках национального проекта «Здоровье» начата реализация программ по совершенствованию оказания медицинской помощи по трем приоритетным направлениям, вносящим наибольший вклад в смертность населения: сердечно-сосудистые заболевания, онкология и дорожная травма.

Также Правительством России 30 декабря 2009 г. одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской федерации на период до 2020 года.

Казалось бы при претворении в жизнь положений этих программ смертность от тех причин, на которые они направлены, должна постоянно снижаться. Как мы уже писали, в последние годы смертность как всего, так и взрослого населения от большей части причин, на которые направлены программы снижаются. Но возникает вопрос связано ли это снижение напрямую с действием этих конкретных программ. Попытаемся понять это на примере трех вышеперечисленных направлений и алкогольных причин смерти.

Сердечно-сосудистые заболевания

Основной вклад в рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении у женщин в 2005-2009 гг. внесли болезни системы кровообращения (58% общего роста), для женщин трудоспособного возраста (15-54 года) этот вклад был меньшим – 35%, для лиц старше трудоспособного возраста (55 лет и старше) – 84%, а вот для лиц пожилого возраста (65 лет и старше) – более 90%. У мужчин болезни системы кровообращения находятся по вкладу на втором месте – 35% (уступая внешним причинам, у которых около 40%). Для мужчин трудоспособного возраста (15-59 лет) этот вклад был 30%, лиц старше трудоспособного (60 лет и старше) – 76%, пожилого – 85%.

С 2008 г. в России реализуется в пилотных регионах программа по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, одними из основных задач которой являются оснащение медицинских учреждений новым оборудованием в этих регионах, подготовка и переподготовка медицинского персонала5. В 2008 г. в программе принимало участие 12 регионов (Республики Башкортостан, Карелия, Чувашская Республика, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Сахалинская и Свердловская области, в 2009 г. к ним добавилось еще 12 (Республика Коми, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Архангельская, Курская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Смоленская, Ульяновская и Ярославская области), в 2010 г. к ним присоединилось еще 14 регионов.

Попробуем оценить эффективность этой программы на основе изменения показателей смертности от болезней системы кровообращения (БСК) в пилотных и остальных регионах России. К сожалению, у нас пока нет данных о смертности по причинам смерти в регионах России за 2010 г., так что мы ограничимся регионами, внедрившими программы в 2008-2009 гг., конечно, полнее можно оценить эффективность только в тех регионах, где программа начала действовать в 2008 г.

Выбор пилотных регионов, на наш взгляд сделан, довольно удачно. В выборке представлены регионы из разных частей и округов страны с различным изначальным уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, что позволяет проследить изменение ситуации на территориях с разным типом смертности.

Для оценки эффективности изменений проследим динамику изменения показателей смертности от болезней системы кровообращения в целом, начиная с 2006 г. (года полноценного роста ожидаемой продолжительности жизни в России)6.

За период 2006-2007 гг. стандартизованный коэффициент смертности (СКС) у мужчин из 80 рассматриваемых регионов вырос только в 7 регионах. Из регионов снижения в 45 оно составило более 5%, а в 12  - более 10%. В целом у мужчин  по России коэффициент снизился на 5,5%. У женщин рост СКС отмечен только в 3 регионах. Снижение более 5% зафиксировано в 55 регионах, а более 10 – в 8 регионах. В целом у женщин  по России СКС снизился на 5,8%. В Воронежской области (пилотный регион с 2008 г.) как у мужчин, так и у женщин зафиксирован рост СКС. В целом темпы изменения СКС по пилотным регионам и в целом по России представлены в таблице 1.

В 2007-2008 гг. в регионах усилились негативные тенденции в изменении стандартизованного коэффициента смертности от БСК. У мужчин показатель вырос в 26 регионах, из них 3 (Республика Карелия, Сахалинская и Иркутская области), в которых уже должна была начать работать подпрограмма. У женщин показатель вырос в 22 регионах, из них 2 – пилотные (Воронежская и Иркутская области). В целом по России и у мужчин и у женщин снижение составило 1,4%.

Таблица 1. Темпы изменения стандартизованного коэффициента смертности населения от болезней системы кровообращения в пилотных регионах  (%)

 

Мужчины

Женщины

2007/2006

2008/2007

2009/2008

2007/2006

2008/2007

2009/2008

Россия

5,5

1,4

5,1

5,4

4,7

6,0

Регионы, участвующие в программе с 2008 г.

