| Основные цели в области образования ЕС направлены на повышение качества, доступности и открытости сферы образования
|
| Охват детей и молодежи образовательными программами растет, ожидаемая продолжительность обучения увеличивается
|
| Доля молодежи 20-24 лет, получившей образование не ниже среднего, возросла до 78%, а доля молодых людей, преждевременно завершающих образование, снизилась до 15%
|
| В 2008 году 28% молодых людей в возрасте 20-24 года обучались по программам высшего образования, а в возрастной группе 30-34 года доля лиц с высшим образованием составила 31%
|
| Более высокий уровень образования снижает риск безработицы, повышает уровень доходов и продолжительность жизни
|
| Участие взрослых в обучении растет, но недостаточно – в 2008 году образовательными программами было охвачено менее 10% населения 25-64 лет
|
| См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Основные цели в области образования ЕС направлены на
повышение качества, доступности и открытости сферы образования
Общее и профессиональное образование молодых поколений,
а также продолжающееся обучение взрослых людей играют жизненно важную
роль в формировании социально-экономического контекста развития
общества. Возможности, созданные европейским сообществом для жизни,
обучения и работы граждан Европейского союза (ЕС), способствуют
межкультурному взаимопониманию, индивидуальному развитию и более
полной реализации экономического потенциала союза.
В марте 2000 года в Лиссабоне главы государств и правительств
стран-членов ЕС одобрили в качестве основной стратегической цели
союза до 2010 года создание наиболее конкурентоспособной и динамичной
экономики мира, основанной на высоких технологиях и наукоемких услугах,
способной обеспечить устойчивый экономический рост, лучшие рабочие
места и большее социальное единство. Год спустя Европейский совет
одобрил три основные цели до 2010 года: повышение качества, доступности
и открытости миру европейской системы образования и профессионального
обучения. Стратегии их достижения были конкретизированы в 13 целевых
направлениях. Еще год спустя была разработана детальная рабочая
программа в области образования и профессионального обучения до
2010 года, интегрировавшей в себе все предпринимавшиеся ранее действия
в этой сфере. Основными целевыми ориентирами на 2010 год были выбраны
следующие1:
- доля молодежи 15 лет, слабоуспевающей по грамотности чтения2,
должна быть снижена, по крайней мере, до 20%;
- доля молодежи, преждевременно завершающей образование (с уровнем
образования не выше 2 по Международной стандартной классификации
образования3), в среднем не должна превышать 10%;
- 85% молодых людей в возрасте 22 лет должны завершить полное
среднее образование (3-4 уровни);
- доля выпускников высших учебных заведений, подготовленных по
специальностям группы "Математика, наука и технологии"4,
должна возрасти до 15%, причем необходимо стремиться к снижению
гендерного дисбаланса (преобладания мужчин);
- коэффициент участия лиц в возрасте 25-64 лет в образовательных
программах необходимо повысить до 12,5%.
Несмотря на успехи, достигнутые в ряде стран ЕС в реформировании
системы образования и повышения квалификации взрослых людей, модернизации
высшего образования и развития инструментов, обеспечивающих качество,
прозрачность и мобильность участников сферы образования (учащихся
и преподавателей), большинство поставленных целей до 2010 года в
целом по ЕС достигнуты не будут5. В то время как задача повышения
доли выпускников высших учебных заведений, подготовленных по специальностям
группы "Математика, наука и технологии", была решена уже
в 2003 году, успехи в повышении охвата образовательными программами
детей дошкольного возраста и взрослых людей в возрасте 25 лет и
старше, а также в увеличении среди молодежи доли получивших полное
среднее образование были явно недостаточными, а доля молодежи, слабоуспевающей
по грамотности чтения, даже несколько снизилась.
Система образования и профессионального обучения, сложившаяся
в ЕС, вполне сопоставима по своим качественным характеристикам с
лучшими в мире, однако сравнение с другими странами Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)6 показывает, что
по некоторым направлениям в области общего школьного и высшего образования
она заметно отстает.
С учетом этого в мае 2009 года Европейским советом в
качестве стратегического направления европейского сотрудничества
в области образования и профессионального обучения была одобрена
новая программа до 2020 года. В качестве целевых ориентиров на 2020
год были выделены следующие:
- не менее 95% детей в возрасте от 4 лет до возраста начала обучения
по программам обязательного общего начального образования должны
быть охвачены программами дошкольного образования;
- доля молодежи 15 лет, слабоуспевающей по грамотности чтения,
математической и естественнонаучной грамотности, должна быть снижена,
по крайней мере, до 15%;
- доля молодежи, преждевременно завершающей образование (с уровнем
образования не выше 2) и профессиональное обучение, в среднем
не должна превышать 10%;
- доля лиц с высшим образование (уровни 5-6) в возрастной группе
30-34 года должна составлять не менее 40%;
- коэффициент участия в образовательных программах лиц в возрасте
25-64 года в среднем должен составлять не менее 15%.
Для обеспечения сопоставимости данных статистики образования
ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростат используют единый инструментарий. Источником
данных для оценки уровня образования отдельных групп населения и
обучения взрослых служат выборочные обследования домохозяйств, прежде
всего, Европейское обследование по проблемам занятости.
1 - Europe in figures / Eurostat yearbook 2010,
p.243. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-CD-10-220/EN/KS-CD-10-220-EN.PDF;
The Social Situation in the European Union 2009. Annual Report -
European Union, 2010, p. 235. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF
2 - Для оценки качества получаемых знаний разработана
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
ПИЗА (Programme for International Student Assessment, PISA), предусматривающая
проведение специальных обследований. Основной целью исследования
является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста
и ответ на ключевой вопрос: "Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?".
В соответствии с современными требованиями к оценке успешности образования,
исследование направлено не на определение уровня освоения школьных
программ, а на оценку способности учащихся применять полученные
в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, изучаются
факторы, позволяющие объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц
программы (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений
и учебного процесса).
Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное
внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех
направлений: "грамотность чтения", "математическая
грамотность" и "естественнонаучная грамотность".
3 - Для международных сопоставлений используется
Международная стандартная классификация образования 1997 года (ISCED
1997- см.: http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf
),
которая предусматривает выделение следующих уровней:
уровень 0 - доначальное (дошкольное) образование, начинается после
достижения ребенком возраста 3 лет;
уровень 1 - начальное образование (первый этап базового образования),
начинается с возраста 4-7 лет и продолжается, как правило, 5-6 лет;
обязательно во всех странах;
уровень 2 - первый этап среднего образования (второй этап базового
образования); завершение этого этапа обучения обычно совпадает с
завершением программы обязательного образования;
уровень 3 - второй этап среднего образования; необходимым условием
является завершение образовательных программ низшего уровня; начинается,
как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти
лет;
уровень 4 - послесреднее, невысшее образование (подготовка к обучению
по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на рынок);
уровень 5 - первый этап высшего образования (подготовка специалистов
с академической или профессиональной ориентацией)
уровень 6 - второй этап высшего образования (подготовка специалистов
высшей или "продвинутой" квалификации - Ph.D, doctorate).
4 - По Международной стандартной классификации образования
1997 года, области образования "Естественные науки, математика
и компьютерное дело" и "Инженерия, технологии и строительство"
- подробнее см. ниже в разделе 4.
5 - The Social Situation in the European Union 2009.
Annual Report - European Union, 2010, p. 236. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF
6 - Organization for Economic Co-Operation and Development.
Первоначально в эту организацию вошли следующие страны: Австрия,
Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия,
Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,
США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция (1960-1961 годы). Позже
к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия
(1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия,
Польша и Южная Корея (1996), а также Словакия (2000).
|