Rambler's Top100

№ 431 - 432
23 августа - 5 сентября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее

Мифы экономики: Ограничивать иммиграцию — в наших национальных интересах

Мифы экономики: Внутренняя миграция не имеет прямого отношения к экономическому развитию.

Социально-демографические риски долгосрочного развития российской экономики

Проблема языковой некомпетентности в условиях миграционных процессов

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Социально-демографические риски долгосрочного развития российской экономики

Е.Л. Пенухина
(Опубликовано в журнале "Проблемы прогнозирования", 2010, №2, с. 110-126)

В статье анализируются ключевые риски и угрозы долгосрочного экономического развития России, исходящие со стороны социальной сферы. Основное снимание уделяется проблемам развития и восполнения человеческого капитала и связанным с ними внешним социальным эффектам в сфере образования, состояния здоровья, трудовой миграции, пенсионного обеспечения.

Развитие человеческого капитала: образование

Построение в долгосрочной перспективе инновационной экономики ставит перед российским обществом задачу глубокой модернизации существующей системы образования. Будущий вектор развития образования и его модернизации определяется возможностью нахождения компромисса при разрешении следующих противоречий:

  • во-первых, между требованиями, предъявляемыми к образованию со стороны информационного общества, к которому движется Россия, и требованиями со стороны бизнеса;
  • во-вторых, между необходимостью обеспечения добросовестной конкуренции па рынке высшего образования и сложившейся на сегодня структурой образовательного рынка.

Кроме того, сложилось дополнительное противоречие между запросами информационного общества, с одной стороны, и консервативной группой интересов внутри образовательной системы с другой.

Требования информационного общества к образованию. Развитие российской экономики тесно связано с процессом постепенного перехода к информационному обществу. При этом труд в информационном обществе будет принципиально иным по своему содержанию, что обусловливает новые требования, предъявляемые к образованию (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие основных характеристик информационного общества и его требования к выпускникам образовательных учреждении

Характеристика информационного общества

Требования к выпускникам образовательных учреждений

Информатизация общества, рост значения информационных технологий

Умение работать в условиях постоянно растущего количества «информационного мусора», умение обрабатывать и анализировать большие массивы данных

Частая смена научных моделей и технологических платформ

Гибкость мышления и умение легко осваивать и совершенствовать практические компетенции, непрерывное образование

Особое значение науки и инноваций в создании национального продукта и социально-экономическом развитии страны

Раскрытие творческого потенциала, способность к творческому труду, умение нестереотипно, системно мыслить

Дефицит трудовых ресурсов, профессиональная мобильность трудовых ресурсов

Способность относительно быстро осваивать новые профессии (конвертируемость образования)

Ключевые производственные ресурсы экономики - знания, технологии и высокий уровень развития человеческого капитала

Высокая роль образования, научных исследований и инженерных школ как факторов конкурентного преимущества России в мировом сообществе

Быстрое устаревание специальных информации и знаний

Навыки самообразования и активного освоения компетенций; компетенции должны возрастать и темпе, опережающем темпы устаревания существующей технической информации

Значительное возрастание «плотности» решений и ускорение их частоты

Умение работать в условиях жесткого дефицита времени и принимать критические решения в условиях неопределенности

Возрастание роли сферы услуг, финансов, маркетинга, управления и научных исследований

Увеличение потребности в работниках умственного труда, обладающих соответствующей компетенцией

Будущие специалисты, чтобы соответствовать требованиям информационного общества, должны иметь следующие навыки:

  • умение работать с большими массивами информации;
  • осваивать и совершенствовать практический опыт, что крайне важно в условиях постоянно меняющихся технологических платформ и научных моделей;
  • умение нестереотипно мыслить;
  • способность к активному творческому труду;
  • умение оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия и эффективно работать в условиях дефицита времени.

Кроме того, быстрая смена технологических платформ приводит к ускоренному устареванию полученных знаний порождает необходимость непрерывного образования на протяжении всей активной трудовой жизни. Технологии непрерывного образования включают в себя: дистанционное обучение, организацию при институтах и предприятиях курсов повышения квалификации, проведение тренингов и семинаров.

В целом образование в информационном обществе должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности, способной к творческому труду и постоянному обучению и готовой к основным вызовам нового времени. Широту взглядов и духовное развитие человека должно обеспечить фундаментальное образование.

Требования бизнеса к образованию. Будущий специалист по окончании образования должен в первую очередь обладать определенным набором компетенций: базисных, профессиональных и коммуникативных.

Базисные компетенции включают в себя «сквозные» знания и умения, необходимые для работы: пользование ПК, работу с базами данных и общераспространенным программным обеспечением, владение иностранными языками (общей и профессиональной лексикой), знание законодательства и пр.

Профессиональные компетенции требуют конкретных практических знаний в определенной профессиональной области: знания технологических, экономических или социальных процессов; умения анализировать и прогнозировать их развитие; знания конкретных рынков; умение обращаться со специальным оборудованием и пр.