Белгородская область

6,1

1,1

7,5

5,4

4,7

6,0

Воронежская область

-0,4

0,8

11,5

-4,1

-1,9

14,1

Ивановская область

8,3

4,4

6,2

8,1

1,8

9,0

Республика Карелия

6,3

-3,0

9,1

8,2

0,6

10,7

Ставропольский край

10,6

0,0

7,3

10,0

1,6

11,2

Республика Башкортостан

3,8

1,2

9,3

4,2

2,8

13,9

Чувашская Республика

6,4

0,6

6,1

7,3

0,1

3,2

Свердловская область

4,4

0,9

4,8

6,7

2,7

6,1

Алтайский край

3,3

-0,1

6,7

4,3

2,6

4,9

Красноярский край

6,1

2,5

4,2

6,1

1,1

5,9

Иркутская область

8,2

-2,0

4,4

5,4

-0,1

6,8

Сахалинская область

3,8

-2,9

5,2

3,5

10,9

1,7

Регионы, участвующие в программе с 2009 г.

Курская область

7,7

1,0

9,5

10,5

2,5

14,6

Орловская область

1,8

0,5

6,8

9,5

2,3

7,3

Рязанская область

2,0

1,6

3,5

8,8

-1,3

5,8

Смоленская область

7,0

0,6

4,2

8,3

-0,3

4,4

Ярославская область

2,1

-0,1

6,9

6,5

-0,1

7,6

Республика Коми

11,0

1,4

7,7

7,5

6,4

-0,5

Архангельская область

6,3

3,8

3,9

9,9

1,5

3,9

Ростовская область

5,9

3,8

1,6

7,5

1,6

5,0

Республика Мордовия

0,1

6,3

5,2

7,6

3,3

4,7

Удмуртская Республика

1,6

1,3

5,4

-1,2

3,4

8,1

Самарская область

6,6

1,1

3,7

5,0

0,6

1,3

Ульяновская область

9,0

2,7

3,7

5,5

7,7

6,8

Для подавляющего большинства регионов в период 2008-2009 гг. в основном характерно снижение стандартизованного коэффициента смертности от БСК. Только в 8 регионах у мужчин и в 10 регионах у женщин отмечен рост показателя (один из регионов у женщин - это Республика Коми, вошедшая в пилотный проект в 2009 г.). Необходимо отметить, что к регионам с наибольшим темпом снижения стандартизованного коэффициента смертности от болезней системы кровообращения относится Воронежская область (как у мужчин, так и у женщин), в которой в предыдущие периоды отмечался рост показателя. Столь высокие  темпы снижения за один год, при предыдущей отрицательной динамике, вызывают сомнение в своей достоверности.

В целом за период 2006-2009 гг. ранговые места рассматриваемых пилотных регионов по стандартизованному коэффициенту смертности от болезней системы кровообращения сильно не изменились: регионы с высоким уровнем  смертности от БСК продолжают пока относится к этой группе регионов, с низким – к низким (Таблица 2). Исключение составляет Воронежская область, где отмечается вызывающее сомнение очень сильное снижение коэффициента в 2009 г. (как у мужчин, так и у женщин). Тоже самое, но в меньшей степени относится к женщинам Республики Башкортостан и Курской области. Это наводит на мысль о неточностях в регистрации смертей по причинам и возрасту смерти. По предположению В.Г.Семеновой и Г.Н. Евдокушиной, такой скачок в Воронежской области связан с недоучетом смертности лиц пожилого возраста от сердечно-сосудистых заболеваний и за счет такого класса как «Симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния»7. Наши предварительные расчеты подтверждают это предположение – число умерших в Воронежской области в возрасте 75 лет и старше от такой причины смерти как старость выросло в 2009 г. по сравнению с 2008 г. у мужчин в 2,8 раза, а у женщин – в 2,6 раза. Это максимальный рост среди всех регионов как у мужчин, так и у женщин. Нельзя также забывать, что изменение уровня смертности от болезней системы кровообращения тесно связно с изменением уровня смертности от алкогольных причин смерти и уровнем и типом потребления алкоголя8

Таблица 2. Ранговые места по стандартизованным коэффициентам смертности от болезней системы кровообращения в пилотных регионах России подпрограммы по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

 

мужчины

женщины

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

Регионы, участвующие в программе с 2008 г.

