|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Купить жилье могут лишь немногие россияне, каждый четвертый
пользуется социальной поддержкой на оплату жилья и коммунальных
услуг, 11% семей получают субсидии на эти цели
Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую
роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском
рынке услуг. Начиная с 2005 года, они вышли на первое место в структуре
платных услуг населению, потеснив на второе место транспортные услуги.
В 2009 году удельный вес жилищно-коммунальных услуг в общем объеме
платных услуг населению составил 24,8% (в том числе 5,5% на оплату
жилищных услуг, 19,3% - на оплату коммунальных услуг), транспортных
– 20,3%, связи – 19,5%.
Увеличение объема жилищно-коммунальных услуг в значительной
степени обусловлено динамикой устанавливаемых федеральных стандартов
доли платежей населения на покрытие затрат по оказанию этих услуг
и ростом цен. Уровень возмещения населением затрат по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг повысился с 53% в 2000 году до 88% в
2009 году (жилищных услуг – с 51 до 81%, коммунальных – с 54 до
90%).
В целом жилищно-коммунальные услуги остаются пока доступными
для основной части населения России, хотя каждое десятое домохозяйство
получает субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (рис. 19).
Среднемесячный размер субсидий повысился к концу 2009 года до 809
рублей на семью в месяц.
Наряду с субсидиями, население пользуется льготами12
по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемыми на основании
действующего законодательства. До введения с начала 2005 года закона
о монетизации льгот, число граждан, пользующих льготами, постоянно
росло, охватив более трети населения. В последние годы оно снизилось
почти до четверти. Среднемесячный размер социальной поддержки на
одного пользователя повысился в 2009 году до 394 рублей в
месяц.
Рисунок 19. Предоставление субсидии и социальной поддержки
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и их средний
размер в целом по России, 1998-2009 годы
Доля семей (а точнее, домохозяйств), получающих субсидию
на оплату жилищно-коммунальных услуг, и ее средний размер заметно
различаются по регионам Российской Федерации (рис. 20). В 2009 году
доля домохозяйств получавших субсидию, варьировалась от 1,8% в Санкт-Петербурге
и 2% в Калужской и Тульской областях до 44% в Республике Ингушетии.
Высока доля домохозяйств, получающих субсидию, также в Камчатском
крае (31%), Дагестане (28), Тыве (26%), Чукотском автономном округе
(25%), Красноярском крае и Чеченской республике (по 19%).
Среднемесячный размер субсидии варьировался от 305 рублей
на семью в Рязанской области до 2410 рублей в Ямало-Ненецком автономном
округе. Кроме того, он превышал 2000 рублей в Чукотском автономном
округе (2352) и Камчатском крае (2190).
Рисунок 20. Доля семей, получавших в 2009 году субсидию
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (%), и ее средний
размер по регионам Российской Федерации (рублей на семью в месяц)
Список регионов
Достаточно высокая доля населения, пользующегося социальной
поддержкой при оплате жилищно-коммунальных услуг, сочетается в России
с высокой долей жилья, находящегося в личной собственности проживающих
в нем. В 2009 году она достигла, в основном в результате бесплатной
приватизации занимаемого жилья, 84% жилищного фонда, что заметно
больше, чем во многих развитых странах (рис. 21). Обычно пользование
жильем на правах личной собственности (без обременения залогом и
полученного с помощью ипотечных кредитов) рассматривается как более
надежная обеспеченность жильем. Но если собственники жилья обращаются
за относительно небольшой социальной поддержкой для оплаты содержания
этого жилья и его благоустройства, это свидетельствует, скорее всего,
об их финансовой несостоятельности в качестве полноценных собственников.
Рисунок. 21. Доля собственного жилья в России и некоторых
странах мира, 2009 год*, %
* Испания, Норвегия, Португалия, Греция, Канада и Чехия –
2001 год; Нидерланды, Польша, Франция – 2002 год; Латвия, США
– 2003 год; Австрия – 2004 год; Дания – 2005 год; Финляндия –
2007 год.
Начавшаяся в 1989 году приватизация жилья послужила
базой для формирования в России вторичного рынка жилья. Всего с
начала приватизации до начала 2010 года в частную собственность
граждан передано 27,4 миллиона жилых помещений (73% от числа подлежащих
приватизации) общей площадью 1353,7 миллиона квадратных метров.
В 2001-2002 годах, в связи с предполагаемым истечением срока бесплатной
приватизации, наблюдалась некоторая активизация процесса приватизации.
Затем сходная ситуация повторилась в 2005 и 2009 годах (рис. 22).
За 2009 год было приватизировано 1,1 миллиона жилых помещений (за
предшествующий 2008 год - 0,7 миллиона) общей площадью 50,2 миллиона
квадратных метров.
В итоге существенно изменилась структура жилищного фонда
по формам собственности. Увеличилась доля жилья, находящегося в
частной собственности граждан и юридических лиц: в 1990 году она
составляла 33%, в 1995 году - 53%, на начало 2010 года – 84,3%.
Продажа незаселенных жилых помещений играет существенно
менее важную роль. С 1993 по 2008 год в домах государственного,
муниципального и смешанного жилищного фонда физическими и юридическими
лицами было куплено 529 тысяч жилых помещений, в том числе в 2008
году – 29,3 тысячи (на 12% меньше, чем в 2007 году), из них населением
– 27,7 тысячи жилых помещений общей площадью 2,1 миллиона квадратных
метров.
Быстрый рост числа первичных продаж жилья наблюдался
в 1993-1998 годах, а затем их объем несколько снизился, по всей
видимости, из-за снижения финансово обеспеченного спроса на такое
жилье.