Коммуникативные компетенции подразумевают умение легко общаться с людьми, публично выступать, грамотно выражать свои мысли и пр.

Мри этом возникает конфликт подходов к образованию с точки зрения информационного общества и с точки зрения бизнеса.

Противоречие: «информационное общество - бизнес». Подход к образованию со стороны информационного общества подразумевает, что человек с фундаментальным образованием, устроившись на работу, сможет достаточно быстро приобрести необходимые компетенции. При этом широта взглядов и умение творчески мыслить позволят ему не только быть техническим исполнителем, по и реализовать свои интеллектуальный потенциал.

Бизнес в свою очередь полагает, что все три вида компетенции должны осваиваться на этапе получения образования, но окончании которого на работу принимается специалист, которого не требуется доучивать. Таким образом, бизнес выступает за практическую направленность образования. При таком подходе к образованию учебные заведения должны выпускать специалистов с готовым набором компетенций и квалификаций, умеющих действовать по готовым инструкциям и алгоритмам.

В рамках указанного противоречия возникает вопрос об источнике оплаты непрерывного образования. Для государства это может оказаться непосильной ношей, а бизнес, вероятно, не станет принимать в этом активное участие. Единственно возможный вариант - оплата за счет средств самого работника.

Данный конфликт обостряется парадоксом высоких технологий. Он заключается в том, что во многих производственных отраслях появление высоких технологий позволяет снизить необходимую для серийных производств квалификацию рабочих. Менее технологичные станки требуют более высокой квалификации рабочего, чем практически полностью автоматизированная конвейерная линия. Таким образом, в перспективе бизнесу нужны не столько высококвалифицированные и хорошо образованные кадры, сколько низкоквалифицированные рабочие, способные выполнять рутинные, монотонные операции. Однако наряду с увеличением числа низкоквалифицированных рабочих мест возрастает роль немногочисленных высококвалифицированных работников, обслуживающих и разрабатывающих высокотехнологичное оборудование.

Описанное противоречие существует на протяжении многих лет. Его полное разрешение, вероятно, невозможно, однако очевидно, что подход с точки зрения информационного общества имеет больше шансов на успех, так как он отвечает интересам не только общества в целом, но и самих субъектов образования - будущих работников. С точки зрения человека, получающего образование, важной характеристикой образовательного процесса является получение широкой специализации, что повышает для пего возможности профессиональной мобильности и будущего карьерного роста.

Среди возможных путей достижения компромисса между названными направлениями можно выделить несколько наиболее вероятных. К ним относятся:

  • широкое распространение организации для студентов низкооплачиваемых стажировок в крупных компаниях, позволяющих одновременно с получением фундаментального образования приобретать навыки практической деятельности;
  • хорошо скоординированный процесс внедрения в вузах прохождения практики на ранних курсах, в том числе по четырехлетним программам обучения. При этом предполагается, что наиболее талантливые студенты должны иметь возможность выбирать между производственной, педагогической и научно-исследовательской практикой;
  • организация в вузах базовых кафедр, дающих возможность студентам во время обучения познакомиться с потенциальными работодателями, узнать специфику их работы, получить практические навыки.

В серийном производстве вакансии низкоквалифицированных рабочих могут быть заполнены за счет трудовых мигрантов. Однако привлечение иностранной рабочей силы сопряжено со значительными трудностями в области их социализации и даже минимальной профессиональной подготовки.

Противоречие: «необходимость добросовестной конкуренции между вузами - сложившаяся структура рынка образовательных услуг». Сложившаяся в России структура рынка образовательных услуг характеризуется рядом негативных особенностей, препятствующих добросовестной конкуренции между вузами, в том числе:

  • заменой в ряде вузов стандартных компетенций на узкоспециальные («экономика лифтового хозяйства»), зачастую не привлекательные для предполагаемых работодателем, что делает невозможным сравнение вузов между собой в силу их несопоставимости;
  • нестандартизованностью образовательных программ, что обусловливает несопоставимость не только вузов, но даже выпускников с одинаковой специализацией;
  • большим количеством псевдовузов, предоставляющих некачественное и неконкурентное образование, не востребованное на рынке квалифицированных специалистов.

При этом формирование конкурентного рынка образовательных услуг является одним из важнейших условий повышения эффективности их работы и общей модернизации системы образования.

Это противоречие может быть разрешено с помощью введения единых стандартов для образовательных программ, что создаст необходимые условия для честной конкуренции между вузами.

Противоречие: «информационное общество - групп и интересов внутри образовательной системы». В основе этого противоречия лежит инерционность существующей системы образования.

Информационное общество по мере развития вырабатывает новые требования к системе образования. Основное из них - предоставление выпускникам широкого набора компетенций для работы в новых условиях. Реализация указанных требований вызывает необходимость крупномасштабной модернизации российского образования, изменения образовательных программ, проведения аттестации и переподготовки преподавательских кадров и пр.

