Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Основные цели в области образования ЕС направлены на повышение качества, доступности и открытости сферы образования

Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается

Доля молодежи 20-24 лет, получившей образование не ниже среднего, возросла до 78%, а доля молодых людей, преждевременно завершающих образование, снизилась до 15%

В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%

Более высокий уровень образования снижает риск безработицы, повышает уровень доходов и продолжительность жизни

Участие взрослых в обучении растет, но недостаточно – в 2008 году образовательными программами было охвачено менее 10% населения 25-64 лет

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается

Охват образовательными программами детей в возрасте 4 лет7 в Европейском Союзе возрос к 2008 году до 90%, увеличившись за десятилетие на 10 процентных пунктов (рис. 1).

Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста приобретает все большую приоритетность во многих странах. Они обеспечивают, с одной стороны, подготовку ребенка к обучению в начальной школе, а с другой стороны - решение задач широкого социального, экономического и образовательного спектра (в том числе сочетания семейных функций по воспитанию и присмотру за детьми, экономической занятости и обучения).

Охват детей 4 лет программами дошкольного образования в Японии уже на протяжении многих лет превышает 90%, а в 2007-2008 годы превысил 95%. До такого же уровня возрос охват детей 4 лет программами дошкольного образования в Норвегии. В США он заметно ниже - около 58% в 2008 году, хотя в 2005 году достигал 65%.

В странах ЕС возраст начала обучения по программам обязательного школьного образования составляет 4 года в Ирландии, 5 лет в Великобритании, Нидерландах и на Мальте, в 15 других странах ЕС - 6, а еще в 8 - 7 лет (для сравнения отметим, что в США, Японии и Норвегии он составляет 6 лет).

Охват программами дошкольного образования детей в возрасте от 4 лет до возраста начала обучения по программам обязательного общего начального образования возрос в ЕС-27 от 85,6% в 2000 году до 90,7% в 2007 году, в Японии - с 95,5 до 96,4%, в Норвегии - с 79,7 до 94,3%, а в США практически не изменился, составив 69,6% в 2007 году против 69,9% в 2000 году (однако в 2002 году его значение повышалось до 75%).

Рисунок 1. Охват детей в возрасте 4 лет образовательными программами в ЕС-27, Норвегии, США и Японии, 1998-2008 годы, % от общей численности детей данного возраста

В некоторых странах ЕС - Бельгии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Швеции и на Мальте - охват программами дошкольного образования детей в возрасте от 4 лет до возраста начала обучения по программам обязательного общего начального образования уже на протяжении ряда лет близок к полному (100%). В 14 из 26 стран (отсутствуют данные по Ирландии) он превышает 90%. Самый низкий охват детей дошкольным образованием отмечается в Польше (66,8% в 2007 году против 58,3% в 2000 году), Греции (68,2% и 69,3%) и Финляндии (69,8% против 55,2%).

Охват детей 4 лет программами дошкольного образования варьировался в 2008 году от 44% в Ирландии (неполные данные) и 48% в Польше до 100% во Франции (рис. 2). Во всех странах ЕС, за исключением стран с практически полным охватом детей 4 лет дошкольным образованием, а также Греции и Ирландии, данные по которой неполны, его уровень увеличился за 2000-2008 годы. Особенно значительное увеличение - на 15-20 процентных пунктов -произошло на Кипре (75,3% в 2008 году против 55,7% в 2000 году), в Румынии (79% против 59%), Швеции (91,8 против 72,8%), Латвии (78,6% против 60,6%), Словении (83,2% против 67,7%), Польше (48,1 против 33,3%).

Охват программами дошкольного образования детей в возрасте 3 лет в 2008 году варьировался по странам ЕС от 36,1% в Польше (в Греции, Нидерландах и Ирландии он практически нулевой) до почти 100% во Франции, Бельгии и Испании. В целом по ЕС-27 он составил 76,7%, в Японии - 75,4%, в США - 36,3%.

Рисунок 2. Охват детей в возрасте 4 лет образовательными программами в странах ЕС-27*, 2000** и 2008 годы, % от общей численности детей данного возраста

* Ирландия - неполные данные
** Словакия - 2001 год

Продолжительность обязательного школьного образования в большинстве стран ЕС составляет 9-10 лет, больше - только в Великобритании, Венгрии, Нидерландах. Таким образом, к 18 годам молодые люди, как правило, завершают курс обязательного среднего образования. Однако в современных условиях большинство из них продолжают обучение по тем или иным образовательным программам.