Белгородская область

45

41

42

38

41

42

36

38

Воронежская область

43

53

50

40

19

38

47

29

Ивановская область

73

70

64

63

71

73

67

63

Республика Карелия

64

61

69

58

52

46

55

40

Ставропольский край

31

17

21

15

29

16

19

11

Республика Башкортостан

25

27

27

17

30

30

30

16

Чувашская Республика

8

8

7

6

7

7

8

8

Свердловская область

27

26

29

30

37

35

32

32

Алтайский край

19

21

23

20

36

39

38

42

Красноярский край

20

16

16

16

26

21

27

30

Иркутская область

37

30

35

39

45

48

58

53

Сахалинская область

69

72

74

71

75

78

70

75

Регионы, участвующие в программе с 2009 г.

Курская область

63

59

60

47

53

41

39

19

Орловская область

56

62

63

57

60

55

57

49

Рязанская область

34

40

38

43

16

12

16

17

Смоленская область

76

78

76

75

64

61

64

65

Ярославская область

47

52

55

52

31

27

35

31

Республика Коми

61

48

47

42

39

32

22

39

Архангельская область

67

64

59

56

49

40

41

48

Ростовская область

21

20

15

21

35

28

31

34

Республика Мордовия

29

36

30

28

9

8

7

7

Удмуртская Республика

38

45

44

44

21

34

29

27

Самарская область

22

19

20

24

12

14

15

20

Ульяновская область

59

49

46

48

58

64

48

46

В последние годы в России стало уделяться достаточное внимание высокотехнологичной медицинской помощи, являющейся одним из значимых путей снижения смертности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 1399  с 2006 г. в России в различных регионах началось строительство федеральных центров высоких медицинских технологий, большая часть из которых - центры сердечно-сосудистой хирургии. Среди всей высокотехнологичной медицинской помощи более четверти в первые девять месяцев 2010 г. приходилось на долю сердечно-сосудистой хирургии10. Из всех хирургических вмешательств наибольшая доля высокотехнологичных операций производится именно на сердце (81,4% в 2009 г.11)  Но несмотря на то, что число таких проведенных операций в 2009 г. по сравнению с 2008 г. выросло на 18% (112501 операций на сердце, проведенных с применением высоких медицинских технологий12) – это очень мало для нашей многомиллионной страны, где лидирующей причиной смерти являются болезни системы кровообращения. Кроме того, на наш взгляд, еще не решена до конца проблема обеспечения новых вводимых высокотехнологичных центров высококвалифицированными медицинскими кадрами, а это одно из главных, если не главное условие их качественного функционирования.

Проведенный анализ показывает, что говорить об эффективности вводимой подпрограммы пока рано. Да, в регионах, где проводится эта программа, в 2009 г. (кроме Республики Коми) регистрируется снижение смертности от болезней системы кровообращения, но такое же снижение отмечается и в ряде регионов, не включенных в пилотную программу. То есть ситуация на пилотных территориях по большей части не отличается по темпам изменения показателей от многих других регионов. Да и не может, на наш взгляд, быстро снизиться смертность от болезней системы кровообращения (то есть эндогенной причины смерти) в основном только после введения в строй сердечно-сосудистых центров, пусть и разных уровней. Изменение ранговых мест пилотных регионов также подтверждает это. Посмотрим, что нам покажут данные за 2010 г. Конечно, важным для России остается и такой фактор, как недоучет или переучет смертей от той или иной причины, а также роль алкогольной составляющей.

Дорожно-транспортные происшествия

Второй группой причин, на снижение смертности от которой в последние годы направлены особые усилия государства являются дорожно-транспортные происшествия. С 2006 г. в России действует целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 20 февраля 2006 г. В субъектах Российской Федерации приняты региональные программы по безопасности движения.

С 2008 г. в рамках национального проекта «Здоровье» реализуются мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В 2008-2009 гг. в программу включены 8 федеральных автомобильных дорог: М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-10 «Россия», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-5 «Урал», М-6 «Уссури», М-29 «Кавказ». В 2010 к ним добавилось еще 3 федеральные автомобильные дорог (трассы М-5, «Урал», М-60 «Уссури», М-29 «Кавказ»). Основные усилия программы направлены на оснащение новым оборудованием ряда учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, находящихся вдоль данных автомобильных дорог, покупке новых реанимобилей для станций скорой помощи, центров катастроф и федеральных учреждений здравоохранения.

В целом по России с 2007 г. по 2009 г. общее число умерших от этой причины снизилось на 23%. Но по абсолютному числу нельзя судить о реальном изменении ситуации, более информативна динамика стандартизованного коэффициента смертности от транспортных несчастных случаев в целом по России и по регионам за период 2005-2009 гг.13.

