Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Основные цели в области образования ЕС направлены на повышение качества, доступности и открытости сферы образования

Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается

Доля молодежи 20-24 лет, получившей образование не ниже среднего, возросла до 78%, а доля молодых людей, преждевременно завершающих образование, снизилась до 15%

В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%

Более высокий уровень образования снижает риск безработицы, повышает уровень доходов и продолжительность жизни

Участие взрослых в обучении растет, но недостаточно – в 2008 году образовательными программами было охвачено менее 10% населения 25-64 лет

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%

Наряду с тем, что часть молодежи по тем или иным причинам преждевременно завершает обучение, не получив даже полного среднего образования, все большая часть молодых людей, получив его, продолжает обучение по программам высшего образования.

В 2008 году 28,7% молодых людей в возрасте 20-24 года, проживающих в ЕС-27, обучались по программам высшего образования (5-6 уровень), причем среди девушек эта доля заметно выше, чем среди юношей (31,9% против 25,0% в 2007 году, при общей доле 28,4%). В США доля молодежи 20-24 лет, обучающейся по программам высшего образования, составляла 34,7%, в Турции - 20,5%.

Среди стран ЕС-27 значение показателя варьировалось от 6,6% в Люксембурге (преобладающая часть обучается за рубежом, как и на Мальте) до 47,7% в Словении (рис. 12). Помимо Словении высокой долей молодежи 20-24 лет, обучающейся в высшей школе, отличались Литва, Польша, Греция и Финляндия (от 39 до 42%). Во всех странах ЕС-27 эта доля среди девушек выше, чем среди юношей. Наибольшие различия - от 10 до 20 процентных пунктов - наблюдаются в странах Балтии, Словении, Польше, а за пределами ЕС - в Норвегии. Более высокая, по сравнению с девушками, доля обучающихся по программам высшего образования среди юношей отмечается только в Турции (21,0% против 16,1% в 2007 году).

Доля лиц, успешно завершивших высшее образование, в возрастной группе 25-29 лет составила в целом по ЕС-27 в 2008 году 30,6%, варьируясь по странам союза от 16,6% в Австрии до 48,9% на Кипре.

Доля лиц с высшим образованием в возрасте 30-34 года составляла от 15,4% в Чехии до 47,0% на Кипре, а в целом по ЕС-27 - 31,0%.

В целом по группе активных рабочих возрастов - 25-64 лет - доля лиц с высшим образованием составила 24,2% по ЕС-27,варьируясь от 12,8% в Румынии до 36,6% в Финляндии.

Рисунок 12. Доля людей с высшим образованием (уровни 5-6) среди представителей разных возрастных групп* по странам ЕС-27, 2008 год, %

*в возрасте 20-24 лет - доля обучающихся по программам высшего образования

Медианный возраст обучающихся в высшей школе немного вырос за последние годы. Если в 2000 году он составлял 21,8 года (половина студентов была моложе этого возраста, половина - старше), то в 2008 году - 22,1 года. Среди стран Союза его значение в 2008 году варьировалось от 20,6 года во Франции до 25,3 года в Швеции (рис. 13). Помимо Швеции он составлял около 25 лет в Дании и Финляндии. По сравнению с 2000 годом, медианный возраст студентов снизился только в Германии, Великобритании, Италии и на Мальте.

Возраст студентов может изменяться под влиянием ряда факторов, в том числе из-за отсрочки поступления в высшую школу по собственному выбору учащегося (из-за желания сделать перерыв между получением среднего и высшего образования по каким-либо причинам) или по необходимости (исполнения воинской обязанности), из-за различий в продолжительности обучения по разным программам высшего образования и распространенности в обществе возвращения к обучению в более старших возрастах.

Рисунок 13. Медианный возраст обучающихся по программам высшего образования по странам ЕС-27, 2000 и 2008* годы, лет

* Мальта - 2007 год

Области образования по
Международной стандартной классификации
образования 1997 года

Образование - подготовка учителей (для дошкольных учреждений, детских садов, начальных школ по профессиональным предметам, практическим предметам, непрофессиональным предметам, образованию взрослых, инструкторов по подготовке учителей и для работы с детьми-инвалидами; программы общей и специализированной подготовки учителей) и педагогическая наука (разработка учебных программ по непрофессиональным и профессиональным предметам.; оценка образования, проведение экзаменов и тестов, исследования в области образования, другие педагогические науки).

Искусство и гуманитарные науки (религия и теология; иностранные языки и культуры: живые или "мертвые" языки и литература на этих языках, изучение отдельных областей; родные языки: общеупотребительный или местный язык и литература на нем; другие гуманитарные науки: устный и письменный перевод, лингвистика, сравнительное литературоведение, история, археология, философия, этика).