Охват молодежи 18 лет образовательными программами всех уровней растет, составив в 2008 году 77% против 67,9% в 1998 году (рис. 3). В последние годы он оставался относительно стабильным, наибольшее значение было зафиксировано в 2005 году - 77,8%.

Более высокие значения показателя отмечаются в скандинавских странах и, в частности, в Норвегии (около 90%). А в США, несмотря на колебательное повышение, остается ниже, чем в ЕС-27 (65% в 2008 году против 62% в 1998 году).

В Турции, стране-кандидате на вступление в ЕС, охват молодежи 18 лет образовательными программами пока существенно ниже - не превышает 40%, хотя и существенно увеличился за последнее десятилетие (на 20 процентных пунктов).

Рисунок 3. Охват образовательными программами молодежи в возрасте 18 лет в ЕС-27, Норвегии, США и Турции, 1998-2008 годы, %

Среди стран ЕС-27 охват молодежи 18 лет образовательными программами всех уровней варьировался в 2008 году от 36,2% на Кипре до 95,4% в Швеции (рис. 4). Во всех странах, кроме Кипра, не менее половины молодых людей в возрасте 18 лет продолжали обучение, в том числе в 15 странах - более 80%, в 5 - более 90%.

По сравнению с 2000 годом, охват молодежи 18 лет образовательными программами всех уровней увеличился во всех странах ЕС, кроме Швеции, Бельгии, Франции, Греции и Великобритании. Наиболее значительный прирост доли учащихся среди 18-летних произошел в Болгарии (76,4% в 2008 году против 46,2% в 2000 году), Румынии (75,4% против 48,6%), Словакии (81,9% против 56,6% в 2001 году).

Рисунок 4. Охват образовательными программами молодежи в возрасте 18 лет по странам ЕС-27, 2000* и 2008 годы, %

* Словакия - 2001 год

Поскольку все большая часть молодежи продолжает обучение, получив обязательное среднее образование, ожидаемая продолжительность образования понемногу растет. Она рассчитывается путем сложения однолетних коэффициентов охвата образовательными программами для всех возрастов8 и показывает, сколько в среднем лет на протяжении всей жизни предстоит посвятить обучению при сохранении данных значений коэффициентов охвата образованием.

В 2008 году ожидаемая продолжительность образования всех уровней составила в целом по ЕС-27 17,3 года против 16,6 года в 1999 году (рис. 5). Подобная же тенденция складывается и в США, где она увеличилась с 16,4 года в 1998 году до 17,2 года в 2008 году. В скандинавских странах ожидаемая продолжительность образования выше (18,3 года в Норвегии). В Турции же, несмотря на быстрый рост, она пока не достигла 14 лет. В Японии она также ниже, чем в ЕС-27 и США, - в 2008 году она составляла 15 лет.

Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность образования в ЕС-27, Норвегии, США и Турции, 1998-2008 годы, лет

Среди стран ЕС-27 ожидаемая продолжительность образования составляла в 2008 году от 13,5 года на Мальте до 20,5 года в Финляндии (рис. 6). По сравнению с 2000 годом, ожидаемая продолжительность образования возросла во всех странах ЕС, кроме Великобритании, Швеции и Франции, особенно значительно - на 3 года - в Греции (18 лет в 2008 году против 15 лет 2000 году).

Рисунок 6. Ожидаемая продолжительность образования по странам ЕС-27*, 2000** и 2008 годы, лет

* Кипр и Люксембург - большая часть обучающихся по программам высшего образования обучаются за рубежом; Германия - без учета обучающихся по программам уровня 6
** Словакия - 2001 год

Ожидаемая продолжительность обучения по программам высшего образования составила в 2008 году в целом по ЕС-27 2,9 года, в США - 4,2, Норвегии - 3,4, Японии - 1,7, Турции - 2,1 года. Среди стран ЕС-27 значение данного показателя варьировалось от 1,6 года на Мальте до 4,5 года в Греции и Финляндии.


7 - Данный показатель рассчитывается как отношение числа детей, посещающих образовательные дошкольные учреждения (за исключением яслей одного дня, игровых групп, центров дневного пребывания, от персонала которых не требуется специальной педагогической подготовки), к общему числу детей данного возраста.
8 - Если, например, в возрасте 10 лет обучаются все, соответствующий коэффициент - слагаемое составит 1 год, если обучается только половина - то 0,5.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.