|
|
Российское образование на экспорт |
Над темой номера работал
|
|
Александр АРЕФЬЕВ1
|
|
Международный рынок образовательных услуг быстро развивается
Рынок международного образования развивается очень динамично.
Его суммарные финансовые показатели, включая языковые курсы для
иностранных граждан, среднее и высшее образование, дополнительное
профессиональное образование и т.д., уже превышают 100 миллиардов
долларов США, а общее число иностранцев, ежегодно выезжающих с различными
образовательными целями за рубеж, достигает 5 миллионов. Наибольший
объем образовательных услуг иностранцам оказывает высшая школа,
ее международные услуги ежегодно приносят более 60 млрд. долл. США.
Основные доходы от обучения иностранных студентов (общемировая численность
которых в 2007/2008 академическом году составляла 3,25 миллиона
человек) получают в основном Соединенные Штаты (18 млрд. долл.),
Великобритания (свыше 10 млрд.), Австралия (около 14 млрд. австралийских
долл.), а также Франция, Германия и некоторые другие. На долю указанных
5 стран приходится и около 60% мирового контингента иностранных
студентов. Поэтому в США экспорт высшего образования (по программам
третичного уровня) считается пятой по значимости отраслью экспортных
услуг, в Австралии – четвертой экспортной отраслью и т.д.
Немалые доходы (оценочно около 5 миллиардов долларов
США) даёт и обучение иностранных дошкольников и школьников. Например,
в Великобритании в 2007 году в частных школах и школах-пансионах
насчитывалось около 30 тысяч иностранных детей и подростков в возрасте
7-18 лет. Родители платят за их обучение и проживание от 14 до 25
тысяч фунтов стерлингов в год. Это приносит британской экономике
ежегодно свыше 350 миллионов фунтов стерлингов (около 600 миллионов
долларов США). Недёшево стоит обучение молодых иностранцев
и в школах Австралии (от 7 до 15 тысяч австралийских долларов в
год). Множество иностранных школьников обучается в США, Германии,
Франции, Канаде, Швейцарии, других странах мира. Даже в Китае с
1995 года стали открываться платные дошкольные учреждения и школы
для детей из иностранных семей2.
Очень важно, что подавляющее большинство иностранных школьников
планирует в дальнейшем продолжить образование в вузах этих же стран.
Почти во всем мире иностранные дети и подростки могут
учиться только в частных школах, если хотя бы один из их родителей
не имеет местного вида на жительство или не является беженцем, что
в этом случае дает им право посещать государственную школу.
Крупным сегментом рынка образовательных услуг являются
и курсы иностранных языков для граждан различных стран. Так, в 2005
году для изучения английского языка в 10 англоязычных стран мира
(Великобританию, Канаду, США, Ирландию, Австралию, Мальту, Новую
Зеландию, ЮАР) приезжали 1,3 миллиона человек. Совокупные доходы
только от оплаты за их обучение в принимающих странах составили
около 10 миллиардов долларов США (без учета расходов иностранцев
на проживание в среднем в течение 2-3-х месяцев, их питание и т.д.).
Увеличивается также число иностранных граждан, изучающих испанский,
французский, немецкий языки. Необычайно возрос в мире интерес к
китайскому языку и культуре, порожденный экономическими успехами
этой страны. По данным из китайских источников, число изучающих
китайский язык во всем мире достигает 40 миллионов человек, в том
числе в США численность изучающих китайский составляет 700 тысяч
человек, в Канаде – более полумиллиона и т.д. В 2009 году в 88 странах
мира действовали 282 Института Кофуция, а также 262 школы/класса
Конфуция, созданных правительством КНР для распространения китайского
языка и культуры за рубежом3,
а в сам Китай в целях изучения (в том числе углубленного) языка
ежегодно приезжает более 140 тысяч иностранцев.
В Российской Федерации дела с оказанием образовательных
услуг иностранным гражданам учебными заведениями обстоят несколько
иначе. В предлагаемой статье собраны важнейшие показатели деятельности
этой отрасли отечественной экономики, они базируются на результатах
почти 10-летнего мониторинга подготовки кадров для зарубежных стран,
осуществляемого Центром социологических исследований (ЦСИ) Минобрнауки
России4.
1 Арефьев Александр
Леонардович – зам. директора по научной работе Центра социологических
исследований Минобрнауки России
2 По состоянию на
2007 год в КНР насчитывалось 75 школ и 11 детских садов для иностранных
детей. В них обучались примерно пять тысяч человек. Большинство
из них располагались в гг. Пекине (20) и Шанхае (18), а также Тяньцзине,
Гуанчжоу, Циндао, Сучжоу, Сиане, Даляне и ещё 19 крупных городах.
Список китайских учебных заведений, имеющих право оказывать образовательные
услуги несовершеннолетним иностранцам, ежегодно утверждается Министерством
образования КНР.
3 В России в 2008/2009
академическом году действовали 14 Институтов и школ Конфуция, созданные
при российских университетах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани,
Элисте, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Улан-Удэ, Иркутске,
Кемерово, Благовещенске и Владивостоке.
4 Работа является
продолжением серии публикаций ЦСИ по международному образованию,
осуществлявшихся в сотрудничестве с международными подразделениями
Минобрнауки России и Рособразования, МИДом России и Росзарубежцентром
(ныне – Россотрудничеством), институтами Российской академии наук
и другими ведомствами и организациями. См.: Шереги Ф.Э., Дмитриев
Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт российских
образовательных услуг. М., 2002; Арефьев А.Л., Дмитриев Н.М. Зарубежные
учебно-научные стажировки. М.,2003; Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение
иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Статистический сборник. Выпуски 1-7. М., 2003-2010; Арефьев А.Л.
Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских
вузах. М., 2004; Русский язык в мире: современное состояние и тенденции
распространения (коллектив авторов). М., 2005; Арефьев А.Л., Чепурных
Е.Е., Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования:
практика, исследования, анализ. М., 2005; Арефьев А.Л. Тенденции
в обучении граждан КНР в российских вузах. М, 2006; Арефьев А.Л.
Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования
и науки. М., 2006; Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Экспорт российских
образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2. М.,
2007-2009; Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных
услуг. М., 2007; Арефьев А.Л. Молодёжные обмены между Россией и
Германией: статистический и социологический анализ. М., 2008 и т.д.
|