За период 2005-2006 гг. стандартизованный коэффициент у мужчин  как в России в целом, так и в 53 из 80 рассматриваемых регионов снизился. Причем, в 9 регионах снижение было более 20%, при среднероссийском снижении 5,1%. У женщин снижение коэффициента отмечено также в 53 регионах. Снижение  более 20% зафиксировано в 18 регионах. В целом у женщин  по России коэффициент снизился на  3,7%.

В 2006-2007 гг. снижение смертности от транспортных несчастных случаев прекратилось, напротив, стандартизованный коэффициент смертности от этой причины у мужчин вырос на 2,8%, а у женщин – на 0,1%. Напомним, что 2006 г. – год начала целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

В 2008 г. произошел перелом ситуации. За 2007-2008 гг. стандартизованный коэффициент смертности снизился как в России в целом (у мужчин на 9,7%, у женщин на 8,9%), так и в большинстве ее регионов – в 60 у мужчин и в 55 у женщин). В большинстве регионов, вошедших в программу  мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, зафиксировано снижение коэффициента (Таблица 3). Но в Липецкой области у мужчин и женщин, Калужской, Новгородской области у мужчин, Воронежской, Тульской – у женщин отмечен рост показателя. При этом, надо учитывать, что в Липецкой области и в предыдущий период отмечался рост стандартизованного коэффициента смертности от дорожно-транспортных происшествий.

Таблица 3. Темпы изменения стандартизованного коэффициента смертности населения от транспортных несчастных случаев в пилотных регионах  (%)

 

Мужчины

Женщины

2006
/2005

2007
/2006

2008
/2007

2009
/2008

2006
/2005

2007
/2006

2008
/2007

2009
/2008

Россия

5,14

-2,83

9,66

15,10

3,68

-0,08

8,86

14,23

Регионы, участвующие в программе с 2008 г.

Брянская область

13,0

0,6

5,7

13,6

16,5

-15,5

16,6

8,8

Воронежская область

10,6

-19,2

11,1

8,5

17,3

-17,3

-4,4

10,9

Калужская область

-6,1

-20,3

-4,5

23,9

-34,3

-1,3

3,8

9,7

Липецкая область

-2,2

6,5

-1,6

16,8

13,2

-12,2

-14,0

22,7

Московская область

4,7

-2,1

19,7

19,3

2,1

3,6

16,1

11,9

Тверская область

5,2

-3,3

12,2

22,0

26,3

-13,4

20,2

6,6

Тульская область

-13,8

-2,1

1,4

11,3

-5,8

-14,9

-6,0

26,5

Калининградская область

11,7

6,1

14,8

22,2

6,5

30,0

14,0

19,9

Ленинградская область

-3,6

0,0

13,7

15,8

-3,2

-14,2

35,1

8,2

Новгородская область

-3,6

-4,3

-5,4

21,7

-58,0

17,9

0,4

8,9

Краснодарский край

1,8

-6,1

6,5

9,4

5,1

1,5

12,2

10,2

Ростовская область

4,2

1,5

20,9

5,3

-45,5

34,4

18,3

13,1

Регионы, участвующие в программе с 2009 г.

Владимирская область

8,2

-17,9

10,7

19,3

1,5

-24,3

5,6

26,3

Ярославская область

-9,3

5,1

15,5

10,8

15,4

-21,5

14,1

17,6

Архангельская область

8,9

-0,7

16,4

1,8

18,1

33,3

-1,2

-8,0

Вологодская область

6,9

-3,9

25,5

26,4

2,3

4,3

-16,5

38,2

г.Санкт-Петербург

-1,4

8,9

17,6

23,9

6,5

4,7

6,4

19,1

Республика Башкортостан

1,0

-4,0

11,5

15,6

0,8

5,2

6,1

5,0

Республика Татарстан

4,4

-7,5

17,5

5,8

1,2

-17,0

10,5

13,8

Удмуртская Республика

12,3

0,9

-0,3

14,3

15,9

5,1

-7,1

11,6

Чувашская Республика

0,2

-4,2

-1,9

26,5

12,6

-24,8

6,2

16,9

Нижегородская область

10,5

16,2

-6,5

1,1

0,3

-9,9

19,2

-7,0

Пермский край

8,3

-2,1

-5,2

25,1

-5,5

-11,1

4,9

14,3

Последний период, за который можно посчитать темп изменения стандартизованного коэффициента смертности, - это 2008-2009 гг. В этот период в подавляющем большинстве регионов была отмечена тенденция продолжения снижения уровня смертности от дорожно-транспортных происшествий, причем более высокими темпами, чем в предшествующий период как в России в целом (Таблица 3), так и в большей части регионов (включая и Липецкую область и с довольно высокими темпами). Только в 15 (но разных) регионах как у мужчин, так и у женщин зафиксирован рост показателя. К этим регионам относятся Архангельская и Нижегородская области, вошедшие в программу мероприятий в 2009 г.: в них был отмечен рост смертности женщин.

