Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Основной объем оказания платных образовательных услуг иностранцам приходится на высшие учебные заведения. Важнейшим сегментом этого рынка является очная форма обучения иностранных граждан, ибо она приносит наибольшие доходы, Они складываются как из оплаты за само обучение, так и оплаты за проживание, питание, транспорт и иных статей бытовых расходов иностранных учащихся.

Тенденции изменения численности иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений в российских вузах начиная с 1950 года наглядно отражены в данных рис. 3.

Рисунок 3. Численность иностранных граждан  очной формы обучения в российских вузах (РСФСР и РФ) в 1950/1951 - 2008/2009 академических годах, тысяч человек

Из всей совокупности иностранных граждан, обучающихся по различным образовательным программам за рубежом, международная образовательная статистика выделяет категорию иностранных студентов (“international mobil students”), к которой относятся только лица, получающие образование (очное) по программам третичного уровня (“terrtiary education”). К этой категории в России можно отнести иностранных студентов дневных отделений высших учебных заведений, обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры (71,2 тыс. чел. в 2007/2008 академич. году), а также аспирантуры/докторантуры  (3,7 тыс. чел.) и студентов-очников учреждений СПО (5,2 тыс. чел.). Их совокупная доля в мировом контингенте иностранных студентов (3,25 млн. чел.) составляла лишь 2,46%. По сравнению с советским периодом она снизилась в 3 раза  и имеет тенденцию к стагнации в обозримом будущем (см. рис. 4 и рис. 5).

Рисунок 4. Оценка и прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2025 года, млн. чел.5

Рисунок 5. Доля иностранных граждан, обучавшихся по программам третичного уровня в РСФСР / РФ в 1950/1951 - 2020/2021 академических годах, в общемировом контингенте иностранных студентов очной формы обучения, %

Иностранные граждане обучались в 2007/2008 академическом году в 540 государственных и 167 негосударственных вузах, что составляло 63,8% от общего числа всех российских вузов (в 2008 году в России насчитывалось 1108 вузов, из которых 658 являлись государственными, а 450 – негосударственными).

Абсолютное большинство иностранных граждан (99,0 тысяч человек, или 96,2%) обучаются по очной форме в государственных вузах. На долю негосударственных вузов приходилось в 2007/2008 академическом году, по уточнённым данным, всего 3,8% контингента иностранных учащихся, причем в последние годы наблюдалась тенденция снижения числа иностранных граждан, пользующихся услугами негосударственного сектора российской высшей школы по очной форме: 6978 человек – в 2001/2002 академическом году, и 3887 человек  – в 2007/2008 году.

Доля иностранцев в составе всех студентов негосударственных вузов, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов в 2007/2008 учебном году (в целом 331 тыс. человек) - 1,1%, среди студентов дневных отделений государственных вузов (в целом 3241 тыс. человек) - 2,1% (67,7 тыс. иностранных граждан, занимавшихся по программам дипломированных специалистов, бакалавриата или магистратуры).

Образовательными услугами вузов Министерства образования и науки в 2007/2008 академическом году пользовались 60,6% всех иностранных граждан, занимавшихся очно по различным программам в российской высшей школе (в 2004/05 - 57,8%). На втором месте - вузы Министерства здравоохранения и социального развития 17,2% (в 2005/06 - 15,7% обучающихся иностранцев). Таким образом, на долю вузов Минобрнауки и Минздрава приходится почти 3/4 всего контингента иностранных студентов, стажеров, аспирантов, докторантов, слушателей подготовительных отделений (рис. 6), и за последние годы она постепенно увеличивается.

Рисунок 6. Доля иностранных граждан, обучавшихся в 2007/2008 академическом году, на очных отделениях вузов различной ведомственной подчиненности / формы собственности, %

Для России характерна крайняя неравномерность распределения иностранных граждан по вузам различных городов, причем она сложилась ещё в советский период. Так, в 1989/1990 году в вузах Москвы обучались 23,5 тысячи иностранных граждан, а в вузах Ленинграда – 16,5 тысячи, что составляло 44,9% от общей численности иностранцев в высшей школе РСФСР. За 20 лет это соотношение принципиально не изменилось: в 2007/2008 академическом году более трети всех иностранцев очной формы обучения (38,0%) выбрали вузы Москвы и 1/6 часть (15,5%) - вузы Санкт-Петербурга. Соответственно растёт и количество московских и санкт-петербургских вузов, принимающих на учебу иностранцев: 176 вузов - в 2003/2004 академическом году и 219 – в 2007/2008 году. А если к вузам Москвы добавить еще 20 вузов Московской области, в которых обучаются иностранцы, то доминирование Московского региона в оказании образовательных услуг иностранным гражданам по очной форме (в целом 40,9 тыс. иностранных учащихся или 39,8% их общего числа по России) станет еще более заметным.

Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в Российской Федерации насчитывается ещё 27 городов (преимущественно областных, республиканских и краевых центров), в вузах которых обучаются от 500 и более иностранных граждан (табл. 1).