Социальные науки, бизнес и право (социальные науки -экономика, история экономики, политология, социология, демография, антропология (за исключением физической антропологии), этнология, футурология, психология, география (за исключением физической географии), изучение проблем мира и конфликтов, права человека; журналистика; технические и научные аспекты библиотечной работы; технические аспекты работы музеев и аналогичных хранилищ; документоведение; архивные науки; бизнес - розничная продажа, маркетинг, сбыт, отношения с общественностью, недвижимость; финансы, банковское и страховое дело, анализ капиталовложений; бухгалтерское дело, аудит, бухгалтерский учет; менеджмент, управление государственными органами, управление негосударственными органами, управление кадрами; секретарская и конторская работа; право - местные судьи, нотариусы, право (общее, международное, трудовое, морское и другое), юриспруденция, история права).

Естественные науки, математика и компьютерное дело (науки о жизни - биология, ботаника, бактериология, токсикология, микробиология, зоология, энтомология, орнитология, генетика, биохимия, биофизика, другие смежные науки, за исключением лечебно-медицинских и ветеринарных наук; физические науки - астрономия и космология, физика, другие смежные предметы, химия, другие смежные предметы, геология, геофизика, минералогия, физическая антропология, физическая география и другие науки о Земле, метеорология и другие науки об атмосфере, включая исследование климата, океанография, вулканология, палеоэкология; математика и статистика - математика, вычислительные науки, цифровой анализ, актуарная наука, статистика и другие смежные области; компьютерное дело -компьютерные науки: проектирование систем, компьютерное программирование, обработка данных, сети, действующие системы - только разработка программного обеспечения, но не компьютерного оборудования).

Инженерия, технологии, строительство (инженерия и инженерное дело - инженерное черчение, механика, металлообработка, электротехника, телекоммуникация, энергетика и химическая инженерия, обслуживание автомобилей, инженерное проектирование; производственные и обрабатывающие отрасли - производство продуктов питания и напитков, ткани, одежды, обуви, кожаных изделий, материалов (древесина, бумага, пластмасса, стекло и т.д.), горное дело и добыча полезных ископаемых; архитектура и строительство - архитектура и городское планирование: структурная архитектура, ландшафтная архитектура, общинное планирование, картография; строительные работы, строительство; гражданское строительство).

Сельское хозяйство и ветеринария (сельское, лесное и рыболовное хозяйство - сельское хозяйство, производство сельскохозяйственных культур и выращивание скота, агрономия, животноводство, плодоводство и садоводство, лесное хозяйство и методы производства лесной продукции, природные парки, дикая природа, рыболовство, рыболовная наука и технология; ветеринария - ветеринарная медицина, ветеринарное обслуживание).

Здравоохранение и социальное обеспечение (здравоохранение - медицина: анатомия, эпидемиология, цитология, физиология, иммунология и иммуногематология, патология, анастезиология, педиатрия, акушерство и гинекология, медицина внутренних органов, хирургия, неврология, психиатрия, радиология, офтальмология; медицинские службы: государственные службы здравоохранения, гигиена, фармацевтика, фармакология, терапевтика, реабилитация, протезирование, оптометрия, питание; уход за больными: общий уход за больными, акушерство; стоматологическое обслуживание: стоматологическая помощь, стоматологическая гигиена, технологии, используемые в стоматологическом кабинете, одонтология; социальное обеспечение - социальные услуги: уход за инвалидами, уход за детьми, молодежные службы, геронтологические службы; социальная работа: консультирование и другое, пока еще не классифицированное).

Другие услуги (сфера обслуживания - гостиничное обслуживание и сфера питания, путешествия и туризм, спорт и досуг, парикмахерские, косметические салоны и другое обслуживание населения: чистка одежды, прачечные, химчистки, косметические службы, науки о быте; транспорт - морское дело, командный состав судов, наука кораблевождения, летные экипажи, авиадиспетчеры, железнодорожные перевозки, автодорожные перевозки, почтовые службы; охрана окружающей среды - сохранение окружающей среды, контроль и охрана, контроль за загрязнением воздушной и водной среды, техника безопасности на рабочих местах; службы безопасности - охрана собственности и граждан: работа полиции и сопутствующие меры по обеспечению правопорядка; криминалистика, пожарная охрана и борьба с пожарами, гражданская безопасность; военное дело).

Более трети выпускников высших учебных заведений ЕС-27 подготовлены по специальностям группы "Социальные науки, бизнес и право". Среди выпускников 2008 года доля таких специалистов составила 36%, тогда как доля подготовленных по специальностям группы "Математика, наука и технологии" ("Естественные науки, математика и компьютерное дело" и "Инженерия, технологии, строительство") - 22% (рис. 14).