В результате, можно сказать, что  в России и большей части регионов, начиная с 2008 г., отмечается снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий. Во всех регионах, реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях отмечается снижение смертности от этой причины. На наш взгляд, это снижение вполне можно связать с действием этих мероприятий и других программ в этой области, так как эту группу смертности (в отличие, например, от болезней системы кровообращения) можно снизить довольно быстро определенными мерами. Но, несмотря на произошедшие улучшения, нельзя останавливать работу в этом направлении. Нельзя забывать и о том, что в России остаются еще регионы, где в последние годы фиксируется постоянный рост смертности от дорожно-транспортных происшествий. Это Томская, Амурская области, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики. Надо учитывать и возможность отнесения смертей от ДТП, происшедшим на трассах в одном месте к разным регионам.

Умершие от дорожно-транспортных происшествий относятся к классу внешних причин смерти, смертность от которых в России стоит на втором месте у мужчин и  женщин (при этом наибольший вклад в снижение смертности у мужчин вносит именно этот класс) после болезней системы кровообращения. Но основной вклад в смертность от внешних причин вносят смерти не от дорожно-транспортных происшествий, а от других причин смерти этого класса: убийства, самоубийства, повреждения с неопределенными намерениями и группа остальных несчастных случаев, на долю которой приходится более 40% всех смертей этого класса. При этом, эта подгруппа включает такую  причину как  отравления алкоголем, также ряд других причин, смерть от которых связана с употреблением так или иначе алкоголя. Для снижения смертности от всех внешних причин надо направлять усилия не только на дорожно-транспортные происшествия, но и на другие группы причин этого класса.

Онкология

Третье место в смертности в России занимают умершие от новообразований, в основном злокачественных. Российский уровень смертности от новообразований, в отличие рассмотренных выше двух классов причин смерти, по доле умерших, вполне сопоставим и даже ниже, чем во многих странах Европы (Рисунок 1).  Но такое положение не должно давать повода для успокоения.

Рисунок 1. Стандартизованный коэффициент смертности от новообразований в ряде европейских стран в 2008 г. (на 100000 человек)

Источник: Европейские страны - база данных Здоровье для всех (http://data.euro.who.int/hfadb/), Россия – расчеты авторов

В последнее время направляется довольно много внимания и сил на борьбу с этой группой причин смерти. В России с 2007 г. реализуется Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», одной из подпрограмм которой является онкология. С 2009 г. в рамках Национального проекта Здоровье стартовала программа по совершенствованию организации онкологической помощи населению, на которую выделено в 2009 г. немалые средства (6305,0 млрд. руб.14). В 2010 и 2011 гг. финансирование программы было продолжено. В 2009 г. в эту программу было включено 11 субъектов Российской Федерации15. Удивляет, что в число этих регионов не попал ни один регион из Северо-Западного Федерального округа, в котором уровень смертности от онкологических заболеваний не самый низкий. Целевыми индикаторами подпрограммы «Онкология» являются: доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет; доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году; смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения (мужчины, женщины). Схожие показатели оценивают эффективность и второй программы. Посмотрим как изменилась динамика смертности от новообразований в России с 2006 г.16

В России тенденции изменения стандартизованного коэффициента смертности от новообразований в 2006-2008 гг. у мужчин и женщин не слишком различаются: у мужчин – тенденция к медленному снижению, у женщин – очень медленный рост. По регионам тоже есть различия по полу в динамике изменения смертности от новообразований за этот период. Но есть несколько регионов, где и у мужчин, и у женщин за эти годы фиксировался постоянный рост показателя: Воронежская и Кемеровская области, Краснодарский, Пермский края – странно, что ни один из этих регионов не был включен в 2009 г. в программу по совершенствованию организации онкологической помощи. С другой стороны, есть регионы, где в эти годы фиксировалось  постоянное снижение стандартизованного коэффициента смертности: Калининградская область, Республика Бурятия, Читинская область (с марта 2008 г. – Забайкальский край). Но и здесь надо разбирать по более детальным и отсутствующим у нас данным, не является ли это снижение следствием простого недоучета больных, умерших от причин смерти, связанных с онкологией.