Однако импульс к обновлению системы образования погашается внутри системы, сталкиваясь с интересами группы, отстаивающей сохранение существующей структуры высшего образования. Возникшее противостояние интересов обусловлено отсутствием системы финансового стимулирования повышения эффективности работы вузов.

Инерционность существующей образовательной системы можно преодолеть посредством создания условий для добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, которая будет стимулировать стремление вузов к эффективности и учету интересов своих выпускников при формировании образовательных программ.

Изменение существующей системы финансирования вузов также может создать стимулы для конкуренции, что позволит преодолеть инерционность образовательной системы.

Дополнительным шагом на пути к соответствию выпускников вузов требованиям информационного общества может стать пересмотр государственных стандартов высшего профессионального образования.

Проблема здоровья населения

Один из наиболее значимых факторов, ограничивающих возможности экономического развития России в долгосрочной перспективе - общее ухудшение здоровья населения.

Общая характеристика системы здравоохранения. В настоящее время в сфере здравоохранения сохраняется напряженная ситуация.

С одной стороны, в результате повышения внимания к здоровью населения со стороны государства в последние годы произошли заметные улучшения: удалось существенно сократить уровень заболеваемости и смертности от большинства видов заболеваний, несколько увеличилась общая продолжительность жизни.

С другой - на сегодняшний день Россия практически но всем показателям, характеризующим здоровье населения, значительно отстает от развитых и даже многих развивающихся стран. Существует множество нерешенных проблем в области материально-технического оснащения медицинских учреждении, старения кадров, ослабления охвата населения профилактическими мероприятиями, снижения качества оказания услуг первичной медицинской помощи и пр.

Решение указанных проблем требует консолидации значительного количества финансовых ресурсов. Однако, по данным ВОЗ, в настоящее время в России уровень расходов на здравоохранение как государственных, так и частных значительно отстает от уровня в развитых странах (рис. 1).

Рисунок 1. Расходы на здравоохранение и 2006 г. по странам

Как показывают международные сравнения, недостаточное финансирование здравоохранения крайне негативно влияет на ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) населения (рис. 2). В странах, где здоровью населения уделяется достаточно внимания и средств, наблюдается высокая ОПЖ. В то же время в странах с низким уровнем финансирования здравоохранения, в том числе в России, ОПЖ находится на несопоставимо более низком уровне вследствие высокого уровня заболеваемости и смертности населения.

Рисунок 2. Совокупные подушевые расходы на здравоохранение и ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) мужчин по странам мира в 2006 г.

Низкая ОПЖ в России, во многом обусловленная высоким уровнем смертности мужчин в трудоспособном возрасте, является тревожным симптомом, отражающим неудовлетворительное состояние здоровья населения.

В дальнейшем возможно усугубление сложившейся ситуации. Наиболее высокие риски вероятного ухудшения здоровья населения обусловлены несколькими основными трендами: ростом алкоголизма, наркоманией и рядом социально значимых заболеваний. Если не предпринять эффективных мер по перелому указанных трендов, то в ближайшем будущем Россия может столкнуться с жесткими ограничениями возможностей долгосрочного развития, связанных с резким ухудшением качества человеческого капитала при одновременном его сокращении.

Гост алкоголизма. В России одним из наиболее тревожных факторов, представляющих опасность для здоровья населения, являемся чрезмерное потребление алкоголя. В последние годы проявилась опасная тенденция увеличения объемов потребления алкогольных напитков среди российского населения1 (рис. 3).

Рисунок 3. Потребление всех видов алкогольных напитков на душу населения старше 15 лет

Источник: Рассчитано по данным Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008. Стат. сб. М: Росстат, 2008. Российский статистический ежегодник. М: Росстат, 2008

В целом официально регистрируемый уровень потребления алкоголя в России ниже, чем в некоторых развитых европейских странах. Однако если учесть высокий уровень продажи нелегального алкоголя, а также отличную от распространенной в большинстве европейских стран модель потребления спиртных напитков, то рост алкоголизации населения становится фактором деструктивного воздействия на экономическое и социальное развитие страны. В России потребление алкоголя на душу населения в среднем ниже, чем в европейских странах, однако распространенная практика потребления преимущественно крепких алкогольных напитков, наиболее губительно воздействующих па здоровье населения, приводит к серьезным социально- экономическим и демографическим последствиям.

Российский модель потребления алкоголя. В научной литературе, как правило, выделяются две основные модели потребления алкоголя2.

Южная модель - частое употребление некрепких алкогольных напитков, преимущественно вина или пива, в достаточно небольших количествах. Согласно этой модели, процесс употребления алкоголя интегрирован в повседневную жизнь и не создаст особых социальных проблем или напряженности. Такая модель характерна в основном для южных стран, производящих вино (Франция, Испания, Греция и пр.).