Рисунок 22. Приватизация и первичная продажа жилых помещений,
тысяч, 1990-2009 годы
Всего в 2009 году было зарегистрировано 1,5 миллиона
прав граждан на жилые помещения на основании договоров купли-продажи,
что на 18,7% меньше, чем в 2008 году (1,9 миллиона). Общая площадь
жилых помещений, на которые органами регистрации в 2009 году зарегистрированы
права собственности в результате совершения сделки на основании
договоров купли-продажи (кроме прав долевой собственности), составила
51,2 миллиона квадратных метров (на четверть меньше, чем в 2008
году) и занимает 1,9% в общей площади жилых помещений, находящихся
в частной собственности.
Индикатором финансовой доступности жилья служат обычно
коэффициенты доступности, исчисляемые как соотношение медианной
цены квартиры, представленной на рынке жилья, к медианному доходу
домохозяйств. Они показывают, сколько в среднем лет домохозяйство
должно откладывать свои доходы, ничего не тратя, чтобы приобрести
жилье.
В программе «Жилище» в качестве подобного коэффициента
доступности используется соотношение средней рыночной стоимости
стандартной квартиры общей площадью 54 квадратных метра и среднегодового
совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3-х человек. Его
значение на 2009 год определено в программе "Жилище" 3,1,
а фактически его значение составило 4,2. Кроме того, программой
предусматривалось постепенное снижение коэффициента доступности
(с 3,9 в 2004 году до 3,1 в 2009 году), а в действительности до
2008 году наблюдалась обратная тенденция (рост с 4,7 в 2003 году
до 5,7 в 2007 году) и лишь в 2008-2009 годах отмечалось уменьшение
фактического коэффициента доступности по сравнению с предыдущим
годом (до 5,2 и 4,2, соответственно).
Еще выше будет значение коэффициента (и ниже доступность),
если использовать в расчете медианные доходы, которые можно оценить
по публикуемым Росстатом данным о дифференциации денежных доходов
населения, и средние цены на первичном и вторичных рынках жилья
(рис. 23).
По результатам наблюдения организаций, осуществлявших
операции с недвижимостью, средняя цена одного квадратного метра
общей площади квартир в среднем по России составила в конце IV квартала
2009 года на первичном рынке жилья 47,7 тысячи рублей (на 7,6% ниже,
чем в 2008 году), а на вторичном рынке – 52,9 тысячи рублей (на
11,0% ниже). Медианные денежные доходы в номинальном выражении продолжили
расти, составив в 2009 году около 12,5 тысячи рублей на человека
в месяц (среднедушевые – 16857 рублей). В результате коэффициент
доступности жилья на первичном рынке снизился до 5,7 против 7,1
в 2008 году, а на вторичном рынке – до 6,4 против 7,7. А это означает,
что для покупки небольшой квартиры (общей площадью 54 квадратных
метра) семье из трех человек нужно около 6 лет откладывать, не тратя
ни на что, свои денежные доходы. Для доброй половины населения этот
срок еще больше, и еще менее реальна сама возможность такой покупки.
Рисунок 23. Коэффициенты доступности жилья, Россия в
целом, 2000-2009 годы
Ипотека, хотя и развивается, пока не играет сколько-нибудь
существенной роли и используется, в основном, на первичном рынке
жилья. В 2009 году по системе ипотечного кредитования купили жилые
помещения 10,6 тысячи семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях (в 2008 году 15,3 тысяч). Общая заселенная площадь
жилых помещений этими семьями составила 576,5 тысячи квадратных
метров.
По данным Банка России, объем ипотечного жилищного кредитования,
осуществляемого кредитными организациями, существенно снизился в
2009 году по сравнению с предшествующими годами, составив 152,5
миллиарда рублей (23,3% к уровню 2008 году). В предыдущие годы выдачи
ипотечных жилищных кредитов довольно быстро росли (в 2007 году -
в 2,1 раза больше, чем в 2006 году, в 2008 году - 117,8% по сравнению
с 2007 годом).
В условиях кризиса начался рост процентной ставки по
ипотечным жилищным кредитам. В 2006 году средневзвешенная ставка
по выданным с начала года ипотечным жилищным кредитам в рублях составляла
13,7%, в иностранной валюте - 11,4%. В 2007 году она снизилась,
соответственно, до 12,6% и 10,9%, в 2008 году составила 12,9% и
10,8%, а в 2009 году повысилась до 14,3% и 12,7% соответственно.
С целью повышения доступности ипотечных кредитов в некоторых
регионах наряду с мерами Правительства Российской Федерации организована
помощь администраций субъектов Российской Федерации. В частности,
в рамках региональных программ ипотечного жилищного кредитования
в Омской, Томской областях, Республике Татарстан, Чувашской Республике,
Ямало-Ненецком автономном округе ипотечные кредиты предоставлялись
по пониженной, по сравнению со средней по России (18,5%), 4-6 процентной
ставке.
Источники: Росстат России www.gks.ru
Статистический ежегодник России, 2010 и предшествующие выпуски;
Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России, 2010;
Социальное положение и уровень жизни населения России, 2010;
Статистический бюллетень, 2010 № 10 (171);
Социально-экономическое положение России, январь- ноябрь 2010 года;
Россия и страны мира. 2010.
12 Льгота по оплате
жилья и коммунальных услуг - скидка, предоставляемая в соответствии
с действующим законодательством определенным категориям граждан,
в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это
предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством).
|