Таблица 1. Российские города, в вузах которых в 2007/2008 и в 2005/2006 академических годах на дневных отделениях обучались крупные контингенты иностранных граждан (от 500 и более человек)

Город

Количество вузов, в которых обучались иностранные граждане на дневных отделениях в 2007/2008 г.

Число иностранных граждан, обучавшихся на дневных отделениях в вузах данного города, человек

2007/2008 г.

2005/2006 г.

Москва

157

39165

33131

Санкт-Петербург

62

15992

14270

Томск

6

3367

3709

Волгоград

11

2150

1737

Воронеж

12

2013

1643

Ростов-на-Дону

13

1947

1704

Омск

14

1794

1484

Курск

5

1773

1369

Новосибирск

21

1757

1946

Тверь

3

1591

1468

Иркутск

8

1572

1357

Владивосток

6

1557

1619

Нижний Новгород

14

1469

1072

Казань

15

1383

1111

Смоленск

6

1363

1106

Рязань

3

1332

989

Краснодар

12

1296

1615

Екатеринбург

14

1213

980

Челябинск

9

1156

1204

Белгород

5

903

725

Хабаровск

5

876

409

Саратов

9

828

746

Долгопрудный, Московская область

1

731

710

Ставрополь

5

688

283

Тула

2

652

617

Астрахань

5

632

573

Махачкала

4

573

491

Уфа

9

515

464

Барнаул

7

503

527

Всего:

443

90791

79059

В вузах вышеуказанных 29 городов в 2007/2008 академическом году в совокупности обучались по очной форме более 9/10 всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений. Общее количество российских городов и поселков городского типа, в вузах которых обучаются иностранные граждане достигает почти 140, в том числе в 34 из них число иностранных студентов, стажеров, аспирантов составляет от 100 до 499 человек.

Накануне распада СССР в вузах Российской Федерации учились представители почти 150 стран мира. Примерно 75% из их числа были выходцами из стран Азии, Африки и Латинской Америки (преимущественно союзников СССР) и более 20% - представители союзных СССР государств Восточной Европы. Выходцев из стран Западной Европы и Северной Америки, а также Японии и Австралии было всего несколько процентов. Показателен перечень стран-лидеров по числу своих выпускников, получивших дипломы о высшем образовании в советских вузах за период с 1950 по 1985 годы (табл. 2), а также стран с наибольшим числом своих представителей, обучавшихся в советских вузах в 1989/1990 году (табл. 3).

Таблица 2. Страны – лидеры по числу своих выпускников, получивших дипломы о высшем образовании в советских вузах в 1950-1985 годах6

Страны

Число граждан соответствующих стран, получивших дипломы о высшем образовании в советских вузах, человек

1. Вьетнам

18125

2. ГДР

18061

3. Болгария

16702

4. Монголия

16579

5. Куба

15582

6. Польша

12809

7. Венгрия

10334

8. Чехословакия

9305

9. Китай

5944

10. Афганистан

5096

Таблица 3. Страны – основные “поставщики” иностранных студентов очной формы обучения для советских вузов в 1989–1990 академическом году, человек7

Страны

Число представителей соответствующих стран, обучавшихся в советских вузах, тысяч человек

1. Монголия

8,8

2. Вьетнам

6,7

3. Куба

6,1

4. Афганистан

6,1

5. Болгария

5,4

6. Сирия

5,0

7. Йемен

3,6

8. Эфиопия

3,5

9. Ливан

3,5

10. Польша

2,0

За минувшие 20 лет состав иностранных учащихся очной формы обучения в российской высшей школе резко изменился: доминирующее место заняли студенты из стран Азии и бывших советских республик. Значительно сократилась доля студентов из восточноевропейских и балканских стран и стран Латинской Америки. В то же время почти не вырос удельный вес представителей Западной Европы и Северной Америки (рис. 7).

Рисунок 7. Состав иностранных граждан, обучавшихся в 2007/2008 году на дневных отделениях российских вузов, по странам происхождения, %

Основная часть иностранных потребителей очной формы образовательных услуг российской высшей школы (более 75%) прибывают всего из 25 стран, среди которых - весь СНГ и многие ведущие государства Азии, но лишь по одному государству из Западной и Восточной Европы и Америки. За последние два года совокупная численность учащихся из этой группы стран в российских вузах увеличилась более чем на 10 тысяч человек (табл. 4)

Таблица 4. Страны – основные “поставщики” иностранных студентов8 очной формы обучения для российских вузов в 2005/2006 – 2006/2007 академических года

Страны

Число иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в российских вузах, по странам происхождения, человек

2005/2006 год

2007/2008 год

1. Китай (включая Тайвань)

