|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Возможности получения бесплатного жилья уменьшаются 
              - за 2009 год жилье получили 147 тысяч семей, или 5,1% от числа 
              состоявших на учете В результате рыночных реформ возможности улучшения жилищных 
              условий стали достаточно призрачными для большей части населения 
              России. Реально приобрести жилье в собственность могут лишь малочисленные 
              группы населения с самыми высокими доходами (что и используется 
              ими как выгодное инвестирование в условиях быстро растущих цен на 
              жилье) и те, кто уже имеет какое-то жилье, продажа или залог которого 
              могут стать основой для приобретения лучшего по каким-то параметрам 
              жилья. Однако платежеспособный спрос заметно ограничен крайне высокими 
              ценами. Значительно сузились возможности получения социального 
              жилья. Реализация Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 
              годы так и не позволила снизить среднее время ожидания предоставления 
              жилых помещений социального использования - она, как и прежде, составляет 
              около 20 лет, что стало одной из причин внесения ряда изменений 
              в данную программу в 2005 году10. 
              В результате практически полного исчезновения ведомственного жилищного 
              фонда и упорядочения правил постановки на учет число очередников 
              - семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных 
              условий11 - сократилось 
              в 3,6 раза по сравнению с 1990 годом (рис. 17). На начало 2009 года на учете в качестве нуждающихся 
              в жилых помещениях состояло 2,86 миллиона семей (5,6% от общего 
              числа семей, включая одиноко проживающих). За 2009 год получили 
              жилые помещения и улучшили жилищные условия 147 тысяч семей (5,1% 
              от числа, состоявших на учете на начало 2009 года). В их числе 10,5 
              тысяч семей участников Великой Отечественной войны и членов семей 
              погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (38,8% 
              от их числа, состоявших на учете на начало 2009 года), 9,7 тысяч 
              семей ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов 
              (4,3%), 30,5 тысячи молодых семей (9,2%), 18,2 тысячи семей, проживающих 
              в ветхом и аварийном жилищном фонде (6,2%), 4 тысячи многодетных 
              семей (3,0%). В конце 1980-х годов ежегодно улучшали свои жилищные 
              условия примерно 1,3 - 1,4 млн. домохозяйств, то есть в 8-9 раз 
              больше. Резко снизилась доля улучшивших жилищные условия от общего 
              числа состоящих на учете: в 1987 году она достигла 17%, а к 2000 
              году снизилась до 4%, а в 2001-2009 годы стабилизировалось на уровне 
              4-5%. Общее число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся 
              в жилье, к началу 2010 года снизилось до 2,83 миллиона, что составило 
              5% от общего числа частных домохозяйств (в 1990 году – 20%, в 2000-2004 
              годы – около 10%). 
 Рисунок 17. Домохозяйства (семьи и одиночки), состоящие 
              на учете на получение жилья и улучшившие свои жилищные условия, 
              1986-2009* годы 
              * за 1986-1988 годы данные приведены по городским поселениям; 
                с 1989 годы по всей территории Российской Федерации В 40 регионах–субъектах Российской Федерации доля домохозяйств, 
              нуждающихся в улучшении жилищных условиях по социально принятым 
              критериям, превышает средний показатель по стране (рис. 18). Больше 
              всего очередников на начало 2010 года было в Ненецком автономном 
              округе (25,1% от общего числа домохозяйств), а также в республиках 
              Алтай, Чувашия, Тыва, Ингушетия, Калмыкия и в Санкт-Петербурге (от 
              12 до 15%). Ниже всего доля очередников среди домохозяйств Ростовской 
              и Пензенской областей (менее 3%). Больше всего шансов улучшить жилищные условия у очередников, 
              проживающих в регионах со значительным миграционным оттоком населения, 
              или там, где жилья строится много. Так, домохозяйства (семьи и одиночки), 
              улучшившие свои жилищные условия в 2009 году, составили в Чукотском 
              автономном округе 23%, в Мурманской области – 22%, Магаданской области 
              – 14%. В регионах с высоким приростом населения движение очереди 
              на получение жилья особенно медленно. В Республике Ингушетии число 
              семей, улучшивших жилищные условия в 2009 году, составило лишь 0,2% 
              от числа состоявших на учете, в республике Дагестан – 0,7%, в Краснодарском 
              крае – 1,4%. 
 Рисунок 18. Домохозяйства (семьи и одиночки), улучшившие 
              жилищные условия в 2009 году и состоявшие на учете на получение 
              жилья на начало 2010 года, % Список регионов
 
 10 Постановление 
              Правительства Российской Федерации № 865 от 31 декабря 2005 года.11 Семьи, состоящие 
              на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях 
              для получения жилья и улучшения жилищных условий учитываются в соответствии 
              с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 
              и предоставления жилых помещений, утверждаемыми местными органами 
              исполнительной власти.
  
              
             |