Среди выпускников высших школ США перекос в сторону гуманитарных специальностей еще больше, тогда как доля выпускников, подготовленных по важнейшему для формирования экономики высоких технологий и наукоемких услуг направлению "Математика, наука и технологии", ниже - 15%.

Рисунок 14. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) в 2008 году по основным направлениям подготовки, в ЕС-27, Норвегии, Швейцарии, США и Японии, %

Среди стран ЕС-27 высокой долей выпускников высшей школы, подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии", выделяются Люксембург (33,3%), Португалия (30%), Австрия (28,6%), а также Финляндия, Чехия, Германия, Франция и Испания - 26-27%% (рис. 15). Ниже всего - около 13% - доля выпускников по этим специальностям на Кипре и Мальте, в Венгрии и Латвии.

Рисунок 15. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) в 2008 году по основным направлениям подготовки в странах ЕС-27, %

Среди выпускников высших школ преобладают женщины. В 2007 году они составили в целом по ЕС-27 59% (рис. 16). Женщин втрое больше, чем мужчин среди закончивших высшее образование по группе специальностей "Образование" (78%) и "Здравоохранение и социальное обеспечение" (76%). Женщин больше также среди выпускников высшей школы по группам специальностей "Искусство и гуманитарные науки" (69%), "Социальные науки, бизнес и право" (62%). Мужчины же преобладают среди выпускников высшей школы по группам специальностей "Инженерия, технологии, строительство" (75%), "Естественные науки, математика и компьютерное дело" (60%), "Сельское хозяйства и ветеринария" (51%).

Рисунок 16. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) в 2007 году по основным направлениям подготовки и полу, ЕС-27, тысяч человек

Соотношение численности выпускников высшей школы, подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии" (имеются в виду выпускники каждого отдельного года, а не все имеющиеся этом году на рынке труда), и численности возрастной группы 20-29 лет, в которую, как правило, входят завершающие высшее образование всех ступеней, в целом по ЕС-27 устойчиво возрастает. Если еще десять лет тому назад оно составляло 8,8 в расчете на 1000 человек 20-29 лет, то в 2008 году - 13,9 (рис. 17).

По этому показателю Европейский союз почти догнал Японию (14,3% в 2008 году) и заметно превосходит США (10,1). При этом в США гендерные различия по его значению практически не изменились за этот период (примерно на 7 процентных пунктов выше среди мужчин), а в ЕС-27 возросли с 7,1 до 9,2 процентного пункта (в 2008 году 18,4 на 1000 мужчин 20-29 лет и 9,2 на 1000 женщин того возраста). В Японии гендерные различия увеличились с 18,1 до 20 процентных пунктов (24,2 против 4,2 в 2007 году).

Рисунок 17. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) по специальностям группы "Математика, наука и технологии" в ЕС-27, США и Японии, 1998-2008 годы, на 1000 человек 20-29 лет

Среди стран ЕС-27 число выпускников высшей школы 2008 года, подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии", в расчете на 1000 человек 20-29 лет составляла от 1,8 в Люксембурге до 24,3 в Финляндии (рис. 18). В 7 странах значение показателя было ниже 10, в 3 - выше 20. В большинстве стран ЕС-27 отмечался рост по сравнению с 2000 годом, снижение - только в Ирландии и Великобритании.

Рисунок 18. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) по специальностям группы "Математика, наука и технологии" в странах ЕС-27, 2000* и 2008 годы, на 1000 человек 20-29 лет

* Греция - 2004 год

Во всех странах ЕС-27 число выпускников высшей школы, подготовленных по направлению "Математика, наука и технологии", в расчете на 1000 человек 20-29 лет заметно выше среди мужчин. В 2008 году оно составляло от 1,8 на 1000 мужчин 20-29 лет в Люксембурге до 31,8 в Финляндии, а среди женщин - от 1,7 до 16,5 в тех же странах (рис. 19). По сравнению с 2000 годом гендерные различия снизились во многих странах Союза, хотя и остаются значительными. Меньше всего они в Румынии, Греции, Эстонии, Польше (в 1,3-1,4 раза в 2008 году), больше всего - в Нидерландах (в 4,2 раза) и Австрии (в 3,1 раза).

Рисунок 19. Завершившие высшее образование (уровни 5-6) по специальностям группы "Математика, наука и технологии" в странах ЕС-27 по полу, 2000 и 2008 годы, на 1000 человек 20-29 лет

красный контур - 2008 год, зеленый контур - 2000 год

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.