13496

15758

2. Казахстан

12856

13540

3. Индия

4318

5548

4. Украина

4182

4426

5. Вьетнам

4917

4556

6. Узбекитан

2740

3521

7. Малайзия

1803

3000

8. Белоруссия

2083

2595

9. Республика Корея

2320

2508

10. Азербайджан

2052

2450

11. Мьянма

1337

2275

12. Монголия

1612

2164

13. Армения

1866

2016

14. Таджикистан

1051

1877

15. Сирия

1544

1688

16. Грузия (включая Абхазию и Южную Осетию)

1537

1913

17. США

1069

1386

18. Туркмения

1359

1387

19. Киргизия

829

1354

20. Молдавия (включая Приднестровье)

1118

1417

21. Марокко

876

1086

22. Нигерия

617

980

23. Германия

1086

997

24. Турция

583

956

25. Польша

1076

793

Всего

68327

80291

Доля в общем контингенте иностранных учащихся российских вузов

78,6%

78,0%

В советский период подготовка специалистов для зарубежных стран в российских вузах осуществлялась по 150 специальностям, среди которых доминировали инженерно-технические (рис. 8).

Рисунок 8. Основные группы специальностей, по которым иностранные граждане обучались в российских вузах в 1989/1990 академическом году, %9

В настоящее время соотношение специальностей, изучаемых иностранными студентами, стажерами, аспирантами и т.д. в российских вузах (в общей сложности более 1000), заметно изменилось: среди них лидирующие позиции занимают медицина, а также гуманитарные и социальные науки, экономика, финансы и менеджмент (рис. 9). В то же время доля иностранных граждан, обучающихся по инженерно-техническим специальностям, неуклонно сокращается (в 2003/2004 академическом году она составляла 18,6%, в 2005/2006 – 16,7%, в 2007/2008 – 15,1%).

Рисунок 9. Основные группы специальностей, по которым иностранные граждане обучались в российских вузах в 2006/2007 - 2007/2008 академических годах, %

В американских колледжах и университетах самыми востребованными специальностями у иностранных студентов в 2007/2008 академическом году были бизнес и менеджмент (20%), инженерно-технические специальности (17%), естествознание, физические и биологические науки (9%), общественные науки (9%), математика и компьютерные науки (8%)10.

Если в советский период почти все иностранные граждане обучались в российских вузах по 5-6-летним программам дипломированных специалистов, то в последние годы, в связи с присоединением России к Болонскому процессу, хотя и медленно, но стала возрастать доля обучающихся по программам бакалавриата, а также магистратуры11 (рис. 10).

Рисунок 10. Доля иностранных граждан, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов по различным формам (программам обучения) в 2007/2008 учебном году, %

Проанализируем теперь кратко экономическую эффективность обучения иностранцев в нашей стране. Основной доход получают российские вузы от очной формы обучения иностранных студентов, стажеров, аспирантов (в 2007/2008 академическом году в российской высшей школе на дневных отделениях учились 102899 иностранцев, в том числе 74,3 тысячи – на контрактной основе, а еще 28555 иностранных граждан обучались на бюджетных местах и по межгосударственным и межвузовским договорам об академических обменах на безвозмездной основе). При средней стоимости обучения в 3420 долларов США, их совокупная годовая оплата составила сумму, эквивалентную 254,2 миллионам долларов США. Кроме того, иностранцы потратили в России в 2007/2008 академическом году на свое питание, проживание, досуг, транспорт и т.д. еще около 470 миллионов долларов США (в среднем по 456 долларов США в месяц). Таким образом, совокупные доходы экономики Российской Федерации от очного обучения и проживания иностранных граждан на территории нашей страны в 2007/2008 академическом году составили 18 миллиардов 85 миллионов рублей или 723,4 миллиона долларов США.

Наиболее высокую стоимость очной формы обучения, в том числе для иностранцев, установили в 2007/2008 академическом году в МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете (более 10 тысяч долларов США по ряду учебных программ), однако численность иностранных студентов в этих двух ведущих российских вузах сократилась, по сравнению с предшествующим годом, соответственно, на 6,0 и на 9,5%.

В США и многих других западных странах “флагманами” высшей школы и лидерами по числу иностранных студентов очной формы обучения и доходов от этой образовательной деятельности являются  частные университеты и колледжи. В Российской Федерации ситуация прямо противоположная. Иностранные студенты-очники имеются в 82% государственных и муниципальных вузов, но лишь в 37% негосударственных. Причем в последних насчитывается менее 4-х тысяч иностранных студентов и экономическая эффективность от их обучения в целом невелика.


5 Для составления прогноза использована модель логарифмической линии тренда на базе данных 1950-2008 годов.
6 Данные Минвуза СССР.
7 В 1980-х годах в советских вузах было также очень много студентов из Германской Демократической Республики (прекратившей своё существование в 1989 году).
8 Вкючая слушателей подготовительных отделений, стажеров, интернов, ординаторов, аспирантов, докторантов.
9 Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования (Часть I). М., 1999, с. 30.
10 См.: Opendoors. Report on International Educational Exchange. New York., 2008.
11 К магистрам мы относим и иностранных граждан, обучавшихся по 2-3-х летним программам второго высшего образования.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.