Северная модель - относительно редкое употребление спиртного, в основном крепкого, сопровождающееся тяжелым отравлением организма и агрессивным антиобщественным поведением. К странам с северной моделью потребления алкоголя обычно относят скандинавские страны, Польшу, прибалтийские страны, Украину, Белоруссию и Россию.

Как показывает практика, определенные усилия со стороны государства могут переломить тенденцию преимущественного потребления крепких алкогольных напитков и позволит перейти к относительно безопасному потреблению пива и вина, что снизит напряженность алкогольной ситуации и смертность от алкоголя.

В России попытки вытеснения крепких напитков более слабыми дали непредвиденный эффект. Как показывают исследования, в России увеличение употребления легких алкогольных напитков не замещает, а дополняет потребление крепкого алкоголя. Данный эффект вызван отсутствием эффективных государственных мер по ограничению доступности крепких алкогольных напитков.

В результате ряда мер по ужесточению регулирования алкогольного рынка, а также общего повышения качества жизни населения и роста доходов в 2006-2007 гг. произошло заметное сокращение смертности от алкоголя3 (рис. 4).

Рисунок 4. Умершие на 100000 населения от причин, связанных с потреблением алкоголя

Однако, несмотря на некоторое улучшение ситуации, она по-прежнему сохраняется на аномально высоком уровне. За 2007 г. только по причинам, непосредственно связанным с употреблением алкоголя, умерли более 75 тыс. чел.4 Кроме того, употребление алкоголя вносит значительный «вклад» в высокую смертность от внешних причин: убийств, самоубийств, ДТП, травматизма, несчастных случаев и т.д.

Помимо высокой смертности, обусловленной потреблением алкоголя, особую опасность для России представляет широкое распространение алкоголизма, ведущее к маргинализации значительной части населения и выключению их из нормальной жизни. Только но официальным данным, в 2006 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизма и алкогольных психозов состояло более 2,1 млн. чел. Однако реальная численность населения, страдающего от алкогольной зависимости, намного выше.

Необходимы кардинальные меры по борьбе с алкоголизмом, ужесточению регулирования алкогольного рынка, иначе дальнейший рост потребления алкоголя способен привести к существенному ухудшению здоровья нации, снижению общей производительности труда и преждевременному выбытию значительной части населения из состава трудовых ресурсов, а также к катастрофическим социальным последствиям.

Рост наркомании. Распространение наркомании в России остается наряду с алкоголизмом одной из главных и наиболее острых социальных проблем. По данным официальной статистики, рост наркомании в стране в последние годы заметно замедлился, между тем в 2006 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом «наркомания» состояли более 350 тыс. чел. По оценкам Международного комитета но контролю над наркотиками, в России численность людей, употребляющих наркотики, составляет 6 млн. чел., из которых более 1,9 млн. подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.

Употребление наркотиков ведет не только к физической и социальной деградации личности, но и к крайне негативным социально-экономическим последствиям для общества. Среди них наиболее значимы:

  • рост уровня смертности среди молодежи и средних возрастных групп, усиление демографических дисбалансов;
  • повышение уровня преступности, увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений;
  • распространение широкого спектра сопутствующих заболеваний: гепатит В и С, туберкулез, ВИЧ, что требует значительного увеличения расходов на здравоохранение;
  • снижение интеллектуального и трудового потенциалов страны, сокращение численности и ухудшение качества трудовых ресурсов.

В будущем сохраняется потенциальная опасность быстрого роста наркомании в России. Этому может способствовать ряд факторов:

  • сохранение (расширение) застойной бедности;
  • усиление негативных социально-экономических процессов в сопредельных странах Центральной Азии;
  • неконтролируемая миграция в Россию из стран Центральной Азии;
  • активизация транзитного наркотрафика через территорию России из стран Центральной Азии, в том числе из Афганистана, в США и Европу.

Широкое распространение социально-значимых заболевании. По данным Министерства здравоохранения, в России с каждым годом усиливается напряженность эпидемиологической ситуации. Социальная и экономическая нестабильность, возросшая в период кризиса, способна вызвать значительный рост числа социально значимых заболеваний. Наибольшую угрозу здоровью населения представляет распространение ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

В последние годы в России происходило стремительное нарастание эпидемии ВИЧ, способное в перспективе оказать значительное негативное воздействие на социальную сферу, демографическую ситуацию и экономику страны в целом. По данным ВОЗ, относительные показатели численности ВИЧ-инфицированных (рис. 5), заболеваемости ВИЧ и смертности от СПИДа в России намного превышают показатели в развитых странах5. За 2001-2007 гг. доля ВИЧ-инфицированных среди взрослого населения России возросла с 0,5 до 1,1%6. При этом число смертей от СПИДа за указанный период увеличилось более чем в 20 раз - с 1900 случаев в 2001 г. до 40000 в 2007 г.