В 2009 г. в России и у мужчин, и у женщин зарегистрирован рост смертности от новообразований. Рост отмечен в 47 (из 80) регионах у мужчин и 48 у женщин. Из 11 регионов новой программы рост зафиксирован у мужчин в всех этих регионах, а у женщин в 9. Приведенные цифры, скорее, говорят о том, что снижение смертности от этой группы причин – один из сложнейших процессов, который затрагивает, прежде всего, выявление заболевания на более ранних стадиях его развития, а это, учитывая менталитет наших людей, довольно сложно.

Иначе говоря, отмеченный рост в 2009 г. свидетельствует о том, что необходимо предпринимать еще  много усилий, направленных на снижение смертности от этой причины, даже несмотря на то, что по этому показателю Россия находится не на самом высоком месте среди развитых стран (как по другим группам причин). Но это не говорит, по нашему мнению, о не эффективности проводимых мер.

На наш взгляд, предложенные программы, направленные на снижение онкологической смертности довольно хорошие. Главное, чтобы они претворялись и выполнялись в каждом регионе. Важно еще и то, что в России на протяжении длительного периода ведутся подробные формы учета онкологической заболеваемости (в отличие от других нозологий).

В связи с этим радует, что  Минздравсоцразвития РФ продолжает разработку путей по  снижению смертности от новообразований, пытается гармонизировать Национальный онкологический регистр. Тем более, что Министр Минсоцздравразвития РФ Т.Голикова говорит, что «для достижения основной цели в виде снижения смертности от онкологических заболеваний, выявления больных на ранних стадиях и развитие профилактической составляющей в стране имеются все возможности и ресурсы»17.  

Говоря о снижении смертности от новообразований, нельзя забывать, что большую часть этих смертей составляют умершие от новообразований трахеи, бронхов, и легких, а это, чаще всего, следствие длительного курения. И именно это надо учитывать, разрабатывая новые и контролируя выполнение уже существующих программ.

Алкоголь

Смертность, напрямую связанная с потреблением алкоголя, занимает особое место в структуре причин российской смертности. Российская статистика начиная с 2005 г. фиксирует и публикует данные о смертности от 7 причин, непосредственно связанных с алкоголем (до 2005 г. разрабатывалась информация только по 4 причинам). В 2009 г. от этих причин умерло 50,5 тыс. мужчин и 18,1 тыс. женщин.

ВОЗ рассчитывает стандартизованные коэффициенты смертности по отобранным причинам, связанным с алкоголем. Но, к сожалению, данных по России в базе ВОЗ нет. Вычисление данного коэффициента по России затруднено и из-за отсутствия полного перечня причин, используемого для его расчета ВОЗ. Но расчет на основе имеющихся данных показывает, что среди развитых европейских стран  Россия находится на одном из последних мест (Рисунок 2). В 2008 г.  стандартизованный коэффициент смертности от этих причин у мужчин был выше только в Литве, а у женщин в Литве и Молдове. Необходимо отметить, что в 2009 г. уровень российских показателей уже был выше литовских (по Республике Молдова нет данных)18.

Рисунок 2. Стандартизованный коэффициент смертности от отобранных причин, связанных с алкоголем в ряде европейских стран в 2008 г. (на 100000 человек)

Источник: Европейские страны - база данных Здоровье для всех (http://data.euro.who.int/hfadb/), Россия – расчеты авторов по тому же набору причин

Среди мер, принимаемых государством для снижения алкогольной смертности, можно выделить «Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», которая была одобрена распоряжением Правительства от 30 декабря 2009 г. Понятно, что результаты претворения в жизнь этой Концепции не могли отразиться на показателях 2009 г.  До этого проблема алкогольной смертности и уровня злоупотребления алкоголем также широко обсуждалась  как во властных структурах, так и на страницах СМИ. В Докладе Общественной палаты «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия»19 приводятся факторы алкогольных проблем России, а также подробные пути решения этой проблемы. Но этот доклад также относится к середине 2009 г.

На наш взгляд, при претворении этих правильных мер в жизнь надо не забывать и уроки антиалкогольной кампании 1980-х годов. И прежде всего то, что антиалкогольная кампания  показала, что необходимо искать менее эффектные, но более эффективных меры, вырабатывать и осуществлять продуманную долговременную антиалкогольную политику; бесполезность запретительных мер. Особое внимание надо обращать на структуру потребления алкоголя в России. Ведь именно высокий уровень потребления крепких алкогольных напитков ведет к столь высокой алкогольной смертности россиян. Мировой опыт показывает, что изменение структуры алкогольного потребления – гораздо более доступная и эффективная мера, нежели нереалистичный «сухой закон» и другие подобные меры, хотя оно и не исключает, а даже предполагает другие антиалкогольные меры, но только в качестве дополнительных мер. Однако все это предполагает разработку и последовательное проведение целостной и продуманной антиалкогольной политики, а не периодические всплески не очень просвещенного антиалкогольного энтузиазма.

