Rambler's Top100

№ 447 - 448
13 - 31 декабря 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Полвека изменений рождаемости в России

Новая база данных – новый взгляд на рождаемость в России

Изменения рождаемости за последние 50 лет

Что показывают возрастные профили рождений

Рождаемость в России в поколенческом измерении – на самом низком среди европейских стран уровне

Эффект “Материнского капитала”

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. Anthony Van Dyck. Family Portrait (1618-1620)

Полвека изменений рождаемости в России

Над темой номера работали

Дмитрий ЖДАНОВ Евгений АНДРЕЕВ Айва ЯСИЛИОНИЕНЕ

Дмитрий ЖДАНОВ

Евгений АНДРЕЕВ

Айва ЯСИЛИОНИЕНЕ

Изменения рождаемости за последние 50 лет

К середине 60-х годов прошлого века в России (РСФСР) сформировался современный режим низкой рождаемости (рис. 2), большинство семей стали малодетными. Это полностью совпадает с тенденциями в развитых странах. Следует отметить, что в Европе это была уже не первая волна падения рождаемости, предыдущий, весьма значительный ее спад в европейских странах, наблюдался в 1920-1940 годах. В послевоенный период, по понятным причинам, произошел взрывоподобный рост рождаемости, который завершился достаточно быстро. К сожалению, российские данные за этот период неполны, а качество регистрации оставляет желать лучшего. В нашем обзоре мы не затрагиваем этот период, а интересующиеся читатели могут найти некоторые косвенные оценки в публикация последних лет8.

Рисунок 2. Коэффициент суммарной рождаемости за период с 1950 по 2008 год

После критического падения ниже уровня простого воспроизводства к концу 60-х, рождаемость в РСФСР оставалась приблизительно на одном уровне с некоторой тенденцией к снижению вплоть до начала 80-х. Небольшое снижение в этот период было связано, прежде всего, с уменьшением числа рождений высоких порядков (рис. 3). То есть происходит закрепление модели малодетной семьи.

Рисунок 3. Коэффициент суммарной рождаемости  по порядку рождения, Россия, 1959-2008 гг.

TFR (Total fertility rate)- коэффициент суммарной рождаемости, TFR1, TFR2, TFR3+ - суммарные коэффициенты рождений первых, вторых и третьих и следующих рождений соответственно.

При этом снижение среднего возраста рождения первого ребенка продолжается в России дольше, чем в других странах (рис. 4) и он достигает своего минимума только в середине 1990-х годов. Это отчасти (но лишь в малой степени) могло компенсировать падение рождаемости за счет сдвига рождений на младшие возраста. Падение рождаемости реальных поколений в этот период несколько большее, чем можно думать, исходя из текущих показателей, относящихся к условным поколениям.

Рисунок 4. Средний возраст матери при рождении 1-го ребенка

Примечание: Данные по очередности рождений в Швейцарии отсутствуют

С приходом 80-х в России начался рост рождаемости. Коэффициент суммарной рождаемости вырос с 1,87 в 1981 году до 2,27 в 1988. Это уже было больше, чем в большинстве развитых стран. К сожалению, это был всего лишь кратковременный всплеск, уже в 1989 году показатель упал до 2,02. Стремительное падение рождаемости продолжилось вплоть до конца XX-го века, абсолютный минимум суммарной рождаемости - 1,16 - был достигнут в 1999 году. Это был своего рода антирекорд. Надо отметить, что в начале 90-х годов средний возраст матери при рождении 1-го ребенка стабилизировался на уровне 22,5 года, а с 1996 года начал расти. Такую же картину мы можем наблюдать и со средним возрастом при рождении 2-го ребенка. Таким образом, экстремально низкий уровень рождаемости во второй половине 90-х был усилен также отложенными рождениями. Но это может объяснить лишь малую долю в общем провале.

Любопытным в этой связи является сопоставление показателей смертности и рождаемости в 1980-1990-х годах (рис. 5). Практически все значимые колебания в продолжительности жизни, как в сторону понижения, так и в сторону повышения, сопровождались аналогичными изменениями в рождаемости, особенно заметна сильная корреляция трендов продолжительности жизни мужчин и коэффициента суммарной рождаемости во время антиалкогольной компании. Подъем рождаемости и последующий спад повторяют флуктуации в линии продолжительности жизни. Что более важно, прирост рождаемости в этот период произошел, в основном, за счет вторых и последующих рождений. При этом средний возраст матери при рождении первого ребенка после многих лет падения на этот короткий промежуток времени практически стабилизировался. Но с окончанием перестройки продолжил свое снижение.

Скорее всего, в это время реализовались ранее отложенные рождения, которые при других условиях не были бы реализованы никогда.

Таким образом, антиалкогольная компания и перестройка не только позволили сократить число смертей, но и дали стране новых граждан. Во второй половине 90-х годов тренды рождаемости и продолжительности жизни разошлись, кривая рождаемости продолжила движение вниз, как уже отмечалось, абсолютный минимум рождаемости был зафиксирован в 1999 году, тогда как продолжительность жизни выросла, а ее локальный максимум пришелся на 1998 год.

Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность жизни (мужчины) и коэффициент суммарной рождаемости

Впервые после распада СССР негативная тенденция рождаемости была сломлена в 2000 году. Однако, если мы сравним графики вероятности рождения до 40 лет первого и второго ребенка (рис. 6), то увидим, что позитивные изменения относятся исключительно ко вторым и последующим рождениям. Вероятность рождения первого ребенка стабилизировалась на уровне 0,83-0,84, что достаточно близко к шведским показателям в последние годы (0,84-0,85), и, возможно, является некоторым оптимумом для развитых европейских стран.

Рисунок 6. Вероятность очередного рождения до возраста 40 лет в России и Швеции в 1980-2008 гг.

Отдельного рассмотрения заслуживает резкий рост рождаемости после 2006 года, который мы подробнее обсудим в заключительной части статьи. Здесь же мы только отметим очередную синхронность изменений рождаемости и продолжительности жизни (рис. 5). Очевидно, что в обоих случаях можно увидеть результаты изменения демографической политики государства. Однако на данный момент нельзя сделать заключение о наличии или отсутствии синергетического эффекта от одновременного применения мер направленных на снижение смертности и повышение рождаемости.


8 См. например, S. Scherbov, H. van Vianen Period Fertility in Russia since 1930: an application of the Coale-Trussell fertility model. Demographic research, Vol. 6, Article 16, P. 455-470, http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol6/16/6-16.pdf

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.