Рисунок 5. Численность ВИЧ-инфицированных на 100000 населения старше 15 лет к 2005 г.

Основным путем передачи ВИЧ-инфекции в России является употребление инъекционных наркотиков - на них приходится 62% случаев заболевания ВИЧ, по которым имеется информация. Таким образом, меры по противодействию распространению эпидемии ВИЧ должны быть тесно связаны с мерами но борьбе с наркома/шеи.

Наибольшая опасность эпидемии ВИЧ связана с се распространением преимущественно среди молодежи (по оценке ЮНИСЕФ, более 80% ВИЧ-инфицированных приходится на население в возрасте от 15 до 30 лет), что уже в ближайшем будущем может отразиться на демографической структуре населения и соответственно на численности трудовых ресурсов. Широкое распространение среди женщин детородного возраста (43% новых случаев заболевания приходится на женщин) сопровождается увеличением числа инфицированных детей, что в еще большей степени подрывает основы долгосрочного развития страны.

К числу главных причин широкого распространения ВИЧ в России можно отнести, прежде всего, слабый охват профилактическими мероприятиями населения, относящегося к основным группам риска. Кроме того, значимым фактором высокого уровня заболеваемости ВИЧ является низкий уровень просвещенности населения по вопросам профилактики и передачи ВИЧ-инфекции. Если не будут приняты эффективные меры по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, направленные, прежде всего, на профилактику заболевания и расширение доступа к антирстровирусному лечению7, то возможен взрывной рост численности ВИЧ-инфицированных, способный привести к серьезным социально-экономическим последствиям.

По данным ВОЗ, на сегодняшний день в России также сложилась крайне напряженная ситуация, связанная с распространением туберкулеза8 (рис. 6). Показатели заболеваемости и смертности но причине данного заболевания в России в 5-10 раз превышают аналогичные показатели в европейских странах. Только в 2006 г. число заболевших туберкулезом в России составило примерно 150 тыс. чел., умерших от туберкулеза - 25 тыс. чел.

Рисунок 6. Численность заболевших туберкулезом на 100000 населения в 2006 г.

В целом можно выделить несколько основных групп риска распространения туберкулеза в России, создающих угрозу безопасности общества, в особенности населения в трудоспособном возрасте. В 2006 г. на долю возрастных групп 18-54 лет пришлось 80,5% новых случаев заболевания активным туберкулезом.

О группах риски распространения туберкулеза. В России риски заражения туберкулезом внутри страны распределены краппе неравномерно.

Главным источником распространения заболевания являются заключенные исправительных учреждении. Неудовлетворительные условия содержания в российских тюрьмах способствуют росту заболеваемости и смертности от туберкулеза, постоянно увеличивается численность заключенных с устойчивыми формами туберкулеза9 и положительным ВИЧ-статусом.

Второй группой риска являются трудовые мигранты. На сегодняшний день не существует закона, обязывающего всех мигрантов проходить медицинское обследование на наличие туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний. Работодатели также часто не предоставляют рабочим возможностей для прохождения медицинского осмотра. Отсутствие медицинского контроля одновременно с неудовлетворительными условиями проживания трудовых мигрантов создают условия для дальнейшего распространения туберкулеза.

Третьей группой являются малообеспеченные слон населения, имеющие наибольший риск заболевания туберкулезом. Отсутствие социальной поддержки больных туберкулезом, перебои с лекарственным обеспечением и слабый охват населения профилактическими мероприятиями создают высокие риски дальнейшего распространения инфекции.

Особого внимания заслуживает проблема роста заболеваемости туберкулезом среди ВИЧ-инфицированных. ВИЧ-инфекция ускоряет развитие активного туберкулеза и тем самым повышает скорость распространения заболевания.

Мировой экономический кризис, сопровождающийся падением реальных доходов населения и ухудшением качества жизни, способен усугубить современную ситуацию с заболеваемостью туберкулезом. По прогнозам Роснотрсбнадзора, возможен рост заболеваемости и смертности от туберкулеза, увеличение числа больных туберкулезом с МЛУ и больных с положительным ВИЧ-статусом. При недостаточном финансировании противотуберкулезных мероприятий уже и ближайшие несколько лет ситуация может выйти из-под контроля.

В долгосрочной перспективе увеличение численности больных ВИЧ и туберкулезом несет в себе значительные риски для внутреннего развития страны. К числу возможных социально-экономических последствий распространения данных заболеваний можно отнести:

  • снижение ОПЖ и увеличение смертности населения, преимущественно в трудоспособном возрасте;
  • сокращение численности трудовых ресурсов и снижение производительности труда, что повлечет за собой замедление темпов экономического роста;
  • усиление дифференциации населения но доходам, распространение бедности и обострение социальных конфликтов в обществе; резкое увеличение расходов па здравоохранение.