Динамика смертности от причин, непосредственно связанных с алкоголем, за период 2005-2009 гг. характеризовалась тенденцией к снижению показателя, при небольшом его всплеске в 2008 г. Как показывают работы ряда авторов20, за последние годы внутри группы причин смерти, непосредственно связанных с алкоголем произошли изменения: снижается доля причин, обусловленная непосредственно алкогольными отравлениями и, соответственно, растет доля причин соматической алкогольной этиологии (внутри которой растет вклад алкогольной кардиомиопатии).

Алкогольная смертность – это не только причины смерти напрямую связанные с алкоголем. Большая доля случаев смерти от других причин и классов смерти также связана с алкоголем. Известно, что снижение смертности в России в период антиалкогольной кампании 1980-х годов происходило не только за счет причин, прямо связанных с потреблением алкоголя, но и за счет несчастных случаев и болезней системы кровообращения21.

Еще в 2003 г. А.В.Немцовым были рассчитаны коэффициенты вклада алкогольной смертности в общую смертность по ряду причин и классов смерти22, которые уточнялись в его следующих работах23, По его оценкам общие алкогольные потери в России с 1990 по 2001 гг. составили около 7 млн. чел24. И эти потери почти не уменьшаются. Если посчитать алкогольные потери на основе оценок А.В. Немцова и А.Т. Терехина, то, по грубым прикидкам, получится что в 2009 г. алкогольные потери составили более 470 тыс. чел.

В заключение, оценивая эффективность рассмотренных программ в области снижения смертности, можно сказать, что наиболее эффективной по результатам является программа в области снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий, но это причина, смертность от которой можно снизить в довольно короткие сроки. С другой стороны, снижение смертности от этой причины не должно привести к ослаблению внимания к ней. О  чем также было сказано в отчётном выступлении о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год В.В.Путиным 19.04.2011 г. в Государственной Думе: «И здесь хочу сказать, что в предстоящие годы мы намерены кардинально увеличить масштабы дорожного строительства и от отдельных крупных проектов, таких как трасса Чита–Хабаровск, перейти к планомерному развитию дорог на всей территории Российской Федерации. В общей сложности расходы на дорожное строительство в 2011 году превысят 700 млрд. рублей, и это на 40% больше, чем в прошлом 2010 году.»25 Это очень немалые деньги, учитывая, что в 2009 г. из всего консолидированного бюджета России на здравоохранение, физическую  культуру и спорт было потрачено 1653,0 млрд. рублей26

Надо обязательно принимать меры по снижению смертности и от  других причин класса внешних причин.

Что касается мер, направленных на снижение смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, то говорить об эффективности этих программ все таки пока еще рано, также как и о результативности мер по снижению алкогольной смертности. Работа эта должна продолжаться, тем более как было обещано Председателем Правительства В.В.Путиным на нужды здравоохранения до 2013 г. будет выделено в целом около 1 трлн. рублей помимо текущего финансирования27, если эти средства будут правильно потрачены, то можно будет надеется на какие-либо более серьезные положительные сдвиги в состоянии здоровья и в снижении смертности россиян.

Однако необходимо иметь в виду, что большое значение в снижении смертности населения играет изменение отношения самих людей к своему здоровью, то есть к так называемому здоровому образу жизни, без перехода к которому многие государственные усилия в области здравоохранения могут быть сведены на нет. Изменение образа жизни, включая отказ от курения, чрезмерного потребления алкоголя, жирной пищи и т.д., по данным ВОЗ, поможет предотвратить многие заболевания28, включая 40% онкологических29. Поэтому, очень важна начавшая действовать с 2009 г., программа по формированию здорового образа жизни, основное проявление которой выражается в открытии центров Здоровья. Но и здесь главная проблема в реальном (используя индивидуальный подход), а не формализованном (выраженном в числе обследованных пациентов) выполнении этой программы, что, к сожалению, происходит довольно часто.

Вызывает беспокойство и новый закон об обязательном медицинском страховании, реализация которого может привести на определенный период к дезорганизации в работе этой системы.