В результате воздействия перечисленных негативных трендов на состояние здоровья населения будут сокращаться потенциальные трудовые ресурсы, причем темпами, опережающими общее сокращение населения. Деградация трудовых ресурсов может стать значительным ограничителем долгосрочного развития российской экономики. Преломление сложившихся негативных трендов возможно при условии реализации эффективных комплексных мер по поддержке сферы здравоохранения. При этом вектор развития российского здравоохранения будет определяться следующими ключевыми факторами:

  • внедрением современных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний;
  • проведением эффективной государственной политики, направленной на снижение скорости распространения алкоголизма, наркомании, и социально-значимых заболеваний, особенно ВИЧ и туберкулеза;
  • увеличением объемов финансирования здравоохранения за счет как государственных, так и частных средств;
  • качественным изменением системы здравоохранения, которое позволит эффективно противостоять важнейшим вызовам времени.

Реализация указанных факторов позволит преодолеть значительную часть негативных трендов в области здравоохранения и постепенно достигнуть но основным показателям здоровья населения уровня развитых стран.

Миграции как ресурс развития и социально-экономическая проблема

Необходимость привлечения трудовых мигрантов. На фоне происходящих в России процессов - демографического кризиса и деградации собственных трудовых ресурсов - возникает острая необходимость в привлечении иностранных трудовых мигрантов10.

Процесс естественной убыли населения России начался с середины 1990-х годов. Однако до 2006 г. при снижении общей численности населения происходило значительное увеличение его трудоспособной части (рис. 7), обусловленное сложившейся в тот период демографической структурой населения. С 2006 г. начался период ее быстрого сокращения. В 2006-2008 гг. убыль трудоспособного населения была не очень значительной, однако уже в ближайшем будущем интенсивность этого процесса начнет постоянно возрастать.

В период экономического кризиса на фоне общего снижения занятости сокращение численности населения в трудоспособном возрасте не окажет существенного влияния на экономику. Однако после выхода России из кризиса особенно актуальным станет вопрос о дефиците трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения приемлемых темпов экономического роста. Дополнительными факторами, обостряющими ситуацию на рынке труда станут снижение образовательного уровня и деградация части трудовых ресурсов под влиянием негативных социально- экономических трендов.

Дефицит трудовых ресурсов может быть частично компенсирован внедрением трудосберегающих технологий и выносом производства в страны с избыточной и более дешевой рабочей силой. Но возможности данного пути существенно ограничены, так как требуют для их реализации не только значительных финансовых вложений, но и длительного времени.

Основным источником пополнения дефицитных трудовых ресурсов страны, вероятно, станет привлечение трудовых мигрантов. Целенаправленная эффективная миграционная политика государства способна не только привлечь дополнительные ресурсы на рынок труда, но и обеспечить:

  • сглаживание демографических дисбалансов; поддержание стабильности пенсионной системы за счет снижения демографической нагрузки на коренное население;
  • сокращение региональных диспропорций развития за счет привлечения трудовых мигрантов в малонаселенные, трудодефицитные регионы России.

Текущий ситуация а миграционной сфере. Последние годы в России наблюдалось значительное увеличение официального потока мигрантов (рис. 8), большую часть которого составляют временные трудовые мигранты из стран СНГ.

Постоянно увеличивающаяся численность мигрантов практически полностью сконцентрирована всего в нескольких отраслях экономки (строительной, торговой, транспортной), где на них приходится 72,1% всех официально работающих мигрантов (рис.9)11.

Рисунок 8. Численность прибывших в Россию мигрантов, в том числе из СНГ

Рисунок 9. Распределение численности трудовых мигрантов но видам экономической деятельности в 2006 г.

Характерной чертой миграционных процессов в России является крайне высокая доля нелегальных мигрантов. По различным экспертным оценкам, реальная численность трудовых мигрантов сегодня составляет от 5 до 12 млн. чел. (по данным официальной статистики - немногим более 1 млн. чел.). Преобладание нелегальных мигрантов несет в себе угрозу криминализации миграционной сферы и формирования в обществе негативного отношения к приезжим.

В 2007 г. произошли существенные изменения в миграционной политике России в направлении:

  • легализации трудовых мигрантов из стран CНГ;
  • стимулирования притока в страну мигрантов для сглаживания существующих диспропорций па рынке труда;
  • создания эффективных механизмов регулирования рынка труда.

Главным образом, изменения затронули порядок регистрации и правила трудоустройства иностранных граждан (табл. 2).

Таблица 2. Изменения в миграционной политике и ожидаемые последствия

Изменения в миграционной политике

Ожидаемые положительные эффекты

Возможные риски

Упрощение процедуры регистрации, замена разрешительной регистрации по месту жительства на уведомительную peгистрацию по месту пребывания.

Повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов. Устранение предпосылок криминализации милиции на миграционной почве.

Ослабление контроля государства за миграционным потоком.

Изменение порядка трудоустройства мигрантов: выдача разрешения на работу лично мигранту (в виде трудовой карты), а не работодателю.