1 Работа выполнена при поддержке Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» Индивидуальный исследовательский проект №  10-01-0125 «Дифференциация ожидаемой продолжительности жизни в России и резервы ее снижения».
2 Институт Демографии НИУ ВШЭ
3 Институт Демографии НИУ ВШЭ
4 http://www.ohrana-zdorovja.ru/slushanie-2008-10-27r.html
5 В рамках реализации мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в субъектах Российской Федерации должны быть созданы по одному региональному сосудистому центру и по три первичных сосудистых отделения.
6 На наш взгляд, более подробный анализ, включающий динамику изменения вклада различных возрастных групп и причин смерти (основными причинами, определяющими уровень смертности в данном классе являются цереброваскулярные болезни, ишемическая болезнь сердца и так называемые другие болезни сердца, которые, в свою очередь, определяется смертностью от алкогольной кардиомиопатии), лучше проводить при наличии подробных данных хотя бы за 3 года (чтобы исключить случайные колебания в регионах или зафиксировать переброски в регистрации причин смерти), соответственно он будет проведен позднее, когда будут доступны более подробные данные за 2010 г.
7 Семенова В.Г., Евдокушкина Г.Н. Первые результаты программы по снижению сердечно-сосудистой смертности: пилотные регионы на фоне России // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2011 № 1 (17)
8 Подробнее о вкладе алкогольной компоненты в сердечно-сосудистую смертность см. Д. Леон, В.Школьников, М. Макки, Н. Кирьянов и Е. Андреев. Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения // Demoscope-weklly (интернет-издание) № 461-462, 4 - 17 апреля 2011 ( http://demoscope.ru/weekly/2011/0461/s_map.php#1)
9 http://www.rost.ru/health/health_doc_10.doc
10 Отчёт о деятельности министерства здравоохранения и социального развития РФ. 2010. Минсоцздравразвития России. 2011. с. 57.
11 Российский статистический ежегодник – 2010 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d2/08-09.htm
12 Там же.
13 Период с 2005 г. выбран, чтобы была возможность посмотреть как менялась ситуация в регионах и стране в целом до начала активной политики государства в этой сфере.
14 Отчёт о деятельности министерства здравоохранения и социального развития РФ. 2009. Минсоцздравразвития России. 2010. с. 16.
15 Челябинская (окружной онкологический диспансер), Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области, Хабаровский край.
16 Оценка эффективности программ по регионам на основе первых двух показателей – отдельная работа.
17 Доклад Министра Татьяны Голиковой «Комплексный подход к оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации» 13.12.2010. (http://www.minzdravsoc.ru/health/oncology/8)
18 База данных ВОЗ «Здоровье для всех» (http://data.euro.who.int/hfadb/index.php?lang=ru)
19 http://demoscope.ru/weekly/2009/0383/chitzal01.php
20 Семенова В.Г., Антонова О.И., Евдокушкина Г.Н., Гаврилова Н.С.. Потери населения России в 2000-2008 гг., обусловленные алкоголем: масштабы, структура, тенденции    // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2010 № 2 (14)
21 Подробнее см. Население России 2006. Издательский Дом ГУ-ВШЭ, М., 2008. с.198-203.; Zaridze D., Maximovitch D., Lazarev A. et al. Alcohol poisoning is a main determinant of recent mortality trends in Russia: evidence from a detailed analysis of mortality statistics and autopsies. Int.J. Epidemiol. 2009; 38: 143-53; Д. Леон, В.Школьников, М. Макки, Н. Кирьянов и Е. Андреев. Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения // Demoscope-weklly (интернет-издание) № 461-462, 4 - 17 апреля 2011 (http://demoscope.ru/weekly/2011/0461/s_map.php)
22 А.В.Немцов. Алкогольный урон регионов России. М., 2003, с. 62
23 Немцов А.В., Терехин А.Т. Размеры и диагностический состав алкогольной смертности в России // Наркология. 2007 № 12
24 А.В.Немцов. Алкогольный урон регионов России. М., 2003, с. 109
25 http://premier.gov.ru/events/news/14898/
26 http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/22-05.htm
27 Путин В.В. Доклад о деятельности правительства Российской Федерации за 2010 г. 19.04.2011г. в Государственной Думе.  (http://premier.gov.ru/events/news/14898/)
28 Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – Предохраните себя. ВОЗ. 2006. (http://whqlibdoc.who.int/publications/2005/9244546728_rus.pdf)
29 http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/press-releases/2010/02/up-to-40-of-cancer-cases-could-be-prevented

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.