Создание условий для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы. Ликвидация возможностей для трудовой эксплуатации мигрантов.

 

Установление квот на разрешения на работу в зависимости от профессии, специальности и квалификации мигрантов, а также в зависимости or принимающего региона.

Осуществление эффективного государственного контроля над миграционными процессами. Соответствие миграционного потока потребностям рынка труда.

Процедура расчета квот в условиях быстро меняющегося российского рынка труда является крайне сложной процедурой. ФМС не имеет возможности проверять достоверность сведений о специальности мигрантов.

Нераспространение квот на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности.

Стимулирование притока в страну квалифицированной рабочей силы.

Вытеснение российских квалифицированных кадров с рынка за счет более низких требований по заработной плате и условиям труда

В перспективе реализация новой миграционной политики должна привести к созданию цивилизованных механизмов привлечения в страну иностранных трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов, и к легализации миграционной сферы.

Возможные риски масштабного привлечения мигрантов. Масштабное привлечение иностранной рабочей силы на российский рынок труда способно решить проблему дефицита трудовых ресурсов, однако сопряжено с существенными рисками.

Высокая доля нелегальной иммиграции, характерная для России, свидетельствует о слабом контроле государства над миграционными процессами и является угрозой национальной безопасности страны.

Увеличение нелегальной миграции является постоянным источником ухудшения криминогенной обстановки, кроме того, содействует формированию теневых сегментов экономики, контролируемых мигрантами.

Рост миграционной открытости может привести к отказу от инвестирования в собственный человеческий капитал и переходу к политике повышения конкурентоспособности за счет снижения затрат на оплату труда.

Увеличение в российской экономике занятых иностранных мигрантов может привести к снижению реальной заработной платы и вытеснению отечественных квалифицированных кадров с рынка труда.

Увеличение масштаба миграционных процессов может усилить социальную напряженность в обществе, в связи с чем необходимо внедрение механизмов социальной адаптации мигрантов.

О механизмах социальной адаптации мигрантов. Повышение миграционной открытости России требует создания эффективных механизмов социальной адаптации мигрантов.

Необходима разработка эффективной стратегии расселения мигрантов, вызванная встречающимся у мигрантов стремлением к компактному поселению по этническому принципу. Образуя своего рода анклавы, такое расселение формирует мощные очаги социальной напряженности, не отвечает интересам местных жителей и затрудняет интеграцию мигрантов в местное сообщество. Стратегия должна быть направлена на создание условий для рассредоточенного поселения мигрантов. Кроме того, возможно создание специальных условий, побуждающих мигрантов селиться в местах, где в них существует реальная потребность.

Для успешной адаптации мигрантов среди местного населения необходимо создание специальных центров обучения для иностранных граждан, где они смогут изучать русский язык, знакомиться с культурой и традициями коренного населения.

Особые усилия по адаптации мигрантов следует сконцентрировать в сфере образования. Для обучения детей иностранных мигрантов необходимо создание школ с этнокультурным компонентом образования, центров дополнительного образования и «школ русского языка».

Мигранты являются наименее информированной, следовательно, самой уязвимой частью рабочей силы. Расширение доступа к информации о социальных правах и ситуации на рынке труда позволит обеспечить социальную безопасность трудовых мигрантов.

Пенсионная проблема и риск долгосрочной дестабилизации бюджетной системы

В долгосрочной перспективе одним из ключевых рисков развития российской экономики может стать обострение пенсионной проблемы, способной привести к дестабилизации бюджетной системы.

Постепенное увеличение продолжительности жизни и начавшийся в России процесс старения населения имеют своим следствием увеличение численности пенсионеров. К 2025 г. по сравнению с 2008 г. численность пенсионеров возрастет почти на 10 млн. чел. При этом численность населения в трудоспособном возрасте за аналогичный период сократится почти на 13 млн. чел. (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика численности занятых в экономике

Таким образом, в долгосрочной перспективе разрыв между численностью трудоспособного населения и пенсионеров будет постоянно сокращаться. Это приведет к значительному увеличению нагрузки на работающее население, финансирующее выплату страховой части пенсий.

Если также учесть запланированное правительством повышение до 40% коэффициента замещения заработной платы пенсиями, то при отсутствии ресурсов для увеличения занятости и при сохранении пенсионной системы в се современном виде, очевидно, что повышение реального размера пенсий будет происходить за счет бюджетной системы.

Под влиянием описанных процессов устойчивый дефицит пенсионной системы уже в ближайшее время начнет отвлекать значительную часть бюджетных средств. При этом проблема состоит в том, что постоянно расширяющийся трансферт в Пенсионный фонд будет значительно сокращать возможности поддержания высокого уровня расходов по другим направлениям (инвестиции, поддержка фундаментальных исследований, образования и здравоохранения) и повышать конкуренцию между бюджетными программами. В долгосрочной перспективе разбалансированность пенсионной системы влечет за собой значительный риск дестабилизации всей бюджетной системы.

Отмена ECН и повышение ставок взносов на социальное страхование. В настоящее время принят закон об отмене с 2010 г. единого социального налога (ЕСН) и возвращении к системе взносов на социальное страхование. При этом с 2011 г. размер взносов на социальное страхование будет повышен.

Можно выделить как положительные, так и отрицательные эффекты возврата к системе страховых взносов. Среди положительных эффектов отмены ЕСН можно выделить:

  • повышение самостоятельности пенсионной системы, снижение ее зависимости от федерального бюджета;
  • переход от системы социального обеспечения, практикующей финансирование выплат пенсий за счет налоговых поступлений, к системе реального социального страхования, т.е. финансирования за счет взносов тех, для кого страховой случай пока не наступил;
  • снижение административной нагрузки на Федеральную налоговую службу.

Одновременно имеет место и ряд отрицательных эффектов. Из них наиболее значимы:

  • ликвидация регрессивной шкалы, которая приведет к отмене принципа солидарности в обществе и росту дифференциации доходов;
  • усложнение процедуры уплаты взносов для предприятий, увеличение количества проверок.

Повышение ставок страховых взносов с 2011 г. также будет иметь неоднозначные последствия.

С одной стороны, произойдет резкое увеличение налоговой нагрузки на предприятия, что в условиях кризисной экономики может значительно ухудшить их материальное состояние. Кроме того, повышение налоговой нагрузки на фонд заработной платы приведет к «уходу» части заработной платы «в тень» и соответственно снижению уровня собираемости взносов но сравнению с ECН.

С другой - столь сильное повышение ставок взносов в Пенсионный фонд поможет сократить дефицит пенсионной системы и смягчить остроту пенсионной проблемы. Однако в долгосрочной перспективе для се окончательного решения простого повышения ставок может оказаться недостаточно, и потребуются дополнительные меры но стабилизации пенсионной системы.

Возможные дополнительные меры для решения пенсионной проблемы. Для решения пенсионной проблемы наряду с повышением ставок страховых взносов необходимо принятие ряда непопулярных, однако необходимых мер. Повышение размера страховых пенсионных взносов позволяет на достаточно длительный срок отложить решение пенсионной проблемы и даст возможность реализовывать дополнительные меры постепенно, не вызывая резкой негативной реакции среди населения.

Среди возможных мероприятий, способных дополнить повышение ставок взносов можно назвать:

  • экономическое стимулирование занятости среди населения старше трудоспособного возраста;
  • увеличение возраста выхода на пенсию для поколений, срок выхода для которых наступит через 10-15 лет;
  • установление льготных ставок страховых взносов для запятых в пенсионных и предпенсионных возрастах, что позволит уменьшить возрастную дискриминацию при приеме на работу и создаст для предприятий экономические стимулы для приема на работу людей пенсионного возраста;
  • увеличение притока мигрантов, что, как и рост занятости среди пенсионеров, поможет снизить нагрузку на работающее население.

1 Харченко В.И., Кошкина Е.А.. Вирин М.М., Ундрицов Н.М., Потневский Б.Г. Показатели потребления алкоголя в России в сравнении с другими странами // Проблемы прогнозирования. 2005. №1.
2 Горячева Н.В. Модель потребления алкоголя в России //Социологический журнал. 2003. №4
3 Демографический ежегодник России 2008. М: Росстат 2008.
4 Включая смерти, от хронического алкоголизма, алкогольных психозов, алкогольной болезни печени, случайных отравлений алкоголем, алкогольной кардиомиопатии. дегенерации нервной системы, вызванной алкоголем, хронического панкреатита алкогольной этиологии.
5 Доклад о глобальной эпидемии СПИДа 2008. ЮНЭПДС.
6 В абсолютных показателях в 2001 г. численность ВИЧ-инфицированных среди взрослого населения составляла 390 тыс. чел., в 2007 г. численность возросла до 940 тыс. чел. (по оценкам ЮНЭЙДС - Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу).
7 Лечение антиретровирусными препаратами позволяет снизить содержание вирусов в крови, тем самым увеличивая продолжительность и качество жизни ВИЧ-инфицированного человека, а также уменьшает риски передачи заболевания.
8 Global Tuberculosis Control. WHO report. 2004.
9 Множественная лекарственная устойчивость (МЛУ) может возникнуть при прерывании или плохом лечении обычного туберкулеза, а также при контакте с больным туберкулезом с МЛУ. Лечение МЛУ является крайне сложным и дорогостоящим, а его распространение влечет за собой значительное увеличение /исходов на здравоохранение.
10 Миграция и социально-экономическое развитие стран региона балтийского моря: Материалы междунар. конф. Светлогорск. 5-7 нюня 2008 г. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. 2008.
11 Труд и занятость в России. 2007. М.: Росстат. 2007.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.